Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Саврасов А. К. Зима. Около 1870

     В рассказе Л.Н.Толстого «Хозяин и работник» повествуется о деревенском богаче Брехунове, купце второй гильдии. Василий Андреевич гордился состоянием, нажитым собственным умом. Купец полагал, что обязан всем, что у него есть, только самому себе, своим дарованиям и энергии. Сознание собственной правоты никогда не покидало его.

     Однажды он отправился в соседнее селение для покупки у молодого помещика «давно уже приторговываемой рощи». Василий Андреевич, тепло одетый, ехал по зимней ночной дороге и, памятуя прошлый опыт, твердо знал, что ему-то всегда тепло будет. Вдруг поднялась метель, дорогу занесло снегом, Брехунов сбился с пути и свалился с лошади в сугроб. Лошадь испугалась и убежала, оставив хозяина одного замерзать в чистом поле.

     Только недавно он уверенно смотрел в будущее. Еще час тому назад, когда останавливался в деревне Гришкино попить чаю, все было так хорошо, естественно и понятно. До этого момента все внушало доверие, казалось законным, нужным, упорядоченным, дающим покой и сознание, что под ногами есть почва. Не было ни сомнений, ни вопросов. Он, покоривший весь свет своими кабаками, ссыпками, домами и амбарами под железными крышами, думал о своих расчетах и богатстве!

     Теперь обстоятельства внезапно и вовсе без его согласия изменились. Вокруг бесконечное белое поле, метель, мороз и ветер. А внутри нарастающий ужас. И вопрос: «Что делать, что делать?» Но ответ один: «Делать нечего!». Вокруг ни души, никто не мог помочь богачу в этом абсолютном одиночестве, никто не слышал.

     Теперь, когда он замерзал в поле, твердость мысли, которую знал в себе и на которую привык полагаться, изменила ему. Он, всегда учивший других, что делать, прилагал все свои силы и напрягал разум, до сих пор выручавший его из трудных положений. Но придумать ничего не смог. И в этот момент начал Брехунов осознавать то, чего он, несмотря на свою долгую жизнь, огромный ум и разносторонний опыт, совершенно не подозревал. Теперь все казалось бессмысленным с его текущей жизнью, домами, делами и амбарами. Ответы, покой, почва под ногами, сознание правоты и сопровождающее все это чувство легкости, простоты, ясности – все пропало.

     И тогда открылась ему великая тайна: там, на земле, с ее текущей жизнью, все это казалось важно, а здесь, в поглощающем его снежном море, нужно другое. Когда все, что до этого имело реальность и ценность покидает тебя, человеку нужна надежда.

     Поиск смысла жизни

     Русский философ и религиозный мыслитель Семен Франк писал: «Чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о поиске истинного смысла жизни… Однако через увеличительное стекло наших нынешних бедствий, с явностью предстает пред нами сама сущность жизни во всей ее превратности, скоротечности, тягостности – во всей ее бессмысленности… Этот вопрос – не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода».

Доу Геррит. Ученый с глобусом
Доу Геррит. Ученый с глобусом
Доу Геррит. Ученый с глобусом

     Человек может заставить себя забыть о поиске смысла жизни, погрузиться с головой в будничные интересы, заботы о материальном и своем профессиональном успехе. Но жизнь так устроена, что вовсе отмахнуться от этого вопроса не может никто. Вот что однажды писал в своей «Исповеди» Л. Н. Толстой:

     «Условия счастливой жизни совершенно уже отвлекли меня от всякого искания общего смысла жизни. Вся жизнь моя сосредоточилась за это время в семье, в жене, в детях и потому в заботах об увеличении средств жизни. Единой истиной тогда было, что надо жить так, чтобы самому и семье было как можно лучше…

     Так я жил, но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние…

     Остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом?.. Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом?.. Не нынче-завтра придут болезни, смерть на любимых людей, на меня, и ничего не останется…

     Я пришел к тому, что истина была то, что жизнь есть бессмыслица. Я как будто шел, шел и пришел к пропасти – и впереди нет ничего кроме погибели. И остановиться нельзя и закрыть глаза нельзя, что ничего нет впереди, кроме обмана жизни и настоящих страданий и настоящей смерти – полного уничтожения … И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон было у меня то, что считается совершенным счастьем…

     Душевное состояние это выражалось для меня так: жизнь моя есть какая-то кем-то сыгранная надо мной глупая и злая шутка… Я жил, учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и, как я теперь понимаю, совсем окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она, – дурак-дураком стою на этой вершине, ясно понимая, что ничего в жизни и нет, и не было, и не будет… Оказывается, можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это – только обман, и глупый обман!»

     Принято считать, что мы, люди, являемся частью природы, и, следовательно, надо искать смысл жизни в том, что нас окружает. Большинство людей ставят перед собой цели и двигаются к ним, считая, что это и есть смысл их жизни. И не думают, что их конец может наступить раньше, чем осуществятся их планы.

     Вот так, как случилось в притче, рассказанной Иисусом Христом. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:16-20).

Рембрандт Харменс ван Рейн. Притча о богаче. 1627
Рембрандт Харменс ван Рейн. Притча о богаче. 1627

     Этот человек следовал установившемуся обычаю – видеть только радующую его, успешную сторону жизни, забывая о смерти. Жизнь теряет свой смысл и становится малозначащим процессом, если за рождением и развитием неизбежно следует смерть. Смерть, которая одинаково безжалостно обрывает как счастливую и успешную жизнь, так и несчастную, лишает жизнь смысла. Если наша жизнь не имеет продолжения, она так же бессмысленна, как обрывок книжной страницы, подхваченный и унесенный ветром. «Не буду и не могу быть счастлив под условие грозящего завтра нуля», – говорит один из героев романа Достоевского «Братья Карамазовы».

     Точно такие же вопросы задавал и библейский пророк Иеремия: «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» (Иер. 20:18). Мудрый царь Соломон в книге Екклесиаст писал: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета сует и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11).

     Слово «суета» на древнееврейском языке означает «дым, пар, пустота». Если все на земле преходяще, подобно тому, как пар, поднимающийся с земли и исчезающий, если все земные дела заканчиваются небытием, если нет надежды и будущности, жизнь – не более чем досадная ловушка.

     «Тот, кто работает киркой, – писал французский писатель Сент-Экзюпери, – хочет, чтобы в каждом ее ударе был смысл… Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла».

     Вся история человечества – это непрекращающийся поиск ответов на вопросы о том, откуда мы, куда идем, в чем смысл жизни. Однако, несмотря на то, что человек непрестанно ищет ответы на эти вопросы, в своем поиске он, увы, не преуспел. Наука, философия, разум претендуют на всезнание, но до сих пор не дали ответа на главный вопрос бытия – как преодолеть проклятие смерти. Смерть остается ужасной тайной, которая пугает неизвестностью, мраком и делает жизнь бессмысленной.

     Неужели удел нашей жизни, которая в большей части «труд и болезнь» (Пс. 89:10), – лишь небольшой отрезок времени, с одного конца которого – младенческая беспомощность, а с другого – агония смерти и вечное небытие? Есть ли у человека надежда и будущность?

     В ответ на искания человека живой Бог, Который сотворил человека, со страниц Библии открывает нам ответы на извечные вопросы бытия.

     Наш урок позволит рассмотреть поразительное библейское пророчество, которое наполнило надеждой сердца миллионов людей, вернув им смысл жизни

     Удивительное библейское пророчество

     Приблизительно за 500 лет до рождения Иисуса Христа Бог дал миру великое пророчество через пророка Даниила. В нём Творец представил ход мировой истории на 2500 лет вперед – от времен Даниила до наших дней.

     Это пророчество было представлено во сне, который Господь послал вавилонскому царю Навуходоносору. Сон глубоко встревожил монарха, но, проснувшись, он забыл точное его содержание. Вавилонские мудрецы тоже не смогли рассказать содержание сна и истолковать его. И тогда молодой еврейский пленник по имени Даниил заявил, что Бог, Который на небесах, может открыть все тайны.

     Даниил смело сказал царю: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его – медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:31-35).

     Истолкование пророчества

   После того, как Даниил представил Навуходоносору точное содержание сна, этот пророк дал и его подробное истолкование: «Вот сон! Скажем пред царем и значение его» (Дан. 2:36). Золотая голова, по словам Даниила, символизировала собой Вавилонское царство. Пророк Даниил, обращаясь к правителю одной из самых могущественных империй, Навуходоносору, сказал: «Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу… Ты – эта золотая голова!» (Дан. 2:37,38).

   Нововавилонская империя стала итогом многолетних и кровопролитных войн, которые вели Набопаласар и Навуходоносор II. В состав империи вошли почти все страны «благодатного полумесяца»: на юге государства, основанные в дельте реки Нил в Африке, далее, если двигаться на север, побережье Средиземного моря, территории современной Палестины, Сирии, а на юго-востоке – Месопотамия и страны до самого Персидского залива.

     Серебряные руки и грудь. С человеческой точки зрения Вавилон, казалось, будет владычествовать вечно. Но через пророка Даниила Господь сказал правителю Вавилона: «После тебя восстанет другое царство, ниже твоего…» (Дан. 2:39).

     Это Божественное пророчество в точности исполнилось: царство Навуходоносора было завоевано персидским царем Киром. Вавилонская империя пала в 539 году до н.э., спустя 65 лет после пророчества Даниила. На смену Вавилону пришла Мидо-Персия – серебряные грудь и руки истукана. Мидо-Персия просуществовала около 200 лет и уступила место другому царству.

     Медные чрево и бедра. «…и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» (Дан. 2:39). Бронзовые чрево и бедра истукана символизируют Грецию. Тремя знаменитыми победами – при реке Гранике в Малой Азии (334 г. до н.э.), при Иссе на границе Киликии и Сирии (333 г. до н.э.) и при Арбелах (Гавгамелах) в Ассирии (331 г. до н.э.) – Александр Македонский покорил своей власти Персидскую державу. Он сделал Грецию третьей великой мировой империей, которая существовала с 331 по 168 годы до н.э.

Ян Брейгель. Битва Александра Великого при Иссе. 1602
Ян Брейгель. Битва Александра Великого при Иссе. 1602

     В возрасте 32-х лет Александр Македонский внезапно умер. Подобно метеориту, пронесшемуся по ночному небосводу, жизнь полководца внезапно угасла. Александр Македонский перекроил карту мира, а после смерти Александра его империю разделили между собой его военачальники.

     Железные голени. «А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать» (Дан. 2:40).

     После смерти Александра его империя ослабла и была разделена между четырьмя генералами. В таком виде она существовала до 168 г. до н.э., когда в битве при Пидне «железная» Римская империя сокрушила Грецию.

     Гиббон, историк XVIII века, вне сомнения, имел в виду пророчество Даниила, когда писал: «Золото, серебро и медь, которые представляли собой народы и их царей, с успехом были завоеваны железной Римской империей» (Эдвард Гиббон, «История заката и падения железной Римской империи»).

     Подумайте, как Даниил, живя в Вавилонской империи, мог знать, какие царства придут ей на смену в будущем? Политикам трудно предсказать, как будет развиваться история их страны в ближайшие годы. Мы не знаем, что будет с нами на следующей неделе, не говоря уже о более отдаленных временах. И, тем не менее, смена царств, показанная Богом Навуходоносору, царю Вавилонскому, произошла именно так, как Он предсказал: за Вавилонской последовала Мидо-Персидская империя, затем Греция и Рим.

     Ноги частью железные, частью глиняные. «А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» (Дан. 2:41,42).

Томас Коле. Падение Римской империи. 1841
Томас Коле. Падение Римской империи. 1841

     В этом предсказании появилось нечто новое. Пророк предсказал, что после распада Римской империи пятой мировой империи не будет. Римская империя распалась на десять царств, которые символизируют собой ноги истукана, частью железные, частью глиняные.

     Исполнилось ли это пророчество? Несомненно. В период четвертого и пятого веков христианской эры войска варваров обрушились на распадающуюся Римскую империю, нанося ей удар за ударом. В конечном итоге, десять племен овладели значительной территорией Западного Рима. Вот десять народностей, которые соответствуют десяти пальцам истукана: алеманы (немцы), франки (французы), бургунды (швейцарцы), свевы (португальцы), саксонцы (англичане), вестготы (испанцы), ломбарды (итальянцы), герулы, вандалы и остготы. Эти племена совершали победоносные набеги еще с 351 г. до н.э. А в 476 г.н.э., когда император Август был смещен, Римская империя пала.

    Современные европейские государства произошли от варварских племен, входивших в древнюю Римскую империю. Таким образом, ноги истукана символизируют современные страны Западной Европы.

     Наши дни в библейском пророчестве

    Продолжая образное описание ног и пальцев из глины и железа, Даниил говорит Навуходоносору: «А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Дан. 2:43).

     В этом пророчестве предсказан тот факт, что будут предприняты усилия для объединения Европейских государств под владычеством одного правителя. Неоднократно сильные мира сего пытались объединить разделенную Европу, но каждый раз эти попытки были обречены на провал. Наполеон, по сравнению с другими правителями, такими, как Карл Великий, Карл V, Людовик XIX, ближе всех подошел к достижению этой цели. В 1799 г. Наполеон сверг правительство Франции и захватил власть в свои руки. Затем он поставил перед собой цель – объединить Европу, дать ей единого правителя, один закон, один суд, одну денежную систему. Однако после роковой кампании против России в 1812 году основанная европейская федерация распалась подобно карточному домику. В битве при Ватерлоо 18 июня 1815 г. с заходом солнца закатилось и солнце карьеры Наполеона. Он читал Священное Писание, этому человеку было известно и пророчество Даниила. Терпя поражение во время битвы при Ватерлоо, Наполеон сказал: «Всемогущий Бог оказался намного сильнее и остановил меня!»

Жак Луи Давид. Наполеон.1800
Жак Луи Давид. Наполеон.1800

 

     Еще одну попытку покорить мир предприняли кайзер Вильгельм и Адольф Гитлер. Они собрали самые могущественные армии за всю историю человечества, но так и не смогли объединить Европу под своим руководством. Почему? Потому что Слово Божие гласит: «…не сольются одно с другим…» (Дан. 2:43).

     Если в свете библейских пророчеств мы проследим цепь исторических событий, то увидим, что Господь Бог является Правителем Вселенной, Который удивительным образом управляет ходом Всемирной истории. В человеческом представлении развитие государств, возникновение и падение империй представляется как проявление воли людей. Но Слово Божье говорит нам, что люди, даже если и не подозревают об этом, являются лишь исполнителями воли Всемогущего Бога. В своей молитве Даниил говорит: «Да будет благословенно имя Господа… Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей…» (Дан. 2:20,21).

     Немецкий священник Хельмут Тилике писал: «Великие правители, которые стояли на авансцене, были уверены в том, что от них зависит исход спектакля. На самом деле они – лишь статисты, которым дозволено на пару минут предстать перед публикой. Сценарий истории написан Богом». «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится… Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?» (Ис. 14:24,27).

     Слово Божие ясно раскрывает, что история – это не беспорядочный набор военных конфликтов и необъяснимая смена эпох. Судьба мировых империй подтвердила, что все находится под контролем Бога и является частью Божьего плана. Подобно тому, как происхождение Земли не является случайностью, но имеет замысел Бога, ход всемирной истории также имеет Божественный замысел, определенный смысл и цель.

     Что есть история?

Рафаэль Санти. Афинская школа. Фрагмент фрески. 1509 - 1511
Рафаэль Санти. Афинская школа. Фрагмент фрески. 1509 - 1511

     Во все времена многие ученые и философы пытались нарисовать общую картину истории, выявить форму или «фигуру» протекания истории, определить ее направление и понять смысл. Они искали и по сей день ищут ответ на вопрос: откуда пришло и куда двигается человеческое сообщество? Философия истории выдвигает несколько теорий на этот счет.

     Теория круговорота. Ее суть заключается в том, что история – вечный круговорот жизни. Каждое историческое образование возникает, развивается и, пройдя положенный круг, неизбежно гибнет. На смену приходят новые эпохи, которые совершают точно такой же цикл развития. Постоянно происходит вращение множества циклов.

     Не составляет труда понять, что согласно такой точке зрения всемирная история не образует единого всемирного процесса. Нет в этой концепции нити, которая бы связывала фрагменты истории в единую картину. Немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер, один из представителей этой теории писал: «У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, как нет цели и у вида бабочек или орхидей… Я вижу настоящий спектакль множества мощных культур... чеканящих каждая на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, волнения, чувствования, и, в конце концов, свою собственную смерть». Исходя из подобного понимания, если у человечества нет определенной цели и плана, тогда направленность движения истории – дорога в никуда.

     Теория поступательного развития. Согласно этой теории исторический процесс протекает по спирали, поступательно. Человечество переходит от низших к более совершенным формам общественного устройства. При бесконечном разнообразии изменений в них обнаруживаются повторы, но уже на более высоком прогрессивном уровне.

     Представитель немецкой классической философии Иоганн-Готлиб Фихте писал: «В соединении свободы и необходимости люди реализуют заложенный в них и никогда не исчезавший из сознания идеал совершенствования – это универсальный правовой строй, который может быть реализован только всем человеческим родом. А весь процесс исторического развития нужен и сводится лишь к вечному стремлению к этому идеалу».

Дюрен Оливье. Ученый. 1685
Дюрен Оливье. Ученый. 1685

     Если следовать этой теории, то история – это процесс ради процесса, стремление к идеалу, который в принципе недостижим.

     Библейская картина истории. Всемогущий Бог, управляющий ходом истории, знает наше будущее и сообщает нам, как будут развиваться события и чем они завершатся.

     Книга пророка Даниила предлагает карту времени и указывает нам наше место в истории, показывает основное русло истории и ее цель. Согласно картине, которую Бог открыл Даниилу, мы живем в самом конце истории. Неисполненной остается только последняя часть пророчества: «И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан. 2:44,45).

     Выражение «во дни тех царств» относится к государствам, которые в истукане символически представлены ногами, состоящими частью из глины, частью из железа. Эта часть истукана символизирует государства современной Европы.

     Что это за камень, который ударил в подножие истукана, в результате чего он разлетелся в прах и стал великою горой, наполнившей всю землю? Иисус Христос говорил о Себе: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла... Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матф. 21:42,44). Апостол Петр также сравнивает Христа с «живым камнем»: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному… Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих - камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» (1Пет. 2:4,7).

«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно …» (Дан. 2:44).
«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно …» (Дан. 2:44).

     Камень во сне Навуходоносора символизирует возвращение Иисуса Христа на нашу землю. Затем Христос – Скала вечности, Царь царей установит Свое вечное Царство счастья и мира!

     Ученые тщетно ломают голову, пытаясь понять законы, причины и движущие силы исторического процесса. Но только Библейские пророчества дают нам ключ к пониманию всего происходящего на земле. Появление и падение империй предсказаны в Священном Писании за много столетий до них. Просто удивительно, насколько точным оказалось предсказание из 2-ой главы книги пророка Даниила. Из этого становится совершенно ясно, что история – не слепое движение, она идет к своему завершению под водительством Божьим. Бог является Господином истории. Однажды пророк Даниил провозгласил: «…над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним кого хочет» (Дан. 5:21).

     В Своих пророчествах Господь открывает нам, откуда и куда идет человеческое общество, в чем смысл истории и какова ее конечная цель. Пророчество второй главы книги Даниила представляет всемирную историю как движение по прямой линии. Библейским пророкам было открыто, что бытие – как запущенная стрела, линейно. Вектор истории берет начало в сотворении Богом нашей Земли, а конечная цель и кульминация истории – вечное Царство Божие.

     История Земли – это история осуществления плана спасения человека. Человек, сотворенный совершенным, однажды согрешил и утратил бессмертие. Христос пришел в наш мир, чтобы спасти человека от вечной смерти: умер за нас, воскрес, вознесся и обещал однажды возвратиться, чтобы восстановить утраченное непосредственное общение человека с Богом и вернуть нам потерянный рай.

     После того, как Христос оставил ученикам обещание возвратиться, «Он поднялся в глазах их… и когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: …Сей Иисус, вознесшийся от вас на небе, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11).

«…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небе, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
«…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небе, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

     Итак, каков подлинный смысл истории? Человек однажды потерял связь с Творцом, утратил святость, бессмертие и Эдемский сад. Поэтому великий смысл истории и смысл жизни каждого человека заключается в восстановлении утраченного: в воссоединение творения со своим Небесным Отцом и обретение потерянного рая. Бог намерен вернуть Свое творение в первоначальное состояние, в каком пребывал до грехопадения.

     Почему мы можем быть уверены, что у нас есть будущее, что живем в последние дни истории мира, накануне наступления вечного Царства? Откуда мы можем знать, что Христос возвратится на нашу землю и восстановит потерянный рай, где не будет болезней, зла и смерти?

     Вечное Царство Бога – не утопия, оно так же реально, как и все предшествующие царства из пророчества книги Даниила. Уверенность в неизбежности исполнения последнего пророчества основана на том, что исполнились все пророчества 2-й главы книги пророка Даниила за исключением последнего события, когда камень оторвется от горы и ударит в подножие истукана. Согласно Божественным планам, мы приближаемся к кульминационному событию – возвращению Господа на нашу землю.

     Надежда, открытая Богом

Антонио Чизери. Изгнанник. 1860-1870
Антонио Чизери. Изгнанник. 1860-1870

     Книга «Приключения Робинзона Крузо» – самый известный роман английского писателя Даниэля Дефо. В оригинале это произведение называется «Остров отчаяния». К сожалению, в советских изданиях цензура вырезала две трети текста романа, посвященных духовным размышлениям героя, оставив только приключенческую часть. А ведь Даниэль Дефо писал свои романы для юношества, чтобы побудить задуматься над своей жизнью. Жизнь без Бога, без Христа, без надежды на будущее, подобна судьбе человека, потерпевшего кораблекрушение и выброшенного на необитаемый остров. Что может быть страшнее участи быть «изгнанным из рая» и оказаться на необитаемом острове в безбрежном океане, не имея никакой надежды спастись?

     Человеческое существование не заканчивается пустотой и забвением. Господь, сотворивший наш мир и управляющий ходом мировой истории, дает единственный удовлетворяющий душу ответ. Апостол Павел под водительством Духа Святого писал: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:16-18).

     Христос обещал однажды возвратиться, чтобы возвратить человеку потерянный рай. Небесный Отец дал нам надежду на воскресение и вечную жизнь.

     Испанский писатель, философ и ученый Мигель де Унамуно написал притчу «Беседа с крестьянином». Герой этой притчи заявил крестьянину, что Бог существует, но рая нет, а крестьянин, подумав, возразил: «Тогда на что нужен Бог?» Об этом пишет и апостол Павел: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19).

     Если бы душа человека не освещалась светом вечности, наша жизнь была бы сплошным отчаянием и совершенно бессмысленным делом. Без Бога мир – невыносимая бессмыслица; без вечности и бессмертия человеческая жизнь – жестокая насмешка. «Нет Бога, нет бессмертия – чего ради тогда жить?.. Без веры… в (грядущее) бессмертие, бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо», – писал Достоевский.

Винсент ван Гог. На пороге вечности. 1890
Винсент ван Гог. На пороге вечности. 1890

     Русский писатель XIX века, публицист-проповедник Георгий Васильевич Говоров говорил: «Наша жизнь без Бога и надежды на вечную жизнь в совершенном мире подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты». С ним согласен датский философ С.Кьеркегор: «Если бы вечное забвение и небытие, всегда голодное, стерегло свою добычу, и не было бы в мире силы, способной бы вырвать ее у забвения – как бы пуста и безутешна была бы наша жизнь». Без Бога и будущности, по словам Шекспира, жизнь становится «сказкой в пересказе глупца. Она полна трескучих слов и ничего не значит».

     Твердая вера в Бога, надежда на встречу с Ним и обещанную Им вечность придает смысл жизни. Библия заверяет нас, что Господь создал нас не для того, чтобы бросить на произвол судьбы, подобно тому, как бросает птица выпавшего из гнезда птенца. Но даже если некоторые птицы пытаются спасти свое чадо, тем более Бог, для Которого каждый человек неизмеримо ценнее птахи.

     Ценность, предназначение и удел человека невозможно сравнивать с прочей природой. Иисус однажды сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Этими словами Иисус высказал самую возвышенную истину: человек представляет собой ценность, которая превосходит весь мир. И вот потому, что жизнь человека настолько ценна, предназначение человека – не просто жить и умереть, но жить вечно. Корни человечества – в вечности, поэтому Иисус, «купив нас дорогой ценой» (см. 1 Кор. 6:20), обещает вернуть человеку вечность.

     Александр Мень писал: «В свое время было принято говорить, что вера в Бога уводит человека от жизни. Между тем только она и наполняет смыслом нашу жизнь. Если мы верим, что Бог создал мир, значит, для чего-то мы созданы, значит, для чего-то создана Земля, для чего-то создана вся природа, к какой-то цели Высший разум ведет и человека, и жизнь. И тогда Он дает нам вдохновение, тогда мы не просто пузыри, которые лопаются на поверхности кипящей жидкости, а каждый из нас является образом и подобием Творца – мы Его дети, которых Он желает

     Однажды Господь одолеет смерть и восстановит небо и землю в их изначальном совершенстве, возвратит потерянный рай. Мы не должны отчаиваться и унывать, «потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна» (Притч. 23:18).

«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…» (1 Фес. 4:16-18).
«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…» (1 Фес. 4:16-18).

     Сегодня в век отчаяния и безысходности, звучат слова Иисуса Христа Спасителя мира: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Христос пришел для того, чтобы дать нам жизнь и не просто жизнь, но «жизнь с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь – это нечто большее, чем бессмысленный отрезок времени посреди бесконечности. Подлинная жизнь – это вечная жизнь.

     Для всех, кто испытывает боль, у кого распалась семья, у кого экономические неурядицы, кто живет в страхе – всем нам Господь Бог обещает светлое будущее. Иисус Христос положит конец многострадальной истории человечества и установит навечно Свое Царство любви и благодати, где ни «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4). Это должно вселить надежду и мир в наши сердца.

     Наш выбор: принять или отвергнуть небесный дар

     Каждому человеку дан дар жизни. И каждому дано право выбора, как распоряжаться своей жизнью. Господь обращается к нам со словами: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты…» (Втор. 30:19). Правильно распорядиться – значит найти подлинный смысл жизни, понять разницу между временным и вечным, принять верою Христа и Его дар вечной жизни.

     Люди сегодня живут ради земных благ, отдают силы и время для достижения преходящих ценностей, не имея при этом надежды и будущности. Но многострадальная история нашего мира приближается к своему концу. Христос оставил твердое обещание возвратиться, чтоб вернуть нам блаженство и полноту вечного мира.

Бенвенуто Тизи. Христос и грешница. Фрагмент. 1536
Бенвенуто Тизи. Христос и грешница. Фрагмент. 1536

     Господь призывает каждого жителя земли наследовать блаженство вечного мира: «Прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

     Сегодня Господь предлагает нам дар вечной жизни. В Священном Писании сказано: «…ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 4:7). Если вы придете к Христу, полностью предав свою судьбу в Его руки, Он успокоит вашу мятущуюся душу, укротит бунтующий дух, придаст вашей жизни смысл.

     Есть ли у вас надежда и будущность? Если нет, почему бы вам сегодня ни пригласить Христа в свою жизнь?



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:О нашем будущем




Курс «Библейские открытия»

 
 5. Второй шанс | Описание курса | 7. Когда Иисус возвратится?