Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Василий Петрович Верещагин. Ночь на Голгофе . 1869

 

          – Знаю я, что мне не миновать вечной смерти, – хмуро проговорила старая негритянка.
          – Без тебя знаю. Я дурная. Я грешница… О, Господи, уж поскорее бы!
          Том содрогнулся, услышав эти страшные слова, произнесенные хоть и угрюмо, но бестрепетно.
          – Боже милостивый, сжалься над ней, несчастной! Неужели тебе никто не рассказывал про Иисуса Христа?
          – Иисус Христос! А кто это?
          – Господь – наш Спаситель! – воскликнул Том.
          – Про Господа я будто слыхала, и про Страшный суд… Да… слыхала.
          – А про Спасителя? Про Того, Кто любил нас, несчастных грешников, и за нас умер?
          – Нет, об этом я ничего не знаю, – ответила старуха. – И с тех пор как умер мой старик, меня никто не любил…
          – Несчастная! – сказал Том. – Неужто ты не слышала, что Иисус Христос любил тебя и за тебя же умер? Неужто не знаешь, что Он протянет тебе руку помощи, и ты войдешь в Царство Небесное и обретешь там покой?
          – Я… в Царство Небесное? – повторила старуха. – Это куда белые попадают? А если они завладеют мною и там? Нет, лучше вечная смерть, лишь бы избавиться от хозяина с хозяйкой! Хватит с меня этого! – И, со стоном подняв корзину на голову, она зашагала прочь.
                           (Гарриет Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома. М., 1960. С. 228, 229.)

     Возможно, вы увидели в этой истории себя. Может быть, и вы ничего не слышали и не знаете про Спасителя? Про Того, Кто любит нас, несчастных грешников, Кто за нас умер и Кто предлагает руку помощи.

     К Христу во все времена относились по-разному. Однажды во время Своего земного служения Христос задал Своим ученикам вопрос: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16:13,14).

     Сами же религиозные лидеры времен Иисуса Христа относительно Его личности заявили: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:29).

     Александр Мень, известный христианский проповедник, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, об этом писал так: «Одни хотели видеть в Назарянине только реформатора иудейства, другие – последнего из пророков; сторонники насилия изображали Его революционером, а враги традиционных общественных устоев – борцом против рутины... Однако в таких попытках обнаруживалась узость людей, которые силились разгадать «загадку Иисуса», исходя только из своих, подчас весьма односторонних воззрений».

Генрих Гофман. Христос
Генрих Гофман. Христос

     В Евангелии от Иоанна повествуется, как однажды Иисус Христос обратился к слепому от рождения человеку с вопросом: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин. 9:35,36). Сегодня, как и в те древние времена, на вопрос «Верите ли вы в Иисуса Христа?» многие отвечают тем же вопросом: «Кто Такой Иисус Христос, чтобы мне верить в Него?»

     В поисках ответа на этот вопрос давайте обратимся к истории и Священному Писанию.

     Иисус Христос – историческая личность

     Сегодня сомневаются не только в достоверности Библии, но и в исторической подлинности центральной фигуры христианства – Иисуса Христа. В Новом Завете мы найдем исчерпывающий рассказ о жизни Христа. Но есть также немало внебиблейских источников, свидетельствующих о Христе.

     Одно из самых ранних упоминаний о Христе мы находим у известного иудейского историка первого века нашей эры Иосифа Флавия (37-100 гг. н.э.). В книге «Иудейские древности» он пишет: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершал чудеса и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к Себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к распятию. Но те, кто раньше любили Его, не отказались от Него и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки» («Иудейские древности», книга 18-я, глава 3-я, текст 3).

     Римские историки также оставили нам некоторые свидетельства. Например, в своем труде «Анналы» (116 г. н.э.) один из величайших римских исто¬риков Корнелий Тацит (ок.56-ок.117 гг. н. э.) пишет о причине пожара в Риме: «Возникли и стали разрастаться слухи о том, что этот пожар не возник в результате несчастного случая, но что его разжег император Нерон. Чтобы пресечь эти слухи, император свалил вину на людей… которые носили прозвище «христиане»… Их прозвище происходило от имени Христа, казненного по приговору Понтия Пилата во времена правления Тиберия» (книга 15-я, глава 44-я).

Антонио Чизери. Понтий Пилат: «Се, Человек!» Фрагмент. 1860-1880
Антонио Чизери. Понтий Пилат: «Се, Человек!» Фрагмент. 1860-1880

     Двадцать семь различных внебиблейских исторических документов свидетельствуют о личности Иисуса Христа. Вот, что пишет Британская энциклопедия о многочисленных светских свидетельствах жизни Христа: «Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце XVIII, в течение XIX и в начале XX веков».

     Итак, свидетельства древних историков подтверждают тот факт, что человек по имени Иисус, называемый Христом, действительно жил в Палестине в I веке н.э. И все же, никакой труд, посвященный жизни и учению Иисуса Христа, не в состоянии заменить первоисточника. И если мы хотим знать правду о Христе, то должны искать ее, прежде всего, в Библии.

     План спасения человечества

     В момент грехопадения враг душ человеческих обманул первых людей, склонил их на свою сторону и принудил восстать против Бога. В результате грехопадения человека, море страданий затопило землю. Человек утратил истинное представление о Боге. Грех окончательно поразил мир. Обманутые и сбитые с толку люди идут навстречу вечной гибели – смерти, которая не оставляет надежды на жизнь, ночи, которая никогда не сменится утром.

     Древний мир, да и вообще люди, всегда и везде искали решение проблемы зла. Человек очень хорошо понимал свой нравственный крах и свою порочность, люди никогда не могли смириться с конечностью своего бытия. Однако, как это ни трагично, мир не видит никакого выхода из сложившегося положения.

     Человечество без вмешательства Бога не сможет подняться из трясины греха, страданий, отчаяния и бессмысленности бытия. Несмотря на то, что нравственное разложение и открытое неповиновение Богу охватило всю нашу планету, путь для ее возрождения был предусмотрен.

Карл Блох. Рождение Христа
Карл Блох. Рождение Христа

     План спасения человечества от греха и смерти созрел гораздо раньше грехопадения первого человека. Он был откровением «тайны, о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14:24). Бог предвидел возникновение греха и поэтому предусмотрел план избавления людей от страшной катастрофы: Он пошлет в мир Своего Сына, Который спасет мир от греха и неминуемой гибели. Любовь Бога к миру так велика, что Он решил отдать Своего единородного Сына, «дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

     Через патриархов еврейского народа и пророков Господь возвещал о явлении Мессиипрактически каждому поколению землян, напоминал о Нем в многочисленных пророчествах. Поэтому народ Божий во все времена ожидал пришествия Спасителя мира.

     Иисус Христос – исполнение ветхозаветных пророчеств о Мессии

     Господь Бог дал более трехсот предсказаний о грядущем Мессии. Все эти пророчества в точности исполнились в жизни и служении Иисуса Христа. Уже в самом начале земного служения Христа, сравнивая Его жизнь с ветхозаветными пророчествами, люди делали вывод: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45).

     Христос говорил об исполнении этих пророчеств двум Своим ученикам после Своего воскресения по дороге в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!.. И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:25,27). Позже Он напомнил об этом остальным Своим ученикам: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44).

Карл Блох. Христос с учениками в Эммаусе. 1875
Карл Блох. Христос с учениками в Эммаусе. 1875

     Предсказание времени прихода Мессии

     В ветхозаветных пророчествах точно предсказано время явления Мессии и Его распятия. Обратимся к книге пророка Даниила. Он пишет: «И когда я… молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля… муж Гавриил (ангел), которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: “Даниил!.. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление… и чтобы… помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос…; а город и святилище разрушены будут народом вождя…”» (Дан. 9:20,21,22,24-26).

     Седмина – устаревшее слово, означающее неделю, семь дней. Таким образом, в этом пророчестве идет речь о временном отрезке в 70 недель – вначале как о целом периоде, а затем как о состоящем из трех периодов: 7, 62 и 1 неделя.

     Это пророчество о Мессии состоит из трех отчетливых частей, предсказывающих три события. Среди этих событий:
     1. Приход Мессии. «…до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины…» (Дан. 9:25). Первая часть пророчества говорит о том, что по истечении 69 недель Мессия придет в Иерусалим (7 и 62 недели понимаются, как 69 раз по семь лет).
     2. Смерть Мессии. Во второй части утверждается, что Христос «по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти» (Дан. 9:26).
     3. Разрушение Иерусалима и храма. После того, как будет предан смерти Христос, Иерусалим и его храм «разрушены будут народом вождя, который придет» (Дан. 9:26).

     Согласно книге пророка Иезекииля, в пророческом истолковании один день равен одному пророческому году: «…день за год Я определил тебе» (Иез. 4:6). Таким образом, каждая седмина или же неделя означает 7 лет.

     Итак, согласно этому пророчеству, «до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9:25). Приход Христа Владыки должен был состояться по истечении 69 (7+62) недель или же 483 лет.

     С какого момента нужно начинать отсчёт 69 недель? Ангел объяснил пророку Даниилу: «…с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима…» (Дан. 9:25). Пророк Даниил получил это пророчество, когда он и народ Израильский находились в вавилонском плену, а город Иерусалим был разрушен. Позже Вавилон был завоеван мидо-персидским царством.

     В книге Ездры мы находим повеление персидского царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима: «Вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику: …Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику... От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева, и из священников его, и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою» (Ездр. 7:11-13). В книге Ездры указ о восстановлении Иерусалима и возвращение евреев из плена приходится на седьмой год царя Артаксеркса: «С ним (с Ездрой) пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов, и привратников, и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса» (Ездр. 7:7).

     А вот данные исторических хроник: седьмой год царствования Артаксеркса приходится на 457 год до н.э. Таким образом, 457 г. до н.э. надлежит считать исходной точкой пророчества.

     Давайте произведем вычисления. К 457 г. до н.э. (году, когда было дано повеление о возвращении народа израильского из плена и восстановлении Иерусалима) прибавим 69 (7+62) недель, они же 483 года, и получим 27 г. н.э. (483-457=26-27 год н.э.). Помните, что мы используем календарь, где нет нулевого года, как в ряду натуральных чисел: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3. Таким образом, пророчество относится к 27 г. н.э., а не 26 г., как было бы при наличии нулевого года в календаре (см. схему).

     Что же произошло в 27 году н.э.? Именно в этом году Христос вошёл в реку Иордан и был крещён Иоанном Крестителем.

А. Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент. 1837-1857
А. Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент. 1837-1857

     «Христос» означает «Помазанный». Иисус был помазан Святым Духом на общественное служение именно во время Своего крещения. Именно в момент крещения Отец Небесный впервые прилюдно объявил Иисуса Мессией, или Помазанником, как об этом сказано у евангелиста Матфея: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16,17).

     Евангелист Лука писал: «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38).

     Иисус начинает Свою первую проповедь такими словами: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Слова «исполнилось время» имеют непосредственное отношение к пророческому предсказанию из книги пророка Даниила. Об этом упоминает и апостол Павел, говоря: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего…» (Гал. 4:4). Выражения «исполнилось время» и «полнота времени» подразумевают, что как только закончились 69 пророческих недель, явился Христос, Мессия.

     26-й текст 9-й главы пророка Даниила гласит: «И по истечении шестиде¬сяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не бу¬дет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет…» (Дан. 9:26).

     Согласно слов этого пророчества, «по истечении шестиде¬сяти двух седмин», то есть после 27 года н.э., Мессия должен быть предан смерти, и это, как мы знаем, произошло.

     Последний текст 9-й главы книги Даниила указывает именно на эту послед¬нюю из семидесяти пророческих недель («седмин»): «И ут¬вердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение…» (Дан. 9:27).

     В этом тексте говорится, что в середине последней «седмины», или семи лет, прекратятся жертвы и приношения. Мы знаем, что в 31 году н.э. был распят Христос (см. схему). С этого момента жертво¬приношения в храме утратили смысл, поскольку указывали на истинную жертву – Иисуса Христа. Когда иудейские вожди в 34 г. н.э. убили Стефана, смерть первого христианского мученика запечатлела официальное отвержение Израилем Иисуса Хрис¬та. Как и было предсказано в пророчестве, в 70-м году н.э. Иерусалим и его храм были разрушены римским полководцем Титом и была прекращена череда ставших уже ненужными жертвоприношений.

Схема

     Если учитывать, что книга пророка Даниила написана в VI веке до н.э., то пришествие Христа Владыки и Его распятие было предсказано почти за 500 лет и в точности исполнилось.

     В ветхозаветных пророчествах мы находим и ряд других предсказаний относительно прихода Мессии. Приведем лишь некоторые из них.

     Место рождения Христа

     Ветхозаветное пророчество: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

     В этом пророчестве Господь точно определяет единственный из всех городов земли, где должен родиться Его Сын. В этом же пророчестве сообщается о том, что Мессия существовал до Своего воплощения в Вифлееме, Его «происхождение от дней вечных».

     Новозаветное исполнение: в Евангелии сообщается о месте рождения Мессии: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода…» (Мф. 2:1).

     Рождение от Девы

     Ветхозаветное пророчество: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (с древнеевр. значит «с нами Бог») (Ис. 7:14).

     В этом пророчестве говорится, что рождение Мессии, Богочеловека, произойдет сверхъестественным образом – от девицы, без участия мужчины.

     Новозаветное исполнение: в Евангелии читаем, что Ангел Господень явился Марии – «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лук. 1:27) – и возвестил ей: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рожденное Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). А затем Ангел явился мужу Марии Иосифу: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20,21).

Карл Блох. Благовещение
Карл Блох. Благовещение
     Мессия произойдет из еврейского народа

     Ветхозаветное пророчество: патриарху Аврааму, родоначальнику еврейского народа, Господь однажды сказал: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18; см. также Быт. 12:2,3).

     Новозаветное исполнение: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1). Апостол Павел пишет: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано “и потомкам”, как бы о многих, но как об одном: “и семени твоему”, которое есть Христос» (Гал. 3:16). Говоря о семени Авраама, Бог, несомненно, имеет в виду одного из потомков Авраама. Многие века евреи ожидали явления Мессии, через Которого обретут благословение все народы земли.

     Приход Мессии будет ознаменован чудесами

     Ветхозаветное пророчество: «Вот Бог… придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис. 35:4-6).

     Новозаветное пророчество: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:2-6).

     Христос цитирует тексты Ветхого Завета, которые описывают приметы пришествия Спасителя, и указывает на Свои дела как доказательство исполнения пророчеств: «…дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10:24,25).

     Мессия пострадает за грехи всего человечества

     Ветхозаветное пророчество: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5-7).

     Новозаветное пророчество: «Христос пострадал за нас… Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Петр. 2:21-25). «…Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3).

Ф.А.Моллер. Несение креста. 1869
Ф.А.Моллер. Несение креста. 1869

     В Ветхом Завете содержится несколько сотен в точности исполнившихся предсказаний о Мессии, из которых мы процитировали лишь некоторые. Основные этапы жизни Христа были сверхъестественным образом предсказаны и записаны задолго до Его воплощения. В точности исполнившиеся пророчества – самое убедительное доказательство того, что Иисус Христос и есть обетованный Спаситель мира.

     Осуществление мессианских ожиданий

     Народ израильский, получив такие удивительные пророчества, ожидал прихода Мессии. Мы находим в Ветхом Завете пророчества о Мессии-Женихе, Который придет за Своим народом, представленным в образе невесты, «приготовленной для мужа своего». И по этому поводу Господь устроит брачный пир. Господь через пророка Исаию предрек: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств… И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:6,9).

     В Ветхом Завете образ брачного пира – это символ эры спасения, возвращения Царствия Божьего, приход Мессии, Который «спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

     Один из самых обсуждаемых вопросов в иудаизме I в. н.э. – когда же наступит Царствие Божие? Когда придет Мессия? С этим вопросом однажды обратились к Иисусу фарисеи, представители одной из трёх древнееврейских сект: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20,21).

     Выражение «не придет Царствие Божие приметным образом» с древнегреческого языка Нового Завета дословно переводится так: «Царствие Божие нельзя увидеть обычным взором».

     Что означает фраза «Царствие Божие внутрь вас есть»? Христос вряд ли имеет в виду, что Царство Божие расположится внутри любого человека, тем более, внутри фарисеев, ведь Он Сам называл их «гробами окрашенными» (Мф. 23:27): они были внешне набожными, а внутри исполнены злобы и коварства. Слова «внутрь вас» может означать «среди вас», «в вашей среде». Из контекста видно, что Иисус персонифицирует Царствие Божие с Собой: обещанное Царство Божие пришло в мир людей в Его лице. Христос говорит: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11:20).

     В 19-й главе Евангелия от Луки повествуется о торжественном вхождении Христа в Иерусалим: «И привели его (осленка) к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:35-38).

     В книге пророка Захарии Господь предсказал, каким образом придет долгожданный Мессия: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Христос действительно въехал в Иерусалим на молодом осле, исполнив таким образом пророчество Захарии. Тем самым Он открыто заявлял о Себе как о Мессии. Раньше Он не желал говорить об этом во всеуслышание, чтобы не спровоцировать противодействие, которое помешало бы Его общественному служению. Однако теперь, завершая Свое земное служение, Иисус, наконец, снял покров тайны.

     Почему торжественный вход Христа в Иерусалим вызвал у учеников Христа такую радость? Что произошло в эти дни?

     В Евангелии от Марка описывается такой случай: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему (Христу) и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк. 2:18,19). Вопрос Христа риторический. Пост обычно предпринимается в случае скорбном. А разве свадьба повод для печали? Таким образом, Иисус говорит, что время ожидания окончилось, Царствие Божие в Его лице уже пришло, Небесный Жених, Мессия, Спаситель мира прибыл, свадебное торжество уже началось, эра спасения уже наступила. Он и есть Царь, грядущий во имя Господне.

     В славословии учеников цитата из известного мессианского псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Пс. 117:26). Тем самым ученики исповедовали Иисуса как долгожданного Мессию-Царя.

Орренте Педро. Въезд Христа в Иерусалим. 1620
Орренте Педро. Въезд Христа в Иерусалим. 1620

     Ученики радовались во время торжественного въезда Христа в Иерусалим, понимая, что настал день, которого так страстно желали пророки и праведники всех времен. На их глазах свершалось самое великое вселенское чаяние всех народов! Своей радостью и ликованием они возвещали: «Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:16)!

     Как отреагировал Христос на радость учеников и на тот факт, что ученики приняли Его как долгожданного Мессию, Спасителя? «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10:23,24).

     Иисус Христос провозгласил, что Он и есть долгожданный Мессия, на суде перед Первосвященником и синедрионом: «Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:61,62).

     В Ветхом Завете звучит весть о Мессии: «Он грядет»! Первая же главная мысль Нового Завета – Он пришел в смирении и страдании. И вторая ликующая весть Нового Завета – Он возвратится опять в силе и славе! (см. Ин. 14:5)

    

 Иисус Христос – Сын Божий

 

     Один из вопросов христианского учения, вызывающий наибольшее количество споров, касается божественности Христа. Библейская вера основывается на том, что Спаситель Иисус Христос – Бог в человеческой плоти, а не просто необычный человек, обладающий необыкновенными способностями, самый замечательный и выдающийся из всех когда-либо живших на земле.

     На каком основании мы можем верить, что Христос был воистину Божественной Личностью?

     Боговоплощение Иисуса Христа – великая тайна

     Евангельский текст повествует о том, как ангел явился к Деве Марии с вестью о рождении Сына Божия: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:34,35).

     Как видим, Марии приходит в голову вполне резонный вопрос: «О каком ребенке речь, если я еще не замужем?» Для нее то, что должно с ней произойти, – непостижимая тайна. И все же, несмотря на необычное заявление ангела, Мария поверила сообщению Господа о воплощении через нее Сына Божия.

     Библия говорит о боговоплощении Иисуса Христа как о непостижимой тайне: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тим. 3:16). Возвещаемое евангельское учение о воплощении Христа необходимо принять верой. Когда Бог обещал ребенка столетнему Аврааму и девяностолетней Сарре, Он, отвечая на сомнения будущих родителей, указал на Свою беспредельную власть: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14). Сам Иисус в отношении плана спасения сказал: «…человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

     Свидетельство Иисуса о Своей Божественной природе

     Христос заявляет: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). На вопрос иудеев: «Кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25). Христос подчеркивает, что имеет такую же вечную природу, как и Бог, Его Небесный Отец: «…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Иисус провозглашает, что имеет полномочия, свойственные только Богу: способность творить – вместе с Отцом Он принимал самое непосредственное участие в сотворении нашей Земли (см. Ин. 1:1-3); прощать людям их грехи (см. Мк. 2:5-10); Сын Человеческий имеет право и власть производить суд (см. Ин. 5:27); Он имеет власть над жизнью и смертью, что присуще исключительно Богу (см. Ин.5:21). Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

     Праведная и благочестивая жизнь, чудеса, которые Он творил, мудрость и учение, пророческие предсказания, которые в точности сбылись, и наконец, добровольная мученическая смерть на кресте и славное воскресение – все это неоспоримые свидетельства в пользу того, что Христос никак не мог произносить заведомо ложные заявления. Наоборот, все это доказательства того, что Иисус – истинный Бог, достойный доверия и поклонения.

Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста. 1616-1617
Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста. 1616-1617

     Во все времена людям проще было верить в далекого Бога на небесах, чем в Того, Который может жить среди них. Ученики Иисуса не раз исполнялись благоговейным страхом, осознавая, что Иисус – не просто плотник или учитель мудрости, но Бог во плоти. Апостол Иоанн написал в своем послании: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

     Цель воплощения и служения Христа

     Еще более важно понять, для чего необходимо было воплощение Сына Божьего. Зачем Он пришел на нашу землю? В чем заключалась Его миссия?

     Христос выполнил главную задачу – стал Спасителем мира и открыл людям характер Бога, суть которого является «любовь». Каким образом Бог явил Свою любовь к человеку? Евангелие заявляет: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… будучи врагами» (Рим. 5:8,10).

     Мы любим любящих нас и ненавидим наших врагов. А Библия заявляет, что Бог, Небесный Отец, любит этот безумный, жестокий, эгоистичный, исполненный насилия, безнравственный мир. Большинству из нас не придет в голову обнять грязного бездомного человека, а Бог прижимает к Своему сердцу нашу оскверненную грехом и моральным разложением планету. Поразительно! Бог посылает Своего единородного Сына во враждебную обстановку, на смерть ради тех, кто восстал против Него!

     Иисус Христос, конечно же, все знает о нашем эгоизме и недостатках. Но Он не только не отвернулся от нас, а ищет нас, желает иметь отношения с нами. Любовь Иисуса безусловна, она не зависит от нашей привлекательности. Господь принимает нас такими, какие мы есть. И это самая потрясающая истина из всех, когда-либо открывавшихся человечеству. Христос показал, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1 Ин. 3:16). Христос возлюбил нас и умер за нас, когда мы были еще грешниками. Апостол Иоанн изумлялся: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец…» (1 Ин. 3:1).

     Библия открывает, что хотя мы являемся грешниками, заслуживающими наказания, Иисус на кресте вместо нас принял наказание за наши грехи, стал нашим Искупителем и Ходатаем перед Законом Божьим. Тот, кто поверит в Него и последует за Ним, будет прощен, принят Богом и обретёт надежду на вечную жизнь.

     На чьей вы стороне?

     Однажды Христа спросили: «…что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28,29). А говоря о Святом Духе, Христос сказал: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин. 16:8,9). Единственный непростительный грех, который может совершить человек – это отвержение Христа, неверие в то, что Иисус – истинный Бог, Мессия и Спаситель.

     Каждому человеку в этом мире предстоит определиться и сделать выбор: быть с Христом или против Него. Достоевский сказал: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердце человека». На чьей мы стороне? Кому мы присягнем на верность, если отвергнем Христа?

     Какой выбор сделал Понтий Пилат, осудивший Иисуса на смерть? В Евангелии читаем: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). По сути, это формула его отречения. Пилат заявляет: «Христос – не мой царь. Все эти проблемы касаются только иудеев, а я не имею к Нему никакого отношения. Иисус Назорей – Царь Иудейский».

     Религиозные лидеры тоже желали от Него откреститься, демонстрируя, что Иисус к ним никакого отношения не имеет. О Христе в Евангелии сказано: «Пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Пророк Захария пророчествовал о Спасителе: «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13:6).

Вильям Бугеро. Бичевание Христа. 1880
Вильям Бугеро. Бичевание Христа. 1880

     Однажды Христос обратился к Своему народу, который Его отверг, с такими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37).

     Какой выбор сделали вы? Является ли Иисус вашим Царем и Господом?

     У Христа был выбор между вечной жизнью без нас и смертью ради нашего спасения. В

     Гефсимании Он мог отереть кровавый пот со Своего чела и предоставить человеческому роду самому пожинать последствия своих грехов. Но Он не спас Себя, чтобы спасти нас. Цена нашей жизни и любовь Бога к нам была явлена на Голгофском кресте. Большей жертвы представить себе невозможно. Бог отдал самое дорогое. «Ибо вы куплены дорогою ценою…» (1 Кор. 6:20). Неужели такая любовь окажется отвергнутой? Христос надеется, что человек уверует в Него, оценит Его жертву и откликнется на Его любовь.

Карл Блох. Явление Воскресшего Фоме
Карл Блох. Явление Воскресшего Фоме

     Евангелие повествует, что апостол Фома после долгих сомнений встретился со Христом после Его воскресения. Фома видит Его, видит Его пронзенные руки и ноги, рану в боку, и больше не требует никаких доказательств. Фома благоговейно склоняется перед Христом, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:28,29).

     Не хотели ли бы и вы исцелиться от недоверия? Придите тогда в смирении сердца к Христу и скажите Ему: «Господь мой и Бог мой!» Обратитесь к Господу в простой молитве, подобной той, что сорвалась с уст одного сомневающегося человека: «…верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Иисус Христос - Спаситель мира




Курс «Библейские открытия»

 
 3. Почему Бог порой молчит? | Описание курса | 5. Второй шанс