Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Урок 2


     Роман Л.Н.Толстого «Воскресение» заканчивается следующим сюжетом: «Все то страшное зло, которое он (Нехлюдов) видел и узнал за это время… торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его». Во все времена человек искал ответы на извечные вопросы бытия: откуда мы, зачем мы здесь и куда идем? Возможно ли окончательно победить зло, пороки, смерть? Это вопросы, которые затрагивают суть и смысл человеческой жизни.

     Л.Н.Толстой писал: «Я искал объяснения на эти мои вопросы во всех тех знаниях, которые приобрели люди. И я мучительно и долго искал, и не из праздного любопытства, не вяло искал, но искал мучительно, упорно, дни и ночи, – искал, как ищет погибающий человек спасенья, – и ничего не нашел… и не только не нашел, но убедился, что все те, которые так же, как и я, искали в знании, точно так же ничего не нашли».

     Что есть истина? Можно ли найти удовлетворяющие человека ответы на непростые вопросы бытия?

      Обращаясь к Богу, псалмопевец Давид утверждает: «Откровения Твои несомненно верны…» (Пс. 92:5), «откровения Твои – утешение мое, советники мои» (Пс. 118:24). Обращаясь в молитве к Отцу, Иисус Христос говорил: «Освяти их (учеников) истиною Твоею: Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

     Бог, наш Небесный Отец, в Своей любви к человечеству, не желает оставить нас в неведении. В Библии, которая является особым откровением Бога, содержатся ответы на самые важные вопросы бытия. В ней представлена история происхождения человечества, как в мир пришли зло, грех и смерть. Мы узнаем, какой Бог предложил план спасения человечества от власти греха и смерти. В Священном Писании Господь открывает нам Себя,Свой характер и Свою волю.

     Нехлюдов, герой романа «Воскресение», неожиданно для себя находит утешение в Евангелии. «Устав ходить и думать, он сел на диван перед лампой и машинально открыл данное ему на память англичанином Евангелие... «Говорят, там разрешение всего», – подумал он и, открыв Евангелие, начал читать там, где открылось. Евангелие от Матфея, глава пятая…

     Прочтя нагорную проповедь… и вспомнив все безобразие нашей жизни, он ясно представил себе, чем могла бы быть эта жизнь, если бы люди воспитывались на этих правилах, и давно не испытанный восторг охватил его душу. Точно он после долгого томления и страдания нашел вдруг успокоение и свободу…

Карл Блох. Нагорная проповедь. 1890
Карл Блох. Нагорная проповедь. 1890

     С этой ночи началась для Нехлюдова совсем новая жизнь не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним с этих пор, получало для него совсем иное, чем прежде, значение».

     Критик русской литературы В.Г.Белинский назвал Библию «лучшей Книгой, где сказано все, что нужно знать человеку»: «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, книга святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие».

     Однако сегодня принято сомневаться во всем, а особенно в существовании Бога и абсолютной истины. Отрицая Бога, люди зачастую отрицают и Его Слово – Библию – как авторитетный источник.

     Каково происхождение Библии? Кто ее написал? На каком основании мы можем доверять библейскому тексту? И как нам понять, действительно ли через изучение Библии мы слышим голос Самого Господа Бога?

      Кто написал Библию?

     Сотворив Адама и Еву, первых людей на земле, Бог общался с ними непосредственно, лицом к лицу. В первозданном мире не было ни греха, ни смерти. Но Священное Писание открывает, что первый человек согрешил и утратил возможность видеть Святого Бога. «И выслал его Господь Бог из сада Эдемского... И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:23,24).

     Библия говорит: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим…» (Ис. 59:2). Потеряв возможность непосредственно общаться с Богом, человек постепенно утратил и познание о Боге.

     Каким же образом Бог общался с людьми после того, как грех вошел в наш мир? Вот, что говорит Господь: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их… и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18). Через Своих пророков, которых Господь призвал для того, чтобы они говорили и писали от Его имени, Бог давал ответы на самые насущные жизненные вопросы. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).

Микеланджело. Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески
Микеланджело. Пророк Иезекииль. Фрагмент фрески

     Кто такие пророки? Библия говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Избранные Богом люди уникальным образом получали откровения от Бога. Именно поэтому Библия заявляет: «Все Писание богодухновенно…» (2 Тим. 3:16).

     Пророки передавали весть от Бога устно и в письменной форме. Впоследствии пророческие вести были собраны под Божественным водительством в книгу под названием Библия. Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета.

     Каким образом Господь передает людям весть? «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12:6). Господь вдохновлял данные откровения в точности записать.

      Авторитет книг Библии

     Библия вышла из-под пера более трех десятков авторов, получивших особое откровение от Бога. Библейские писатели сами свидетельствуют о Божественном происхождении их вести. Выражение «слово Господне» встречается в Ветхом Завете 376 раз, и в каждом случае говорит Бог, а не человек. Другим выражением, утверждающим авторитет Библии, является фраза «так говорит Господь» (Ис. 45:11) и ее вариации, встречающиеся 445 раз. Вот что говорит, например, пророк Даниил о происхождении и об истинности данных ему откровений: «Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан.2:45).

     В Ветхозаветное время Господь открывался пророкам. Высшим откровением Бога стало явление Его Сына, посредством Которого Господь открыл Себя и Свою волю. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1,2). Авторитет Евангелий, первых четырех книг Нового Завета, тесно связан с личностью Иисуса Христа. Вот что говорил Христос о Небесном Отце и Своем служении: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Иоан. 8:26).

Якоб Йорданс. Четыре евангелиста
Якоб Йорданс. Четыре евангелиста

     Апостолы Иисуса Христа отразили жизнь и служение Иисуса Христа в Евангелиях. Они также писали послания и письма, которые посылали христианским общинам, основанным после смерти и воскресения Иисуса Христа. Апостол Петр, например, приравнивает известные ему Писания Павла к «прочим Писаниям» (см. 2 Петр. 3:16). А в 1-м Послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о своей собственной проповеди как о «слышанном слове Божием», которое они должны воспринять «не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине» (1 Фес. 2:13).

        Согласованность и целостность Библии

     Еще одно доказательство Божественного происхождения Священного Писания – это согласованность и целостность Библии.

     Библия представляет собой собрание из 66 книг. Слово «Библия» происходит от греческого «библиа» – «книги». Ветхий Завет состоит из 39 книг, написанных в период между 1450-м и 400-м годами до н.э. Новый Завет – из 27 книг, написанных между 50-м и 100-м годами н.э. Библейские тексты составлялись в разное время на протяжении почти 1600 лет. Библию писали, по крайней мере, 38 авторов. Состав авторов разнообразен – это представители разных профессий и социальных слоев: сборщик налогов, пастух, рыбаки, воин, врач, раввин, царь. Они жили в различной культурной среде, в разных странах. Но при всех этих обстоятельствах Библию отличает необычайное внутреннее единство, полная согласованность, последовательность и гармония выраженных в ней мыслей и идей.

Кувшины, в которых хранились свитки Мёртвого моря
Кувшины, в которых хранились свитки Мёртвого моря

     Библия рассматривает множество тем, которые всегда вызывали споры и разногласия среди людей. Однако авторы книг Библии, от Бытия до Откровения, трактуют эти темы последовательно и в полной гармонии. Эти удивительные факты позволяют сделать вывод, что у всех авторов был один источник вдохновения, что у всех книг Библии один и тот же Автор, а люди, передавшие эти вести, находились под особым вдохновением Духа Святого.

      Сохранность текста

     В наш век научных открытий, когда полиграфическое производство перешло на цифровые технологии, редкая книга свободна от ошибок и опечаток. Закономерно задать вопрос, а не накопились ли и в Библии за многие века ошибки? Как узнать, не подвергся ли текст Библии изменениям?

Один из свитков, найденных в Кумране
Один из свитков, найденных в Кумране

     В 1947 году произошло одно из наиболее значительных археологических открытий всех времен. У северо-западного берега Мертвого моря в местечке Кумран были найдены иудейские манускрипты всех книг Ветхого Завета (кроме книги Есфирь), которые датируются 200 г. до н.э. - 68 г. н.э. Удивительно, что эти свитки, имеющие возраст 2 тыс. лет, содержали точно такой же текст, какой мы находим сегодня в ветхозаветных книгах Библии. А ведь ветхозаветные книги были отобраны из других источников задолго до этой важной находки. Сохранность древних манускриптов – весомое доказательство, что библейскому тексту можно доверять.

     Немецкий теолог Константин фон Тишендорф (1815-1874) всю жизнь посвятил исследованию Библии, он был самым великим издателем новозаветных манускриптов. Библейская наука обязана ему открытием одного из древнейших экземпляров Священного Писания, написанного не на свитке, а в виде книги, – Синайского кодекса. Более 4500 манускриптов Нового Завета целиком или частями хранятся в крупных музеях и библиотеках Европы и Америки. Теолог тщательно сравнил все четыре известных кодекса – Синайский, Александрийский, Парижский и Ватиканский – и обнаружил, что книги Нового Завета, входящие в состав современной Библии, – тот самый древний текст, дошедший до наших дней без малейших смысловых искажений.

     Ни одна книга в истории не подвергалась стольким опасностям, и все же библейский текст через столетия дошел до нас в целости и сохранности.

Кумранские пещеры, где были найдены манускрипты всех книг Ветхого Завета
Кумранские пещеры, где были найдены манускрипты всех книг Ветхого Завета

      Достоверность исторических данных

     В эпоху исторического критицизма, в XVIII в., скептики начали оспаривать утверждения Библии. Ее повествования стали приравнивать к мифам, сагам и легендам древних народов. Соответственно многие события, описанные в Библии, уже не признавались как подлинные исторические факты. Однако именно в то время, когда критика Библии достигла апогея, были сделаны потрясающие археологические открытия, доказывающие ее историческую точность.

     Археологи обнаружили клинописные таблицы и каменные монументы, которые сохранили имена, географические названия и события, сохранившиеся только в библейских повествованиях. Рассмотрим лишь несколько из многочисленных археологических открытий, которые подтверждают подлинность библейского текста.

     В 1868 году в руинах города Дивона немецкий миссионер Кляйн обнаружил так называемый Моавитский камень. Эта находка, датируемая IX веком до н.э., примечательна тем, что рассказывает о победах моавитского царя Месы. В Библии история Моава упоминается в 179 стихах. Этот народ – извечный враг Израиля – произошел от кровосмесительной связи патриарха Лота с его старшей дочерью. «И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне» (Быт. 19:37).

     Библия говорит, что Израиль подчинил себе Моавитское царство и в течение 40 лет израильские цари взимали со своего вассала огромную дань. В 4-й книге Царств читаем: «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского» (4 Цар. 3:4,5). Критики Библии утверждали, будто царя по имени Меса не существовало вовсе, а земля Моав слишком бесплодна, чтобы на ней можно было заниматься скотоводством. Однако на найденном археологами обломке черного базальта была надпись: «Я Меса, сын Хамоса, царь в Моаве. Отец мой царствовал над Моавом 30 лет, и я царствую после отца моего». Моавитский камень подтвердил текст 4-й книги Царств. В настоящее время Моавитский камень хранится в парижском Лувре.

Стела царя Месы – Моавитский камень
Стела царя Месы – Моавитский камень

     Один из самых знаменитых археологов Уильям Ф.Олбрайт придерживался теории немецкого востоковеда Юлиуса Вельхаузена, который утверждал, что первые пять книг Библии не содержат рассказа об исторических событиях. Но, когда Олбрайт раскопал ряд библейских городов, то в своей книге «Археология и религия Израиля» заявил о реальности книг Моисея: «Не может быть никаких сомнений в том, что археология подтвердила подлинную историчность ветхозаветного текста и полное соответствие библейского текста историческим фактам».

     Можно привести еще много археологических свидетельств, подтверждающих историчность библейского текста. Роберт Бойд, ученый и знаток библейской археологии, в своей книге «Курганы, гробницы и сокровища» писал: «Критики Библии подобны «врагу человека», который, пока хозяин заснул, сеял плевелы на его поле, пока лопата и кирка археолога не заставили камни заговорить и подтвердить тексты Библии».

     Иисус Христос однажды сказал о свидетельствах апостолов: «…сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40).

     Достоверность библейских пророчеств

     Можно ли доверять Библейским пророчествам? Пророчества Библии основаны на уникальном всеведении Бога, только Ему известно будущее. Вот что говорит Господь о достоверности изреченных Им пророчеств: «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис. 42:8,9). «…Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось… Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (Ис. 46:9-11).

     В Библии мы находим большое число пророчеств. Эти пророчества, предсказанные за долго до их исполнения, удивительным образом сбылись. Давайте рассмотрим одно из них - пророчество относительно судьбы древнего города Тир.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пророк Иеремия. 1630
Рембрандт Харменс ван Рейн. Пророк Иеремия. 1630

     Тир был процветающим торговым центром Финикии и самым крупным портом древнего мира. Город так разбогател, что соперничал с Римом. На рынках Тира можно было встретить товары из всех стран тогдашнего мира. Здесь процветала и работорговля, за что Тир называли «торжищем народов». Закованных в цепи пленников продавали, точно животных, и увозили на кораблях от родных берегов в дальние страны. Бог не мог мириться с таким положением вещей и через своих пророков предупредил работорговцев Тира о том, что если они не оставят свою преступную торговлю, та же участь постигнет и их самих, и весь город, расположенный на, казалось бы, неприступном острове. Господь провозгласил через пророка Амоса: «Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его» (Ам. 1:9,10).

     Около 600 года до н.э., когда могущество и слава Тира достигли апогея, пророк Иезекииль возвысил голос с предупреждением от Бога: «За то, так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою... Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского… и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал, и поставит против тебя щиты... И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои, и дерева твои, и землю твою бросят в воду» (Иез. 26:3,4,7,8,12).

     Навуходоносор, царь Вавилонский, начал осаду Тира через три года после пророчества. Британская энциклопедия отмечает, что Навуходоносор взял город «после 13-летней осады» (с 585 по 573 г. до н.э.). Когда Навуходоносор ворвался в город, то нашел его почти пустым. Большинство населения на корабле переправилось на остров, расположенный примерно в километре от берега. Там тиряне отстроили новый, еще лучше укрепленный город. Навуходоносор разрушил дома и стены старого материкового Тира и беспощадно расправился с его жителями. Но Тир на острове сохранил свою неприступность и могущество.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Александр Великий. 1655
Рембрандт Харменс ван Рейн. Александр Великий. 1655

     Еще два с половиной столетия развалины материкового Тира продолжали стоять, бросая вызов Божьему пророчеству. В 332 году до н.э. пророчество до конца исполнил греческий царь и полководец Александр Македонский. «В ходе своей войны с Персией, – пишет Британская энциклопедия, – Александр III, разбив Дария III в битве при Иссе (333 г. до н.э.), двинулся на юг к Египту, призывая финикийские города открыть ему свои ворота. Но граждане Тира отказались сдаться». И тогда Александр решил наказать непокорный город.

     Тир, расположенный на скалистом острове в километре от берега, был окружен прочными и высокими крепостными стенами. Александр разработал план осады. Вот что пишет Британская энциклопедия: «Не имея флота, он (Александр) разрушил старый Тир, располагавшийся на континенте, а из его обломков соорудил дамбу шириной в 60 м. через пролив, разделявший старый и новый город. На дальнем конце дамбы он воздвиг башни и военные машины». На строительство дамбы пошли руины, все, до последнего кирпичика. Даже пыль вымели с места, где некогда стоял материковый Тир.

     Тиряне отчаянно защищались, но после семимесячной осады город был взят. Греки разрушили островной Тир до основания. Однако история Тира на этом не прекратилась. Город просуществовал еще 16 веков. Горожане отстраивали его вновь, а завоеватели вновь разрушали, пока ни разрушили окончательно. Многие древние города сохранились до наших дней. Но Тир, к жителям которого 25 столетий назад обратился Господь, исчез с карты мира. От него остались лишь воспоминания да голые скалы. Местные рыбаки расстилают на них свои сети для просушки. Господь сказал о Тире: «И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это…» (Иез. 26:14). Предсказание Господа сбылось до мелочей. Хотя исполнение судов Господних может замедлиться, Слово Божье истинно!

Схема осады Тира
Схема осады Тира


     В Библии мы находим множество точных предсказаний, сделанных задолго до событий, которые удивительным образом сбылись в точности, до малейших деталей. Льюис С. Чейфер, основатель Далласской богословской семинарии, справедливо заметил, что «Библия – не такая книга, которую человек захотел бы написать, если бы мог, и не такая книга, которую бы смог написать, если бы захотел».

     Вот что сказал Бог через пророка Иезекииля: «И будет для вас… знамением… когда это (пророчество) сбудется, узнаете, что Я - Господь Бог» (Иез. 24:24). В этом тексте указана цель, ради которой Господь давал пророчества. Сбывшиеся библейские пророчества – Божьи знамения, которые призваны укрепить нашу веру и удостоверить человека в том, что в власти Бога прошлое и будущее. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис. 23:19)

     Итак, насколько можно доверять пророческим записям? Вот, что об этом сказано в Библии: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику...» (2 Петр. 1:19).

     Причины, которые затмили авторитет Священного Писания

     Веками авторитет Священного Писания в христианском мире оставался незыблемым. Однако с конца XVIII века стали раздаваться голоса, затмившие авторитет Библии. Теория эволюции Чарльза Дарвина, развитие естественных наук, критические исследования Библии посеяли в умах сомнения в истинности Библии. В результате для многих людей сегодня Библия уже не авторитетный источник в вопросах морали, осмыслении истории, происхождении человека. Человечество вступило в период молчания Библии. Но почему? Каковы на то причины?

     После сотворения Господь заповедал человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17). Все началось с лукавого вопроса змея в Эдемском саду: «Подлинно ли сказал Бог?» (Быт. 3:1). Первородный грех состоит в том, что человек проявил недоверие к словам Бога и поверил дьяволу. Но враг душ человеческих – «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Он обольстил первых людей, посулив им особое знание. Дьявол обещал, что в день, когда они вкусят от запретного плода, откроются глаза их, и они будут, «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Действительно, человек, знавший только добро, узнал и зло. С этого момента и начались все беды и мытарства человечества.

Йожеф Молнар. Переселение Авраама. 1850
Йожеф Молнар. Переселение Авраама. 1850

     Чем соблазнился первый человек? Он пожелал знать, а не верить. Искуситель обещал нашему праотцу, что «знание» уравнит его с Богом. Обещание «будете, как боги, знающие» покорило ум человека. С тех пор плоды с дерева познания пленяют и чаруют человека, став источником соблазна, источником философии и мышления для всех будущих времен. Один из самых печальных результатов первородного греха – то, что человек обожествил свой разум и себя самого сделал объектом поклонения.

     Вот что пишет об этом русский философ Лев Шестов: «Разум имел неограниченную власть над умами лучших представителей античного гения… Зачарованные плодами с дерева познания, они слагали несравненные гимны в честь и во славу разума. Даже для Бога нельзя было придумать большей хвалы. Обожествив разум, греческая философия служила ему всем сердцем и всей душой. Для Сократа пренебрежение к знанию было смертным грехом… По его мнению, Апостол Павел и его Авраам, который верой идет по слову Богу, не зная сам куда идет, – это жалкие «ненавистники разума», от которых нужно бежать как от чумы. Мышление Авраама (который простодушно доверяет слову Бога), мышление пророков и апостолов казалось Сократу не мышлением, а отсутствием мышления… Вера была для них (философов) предметом ужаса и отвращения, как идолы для библейских пророков».

     Позже в эпоху Просвещения вся европейская философия пошла по пути превознесения разума и преклонения перед ним. Немецкий философ Э.Кант определил Просвещение «как освобождение человека от опекунства (Библии), навлеченного на себя самим человеком, это восхождение человека из бездны незрелости, где ему приходилось полагаться на такие внешние авторитеты, как Библия».

     Помимо этого, развитию духа исключительности, превосходства и гордыни способствовал слишком большой успех науки. А.Н. Семенов в предисловии к книге Л. Шестова «Афины и Иерусалим» писал: «Для подкрепления своих амбиций и придания человеку еще большего ощущения собственного всемогущества разум со временем создает новую форму общественного сознания – «всесильную» авторитетную науку, ставшую настоящим цербером на страже интересов разума».

Доменико Фети. Портрет ученого. ок. 1589-1623
Доменико Фети. Портрет ученого. ок. 1589-1623

     Что все это означало? Ограниченный разум незаконно присвоил себе власть и авторитет, которые по праву принадлежат только Богу и Его откровению. Разум человека, а не Священное Писание, стал определять, что есть истина, а что нет. В результате сегодня существует всеобщее убеждение, что только разуму, дано определять границы возможного и невозможного: разум признает истинным только то, что очевидно и доказуемо. Человек уверовал в то, что его разум – единственный вожатый по лабиринтам бытия, способный верно судить обо всем.

     Проблема не в том, что человек захотел познать и понять все вокруг, но в том, что он разыгрывает храбреца перед Господом Богом и пытается сам решать, что есть истина. «Мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе…» (Иер. 2:31), – горделиво заявляют люди Богу. Роковое последствие величайшего падения человека – неверие, нежелание идти к Богу и обращаться к Его Слову как авторитетному источнику истины.

     Священное Писание зачастую отвергают на том основании, что в нем описано много таких невероятных с человеческой точки зрения событий, как воплощение Христа, Его воскресение, чудесные исцеления и воскрешения мертвых, хождение Христа и Петра по воде и т.д. Подобные библейские утверждения порой не принимают как достоверные факты, потому что науке такие факты неизвестны и их трудно объяснить.

И.К.Айвазовский. Хождение по водам. 1888
И.К.Айвазовский. Хождение по водам. 1888

     Но всего сто лет назад плавать по морю было возможно только под парусами, самым быстрым средством передвижения была конная повозка. Люди жили без Интернета, телефонов, телевизоров, радио. Еще не так давно люди считали фантастикой многое из того, что сегодня для нас является обычным. Но непознанного все равно больше и нет предела познанию. Человек должен признать ограниченность своего разума. Таким образом, чудеса, описанные в Библии, не антинаучны, как некоторые утверждают, но сверхнаучны, то есть выше нашего понимания. Мы слишком мало знаем о природе, чтобы утверждать, что чудеса ей противоречат.

     Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8,9). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27). Господь всемогущ, разум Его непостижим. Поэтому, зная нашу ограниченность и недальновидность, Господь призывает нас поверить Его Слову.

     Наше мышление поражено неверием – смертельной болезнью, от которой Бог желает нас избавить. В книге пророка Иеремии читаем: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:29). Немецкий реформатор Мартин Лютер в ответ на это заявление Господа сказал: «Слово Божие – это молот, сокрушающий скалы, и только Слово Бога может разбить твердыни, за которыми окопался разум. Там, где разум провозглашает «нелепо», откровение Бога скажет «заслуживает доверия». Там, где разум воздвигает свое «невозможно», откровение Бога противопоставляет свое «несомненно». И в таком случае наши понятия всегда трещат по швам, когда мы пытаемся втиснуть в них содержание Писания».

Карл Блох. Воскрешение Лазаря
Карл Блох. Воскрешение Лазаря

     Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14:6) и о Своем Небесном Отце: «…слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Пророк Иеремия заявляет: «Господь Бог есть истина»; Он есть Бог живый и Царь вечный…» (Иер. 10:10). Человек не является творцом истины, только Бог, Творец неба и земли, – источник истины – может открыть ее нам, а человек может это откровение принять, либо отвергнуть.

     Когда люди подвергают сомнению авторитет Священного Писания, они, как сказано в Библии, становятся «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14). Только вера в абсолютный авторитет Священного Писания, обращение к Библии как к Слову Бога поможет выбраться из заблуждений, распознать ложь, найти истинные ответы на главные вопросы жизни. Псалмопевец Давид говорит о Боге: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35:10).

     Наше мировоззрение должно основываться не на таких утверждениях: «я так полагаю», «так учат отцы», «так говорят ученые», но на Слове Божьем. «Так говорит Господь», «так написано» – вот фундамент, который выдержит любые испытания, даст нам силу противостоять неверию.

     Библия может изменить вашу жизнь

     Библия – это больше, чем история, больше, чем научные факты и исполненные пророчества. Основная тема всех книг Библии, ее средоточие, – это любовь Бога к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

     В мире нет другой вести, которая была бы способна оказывать такое воодушевляющее влияние на людей и так чудесно изменять их жизни к лучшему! В то время как «страшное зло, которое мы наблюдаем, торжествует и царствует», в то время как ни для кого «не видится никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его», Библия открывает личность Христа, Который обладает властью над злом, грехом, пороками и смертью.

Евграф Сорокин. Распятие. 1873
Евграф Сорокин. Распятие. 1873

     Что нам дает чтение Библии? «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16,17).

     Библия способна изменять жизнь людей, давать силы слабым, мужество угнетенным и надежду умирающим. Это одно из самых убедительных доказательств достоверности и силы Слова Божия. Иисус говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Давид пишет: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130).

     Измененная жизнь закоренелого преступника, дерзкого грабителя банков Джека Мерф-Серфа - яркий пример влияния Библии. В 1960-е годы имя этого человека не сходило с первых полос американских газет. Он совершил похищение драгоценностей из Нью-Йоркского музея естествознания. По уровню дерзости это преступление было бы равным, если бы кто-либо совершил ограбление Алмазного фонда или Оружейной палаты в Кремлевском дворце. Выйдя на свободу после «бриллиантового дела», Джек не успокоился и вскоре совершил еще ряд преступлений, за которые ему присудили два пожизненных заключения плюс двадцать лет тюрьмы.

     Однако и в тюрьме Мерф не собирался сдаваться. После очередного бунта его бросили в карцер. Взгляд заключенного упал на кучу мусора под кроватью, среди которого была изрядно потрепанная книжка. Мерф вытянул ее из хлама. Это была книга об известных уголовниках, которые пришли к Богу. У Джека впервые шевельнулась мысль: «Если Бог сотворил чудо в жизни этого преступника, почему бы Ему не совершить то же самое в моей жизни?»

     Проглатывая свидетельства об обращении к Богу, Мерф вдруг понял, что участвовал в бессмысленной гонке – больше денег, больше женщин, более новая машина. И вся эта погоня привела его сюда, в карцер. А что дальше? Смерть в тюремных стенах? Джек вспомнил, что многие из его друзей успокоились только в могиле, не взяв с собой ничего, к чему всю жизнь стремились. И тогда Мерфа посетило прозрение: предназначение человека – повернуться к Богу, получить освобождение от чувства вины, от греха и получить надежду на вечную жизнь.

Сальваторе Роза. Возвращение блудного сына. 1655-1665
Сальваторе Роза. Возвращение блудного сына. 1655-1665

     Вскоре у заключенного появилась Библия. В начале она пугала Джека своими размерами, количеством страниц, серьезностью тем, которые в ней поднимались. Он боялся, что ничего не поймет. Но все чаще и чаще открывал ее наугад, «откусывая» кусочек – то здесь, то там. Одна история запала в душу Мерфу так, что он дочитал эту книгу Библии до конца. Это был рассказ об Ионе, попавшем в чрево кита. Джек решил, что у него немало общего с Ионой. Он тоже долго убегал прочь от Бога, а тюремная камера – чем не чрево кита? Когда Джек прочитал, что Иона обратился за помощью к Богу, то подумал: «Я тоже должен призвать Господа на помощь». И первый раз в жизни Мерф произнес: «Господи, если Ты существуешь, приди в мою жизнь, спаси меня, спаси!»

     С того дня Джек почувствовал, что что-то изменилось в его жизни. Он продолжал читать Библию и общаться с верующими. Все больше утверждаясь в вере, заключенный чувствовал, как меркнет призрачный блеск сокровищ, к которым когда-то стремился, и все ярче в душе разгорается желание служить Богу. Так грабитель обратился к Богу. Джек знал из Священного Писания, что «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). Быть христианином в тюрьме – значит быть свободным для Бога и жить той жизнью, которую Он заповедал.

     В конечном итоге комиссия удовлетворила ходатайство множества людей об условно-досрочном освобождении Джека. В одном из интервью после освобождения Мерфа спросили, какими самыми драгоценными сокровищами он владел. Джек ответил: «У меня были и есть только два самых дорогих сокровища: Библия – она изменила мою жизнь и дала мне счастье надежды на вечную жизнь – и Киттен, моя супруга, – с ней я обрел счастье в жизни земной».

     Подобных примеров нет числа, и все они неоспоримо доказывают, что Библия воистину есть слово Божье. Когда люди начинают серьезно исследовать Священное Писание, их жизнь радикально меняется. Господь посредством Своего Слова разбивает ожесточенные сердца, смягчает их и наполняет любовью. Мы видим из опыта жизни, что Библия делает пьяницу трезвенником и любящим отцом. Она освобождает наркомана от страшной зависимости.

     Изменяет бывших преступников, преобразуя их в честных и порядочных людей. Библия многих спасла от суицидных настроений, дала отчаявшимся надежду на лучшую жизнь. Помогла полюбить ближних и простить врагов, сделала гордого смиренным, а эгоиста щедрым и заботливым. Библия укрепляет нас, когда мы слабеем духом, дает утешение в унынии и скорби, направляет в обстоятельствах, когда человек не знает, как ему поступить.

     Она показывает, как надо с мужеством идти по нелегкому жизненному пути и не бояться даже смерти, как жить без страха с надеждой, которую предлагает Господь.

     В Библии заключена огромная сила, которая может преобразовать человека. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Доу Геррит. Чтение Библии. Фрагмент. 1645
Доу Геррит. Чтение Библии. Фрагмент. 1645

     Достоевский написал: «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира, и человека, и характеров человеческих; и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Слова Божьего, ибо жаждет душа его Слова и всякого прекрасного восприятия».

     Изучение Библии поможет и вам найти ответы на многие вопросы, которые перед нами ставит жизнь. Эта книга даст силу победить пагубные привычки, поможет развиваться физически, умственно и духовно. Библия исцелит самые глубокие раны души, удалит последствия греха и укажет пути преодоления проблем. Более того, изучение Библии и принятие ее истин даст вам надежду и будущность, успокоение и свободу.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Почему мы можем доверять Библии?




Курс «Библейские открытия»

 
 1. Почему мы можем верить в Бога? | Описание курса | 3. Почему Бог порой молчит?