Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

     У различных народов и религий существуют разные представления о том, какой день считать священным. У мусульман священный день – пятница. Большинство христиан собираются в храмах по воскресеньям, а субботний покой считается исключительно еврейским обычаем. Какой же день все-таки является истинным днем Господним? Определяется ли этот день культурной традицией того или другого народа? И вообще, нужно ли отделять какой-то день недели специально для поклонения Богу?

     Суббота – святой день от сотворения мира

     Заповедь о субботе, как дне Господнем – это одна из заповедей Закона Божьего, данного всему человечеству. Господь установил заповедь о субботе сразу после сотворения мира, то есть, в самом начале человеческой истории, когда еще не было разных рас и народностей, когда на Земле жили только два человека: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2,3).

     Заповедь о субботнем дне устно передавалась из поколения в поколения среди верных Богу людей. Это подтверждается тем, что еще до провозглашения на Синае народ израильский был хорошо осведомлен относительно заповеди о святом дне Господнем. После выхода израильтян из Египта Господь посылал им в пустыне манну небесную, причем в пятницу посылал двойную меру, чтобы народ мог запасти пропитание на субботу, а в субботу манна не выпадала совсем. В этот день народ должен был по заповеди покоиться и не заниматься будничными делами. «Сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра… Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать - и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх. 16:23,27,28). Эти слова Бога были сказаны за несколько недель до того, как с Синая был провозглашен Закон. Значит, народ израильский до провозглашения на Синае был знаком с законами Бога, в том числе и заповедью о святом дне Господнем. В нарушении именно этой заповеди укоряет их Господь.

 Джеймс Тиссо. Собирание манны.
Джеймс Тиссо. Собирание манны.

     Господь, провозглашая Свой Закон на Синае, словами «помни день субботний» представляет заповедь о субботе как знакомое евреям постановление: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

     Заповедь о субботе была установлена от дней творения, более чем за две тысячи лет до появления Авраама, прародителя еврейского народа. В Библии нет ни одного указания, что суббота – установление исключительно еврейское. Установленный Творцом день покоя в Библии называется «святая суббота Господня» (Исх. 16:23); «суббота Господу Богу» (Исх. 20:10). В этих текстах суббота названа днем Господним. Это свидетельствует о том, что заповедь о субботе – Божественное установление и принадлежит Господу. Этот еженедельный праздник не ограничен каким-то историческим периодом и не имеет никакой национальной окраски. Заповедь о субботе дана всему человечеству и на все времена.

     Изменил ли Христос день поклонения?

     Популярна точка зрения, что Христос отменил заповедь о субботе, а день Господень был перенесен на воскресенье, первый день недели, который необходимо чтить в память о воскресении Христа.

 

     Как на самом деле Иисус Христос относился к субботе? Что говорит об этом Евангелие? Евангелие от Матфея: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мф. 12:1,2). Некоторые приводят эти тексты, как доказательство того, что Христос упразднил святость субботы. Но давайте прочтем дальше: «Он же сказал им: …Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: “милости хочу, а не жертвы”, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:3-8).

     Что значит господство Христа над субботой? Любой закон нуждается в истолковании, поэтому Христос, как «истинный Бог» (1 Ин. 5:20), этими словами указывает на Свою власть истолковывать истинное значение четвертой заповеди.

     Дело в том, что иудейские учителя Закона создали целое нагромождение правил о субботе, превратив соблюдение субботнего покоя в тяжелое бремя. Заповедь о субботе гласит: «…не делай в оный никакого дела» (Исх.20:10). Толкователи закона пытались объяснить, что именно запрещено делать в субботу. Для этого они установили 39 действий, запрещенных в этот день. Например, нельзя было жать, веять, молотить зерно и готовить пищу. По мнению учителей закона, Иисус и Его ученики, срывая колосья, трудились как жнецы. А когда ученики отделяли мякину от зерна и разминали зерна, чтобы употребить их в пищу, их действия приравнивались к молотьбе зерна и приготовлению пищи.

     Христос пренебрег не заповедью о субботе, а бессмысленными человеческими предписаниями. Он говорит: «…тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9). В ответ на обвинения Христос разъясняет подлинное значение субботнего покоя. Он приводит в пример ветхозаветных священников, которые трудились в субботу в храме, совершая ритуальное служение: разводили огонь, забивали жертвенных животных и сжигали их на жертвеннике. Жертвоприношения совершались ежедневно, а в субботу приносили вдвое больше жертв, поэтому объем работы удваивался. Однако священники были невиновны, потому что служили духовным нуждам людей. Священники не только не нарушали заповеди, но, наоборот, выполняли свое предназначение.

     Христос заявляет: «…здесь Тот, Кто больше храма» (Мф. 12:6). Обряды храмового служения символически указывали на Агнца Божьего, а Христос был и истинной Жертвой, и истинным Первосвященником. Христос приравнивает Свое служение и служение Своих учеников к служению священников. Ученики Христа – это новое священство, и в субботу они выполняют служение «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Следовательно, они невиновны в нарушении субботы, потому что в этот день они совершают служение нуждающимся грешникам.

 Джеймс Тиссо. Исцеление сгорбленной женщины. 1886-1894
Джеймс Тиссо. Исцеление сгорбленной женщины. 1886-1894

     Ничего удивительного нет, что именно в субботу Иисус исцелял больных. В Евангелиях есть, по крайней мере, семь эпизодов, когда Христос исцеляет в субботу, показывая, что именно таким образом принцип любви воплощен в четвертой заповеди. В одну из суббот Христос исцелил сгорбленную женщину. Начальник синагоги возмутился, увидев это, по его мнению, такие дела «должно делать» в «шесть дней… а не в день субботний» (Лк. 13:14). Христос отвечает ему: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15,16). Если в субботу можно заботиться о домашних животных, то тем более следует помочь человеку! Но такая позиция показалась начальствующим слишком радикальной. «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:16).

     Этот эпизод показывает, насколько искаженно представляли себе заповедь о субботе религиозные лидеры того времени. Христос, конечно, исцелял и в другие дни недели. Но Он умышленно совершал дела милосердия и в субботу, чтобы обличить предрассудки и вернуть субботе ее изначальный смысл. Христос, исцеляя в субботу, не оставил ни намека на то, что субботу следует упразднить. Напротив, Он отстаивает заповедь о субботе и демонстрирует, как правильно ее соблюдать.

     Далее Христос цитирует слова пророка Осии: «…милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7). Под милостью и в Ветхом, и в Новом Завете подразумевается сострадательное отношение к ближним, оказание помощи и поддержки нуждающимся. Именно жалости и сочувствия нуждающимся людям недоставало фарисеям. Христос и Его ученики, совершая служение, проголодались, но никто из фарисеев и учителей закона не поторопился пригласить странников к себе на обед, и они вынуждены были сами искать себе пропитание на поле, за что их и осудили.

      «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Важно заметить, что в языке оригинала этот текст дословно переводится: «суббота создана для человека». Глагол «создана» указывает, что заповедь о субботе впервые была провозглашена не на Синае, а при сотворении мира.

     Фразой «суббота создана ради человека, а не человек ради субботы» Христос указывает на изначальный Божий замысел относительно субботы: «быть благословением для человека», а не бременем. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его…» (Быт. 2:3).

     В чем же заключается истинное соблюдение четвертой заповеди? Христос не подверг сомнению святость субботы. Он расширил значение этой заповеди. Правильно соблюдать субботу – значит «не заниматься обычными твоими делами» (Ис. 58:13). Но при этом заповедь о субботе не запрещает, а, наоборот, подразумевает служение человеческим нуждам. Иисус объяснял, что суббота – это день, когда нужно «делать добро» (Мф. 12:12), «душу спасти» (Мк. 3:4). Суть соблюдения субботнего дня заключена в любви к людям, а не просто в исполнении литургического служения. Таким образом, Христос не упраздняет и не изменяет заповедь о субботе, а раскрывает ее истинный смысл, заложенный в нее Богом изначально: служить благу человечества.

     Христос неоднократно подчеркивал временный характер ветхозаветных установлений о ритуальных омовениях, служении в храме и жертвоприношений. Однако о субботе Христос говорит как об одном из неизменных установлений. Библейские священные установления – такие, как суббота, крещение и Вечеря Господня, – учреждены Самим Христом. Но Иисус ни словом не обмолвился о том, что намерен сделать воскресный день новым христианским днем покоя и поклонения. И если мы признаем Христа Своим Спасителем, то нам следует исполнять то, что заповедано Богом, и не подменять Его заповеди учениями человеческими.

     Суббота и апостолы

     Своим ученикам Иисус Христос дар поручение: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20). Исполняя это поручение, апостолы проповедовали, наставляли новообращенных, но в посланиях апостолов нет ни одного заявления о переносе святого седьмого дня – субботы – на первый день недели, воскресенье. Последователи Христа сами соблюдали заповедь о субботе и учили только тому, что заповедал Бог!

     Сохранилось достаточное количество свидетельств того, что апостолы и первые христиане чтили субботу, как день поклонения Богу, а не воскресенье. Евангелист Лука сообщает: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян. 16:13). Лука был по национальности грек, христианин, обращенный из язычников. Но для него суббота – непреложное установление, а не иудейская традиция. Эти слова, несомненно, опровергают утверждение, что суббота – только для иудеев.

Эсташ Лесюэр. Проповедь апостола Павла. Фрагмент. 1649
Эсташ Лесюэр. Проповедь апостола Павла. Фрагмент. 1649

     Как в ветхозаветные времена, так и во времена апостолов суббота была днем, когда люди собирались, чтобы вместе славить Бога и молиться. Вот пример из Библии: «Язычники просили их (Павла и Варнаву) говорить о том же в следующую субботу» (Деян. 13:42). Павел согласился, и «в следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:44). Это происходило спустя несколько лет после вознесения Христа. В первоапостольские времена суббота была днем, когда верующие собирались вместе «слушать слово Божие».

     В Послании к Евреям мы читаем: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:9,10).

     Слово «субботство» встречается в Новом Завете единственный раз. Но оно не является изобретением автора послания. Этот термин уже существовал, его можно встретить в христианской литературе того времени как обозначение буквального соблюдения субботы.

     Дословный перевод 9-го текста с древнегреческого звучит так: «Итак, соблюдение субботы оставлено для народа Божьего». Автор Послания к Евреям подчеркивает, что со времени творения соблюдение субботы не прекращалось и остается неизменным впредь.

     Служение в ветхозаветном святилище названо «ветшающим и стареющим», «близким к уничтожению» (Евр. 8:13), потому что оно прообразное. Все жертвоприношения и служение Священника нашли свое исполнение во Христе. Поэтому необходимость в храмовом служении отпала. Но соблюдение субботы оставлено, так как оно по-прежнему актуально. Христос пророчески предупреждает Своих учеников, что однажды им придется бежать из Иерусалима, и просит их: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Христос призывает даже в годину испытаний заботиться о соблюдении субботнего покоя. Разве это не свидетельствует о важности и неизменности четвертой заповеди?!

     Исследуя книги Нового Завета, мы видим, что ни Христос, ни апостолы даже не намекали на перенос Дня Господня с седьмого на первый день недели.

     Причины изменения субботы на воскресенье

     Если Христос и апостолы не отменяли заповедь о субботе, почему большинство христиан соблюдают воскресенье?

     Апостол Павел предупреждал, что некоторые христиане отступят от чистоты Библейского учения. Он говорит пресвитерам церкви: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте…» (Деян. 20:29-31). Это пророчество в точности исполнилось. История свидетельствует, что в доктрины христианской церкви стали проникать лжеучения.

     До середины II века н.э. христианское учение сохранялось в чистоте. Первые упоминания об изменении субботы на воскресенье встречаются в хрониках второй половины II века. Доводом в пользу почитания первого дня недели, как говорят, было желание христиан хранить память о воскресении Христа. Однако история указывает нам на другие причины изменения четвертой заповеди.

     В период правления императора Адриана (117-138 гг. н.э.) иудеи стали подвергаться репрессиям. В 135 г. Адриан издает закон, категорически запрещавший практиковать иудаизм, в том числе соблюдать субботу. Цель этих мер – уничтожить иудаизм как религию, так как в разных частях империи, особенно в Палестине, постоянно вспыхивали восстания против римской оккупации.

     Христиане в те времена, на взгляд римских властей, мало чем отличались от иудеев – они соблюдали те же заповеди, так же святили субботу. Для того, чтобы отмежеваться от опальных иудеев и избежать репрессий, христиане изменили день поклонения с субботы на первый день недели. А так как в этот день в Римской империи практиковался культ поклонения солнцу, христиане не только показали римским властям, что не имеют с евреями ничего общего, но и продемонстрировали лояльность к религии императора.

     Однако христианам необходимо было как-то обосновать поклонение Богу в первый день недели, в день Солнца. В поисках богословского обоснования, христиане обратили внимание на библейское повествование о сотворении мира: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:3,5). По мнению многих христиан, создание света в первый день недели обеспечивало вполне достойное обоснование, основанное на Библии, для соблюдения дня Солнца. К тому же пророк Малахия пишет о Христе как о «Солнце правды» (Мал. 4:2).

     Самый ранний пример подобной увязки мы находим у Иустина Мученика в его Апологии, написанной для императора Антонина Пия (ок. 150 г. н.э.). Иустин пишет: «День Солнца (dies solis) – это день, в который все мы проводим общие собрания, ибо это первый день, в который Бог, преобразовав тьму и материю, сотворил мир; а Иисус Христос, наш Спаситель, в тот же день воскрес из мертвых».

 Ф.А. Бронников. Гимн пифагорейцев-солнцепоклонников восходящему солнцу. 1869
Ф.А. Бронников. Гимн пифагорейцев-солнцепоклонников восходящему солнцу. 1869

     Христианизация дня Солнца, вероятно, имела и практические цели: облегчить язычникам принятие христианства. Многие жители Римской империи, которые присоединялись к христианской церкви, прежде были солнцепоклонниками. Для них принятие дня Солнца в качестве христианского дня поклонения не составляло проблемы, поскольку этот день в их языческой религии уже давно обрел особую религиозную значимость.

     Как видим, почитание первого дня недели Церковь первых веков заимствовала у язычников. Чтобы закамуфлировать идолопоклонническую суть традиции, почитание этого дня объясняют воскресением Христа.

     Человеческие предания или Божественное постановление?

     Дал ли Бог Своей Церкви власть и право изменять заповеди? Конечно, нет. Заповедь о субботе установлена Богом в память о сотворении мира. Разве святая обязанность почитать Бога как Творца могла быть отменена на кресте и касается только евреев?

     Когда Бог давал Своему народу Десять заповедей, Он строго предупредил: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4:2).

     Бог также дал обещание, что не будет изменять Свои повеления: «…не изменю истины Моей» (Пс. 88:34). Десять заповедей непреложны, ни одна заповедь не может быть отменена или видоизменена. Заповедь о субботе является такой же обязательной для всего человечества, как и остальные девять заповедей.

     Библия открывает нам историю борьбы между истинным и ложным богопоклонением. Последняя битва между Христом и сатаной – это борьба за наше послушание. Однажды пророк Илия вызвал идолопоклонников на гору Кармил: «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Если в древние времена верность Богу испытывалась послушанием второй заповеди, запрещающей идолопоклонство, то в последнее время люди будут испытаны на верность Богу отношением к четвертой заповеди.

     Католическая Церковь открыто заявляет, что на одном из исторических этапов христианской церкви именно ее руководители произвели это изменение: «Святой день, суббота, была изменена на воскресенье… не на основании каких-либо указаний Священного Писания, а на основании осознания Церковью ее собственной власти… Люди, которые полагают, что Писание должно быть единственным авторитетом, логически должны соблюдать святую субботу» (Cardinal Maida, Archbishop of Detroit, Saint Catherine Catholic Church Sentinel, Algonac, Michigan, May 21, 1995).

     Изменение Закона Божия свидетельствует о сбывшемся пророчестве апостола Павла о том, что «человек греха» будет «выдавать себя за Бога» (2 Фес. 4:2). Исполнились и слова пророка Даниил о том, что ложная система поклонения Богу присвоит себе Божественную власть и «возмечтает отменить времена и закон» (Дан. 7:25).

 Джеймс Тиссо. Обличение фарисеев и книжников. 1886
Джеймс Тиссо. Обличение фарисеев и книжников. 1886

     История показывает, что соблюдение воскресенья является человеческой традицией, но не заповедью Божьей, которая ясно говорит: «День седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:10). По этому поводу Иисус обличал книжников и фарисеев: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого… Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?.. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили…» (Мк. 7:7-9,13). Пренебрегая заповедью о субботе, большинство людей не осознают, что посягают на Божественное повеление!

     Соблюдение субботы означает послушание Иисусу Христу. Таким образом, выбирая, какой день соблюдать, мы выбираем, кому подчиняться – Господу или тем, кто приписывает себе полномочия Бога. Буду ли я верен Христу, Сыну Божию, или предпочту человеческие традиции? Приму учение человеческое или заповедь Божью?

     Господь сказал: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами... дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас... Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился» (Исх. 31:13,17). Суббота выступает знаком «вечного завета» между творением и Творцом. Об этом также сказано в книге пророка Иезекииля: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я -Господь Бог ваш» (Иез. 20:20). Верность в соблюдении субботы – это отличительный признак верующего человека, который находится с Богом в особых отношениях завета. Бог призывает Свой народ соблюдать субботу как символ верности и любви к своему Творцу.

     Суббота – памятник творения

     Какой нравственный принцип заложен в заповеди о субботе? По какой причине необходимо, отказываясь от будничных дел, «помнить день субботний и святить его»?

     Причина для соблюдения субботы содержится в самой заповеди. Четвертая заповедь начинается с повеления: «Помни день субботний, чтобы святить его… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них…» (Исх. 20:8,11). Суббота не является местом в пространстве, куда имеют доступ лишь избранные, она доступна для всех. Суббота – это нерушимый памятник во времени, призванный увековечить акт Божьего творения, еженедельное напоминание о том, что у нашего мира есть Автор, Архитектор и Строитель. Суббота призвана напоминать о Творце, следовательно, она никак не могла быть учреждена на ограниченный срок, для определенного народа или быть отменена. Заповедь о субботе дана для всех времен и народов.

 Ари Шеффер. Плач Христа об Иерусалиме. 1851
Ари Шеффер. Плач Христа об Иерусалиме. 1851

     Люди чтят памятники в честь важных исторических событий и заслуг выдающихся людей. Но отказываясь чтить субботу, которая больше, чем любая самая драгоценная реликвия, заменяя этот день другим, люди пренебрегают Тем, Кто дал им эту заповедь.

     В наши дни, когда отвержение Бога-Творца и миф об эволюционном развитии мира так широко распространены и повлекли за собой столь печальные последствия, заповедь о субботе приобретает особенный смысл. Заповедь о субботе наделена жизненно важной функцией – напоминать нам о нашем происхождении, о том, что человечество сотворено Богом, что мы – дети Небесного Отца, Который придает смысл нашему существованию. «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» (Втор. 32:6).

     Джордж Эллиотт написал: «Суббота есть вечное свидетельство против атеизма, который отрицает существование личностного Бога; против материализма, который отрицает, что эта видимая Вселенная имеет свои корни в невидимом; и против секуляризма, который отрицает потребность в богопоклонении. Она символически напоминает о той созидательной силе, которая вызвала к существованию все сущее, о мудрости, которая все приспособила и упорядочила, и о любви, которая сотворила все «хорошо весьма». Суббота установлена как вечный страж для человека, оберегающий его от духовной немощи, которая всякий раз ведет его к отрицанию Бога, его сотворившего, или к умалению Бога до идола, сделанного руками человеческими».

     Три Божественных акта

     Суббота установлена в результате трех Божественных актов. В седьмой день Бог «почил», «благословил» и «освятил» седьмой день (см. Быт. 2:2-3). Каково значение этих Божественных актов?

      «…в день седьмой почил» (Исх. 20:11)

     Дважды в первой книге Библии (см. Быт. 2:2-3) мы читаем, что Бог «почил» в седьмой день от всех Своих дел. В книге пророка Исайи сказано: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28). Если Бог не утомляется и не изнемогает, зачем Он «почил» в седьмой день?

     В книге Бытие (2:2-3) слово «почил» выражено древнееврейским глаголом «шабат», который дословно переводится «остановиться, прекратить делать что-либо, положить конец». Итог творческой деятельности Господь подвел в следующих словах: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт. 1:31). Глагол «шабат» указывает не на желание Бога отдохнуть от усталости, а на завершение акта творения. Бог завершил Свою работу и был ею полностью удовлетворен. Все получилось таким прекрасным, что не нуждалось в дальнейшем совершенствовании.

     Бог не нуждался в отдыхе. Прекратив Свою деятельность творения мира, Бог оставил образец для подражания: «Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). Слово «успокоился» в оригинале греческого имеет еще значение «останавливаться, прекращать, отдыхать». В другом переводе текст звучит так: «Ибо всякий входящий в Божий покой прекращает и труды свои, как Бог прекратил Свои» (Евр. 4:10). Как Бог создавал мир шесть дней, а в седьмой прекратил Свои труды, так и люди, по примеру Творца, должны совершать свой труд в течение шести рабочих дней недели и воздерживаться от работы в субботу. Пример Бога должен был стать для человечества вечным правилом.

      «…посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11)

     Заповедь о субботе не только установлена Богом, но и освящена Его действиями: Бог благословил день субботний. Под благословением Библия понимает блага, которые изливаются на человека Богом. Но как можно благословить день? В чем заключается благословенность субботы?

     Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть следующий Божественный акт, который тесно связан с благословением субботнего дня. В четвертой заповеди утверждается, что Творец «освятил» (Исх. 20:11) седьмой день. Чем же седьмой день отличается от других? Что представляет собой «святость» субботы?

     Основное значение древнееврейского слова «святой» – «отложенный в сторону», «отделенный». Святость – это «отделение» чего-либо для особого, священного употребления. Так, например, в отношении народа израильского Господь сказал: «Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов… Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев. 20:24,26).

     Выражение «освящать» или «святить» используется в Талмуде для описания обручения юноши и девушки. Этот термин означал, что девушка, которая принадлежит юноше, делалась «святой», то есть она отделялась для одного человека, чтобы принадлежать только ему. Так и человек, посвятивший свою жизнь Господу, «свят» и принадлежит Богу.

     Точно так же Бог отделил седьмой день от остальных шести дней. Святость субботы состоит в том, что человек оставляет на сутки свои обычные дела и посвящает субботу Богу: «а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20:10). Господь сказал Своему народу: «Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу…» (Исх. 31:15).

     Еще более ярко смысл святости субботы раскрывается в книге Исход: «Субботы мои соблюдайте; ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Господь заявляет, что Его присутствие освящает день или место. Таким образом, суббота свята по причине особого присутствия Бога.

     Что означает Божественное присутствие в субботний день? Разве Господь не присутствует с нами в любой другой день недели?

 К.В.Лебедев. Нагорная проповедь
К.В.Лебедев. Нагорная проповедь.

     Бесспорно, Бог с нами всегда. Особое присутствие Бога в субботний день заключается не в том, что Господь приходит к нам исключительно в этот день, а в том, что в этот день мы приходим к Нему. Среди недели труд ради хлеба насущного и другие житейские заботы отвлекают нас от полноценного общения с Богом. Но когда человек оставляет в субботу обычные дела и посвящает время общению с Богом, то тем самым входит в Божье присутствие. В результате христианин реально ощущает близость Христа, которая наполняет душу радостью, миром и покоем. Вот, что значит войти в субботний покой Божий (см. Евр. 4:10).

     Итак, святость субботы – это присутствие Бога в жизни Его народа, это время, посвященное Богу.

     В чем же заключается особое благословение дня Господня? Не скажется ли, наоборот, отказ работать по субботам отрицательно на нашем материальном положении?

     Давайте вспомним историю с манной. Когда, вопреки повелению Бога, израильтяне вышли в субботу собирать манну, то не нашли ее (см. Исх. 16:27). Господь обличал израильтян: «долго ли будете уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх. 16:28) Господь ныне не менее скрупулезен, что касается заповеди о субботе. Возможно, мы и заработаем в субботу дополнительные денежные средства, но потеряем что-то более важное. Ведь «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8:3).

 Ге́ррит ван Хо́нтхорст. Царь Давид, прославлящий Бога. 1611
Ге́ррит ван Хо́нтхорст. Царь Давид, прославлящий Бога. 1611

     Люди, которые ищут радость и удовлетворение только в материальных ценностях, профессиональном успехе, часто разочаровываются. Нужно что-то еще, что давало бы ощущение полноты жизни, радость, удовлетворенность. Об этом говорит псалмопевец Давид: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Самое большое благо для царя Давида – было находиться «пред лицем Бога». Нам нужен Бог больше, чем все те блага, которые Он нам может дать. То есть, самое главное благословение субботы – это присутствие Бога, общение с Богом.

     Русский философ и религиозный мыслитель С.Франк в книге «Смысл жизни» пишет: «В этом материальном мире все, что обманчиво выдает себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, что сулит нам радость и успокоение, что сулит нам удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию, – все обнаружит свою иллюзорность, ложность своего притязания... Никогда человек не бывает столь одиноким, покинутым людьми и сам забывшим их, как когда он весь разменивается на внешнее общение, на деловые сношения, на жизнь на виду, «в обществе»… Так в темпе жизни миллионы людей суетятся, делают дела, стараются обогатиться, и в итоге все сообща неутомимым трудом создают пустыню, в которой изнемогают от зноя и погибают от духовной жажды».

     Итак, бесценное благословение субботы – это присутствие Бога, общение с Ним, которое дает подлинную радость, мир и удовлетворение. И когда мы не уделяем время для общения с Богом, нас неизбежно одолевают волнения, неудовлетворенность, страхи. Христос зовет: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

     Заповедь о субботе дает нам мудрость правильно расставлять приоритеты, отличать главное от второстепенного, святое от обыденного. Материальные ценности преходящи. Единственное стоящее приобретение – личные отношения с Богом. Таким образом, четвертая заповедь способствует возрождению духовности в человеке. Именно поэтому сатана, стремясь лишить людей духовных благословений, побуждает их осквернять субботу. «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?» (Неем. 13:17) – обличал народ израильский Неемия. Осквернять субботу – зло в очах Божьих. Святить субботу – великое благословение.

     Когда начинается суббота и как ее проводить?

     Библейский день начинается вечером, при заходе солнца. Начало и конец дня подчиняются астрономическим законам, как написано в первой главе книги Бытие: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Исходя из этого, суббота также начинается при заходе солнца в пятницу и заканчивалось при заходе солнца в субботу. Так сказано и в книге Левит: «…от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32).

     Как практически святить день субботний? На этот вопрос отвечает нам вторая часть заповеди: «…не делай в оный никакого дела» (Исх. 20:10). Почтение к Богу как к Творцу выражается в том, что в субботний день человек прекращает все будничные дела. Этот принцип Господь также провозгласил однажды через пророка Исаию: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе… уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13,14).

     В этом тексте ясно показано, что субботний день не следует посвящать «прихотям», тратить время на самоугождение, развлечения, «обычные дела». Следует оставить и домашние хлопоты – стирать, убирать, готовить еду. Моисей наставлял народ Израильский: «Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня…» (Исх. 16:23). По повелению Бога приготовиться к субботе надо заранее, убрать квартиру, постирать одежду, а в субботу оставаться по заповеди в покое.

 Якопо Бассано. Милосердный самарянин.  ок. 1562-1563
Якопо Бассано. Милосердный самарянин. ок. 1562-1563

     Но суббота – это не день полной праздности. Заповедь гласит: «день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:10). Человек в этот день должен открыть себя для влияния Господа. В субботу следует посвятить время молитве, исследованию Библии, прославлению Бога и поклонению Ему. Пророк Исаия говорит, что субботние занятия должны быть наполнены «радостью в Господе» (Ис. 58:14).

     По примеру Христа суббота должна быть посвящена служению ближним. Спаситель провозгласил субботу днем, когда надлежит «делать добро» (Мф. 12:12), проявлять любовь и милосердие. В субботу мы можем разделить хлеб и общение с одинокими, скорбящими людьми, посещать больных, помогать бедным, дарить людям дружбу и участие.

     Большую часть времени современный человек проводит на работе, нам бывает некогда пообщаться с собственными детьми. Бурный темп жизни способствует отчуждению между супругами. Субботний покой дает возможность семьям собраться вместе, чтобы прославлять Бога в пении, читать, молиться, отдыхать на природе.

     Бог желает сделать время субботнего дня благословенным для человека. Чтобы получить субботние благословения, нам, подобно израильтянам в пустыне, нужно прекратить будничные дела и посвятить этот день Богу. Как жаль, что для многих людей суббота - все еще не распакованный подарок.

     Господь призывает нас сегодня проявить Ему верность в соблюдении субботы. Как вы ответите на призыв Господа? Каждому, кто откликнется на этот призыв, Господь обещал излить бесценные благословения субботнего покоя.

 П.В.Басин. Нагорная проповедь. 1843-1846
П.В.Басин. Нагорная проповедь. 1843-1846



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:День Господень




Курс «Библейские открытия»

 
 11. Закон Божий | Описание курса | 13. Здоровый образ жизни