Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Г. Семирадский. Возвращение блудного сына

     Главный герой романа Льва Толстого «Воскресение» Нехлюдов совершил аморальный поступок, а после пытался «продолжать бодро и весело жить», и для этого нашел только «одно средство – не думать о своем поступке», «уйти в область бессознательности». Но, несмотря на все попытки заглушить в себе стыд, продолжал мучиться. Разные обстоятельства жизни напоминали Нехлюдову о его поступке и с новой силой вызывали гнетущее чувство вины.

     «Воспоминание это жгло его совесть. В глубине, в самой глубине души он знал, что поступил так скверно, подло, жестоко, что ему с сознанием этого поступка нельзя смотреть в глаза людям… Он чувствовал себя в положении того щенка, который дурно вел себя в комнатах и которого хозяин, взяв за шиворот, тычет носом в ту гадость, которую он сделал. Щенок визжит, тянется назад, чтобы уйти как можно дальше от последствий своего дела и забыть о них; но неумолимый хозяин не отпускает его. Так и Нехлюдов чувствовал уже всю гадость того, что он наделал, чувствовал и могущественную руку хозяина… В глубине своей души он уже чувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни… «Стыдно и гадко, гадко и стыдно», – повторял Нехлюдов».

     Наверное, нет человека, который не испытывал бы чувство вины, отравляющее жизнь и лишающее душевного мира. Как бы старательно человек ни пытался «отвлекать всякую мысль» от содеянного, она не оставит человека. Более того, к уже отягощенной одним проступком совести прибавится бремя новых прегрешений, так же, как произошло с героем Льва Толстого:

     «Теперь он чувствовал себя со всех сторон пойманным в тенетах глупой, пустой, бесцельной, ничтожной жизни, из которых он не видел никакого выхода…

     Всегда после таких пробуждений Нехлюдов составлял себе правила, которым намеревался следовать уже навсегда: начинал новую жизнь, которую он надеялся никогда уже не изменять. Но всякий раз соблазны мира улавливали его и он, сам того не замечая, опять падал, и часто ниже того, каким он был прежде».

Герард ван Хонтхорст. Блудный сын. 1623
Герард ван Хонтхорст. Блудный сын. 1623

     Как найти покой от угрызений нечистой совести? Возможно ли зачеркнуть или переписать черные страницы своей биографии? И если даже человек решил начать жизнь с «чистого листа», сможет ли он противостоять невероятной силе очередных искушений?

     Мы нуждаемся в Спасителе

     Апостол Павел призывает верующих: «Возлюбленные мои… со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2:12). Однако многие люди просто не понимают, от чего их нужно спасать. Кому и от чего Христос предлагает спасение? На одном Интернет-форуме, где обсуждалась эта тема, один участник высказал следующую мысль: «Меня всегда смущают заявления о том, что моя душа нуждается в спасении. Это все равно, как если бы я плавал, получал удовольствие, а ко мне подплывают спасатели и пытаются меня спасти, заявляя: «Ты тонешь!» или «Ты не умеешь плавать»! Извините, но разве я кого-то звал на помощь?»

     Если представить себе жизнь в виде морского путешествия, человек зачастую думает, что жизнь – это насыщенный удовольствиями круиз. Однако мы чаще оказываемся вовсе не на палубе океанского лайнера, а за бортом, барахтаясь в ледяной воде своих страхов, грехов, заблуждений, безнадежности и бессмысленности жизни. Безусловно, человек не может оценить накрытый изысканными яствами стол, если не испытывает чувство голода. Только жаждущему в пустыне глоток воды кажется слаще меда. Только утопающий хватается даже за соломинку. Человек не может пожелать предлагаемого Богом спасения, если не осознает своего истинного положения.

Г. Семирадский. Христос и самарянка. Фрагмент. 1887
Г. Семирадский. Христос и самарянка. Фрагмент. 1887

     Однажды Иисус, утомленный дорогой, сидел у колодца, к которому подошла женщина-самарянка. Перед тем, как Христос предложил дар спасения, этой женщине необходимо было осознать свой грех и свою нужду в Спасителе. Поэтому Иисус попросил ее: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан.4:16-18). Способный читать страницы жизни, Христос в разговоре открыл ее грех, который, казалось, надежно был сокрыт от посторонних глаз. Всё тайное стало явным. Она не могла ничего отрицать. Иисус сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Всякий, пьющий воду сию (в колодце), возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды…» (Иоан.4:10, 13-15). Эта отверженная грешница, подобно жаждущему в пустыне, осознала свою нужду в прощении и пожелала предлагаемую Христом «живую воду» спасения.

     Что мы унаследовали от Адама?

     В Священном Писании мы находим следующее утверждение: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).

     Поскольку Адам был первым человеком и все мы – его потомки, все человечество находилось «в Адаме»: «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли…» (Деян. 17:26). К несчастью Адам впал в грех, что и повлияло на жизнь будущих поколений. Последствия греха Адама распространились на всех людей.

     Оценить по достоинству то, что мы приобрели «во Христе», мы сможем только тогда, когда поймем, что потеряли «в Адаме». Господь в Священном Писании открывает нам наш диагноз, чтобы мы осознали всю тягостную реальность своего положения и стали искать решение проблемы.

     Какими тяжелыми последствиями обернулся для всего человечества проступок Адама? В Послании к Римлянам апостол Павел называет как минимум три последствия:

          1. «Непослушанием одного человека сделались многие грешными…» (Рим. 5:19).

     Что это значит? Мы, потомки Адама, унаследовали от него его греховную природу. До грехопадения воля Адама находилась в полной гармонии с волей Бога. Однако когда Адам проявил непослушание, он приобрел склонность к противлению воле Божией: «…плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Природе человека стал присущ индивидуализм и эгоцентризм, разрушающий гармонию отношений с людьми и Богом. Эти качества и унаследовали все потомки Адама.

     Грех сковал человека крепкими цепями, сделав его рабом пороков и недобрых желаний. Иисус Христос так сказал об этом: «…истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Мудрый Соломон утверждает: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20).

     Пророк Иеремия говорит о сущности человека: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23).

Рембрандт Харменс ван Рейн. Размышление апостола Павла. 1629 - 1630
Рембрандт Харменс ван Рейн. Размышление апостола Павла. 1629 - 1630

     Даже человек, осознавший необходимость жить по воле Бога, обнаруживает, что не в силах устоять перед различными искушениями и не может изменить себя сам. Апостол Павел, во всей полноте ощутивший беспомощность перед силой греха, силой страшной и враждебной, сказал: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22-24).

     Итак, мы нуждаемся в изменении нашего характера, освобождении от греховных привычек и недостатков. Но своими силами мы справиться не можем. Нам нужна помощь.

          2. «Преступлением одного всем человекам осуждение…» (Рим. 5:18).

     Юридический язык этого текста открывает нам наше положение в свете Закона Божьего. Адам согрешил и тем самым попал под осуждение Закона. Бог не возлагает на нас, потомков Адама, ответственность за его выбор. Библия заявляет: «…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Все люди грешат, а потому несут ответственность уже за свои поступки. Став грешниками, мы заслуживаем наказания. Закон Божий требует удовлетворения справедливого правосудия, поэтому псалмопевец Давид сказал Богу в молитве: «…не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2).

     Пророк Исайя провозглашает: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим…» (Ис. 59:2). По словам апостола Павла, мы стали «врагами Богу» (Рим. 5:10) и утратили мир с Ним. По природе мы – «чада гнева» (Еф. 2:3). Грех вызывает у Бога отвращение, поэтому «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18). Пророк Наум об этом писал: «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» (Наум. 1:6).

     Чувство вины, страх наказания за грехи – это тягостная реальность, в которой мы живем. Не имея мира с Богом, мы лишаемся и внутреннего душевного мира. Мы нуждаемся в восстановлении разрушенных отношений с Богом, а также в спасении от гнева Божьего и осуждения. Псалмопевец Давид взывал к Богу: «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь…» (Пс. 62:4).

     Несмотря на всю серьезность положения, многие люди совершенно не тяготятся чувством вины, совесть их не мучает. Соответственно они не жаждут очищения души, не чувствуют потребности приходить к Христу с исповеданием своих грехов.

     Почему многие люди не чувствуют вины пред Богом? На это есть несколько причин. Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы» заявляет: «Если Бога нет, то все позволено». Отрицая существование Бога и авторитет Его Закона, люди отрицают и существование греха. Однако Закон Божий называет грех своим именем, ибо «законом познается грех» (Рим. 3:20). Закон Божий побуждает людей осознать свои грехи и признать себя грешниками.

     Даже если человек испытывает угрызения совести, порой единственное средство для того, чтобы «продолжать бодро и весело жить», как в случае с героем романа «Воскресение», – найти себе оправдание, сложить с себя ответственность или просто не думать об этом. Однажды Христос рассказал притчу: «Сказал… некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (сборщик податей и пошлин). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:9-14).

Джеймс Бренан. Мытарь и фарисей. 1858
Джеймс Бренан. Мытарь и фарисей. 1858

     Мы можем удивиться: почему внешне благочестивый человек оказался далек от Бога, а грешник был принят Господом и оправдан? Дело в том, что фарисей не относил себя к грешникам. Но Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи… вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23:27,28). Человек, который формально выполняет заповеди, а в сердце сохраняет гордыню, зависть, осуждение, злобу и другие пороки и греховные желания, далек от Бога. Но тот, кто, подобно мытарю, осознает свой грех и приходит к Богу с покаянием, ища Его милости, получит прощение и оправдание.

     И сегодня есть немало людей, которые считают, что им не в чем раскаиваться, ведь они вроде и не совершали особых грехов – никого не обманули, не убили, ничего чужого не взяли. О таких в Библии сказано: «Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих» (Притч. 30:12). Но апостол Иоанн предупреждает: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

     Если мы не совершили никакого уголовного преступления, этого еще недостаточно, чтобы соответствовать высокому стандарту Царства Божьего. Сравнивая себя с другими, мы решаем, в чем мы лучше их, а в чем хуже. Но стоит человеку поглядеться в зеркало Закона Божьего, взглянуть на себя глазами святого Бога, грешник начинает видеть свое подлинное состояние. Когда пророку Исайе в видении был показан престол Бога, он, оказавшись в присутствии Бога, так остро осознал свою греховность, что воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5).

     В основе отрицания греховности лежит самообман. Господь в Священном Писании говорит: «…нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). Блез Паскаль писал: «Только слепой не нашел бы нас исполненными высокомерия, тщеславия, похотей, ничтожества и неправды. Что же можно сказать о человеке, который, сознавая все это, не хочет избавления?» Подобную мысль высказал русский философ В. Соловьев: «Представьте себе толпу людей, слепых, глухих, увечных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается вопрос: что делать? Единственный разумный здесь ответ: ищите исцеления; пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления».

     Когда мы по-настоящему научимся понимать степень нашей личной испорченности, тогда, испытав горькое чувство вины, ощутим потребность в прощении и очищении души. Христос говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3); «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

          3. «Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12). Еще одно тягостное последствие греха заключается в том, что человек утратил бессмертие. Об этом в Священном Писании сказано: «Ибо возмездие за грех – смерть…» (Рим. 6:23). После грехопадения Адама все человечество приговорено к смерти.

     Итак, Священное Писание указывает на три причины, почему каждый человек нуждается в спасении. В этом уроке мы рассмотрим, каким образом «во Христе» разрешены первые два последствия грехопадения.

     Что приводит человека к покаянию?

     В Священном Писании звучит призыв Господа к каждому человеку: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19). Господь побуждает человека признать свою вину и покаяться. А что, если человек не испытывает потребности в покаянии и продолжает жить в грехе? Что может пробудить в сердце упорного грешника чувство сожаления о содеянном? Как побудить человека искать прощения у ног Иисуса Христа?

     В Евангелии сказано о Христе: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (Лк. 15:1). Евангелие повествует, что в круг приверженцев Иисуса входили преимущественно те, кого считали неисправимыми грешниками, часто это были люди с дурной репутацией, изгои, дно общества.

Генрих Семирадский. Христос и грешница. 1873
Генрих Семирадский. Христос и грешница. 1873

     У французского писателя Анатоля Франса есть новелла «Понтий Пилат», герой которой – римлянин, вынужденный покинуть свою родину и жить некоторое время в Иерусалиме. После долгих скитаний он вновь возвращается в Рим, встречает давнего приятеля и делится с ним своими впечатлениями о жизни в Иудейской провинции: «Я знавал в Иерусалиме одну иудеянку: в какой-то трущобе, при мерцании коптящего светильника она плясала на грязном ковре, время от времени ударяя в цимбалы высоко вскинутыми руками… Я любил ее дикую пляску, ее немного хриплый, но все же нежный голос, исходивший от нее запах ладана, тот полусон в котором она жила.

     Я следовал за ней повсюду. Я сблизился с презренным миром солдат, уличных фокусников и мытарей, окружавших ее. Однажды она исчезла и больше не появлялась. Я долго искал ее во всех подозрительных переулках, в тавернах. Отвыкнуть от нее было труднее, нежели от греческого вина. Несколько месяцев спустя я случайно узнал, что она примкнула к кучке мужчин и женщин, которые следовали за молодым чудотворцем из Галилеи. Он называл Себя Иисусом Назареем и впоследствии был распят».

     Нетрудно узнать в этой иудеянке Марию из Магдалы, о которой повествует Евангелие. Она была известной иерусалимской блудницей. Можно ли изменить такую женщину? Общество давно считало ее пропащей, неисправимой. Как же стало возможным, что такая женщина осознала свои грехи, раскаялась в них и стала верной последовательницей Иисуса Христа?

     Вот, как описывает Евангелие этот случай: «Книжники и фарисеи привели к Нему (Христу) женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:3-5). Мария хорошо знала религиозный закон и понимала, что ей грозит побиение камнями. Поэтому блудница упала на землю и сжалась от страха в ожидании справедливого приговора.

     Как же поступил Иисус? Грех нельзя оправдать, он справедливо заслуживает осуждения. Но Иисус говорит Марии то, чего никто не ожидал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Попов А. А. Блудница перед Христом. 1879
Попов А. А. Блудница перед Христом. 1879

     Марии не раз приходилось сталкиваться с презрением и осуждением благочестивых людей. Никто и никогда не относился к ней подобным образом. Она ожидала чего угодно, только не милости. Мария ушла, чтобы горько оплакать свою беспутную жизнь, раскаяться в грехах и начать все сначала. Она так хотела оправдать доверие Иисуса, Который простил ее и поверил в нее.

     В результате Марию больше никогда не встречали в трущобах и тавернах, танцующей на грязном ковре при мерцании горящего светильника. Она больше не развлекала хмельную публику, потому что теперь принадлежала к обществу Иисуса.

     Что сделало возможным обращение блудницы из Иерусалима? Что привело ее к покаянию и изменению образа жизни? Апостол Павел говорил в своем письме к христианам Рима: «…благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2:4). Господь через пророка Осию говорит: «Узами любви… влек Я их к Себе» (Ос. 11:4). Милость, которую Христос оказал Марии, Его всепрощающая любовь не могла не вызывать в ее сердце чувство стыда. Любовь Иисуса вызвала у нее желание сбросить с себя грех, как снимают запачканную одежду. Покаяние очистило женщину, а прощение Христа воскресило к новой жизни.

     Один русский актер, который обратился к Богу и стал христианином, в своем интервью сказал: «Когда я взглянул на распятие и увидел такую любовь, когда я Ему постоянно делаю против, постоянно против, и против, а Он меня любит, и любит, и любит… когда Он обезоружил меня своей любовью, вот тогда, стоя в изумлении и ошеломлении от Его милости и совершенно непостижимой любви, которой Он залил весь мир, я сказал: «Да!» Вот с этим Богом я вместе! Да, вот с этой Любовью я вместе! Перед такой Любовью мне стыдно грешить. Вот если меня так любят – тогда мне стыдно! Тогда я плачу, и падаю, и говорю: «Господи, прости меня». И тогда я говорю от всей своей души: «Господи, Боже мой, слава Тебе!»

     Франсуа Мориак, член Французской Академии, Лауреат Нобелевской премии однажды сказал о себе так: «Лишь потому, что Бог вторгся в человечество в определенный момент истории, лишь потому, что Он произнес некие слова и совершил некие поступки любви, – я встал на колени».

     Люди могут отвернуться от бесчестных и презренных, но не Бог. Несмотря на то, каким было наше прошлое и как мир обходится с грешниками, для Господа нет нежеланных людей. И сегодня Он защищает и прощает самых худших из нас, несмотря на то, что мы этого не заслуживаем. Именно любовь Христа покоряет черствые сердца заблудших грешников, вызывает чувство стыда, сожаление о содеянном и приводит к покаянию.

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560

     Бог, Которого пришел открыть Иисус, – это Бог, Который хочет иметь дело с грешниками и ликует, когда хотя бы один из них находит дорогу домой. Христос сказал: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).

     Дар прощения

     Господь предлагает нам дар прощения. А что требуется с нашей стороны, чтобы получить освобождение от чувства вины и греховной жизни?

     После вознесения Христа апостол Петр проповедовал своим соотечественникам: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Апостол указал иудеям на Голгофу и довел до их сознания, что они виновны в распятии Христа – Небесного Мессии. Каков был их отклик? «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Когда человек осознает, что его грех стал причиной смерти Христа на кресте, у него возникает вопрос: что теперь делать? Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

     Мы должны осознать, что наш грех стал причиной смерти Христа. Этот факт должен вызвать у нас сожаление и раскаяние.

     Совершив тяжелый грех, царь Давид молился: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем… Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:3-6,11,12).

     Когда мы исповедуем наш грех, любящий Спаситель прощает наши грехи и освобождает от них. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

     Истинное покаяние

     Христос, простив иерусалимскую блудницу, произнес: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

     Истинное покаяние – это не только исповедание и сожаление о грехе. Покаяние подразумевает также оставление старых привычек, обычаев и связей. «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).

     Скорбь покаяния, а также стремление оставить греховный образ жизни должны быть продиктованы любовью к Богу. Когда Господь нас прощает, Он желает, чтоб мы оценили Его прощение, Его любовь к нам и ответили на Его любовь. Мы раскаиваемся и оставляем грех, потому что он причиняет боль Богу. Христос сказал об истинном мотиве послушания: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

     Мы можем преодолеть любое искушение ради любви к Спасителю. Именно любовь к Богу, «которая изливается в сердце Духом Святым» (Рим. 5:5), помогла апостола Павлу решить проблему греховной плоти, от которой он искал избавление. О всепобеждающей силе любви к Богу Павел писал: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2).

     Иоанн Креститель призывал: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Что значит «достойный плод покаяния»? Качество плодов определяет тот, кому эти плоды предназначены. Плоды нашей жизни должны быть достойны Иисуса Христа. Наша жизнь должна свидетельствовать о том, что мы оценили по достоинству Его подвиг ради нас.

     В нашей жизни очень много такого, о чем и вспоминать не хочется: обман, суета, бесцельно прожитые дни и греховные дела. Но осознав, что совершил Христос ради нас, мы должны задать себе самый главный вопрос: станем ли мы впредь относиться к Христу так, как Он того не заслуживает? Будем ли снова и снова «распинать» его на Голгофе? В послании к Евреям сказано: «…если мы, получив познание истины, произвольно грешим», то такой человек «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета» (Евр.10:26,29).

Вильям Бугро. Сострадание. 1897
Вильям Бугро. Сострадание. 1897

     Принимая решение начать новую жизнь во Христе, следует стремиться исправить все свои прошлые недобрые поступки. Попросите Христа, чтобы Он помог вам преодолеть грехи в вашей жизни.

     Может ли Бог сделать бывшее небывшим?

     Многие люди долгие годы помнят свои прегрешения, их постоянно преследует и гнетет чувство вины. Кто-то считает, что его грехи слишком тяжелы, чтобы Господь мог их простить.

     Можно ли начать биографию с чистого листа? Аристотель, веривший во всемогущество богов, все же был убежден: «Даже боги не могут сделать бывшее не бывшим». В Библии описаны грехи самых лучших людей: например, отречение и предательство апостола Петра, богохульство апостола Павла и его насилие над христианами, прелюбодеяние царя Давида. Разве можно сделать так, чтобы все это стало никогда не бывшим?

     В Священном Писании Господь говорит: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды... Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:16-18).

     В этом тексте употребляется язык судебного разбирательства. Бог судит Свой народ и находит, что преступления против Его Закона багряны, точно кровь. Интересно отметить, что багрянец и пурпур – стойкие краски, которые получали из раковин морских моллюсков. Окрашенные ими ткани практически не линяли, а потому стали символом несмываемости грехов.

     Однако Господь заявляет, что если мы раскаемся в наших грехах и оставим греховный образ жизни, то Он смоет с нас наши грехи, изменит неизменяемое и сотрет неизгладимое. В это трудно поверить, но Бог прощает нас, так что мы можем начать новую страницу нашей жизни с чистого листа. Как это возможно? В Книге Иова звучит вопрос об оправдании грешника: «Как человеку быть правым (т.е. оправданным) пред Богом?» (Иов. 25:4).

     Христос – наш Спаситель и Посредник

     Какое право имеет Бог прощать и оправдывать грешника? Воплотившись, Христос стал представителем всего человечества. Поскольку Закон Божий требует от человека праведности, Христос прожил вместо нас праведную жизнь: «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19).

Рубенс. Бичевание Христа. 1630
Рубенс. Бичевание Христа. 1630

     Закон Божий требует также возмездия за грех, поэтому Христос взял на себя грехи всех людей и умер вместо нас: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Иоанн Креститель, указывая на Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

     Немецкий реформатор Мартин Лютер пишет: «Бог послал Своего Сына в наш мир и возложил на Него грехи всех нас, говоря: «Ты это Петр, тот который отрекся. Ты – Павел, насильник и богохульник. Ты – Давид-прелюбодей. Ты – грешник, съевший запретный плод в раю. Ты – разбойник на кресте».

     Своей праведной жизнью, страданиям и смертью Иисус Христос удовлетворил требования Закона. Когда согрешивший человек верою принимает то, что Христос сделал для него, он юридически освобождается от осуждения законом. Расплата за прежние проступки над ним не довлеют, потому что за них расплатился Христос. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5:19). Заслуги Иисуса Христа вменяются каждому человеку, принимающему Христа как своего Спасителя. Истина заключается в том, что Христос занял наше место и понес наказание вместо нас.

     Одна христианская писательница написала: «Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, чтобы с нами поступали так, как заслуживает Он. Христос пострадал, чтобы мы были оправданы. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь».

Тициан. Несение Христом креста. 1565
Тициан. Несение Христом креста. 1565

     Хотели бы вы удалить испачканную страницу из своей биографии? Сегодня Великий Ходатай и Посредник священнодействует в Небесном Святилище. Если мы приходим к Нему с покаянием, Он снимет с нас «отвратительные одежды» греха и облачает в Свою праведность. Его праведная жизнь может покрыть нашу нечистоту, Его кровь способна смыть самое стойкое пятно на нашей биографии. Не существует столь тяжкого греха, который Спаситель не смог бы простить. Человеку достаточно только попросить Его о прощении.

     Пророк Михей говорит: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши…» (Мих. 7:19). Господь никогда больше не вспомнит их, Он ввергнет «в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19). «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12).

     Духовные благословения во Христе

     Мы не способны изменить наше прошлое, не в силах изменить самих себя и никто из нас не может преодолеть смерть. Но все это под силу Богу. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3).

     Что же человек приобретает во Христе? О каких благословениях идет речь?

     Все последствия грехопадения, которые мы унаследовали в Адаме, во Христе нашли свое разрешение. Евангелие – это Благая весть о том, что когда нам потребовалось прощение, Иисус дал его. Когда нам потребовалась дружба и близкие отношения с Богом, Он стал нашим другом. Мы нуждаемся в помощи среди искушений, в надежде и ободрение, и получаем все это от Христа. Иисус избавляет нас от наказания за грех и от рабства греха. Придет день, и Христос положит конец страданиям, греху и смерти. Это будет после Его возвращения на землю.

     Мы унаследовали от Адама трагичные последствия его непослушания. Иисус дает людям второй шанс. Он исцеляет самых безнадежных, творит новую судьбу этих людей.

Джованни Тьеполо. Несение креста. Фрагмент. 1737 - 1738
Джованни Тьеполо. Несение креста. Фрагмент. 1737 - 1738

     В романе Льва Толстого «Война и мир» рассказывается, как Николай Ростов проиграл бретёру Долохову огромную сумму денег.

     «Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Николая Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны».

     Однако Николай на эти деньги играет в карты и проигрывает 43 тысячи рублей.

     «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек… Все кончено, я пропал! – думал он. – Теперь пуля в лоб – одно остается…

     Ростов понимал, какой удар нанесет отцу и матери объявлением проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого… Приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно. Дома еще не спали… Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему…
          – Папа, я к вам за делом пришел… Мне денег нужно.
          – Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что недостанет. Много ли?
          – Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, то есть много, даже очень много, сорок три тысячи.
          – Что? Кому?.. Шутишь!
          – Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
          – Ну!.. – сказал старый граф, разводя руками, и бессильно опустился на диван.

     Николай считал себя негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения.

     Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына, и заторопился, отыскивая что-то.

     – Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать... с кем не бывало! да, с кем не бывало... – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты... Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.

     – Папенька! па...пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, – простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал».

     «Будет трудно отыскать деньги, но мы заплатим твой долг, Николай», – таким был ответ отца на недостойный поступок сына. Проиграв огромную сумму денег, сын не услышал ни слова упрека от отца, и это в то время, когда семья испытывала серьезные денежные затруднения. Более того, отец не только не упрекнул, но и сам заплатил карточный долг распутного сына. Показывая свою любовь к сыну, отец смог понять, простить и помочь.

     Каждый из нас перед Богом в неоплатном долгу. Мы не достойны Его любви, милости и прощения. У нас нет никаких заслуг, которыми мы могли бы оправдаться. Однако всем, кто с верой уповает на заслуги

     Христа, кто кается и удаляется от греха, каким бы тяжелым ни казался наш грех, Господь прощает нас и лично его оплачивает. Этот долг дорого обошелся Небесному Отцу – ценой жизни Сына.

     Иисус предлагает нам Свое совершенство и Свою праведность как «дар благодати» (Рим. 5:16) или незаслуженную милость. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Чтобы воспользоваться этим даром, его нужно принять.

Бартоломео Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына. 1667-1670
Бартоломео Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына. 1667-1670

     Если вы осознаете, что не можете возвратить свой долг Богу, что у вас нет сил жить праведной жизнью, поскольку вы не раз спотыкались на одном и том же месте, вспомните о Небесном Отце, Который ждет, чтобы принять вас в Свои объятия, как отец принял блудного сына в притче Христа. Господь примет каждого, кто из глубины души возопиет: «Отче, я согрешил перед небом и перед Тобой…» (Лк. 15:21).

     Христос уверяет: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Христос готов покрыть наш долг Своими заслугами. Придите сегодня к Христу с покаянием, и Он даст вам радость прощения и освобождения души от бремени вины. Он даст вам второй шанс, Он изменит ваш характер, Он поможет преодолеть ваши пороки и вредные привычки. Он даст вам новую жизнь.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Второй шанс




Курс «Библейские открытия»

 
 4. Иисус Христос - Спаситель мира | Описание курса | 6. О нашем будущем