Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

      В своем знаменитом романе «Отверженные» В. Гюго рассказал, как в первых числах октября 1815 г. в ворота городка Динь вошел запыленный путник. Он пробыл на каторге девятнадцать лет за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдовевшей сестры. Звали путника Жан Вальжан. У путника были деньги, он мог заплатить за постой, но Вальжана гнали отовсюду: люди боялись бывших каторжников.

      В отчаянии Жан Вальжан шел от дома к дому, пытаясь хоть где-то найти кров на предстоящую ночь. Наконец какая-то женщина, сжалившись над Вальжаном, посоветовала ему обратиться за помощью к епископу города Диня Шарлю-Франсуа Мириэлю, известному своими добрыми делами.

      Выслушав мрачную исповедь каторжника, епископ Мириэль пригласил путника переночевать в комнате для гостей и приказал накормить. Посреди ночи Жан Вальжан открыл шкафчик со столовым серебром, вытащил оттуда столовые приборы, потом схватил массивный подсвечник и, подобравшись к кровати епископа, замахнулся, чтобы ударить его по голове. Но какая-то непонятная сила удержала руку Вальжана. Тогда «он распахнул окно, схватил палку, перешагнул через подоконник, положил серебро в ранец, бросил корзинку на землю, пробежал по саду и, с ловкостью тигра перепрыгнув через забор, скрылся».

      Утром жандармы привели беглеца к епископу – этого подозрительного человека, бежавшего, словно он спасался от погони, задержали с явно краденым серебром.

      «Ах, это вы! – воскликнул епископ, обращаясь к Жану Вальжану. – Очень рад вас видеть! Но послушайте, ведь я вам отдал и подсвечники. Они тоже серебряные, как и все остальное, и вы вполне можете получить за них франков двести. Почему же вы не захватили их вместе с вашими приборами?
      Жан Вальжан широко раскрыл глаза и взглянул на почтенного епископа с таким выражением, которое не мог бы передать человеческий язык…
      – Ваше преосвященство, – сказал жандармский унтер-офицер, – так значит, то, что нам сказал этот человек, – правда?..
      – И он вам сказал, – улыбаясь, прервал епископ, – что это серебро ему подарил старичок-священник, в доме которого он провел ночь? Понимаю, понимаю. А вы привели его сюда? Это недоразумение.
      – В таком случае, мы можем отпустить его? – спросил унтер-офицер.
      – Разумеется, – ответил епископ. Жандармы выпустили Жана Вальжана, тот невольно попятился.
      – Это правда, что меня отпускают? – произнес он почти невнятно, словно во сне.
      – Ну да, отпускают, не слышишь, что ли? – ответил один из жандармов.
      – Друг мой! – сказал епископ. – Не забудьте перед уходом захватить ваши подсвечники. Вот они.

      Он подошел к камину, взял подсвечники и протянул их Жану Вальжану… Жан Вальжан дрожал всем телом. Машинально, с растерянным видом, он взял в руки два подсвечника.

      – А теперь, – сказал епископ, – идите с миром… – Не забывайте, никогда не забывайте, что вы обещали мне употребить это серебро на то, чтобы сделаться честным человеком.

      Жана Вальжана, не помнившего, чтобы он что-нибудь обещал, охватило смятение».

      Потрясенный каторжник поспешно покинул город. В его огрубелой душе происходила мучительная работа. До Вальжана дошел смысл его поступка: он тяжело осел на землю и горько заплакал – впервые за девятнадцать лет.

      Каторжник, унося серебро епископа, не думал, что когда-нибудь еще встретится с тем, у кого совершил кражу. Вальжан рассчитывал избежать суда за свое преступление, но всего через несколько часов он снова стоял перед добрым епископом.

 В.Перов. Отпетый мошенник. 1873
В.Перов. Отпетый мошенник. 1873

      Почему человек решается на греховные поступки? Почему совершается так много преступлений? В книге Екклесиаст сказано: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл. 8:11).

      Мы живем в мире, в котором царит вопиющая несправедливость. На добро отвечают злом, на милость – коварством. Восторжествует ли когда-либо правда?

      В Священном Писании говорится, что каждый человек однажды предстанет на Божий суд: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, - доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

      Ничто не сокрушает человеческое сердце так сильно, как мысль, что однажды каждому надлежит дать отчет за все то, что он когда-либо делал. Но когда же «должно явиться пред судилище Христово»? Что Библия говорит о дне и часе Божьего суда?

      Цель следственного суда

      В 14-й главе книги Откровение представлена весть от Бога, которая должна быть возвещена всем жителям в последнее время истории земли. Символически весть представлена в виде ангела: «И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7). В вести ангела указывается причина, по которой следует убояться Бога, воздать Ему славу и поклониться Сотворившему небо и землю: «ибо наступил час суда Его».

      В Библии описаны две фазы небесного суда – следственный суд и исполнительный суд. Слово «суд» в этом стихе переведено с греческого слова «крисис», означающее судебный процесс суда, в отличие от другого греческого слова «крима» – вердикт, приговор суда. В вести ангела речь идет о первой фазе суда – судебном следствии. Согласно тексту, следственный суд будет проходить накануне Второго пришествия Христа, одновременно с провозглашением последней вести Евангелия.

      Цель следственного суда нам поможет понять притча Христа о брачном пире, записанная в 22-й главе Евангелия от Матфея. Царь устраивает брачный пир для своего сына – выходит в зал, где идет пиршество – и что видит? «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22:11).

 Франсиско Хосе де Гойя. Притча о гостях на брачном пире царского сына. 1796-1797
Франсиско Хосе де Гойя. Притча о гостях на брачном пире царского сына. 1796-1797

      Брачный пир в притче Христа символизирует Его Второе пришествие. «Возлежащие» уже собрались, но жениха еще не было. Свадебное мероприятие началось с осмотра гостей. Царь, отец жениха, обнаружил человека, одетого в обычные, непраздничные одежды. «Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю…» (Матф.22:13).

      Царский осмотр гостей символизирует работу следственного суда, который совершится до Второго пришествия Иисуса Христа. А брачные одежды – одежды Христовой праведности, без которой никто не может войти в Царствие Божие.

 Джеймс Тиссо. Горе вам
Джеймс Тиссо. Горе вам

      Об участи праведных и нечестивых Христос говорил во время Своего служения на земле: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира”» (Мф. 25:31-34).

      По словам Христа, в момент Его возвращения участь праведных и нечестивых уже будет определена. Если верующие получат награду при Втором пришествии, то суд должен состояться раньше, приговор суда должен быть вынесен до Второго пришествия.

      Итак, данные стихи ясно указывают на то, что участь каждого человека будет решена до Второго пришествия Христа на следственном суде. В книге Откровение сказано, что Христос возвратится во славе, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). Следовательно, цель следственного суда заключается в том, чтобы определить вечную участь жителей земли

 Джеймс Тиссо. Плач Христа об Иерусалиме
Джеймс Тиссо. Плач Христа об Иерусалиме

      Когда наступит час суда?

      В книге Откровение провозглашается весть, что час суда Божьего наступил: «ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:7). Когда же Бог начал следственный процесс, на котором будет рассматриваться участь каждого жителя земли?

      Как мы выяснили, следственный суд предшествует Второму пришествию Христа. В книге пророка Даниила указывается также и время начала небесного суда. Во 2-й, 7-й и 8-й главах книги Даниила в хронологической последовательности описана история человечества вплоть до Второго пришествия Христа. Давайте проведем сравнительный анализ указанных глав книги пророка Даниила, чтобы увидеть, в какой исторический период начнется следственный суда на небе.

      2 глава книги пророка Даниила

      Во 2-й главе представлен пророческий сон об истукане: «У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан. 2:32-34). Части этого истукана символизируют Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим, Европу - государства, сменявшие друг друга в ходе мировой истории. После них следует установление вечного Царства Божия.

      7 глава книги пророка Даниила

      В 7-й главе описано видение пророка Даниила о четырех зверях: «Видел я в ночном видении моем, и вот… четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные…» (Дан. 7:2-4). Лев - символ Вавилонского царства. Во время раскопок на месте города Вавилона археологи обнаружили древний каменный монумент – крылатый лев, стоящий над распростертым человеком, похожим на женщину. Орлиные крылья символизируют стремительность, с которой это царство захватило весь цивилизованный мир.

 Михай Мункачи. Христос перед Пилатом
Михай Мункачи. Христос перед Пилатом

      Далее описано Мидо-Персидское царство, пришедшее на смену Вавилону: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его…» (Дан. 7:5). «Три клыка» – завоеванные персами Лидия, Вавилон и Египет.

      «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан. 7:6). Несмотря на свою силу, медведь (Персия) – весьма неповоротливое животное, а барс (Греция) – ловкий и быстроногий. В то время как огромная армия персов оказалась довольно трудно управляемой, успех Александра Македонского в завоевании Мидо-Персии главным образом определялся точной стратегией и стремительностью его хорошо организованной армии. К 301 году до н.э. империя разделилась на четыре части.

      «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный, и ужасный, и весьма сильный… десять рогов было у него» (Дан. 7:7). Этот зверь символизирует языческий Рим.

      «Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог… в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан.7:8). В Библии «рог» - символ политической власти. Однако человеческие глаза и «уста, говорящие высокомерно» указывают на религиозную сущность. Папа носит титул «Наместник Бога», считается обладателем «полноты власти», непогрешимости (безошибочности) и огражден от самой возможности заблуждаться. Но подобные свойства являются абсолютной прерогативой Бога. Таким образом, происходит узурпация Божьей власти. Высокомерие не ограничивается словами: «И… будет… угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон…» (Дан.7:25). История Церкви - это история инквизиции и массовых убийств инакомыслящих, тех, кто желал остаться верным Библейскому учению. Эта религиозная сила посягнула и на «праздничные времена и закон»: заповедь о субботе, установленная Богом, была заменена на воскресенье, священный день солнцепоклонников. Историк Шарль Пишон описывает Церковь как «власть религиозную и политическую», которая появляется в момент распада Римской империи как ее естественная наследница.

 Густав Доре. Христос покидает зал суда. 1868
Густав Доре. Христос покидает зал суда. 1868

      После того, как пророку Даниилу был показан весь ход всемирной истории, он видит зал суда на небе: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9,10). Согласно Библии, незадолго до Второго пришествия Иисуса ангелы соберутся вокруг престола Божьего, откроются судебные книги – и Бог начнет рассматривать каждый эпизод из жизни людей.

      Сцена небесного суда сменяется описанием возвращения Христа и установления Его вечного Царства: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13,14).

      8 глава книги пророка Даниила.

      8 глава представляет видение пророка Даниила об овне и козле: «И видел я в видении… вот, один овен стоит у реки; у него два рога… Видел я, как этот овен бодал к западу, и к северу, и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него… Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли… у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того овна… бросился на него в сильной ярости своей… и поразил овна… Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу, и к востоку, и к прекрасной стране… и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертв, и поругано было место святыни Его» (Дан. 8:2-9,11).

 Рембрандт. Видение пророка Даниила. 1650
Рембрандт. Видение пророка Даниила. 1650

      Ангел Гавриил объяснил пророку смысл видения: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою» (Дан. 8:20-22). Великая империя Александра Македонского разделилась на четыре части, правителями в которых стали бывшие соратники Александра, полководцы Кассандр, Лисимакус, Селевк и Птоломей. В этот период империя Александра вполне соответствовала образам барса с четырьмя головами (см. Дан. 7) и овна с четырьмя рогами.

      «Небольшой рог», который вышел от одного из четырех рогов - символ языческого и папского Рима. Этот небольшой рог уже был представлен в 7-ой главе. Согласно тексту, небольшой рог вначале «чрезвычайно разросся» (Дан. 8:9). Здесь мы видим экспансию в горизон¬тальной плоскости – по всей земле. Этот образ полностью соответствует владычеству языческого Римского государства. Владения императоров простирались от Британии и Испании на западе до Армении и Северной Месопотамии на востоке, от Рейна и Дуная на севере до Сахары и берегов Красного моря на юге. Выражение «чрезвычайно разросся… к востоку, и к прекрасной стране» (Дан. 8:9) подразумевает Палестину и в частности Израиль. Господь однажды сказал об Израиле: «Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель» (Иез.20:6). Таким образом, Рим подчинил также и прекрасную страну, т.е. Палестину, названную так за свое плодородие.

      В стихах с 10-го по 12-й 8 главы книги пророка Даниила действия «маленького рога» переходят в другую плоскость и носят религиозный характер: он возносит¬ся на «Вождя воинства небесного», отбирает «ежедневную жертву», повергает «истину» и даже «попирает святыню». Это уже стадия правления папского Рима. Определение «Вождь воинства небесного» относится к Иисусу Христу – Христу Владыке (см. Дан. 9:25); в 12-й главе о Христе говорится: «И восстанет в то время Михаил (в книге Откровение Михаил отождествляется с Христом), князь великий…» (Дан. 12:1).

 Микеланджело Буонарроти. Пророк Даниил. 1511
Микеланджело Буонарроти. Пророк Даниил. 1511

      Слово «ежедневное» – на древнееврейском «тамид», в 11-м стихе 8-й гла¬вы ис¬пользовалось для описания приношения ежедневной жертвы, которое совершалось каждое утро и вечер (см. Исх. 29:38,42). Каким образом папство возносит¬ся на «Вождя воинства небесного», отбирает «ежедневную жертву», повергает «истину» и «попирает» небесное святилище?

      Ежедневная жертва, которая совершалась в земном святилище, символизирует собой заступническое служение Христа в не¬бесном святилище. Каким же образом было отнято у Христа это служение? Это произошло из-за создания ложной системы заступничества Девы Марии, святых, угодников и других посредников. А ведь ходатайство перед Богом – это исключительная прерогатива Христа в небесном святилище, и никто не вправе брать на себя эту роль. Через подделку истинной системы заступничества, скрывая от верующих истину о небесном святилище и первосвященническом служении Христа, «маленький рог» попирает, таким образом, служение Христа на небе, «повергает истину на землю» (Дан. 8:12).

      Далее ангел указал, что после этих событий следует «очищение святилища: «…и тогда святилище очистится”» (Дан. 8:13,14). Что означает «очищение святилища»?

      Из сравнительного анализа мы видим, что 2-я, 7-я и 8-я главы книги пророка Даниила описывают параллельные события, отражающие хро-нологическую последовательность всемирной истории. Эти главы в разных образах повествуют об одних и тех же периодах времени, об одних и тех же царствах. Следует обратить внимание, что в 7-й и 8-й главах приведена одинаковая последовательность мировых империй (Мидо-Персия, Греция, Рим), но затем в 7-й главе представлена сцена следственного суда на небе, а в 8-й главе – очищение святилища на небе. Из этого следует важный вывод: подобно тому, как звери, показанные в разных виде¬ниях, представляют одни и те же государства, так и соответствие между судом в 7-й главе книги пророка Даниила и очищением святилища в 8-й показывает, что суд и очищение святилища – одно и то же событие.

      Сходство между идеей суда и очищением святилища мы находим и в ветхозаветном святилище. Начиная со времени, когда в пустыне была устроена скиния, иудеи каждый год праздновали очищение святилища в Йом Киппур – День очищения. Господь заповедал: «В седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши… ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним… Очищать же должен священник… и очистит Святое Святых, и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников, и весь народ общества очистит» (Лев. 16:29-33).

      Йом Киппур был последним в году и самым значительным праздником в еврейском календаре. Этот день назывался великим Судным днем. В этот день иудеи приветствовали друг друга традиционным пожеланием: «Да будешь запечатлен в Книге жизни во благо».

      Запечатление в Книге жизни в День суда, изглаживание беззаконий – такая идея Дня очищения точно соответствует тому, что будет происходить на небесном следственном суде. Поэтому не удивительно, что суд, описанный в 7-й главе книги пророка Даниила, и очищение святилища, упомянутое в 8 главе, схожи между собой. Это одно и то же событие.

      Где в этой хронологической последовательности отведено место суду на небесах? В какое время он произойдет? Исходя из представленной в 7-й и 8-й главах последовательности событий, ясно, что суд происходит после заключительной фазы власти небольшого рога, который символизирует период папского Рима. Обратите внимание на особую последовательность событий в 7-й и 8-й главах книги пророка Даниила – 1) небольшой рог, 2) суд на небесах (очищение святилища), 3) Бог устанавливает Свое Царство.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего… ибо время близко» (Откр.1:3).
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего… ибо время близко» (Откр.1:3).

      Какому времени соответствуют эти события? На смену Греции после 168 года до н.э. пришел языческий Рим, который затем сменился папским Римом. Конец власти папского Рима наступил в 1798 году н.э. В этом году французские войска под командованием генерала Бертье вступили в Рим, взяли в плен римского папу и выслали его из Рима. Соответственно, после этого периода истории Рима, согласно пророчеству книги пророка Даниила, насту¬пает суд на небесах. Важно отметить и тот факт, что видение об очищении святилища, по словам ангела, «относится к концу времени!» (Дан. 8:17). Таким образом, с периода заката языческого и папского Рима наступило время конца истории земли и время начала следственного суда на небе.

      План спасения в обрядовом служении святилища

      Учение о Ветхозаветном святилище актуально для христиан. Все символы, связанные со служением в земном святилище, были установлены Господом как модель для понимания плана спасения человечества. Искупление, оправдание, освящение, суд – все представлено в предметах и обрядах святилища.

 Джованни Доменико Тьеполо.  У подножия креста. 1750
Джованни Доменико Тьеполо. У подножия креста. 1750

      Все образы святилища реально исполнились. Обряд жертвоприношения символизировал жертву Иисуса Христа, Агнца Божьего, «который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). После того, как жертвенное животное закалалось, священник вносил кровь этого животного в первое отделение святилища – Святое, где совершал ходатайственное служение за народ. После воскресения Христос вознесся на небо, где представляет нас пред Богом и заступается за нас. В Послании к Евреям сказано: «Христос, истинный Первосвященник наш… не с кровью козлов и тельцов, но кровью Своею вошел Он однажды и навсегда в небесный Храм и обрел для нас искупление, сила которого вечна… Ибо Христос не в рукотворное ведь вошел Святилище… но в самое небо вознесся Он, дабы предстать ныне за нас пред лицом Божиим» (Евр. 9:11,12,24, пер. под ред. М.П.Кулакова).

      Ветхозаветный праздник очищения святилища Йом Киппур – Судный день, или День очищения, также имеет свое реальное исполнение. В древнем Израиле Йом Киппур воспринимался как предвосхищение дня последнего суда. Этим праздником заканчивался годовой цикл служения в святилище. Он был кульминацией обрядового служения.

      В земном святилище, когда люди приходили каждый день для исповедания грехов, кровь закланных животных стекала по краям жертвенника. Эту кровь день за днем священники вносили в Святое (см. Лев. 4:6) и кропили ею в святилище. Таким образом, символически исповеданные грехи вносились в святилище, где совершалось ходатайственное служение за народ.

«…и покропит ею (кровью) на крышку и пред крышкою, - и очистит святилище…» (Лев.16:15,16).
«…и покропит ею (кровью) на крышку и пред крышкою, - и очистит святилище…» (Лев.16:15,16).

      В Йом Киппур святилище символически очищалось от всех грехов, накопленных в течение года (см. Лев.16). Господь дал повеление Моисею: «И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев.16:7,8). Для очищения святилища первосвященник закалывал жертвенного козла. В этот день первосвященник единственный раз в году входил во второе отделение святилища – Святое Святых и вносил туда кровь козла: «…и покропит ею на крышку (ковчега со скрижалями Закона Божия) и пред крышкою, - и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их…» (Лев.16:15,16). Этот обряд указывал на ходатайственное служение Христа и символически показывал, что кровь Иисуса, грядущего Искупителя, удовлетворит справедливые требованиям Закона, требующего наказания грешников.

      После этого первосвященник символически удалял исповеданные грехи из святилища и возлагал их на голову другого животного – козла отпущения, который символически нес на себе все беззакония, накопленные в течение года. Козла отпущения отводили в пустыню, чтобы он там погиб: «и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев.16:22). Козел отпущения символизировал сатану, который в конечном итоге понесет на себе все грехи, к совершению которых побудил людей. Таким образом, наши грехи, которые добровольно взял на себя Христос-Первосвященник, переносятся на истинного виновника. Сегодня многие люди винят за всякое зло на земле Бога. Но Бог не несет ответственность за зло. Автор зла – дьявол. А цель Судного дня – оправдание Бога перед всей вселенной, а также оправдание верующих пред Богом.

 С.Бакалович. Христос омывает ноги ученикам. Пример смирения. 1880
С.Бакалович. Христос омывает ноги ученикам. Пример смирения. 1880

      Что должен был делать народ в День очищения? «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Лев. 23:29). В этот день народ должен был смиряться, исповедоваться перед Богом, чтобы Бог мог очистить их от грехов. Этот день называют судным, потому что тот, кто отказывался исповедать свои грехи, оставался неоправданным и истреблялся из народа.

      Подобно тому, как День очищения был кульминацией обрядового служения в святилище, которым заканчивался годовой цикл служения, так и в конце истории земли, на небе совершается следственный суд, который является кульминацией плана спасения человечества. После завершения суда имя Бога будет полностью оправдано, Бог оправдает верующих, а вина возложена на истинного виновника – сатану.

      Твой час на суде

      Проповедуя в ареопаге, апостол Павел сказал, что Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа…» (Деян. 17:31).

      Сцена небесного суда была открыта апостолу Иоанну. В книге Откровение он описывает свое видение: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:11,12).

 Тициан. Коронование Христа. 1642
Тициан. Коронование Христа. 1642

      На следственном суде будет происходить тщательное исследование жизни каждого человека. Христос сказал: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лк. 12:2,3). В книге Екклесиаста говорится: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14). Об этом же сказано в послании к Евреям: «Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13).

      Небесные книги хранят записи о жизни каждого человека, эти записи и будут представлены на высшем суде. Когда ангел откроет страницу с записью о вашей жизни, что он обнаружит? О чем эти записи могут поведать?

      Некоторые люди живут так, словно Бог ничего не замечает. Они полагают, что их грехи и преступления никогда не будут раскрыты. Но Господь знает все, даже наши мысли и мотивы.

      Библия ясно говорит, что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). Никто не имеет право на вечную жизнь. Дьявол, «клеветник братьев» (Откр. 12:10), день и ночь обвиняет и осуждает нас (см. Зах. 3:1-3). Как может справедливый суд оправдать виновного человека? Кто может устоять на суде перед лицом Всевышнего?

 И.Н.Крамской. Хохот. 1870-
И.Н.Крамской. Хохот. 1870

      Библия говорит: «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:16). Другими словами, наша жизнь будет рассматриваться исключительно с точки зрения наших отношений с Иисусом. Христос сказал о Святом Духе, что «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин. 16:8,9).

      Самый большой грех – это не прелюбодеяние, не воровство, не ложь и даже не убийство. Если человек покается, Бог простит самую тяжкую вину. Но Господь не может явить свою милость тем, кто отвергает ее, кто не желает раскаиваться и принять Христа. Неверие во Христа – это непростительный грех. Самое необычное на небесном суде – то, что судьба подсудимого в руках самого подсудимого. Люди должны знать, что они будут осуждены и погибнут не потому, что совершали очень плохие поступки, а потому что преднамеренно и сознательно отвергли дар Божий – спасительную жертву Христа и Его заступничество.

      Все люди подобны двум разбойникам, распятым по обе стороны от Христа. Тех, кто раскаивается в своих грехах, как кающийся разбойник, и принимает Иисуса Христа как своего Спасителя, Христос заверяет: «Будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). А тот, кто отвергает Христа и Его милостивый дар спасения, подобно разбойнику, ругавшему Христа, пойдут «в погибель» (Мф. 7:13).

 Питер Рубенс. Три креста. 1620
Питер Рубенс. Три креста. 1620

      Мы не должны бояться небесного суда. Апостол Иоанн пишет: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). Христос покажет шрамы на Своих руках – свидетельство того, что Он понес на Себе справедливое наказание за наши грехи, пролив кровь на кресте. Этого достаточно, чтобы небесный суд оправдал нас. Иисус Христос говорит тем, кто принял Его дар: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит» (Ин. 5:24). «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3:5).

      Жану Вальжану, герою романа «Отверженные», за воровство у епископа грозила пожизненная каторга. Но вместо этого священник засвидетельствовал перед полицейскими о его невиновности и подарил Вальжану, вдобавок к украденному им столовому серебру, серебряный подсвечник. Жан Вальжан был освобожден. Последнее напутствие епископа было – употребить подарок на то, чтобы стать честным человеком. Епископ Мириэль дал преступнику шанс изменить свою жизнь. Точно так же поступил Иисус Христос: вместо заслуженного наказания, Он дарует нам незаслуженное прощение; вместо сурового укора и порицания, милость и любовь; вместо небытия, вечную жизнь. Простив нас, Христос дал нам шанс сделать правильный выбор – вести праведную жизнь. Как мы распорядимся удивительным Божественным даром?

      Мы живем в последний период истории мира - День очищения, подобный древнему празднику Йом Киппур, когда люди исследовали себя, чтобы исповедать перед Богом все свои грехи. Сегодня, когда на небе вершится следственный суд, мы должны исследовать свое сердце. Еще есть время для покаяния и приготовления к пришествию Христа. Весть ангела из книги Откровение призывает нас не медлить: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:7).

«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).

 



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Час суда Божия




Курс «Библейские открытия»

 
 15. Крещение | Описание курса | Тесты (16)