Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

     Крещение – один из важнейших христианских обрядов. В чем заключается истинный смысл крещения? Кто может принимать крещение и на каких условиях? Как должно совершаться крещение? Что говорит об этом Библия?

     Откуда пошел обряд крещения

     Крещение – это установление Самого Господа Иисуса Христа. Основанием для крещения служит последнее поручение, которое Иисус Христос дал апостолам и Церкви перед Своим вознесением на небо: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Однако еще в начале Своего земного служения Христос установил крещение собственным примером. Иисус начал Свое служение с того, что, попрощавшись с родными и оставив плотницкую мастерскую в Назарете, пришел к реке Иордан, где проповедовал двоюродный брат Иоанн. В Евангелии написано, что Иисус вошел в воды Иордана и пожелал креститься. Иоанн Креститель сразу узнал Иисуса и «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14).

     В Евангелии говорится, что Иоанн призывал народ к покаянию: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:1,2). Зачем Иисус решил принять крещение, если не нуждался ни в покаянии, ни в исповедании грехов? «Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

     Слово «правда» или «праведность» Иисус использует в отношении послушания воле Божией. Иисус принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах, ведь Он не нуждался в очищении от грехов. С момента Своего воплощения Иисус стал представителем всего человечества и поэтому совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Фактом Своего крещения Христос дает обет полного посвящения Богу. Христос показывает послушание Божьей воле во всем. По воле Отца Христос прожил вместо нас праведную жизнь и умер вместо нас на Голгофском кресте, вменив нам Свою праведность. Так Иисус «исполнил всякую правду».

«В те дни, пришел Иисус… и крестился от Иоанна в Иордане» (Мар.1:9)
«В те дни, пришел Иисус… и крестился от Иоанна в Иордане» (Мар.1:9)

     Христос Сам установил обряд крещения, указал на его значение и Своим примером показал, каким образом необходимо исполнять повеление Божье. Крещение Христа явилось примером для других. Принимая обряд крещения, подобно Христу, мы даем обет полного посвящения Богу. Если Христос, безгрешный Божий Сын, крестился, чтобы «исполнить всякую правду», то мы, грешники, должны следовать Его примеру.

     Иисус в беседе с Никодимом сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Христос также говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Эти слова Спасителя указывают, насколько важным является крещение.

     Значение крещения

     Крещение берет начало от Иоаннова крещения. В чем же заключается смысл крещения?

     Символ смерти для греха и воскресения к жизни с Богом

     В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3,4).

 Жан Жувене. Снятие со креста
Жан Жувене. Снятие со креста

     Слово «крещение» происходит от греческого «баптисма» и означает погружение в воду. В ранней Церкви крещение принимали только взрослые люди и только путем полного погружения в воду. Апостол Павел пишет о жертве Христа: «Ибо смерть, которой Он умер, явилась последней платой греху, а жизнь, которой Он живет, – это жизнь для Бога» (Рим. 6:10, перевод под ред. М.П. Кулакова). Так же и при крещении полное погружение в воду символизирует смерть для греха, погребение прошлой греховной жизни, а выход из воды – воскресение для жизни с Богом. В Послании к Колоссянам Павел называет «мертвыми во грехах» тех, кто не раскаялся в своих грехах. Однако, удалившие грех из своей жизни и принявшие крещение, названы «воскресшими, ожившими»: «быв погребены с Ним (со Христом) в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:12,13).

     Апостол Павел заявляет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха… Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать…» (Рим. 6:5-7,10-14).

     Итак, в крещении человек выражает осознанное и ответственное решение порвать с греховным прошлым и расстаться с тем образом жизни, в котором господствовал грех. Крещение, по сути, является водоразделом между прошлой жизнью, которую он оставил, и новой, которую начал после символической смерти для греха. Верующий человек следует заповеди: «…выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6:17). Он публично заявляют о своем намерении «ходить в обновленной жизни» с Христом (Рим. 6:4). Таким образом, крещение – это символ возрождения или рождения свыше, крещения Духом Святым.

 Джон Ла Фарж. Беседа Христа с Никодимом. 1880
Джон Ла Фарж. Беседа Христа с Никодимом. 1880

     Водное крещение без покаяния, без оставления греховного образа жизни, без возрождения от Святого Духа – это лишь обряд, ничего не меняющий в жизни человека. Иисус сказал Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Дух Святой готовит человека к обращению и возрождению. И после того, как человек принял Христа, покаялся и оставил греховный образа жизни, Дух Святой наполняет сердце человека и очищает его от греха. «Рождение от Духа» – это внутреннее преобразование личности, это изменение сознания, причем настолько кардинальное, что похоже на новое рождение: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

     Символ завета с Богом

     Священное Писание говорит, что крещение – «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). Согласно Библии, водное крещение – это символ заключения завета с Богом. Священное Писание сравнивает отношения между Христом и Его Церковью с супружеством. Как вступающие в брак обычно дают обещание всегда проявлять верность друг другу, так и желающие заключить союз со Христом посредством крещения дают «обещание Богу доброй совести», выражают готовность быть верными Богу.

     Верующий, заключив союз с Христом, получает особые преимущества. Господь обещает: «…буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). Христиане получают право «называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Апостол Павел пишет христианам в Ефесе: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).

 Людольф Бакхёйзен. Христос во время бури на Галилейском озере. 1695
Людольф Бакхёйзен. Христос во время бури на Галилейском озере. 1695

     Во все времена Господь заключал завет с людьми на определенных условиях. Бог скреплял союз торжественным обещанием верности Своему обету. Господь обещает помогать, защищать, покровительствовать, ниспосылать духовные, материальные и физические благословения. Но заключение завета с Богом не гарантируют верующему безмятежную жизнь. На тех, кто принял крещение, враг душ человеческих обрушивает порой тяжелые искушения. Но если мы находимся в руках Божьих, то можем быть уверены, что Бог поможет нам перенести любые трудности. Бог призывает Своих детей в час испытаний искать защиты у Него. Спасение только в живом союзе с Христом, обещавшим Своим последователям: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

     Израиль, в свою очередь, обещал следовать Его заповедям. Заключая завет с Богом посредством водного крещения, человек свидетельствует, что решил быть верным Богу и жить в согласии со всеми принципами Его Царства.

     Символ членства в Церкви Христа

     Крещение указывает не только на возрождение человека, но и на вступление в Церковь, которая образно представлена как тело Христа. Апостол Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). После крещения верующие становятся членами Божьей семьи, частью «тела Христова»: «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4,5).

 Джованни Паоло Панини. Проповедь апостола Павла. Фрагмент
Джованни Паоло Панини. Проповедь апостола Павла. Фрагмент

     После вознесения Христа ученики проповедовали с такой силой, что крестилось множество людей. Так появилась новозаветная Церковь. «Итак, охотно принявшие слово его (ап. Петра) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч… Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41,47).

     Все приведенные тексты свидетельствуют о том, что Библия рассматривает крещение как символ смерти для жизни греховной и возрождения для жизни праведной. Это знак изменения сердца. Крещение – это публичное исповедание веры, заключения завета с Богом и обещание доброй совести. Крестившись, человек становится членом сообщества верующих, Церкви Христа.

     Необходимые условия крещения

     Наставление в истине

      Поскольку «вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим. 10:17), важная роль в подготовке к крещению отводится наставлению в истине. Перед вознесением на небо, Христос дал поручение Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20). Христос повелел крестить лишь после того, как человек будет научен истине. Крещение – это заключение завета с Богом, и, чтобы человек сделал осознанный выбор, крещению должно предшествовать знакомство с Христом и условиями спасения. Поэтому крещение должно совершаться после того, как человек осознал смысл крещения, наставлен в Священном Писании и научен тому, что ожидает от новообращенного христианина Господь.

 Рембрандт. Филипп и евнух. 1625
Рембрандт. Филипп и евнух. 1625

     Вера

      В рассказе о Филиппе-благовестнике и евнухе говорится: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:36-38).

     Важный шаг на пути к крещению – вера в искупительную жертву Христа как единственное средство спасения от греха. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16:16). Для оправдания человека необходима вера в спасительные заслуги Христа. Когда темничный страж в Филиппах спросил: «Что мне делать, чтобы спастись?» – апостол Павел ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30,31). Страж и все домашние его уверовали, а затем заключили завет с Богом посредством водного крещения. Формулу «вера, затем крещение» мы находим также в следующем библейском стихе: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян.18:8). Крещение требует сознательной веры в Христа. Таким образом, обряд крещения – это подтверждение факта обращения человека к Богу, публичное исповедание веры. В первоапостольской Церкви только те, кто верой принимал Христа, допускались к обряду крещения (см. Деян. 8:12,36,37;18:8).

 Чарльз Поэрзон. Проповедь апостола Петра в Иерусалиме. 1642
Чарльз Поэрзон. Проповедь апостола Петра в Иерусалиме. 1642

     Покаяние

      Во время проповеди в День Пятидесятницы в Иерусалиме апостол Петр довел до сознания иудеев, что они виновны в распятии Иисуса Христа. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). «Покайтесь, – сказал апостол, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). В проповеди апостола Петра, записанной в 3-й главе книги Деяний апостолов, мы находим подобный призыв: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19). Как мы видим, обязательное условие крещения и спасения – покаяние и прощение Богом грехов.

     Плоды покаяния

     Иоанн Креститель, увидев «многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7,8). Иоанн сурово обличал фарисеев в том, что они пытались совершить ритуал омовения без покаяния. Прежде, чем креститься, надо открыть для Бога путь к своему сердцу, чтобы Господь его изменил.

     Согласно Библии имеет силу только «крещение покаяния» (Лк. 3:3). Всех, кто желал получить крещение, Иоанн Креститель призывал «сотворить достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Для того чтобы креститься, недостаточно быть верующим, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Истинное покаяние подразумевает оставление грехов и греховного образа жизни. Жизнь христианина должна стать ярким свидетельством его любви к Богу, выраженной в послушании Божьим заповедям.

 Джованни Барбьери. Возвращение блудного сына. 1654
Джованни Барбьери. Возвращение блудного сына. 1654

     Упомянутые библейские тексты ясно указывают, что если нет веры в Христа, если нет покаяния и измененной жизни, крещение лишено всякого смысла. Вода крещения сама по себе не может ничем помочь тому, кто еще не поверил и не покаялся. Водное крещение необходимо, но оно является лишь символическим выражением покаяния, смерти для греха, свидетельством того, что Дух Святой уже произвел перемены в жизни.

     Почему не следует крестить младенцев?

     Многие христианские организации придерживаются традиции крещения младенцев. Что говорит об этом Библия? Есть ли библейское обоснование этой практике?

     В Библии не содержится никаких указаний о крещение детей, нет и никаких свидетельств о существовании подобной практики в первоапостольские времена. Следовательно, эта практика не имеет библейских оснований. Некоторые исследователи приводят как основание для крещения детей библейский рассказ о том, как апостол Петр совершил крещение в доме Корнилия. Перед этим Корнилий «видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: “пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой”» (Деян.11:13,14). В другом месте рассказывается о женщине Лидии из города Фиатир. О ней сказано, что «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16:15). Подобный случай описан и в 18-й главе: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим…» (Деян. 18:8). На основании выражений: «спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 13:14), «крестились она и домашние ее» (Деян. 16:15), «уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18:8) полагают, что в число «домашних» входили и дети. Однако во времена Христа и апостолов крещение получали лишь те, кто выполнили необходимые условия крещения: уверовали в Иисуса Христа, совершили покаяние и оставили прошлый греховный образ жизни. Учение о крещении в Новом Завете относится только к взрослым людям. Следовательно, все члены упомянутых семей достигли сознательного возраста и отвечали условиям, необходимым для крещения.

     Приводят еще один аргумент в защиту концепции о крещении детей – дети, которых приводили к Иисусу для благословения: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:13,14). Но в этом повествовании совсем не идет речь о крещении детей, а только о молитве благословения. Нигде в Новом Завете не говорится, что эти дети были крещены. Ни Христос, ни апостолы не устанавливали практику крещения младенцев.

     Как и когда возникла практика крещения младенцев? Как уже было сказано, Христос и апостолы понимали крещение как осознанное деяние совершеннолетних людей. Христос Сам принял крещение, когда Ему было около тридцати лет.

 Фламандская школа живописи. Христос, благословляющий детей
Фламандская школа живописи. Христос, благословляющий детей

      Первые сведения о крещении младенцев мы находим у епископа Иринея Лионского (около 200 года н.э.). Крестить детей начали после церковного собора в Карфагене, который состоялся в 252 году н.э. Но практика эта прижилась не сразу. Некоторые епископы выступали против крещения детей и утверждали, что дети не понимают еще, что есть зло и что добро, и не могут сделать сознательного выбора в пользу Христа. Только в IV веке крещение детей стало догматом Церкви.

     Необходимые условия крещения не могут быть выполнены младенцем. Библия говорит о том, что крещению должно предшествовать наставление в истине. Заключение завета с Богом - это «обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21) и требует сознательной веры в Христа, покаяния. Но чему можно научить младенца и какое решение он может принять? Младенец не имеет необходимых знаний, у него еще не сформированы понятия о добре и зле, он ничего не знает о Боге. Поэтому крещение младенцев лишено смысла. Младенцы не могут считаться крещеными в истинном смысле этого слова. В ребенке надо пробудить совесть, привить ему нравственные принципы, научить любить Иисуса и следовать за Ним, и можно надеяться, что тогда в сознательном возрасте человек примет решение принять крещение.

 Джованни Баттиста Гаулли. Проповедь Иоанна Крестителя. 1695
Джованни Баттиста Гаулли. Проповедь Иоанна Крестителя. 1695

     Русский философ Н. Бердяев писал: «Никакое крещение водою непозволительно до или без настоящего обращения (т.е. духовного возрождения). Такое крещение есть иллюзия и ловушка. Это противоречит завету Христа, духу религии Нового Завета и здравому человеческому уму. Первое должно быть первым... Нет сознания и активности при вступлении в Церковь – нет и впоследствии сознательных и активных христиан, а есть христианство слепое, суеверное, безвольное, которое особенно опасно для русской натуры, по преимуществу созерцательной» (Н. Бердяев, «Судьба России»).

     Итак, практика крещения детей не находит подтверждения в Библии. Это человеческое предание, противоречащее ясному библейскому учению.

     Библейский способ крещения

     В христианском мире существуют различные способы крещения: погружение, окропление и обливание. Имеет ли значение, каким способом совершать крещение?

     Способ крещения неразрывно связан со смыслом крещения. Поскольку крещение – это символ погребения греховной жизни и воскресения для жизни с Богом, исполнить его следует только полным погружением крещаемого в воду. Окропление или обливание не имеют образного подобия «погребения» и не выражают символического смысла крещения. Истинное крещение должно быть правильным как по смыслу, так и по ритуалу. Смысл – это вера в Иисуса Христа, покаяние и обещание оставить греховный образ жизни. Ритуал – погружение в водную «могилу».

      Греческое слово «баптидзо» означает «крестить, погружать, окунать». Следовательно, библейским способом крещения является полное погружение крещаемого в воду. Изначально крещение совершалось именно так.

 Томас Уортингтон. Крещение. 1868
Томас Уортингтон. Крещение. 1868

     Случаи водного крещения, описанные в Новом Завете, совершались только посредством погружения в воду. В частности, в Евангелии сказано, что Иоанн крестил в реке Иордан (см. Мф. 3:6; ср. Мк. 1:5), а «также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Именно так, полным погружением, Иоанн крестил Иисуса – «Иисус... крестился от Иоанна в Иордане», а после крещения «вышел из воды» (Мк. 1:9,10). Верующий человек по примеру Христа должен быть крещен таким же образом. Первые апостолы тоже крестили погружением в воду. Услышав Благую Весть, евнух ефиоплянин сказал Филиппу-благовестнику: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36). Затем путники «сошли оба в воду», Филипп крестил евнуха, а затем они «вышли из воды» (Деян. 8:38,39).

     Изображения крещения, найденные в римских катакомбах, сюжеты напольной мозаики и настенных и потолочных росписей, барельефы и древние рисунки новозаветного периода неопровержимо доказывают, что погружение было общепринятым способом крещения в христианской Церкви вплоть до X-XIV веков. При храмах для крещения строились специальные бассейны – баптистерии. Баптистерии в древних храмах и церквах на севере Африки, в Турции, Италии, Франции и других местах говорят о древних корнях этого обряда. В раннехристианскую эпоху крестили также в озерах, реках и море.

     На Руси вопрос о «поливательном крещении» был впервые поднят лишь на Стоглавом Соборе в 1551 году, где решено было для удобства ограничиваться при крещении обливанием. Обливание свелось, в конечном счете, к окроплению небольшим количеством воды. Однако библейским способом крещения является по-прежнему полное погружение верующего в воду.

     Крещение – начало христианского опыта

 Жан Жувене. Христос в доме Марфы и Марии
Жан Жувене. Христос в доме Марфы и Марии

     Заключивших завет с Богом Священное Писание сравнивает с «новорожденными младенцами»: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2). Стать членом Церкви – значит постоянно духовно расти, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Для этого необходимо ежедневно быть в общении с Христом, молиться и изучать Библию. Христос сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4).

     В своем ежедневном самоотречении у верующего изменяется система ценностей, он становится все более чуткими к голосу Иисуса Христа. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1,2).

     Если человек не будет делать никаких усилий к духовному возрастанию, крещение не будет иметь никакого смысла. Апостол Павел обращается с призывом: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1).

     Одно крещение

     Зачастую можно услышать вопрос: если я был крещен в младенчестве, то имею ли я право креститься вновь, ведь Библия учит, что есть только одно крещение? «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

     Священное Писание говорит, что крещение детей и взрослых, при котором не соблюдены необходимые условия, считается недействительным. В книге Деяний апостолов повествуется о том, как апостол Павел посетил Ефес. Там он встретил нескольких учеников, крещенных Иоанном Крестителем. Они покаялись и веровали в грядущего Мессию, однако не имели ясного понимания Евангелия. Апостол Павел спросил их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Деян. 19:2). Получив больший свет, эти люди пережили изменения в своей жизни и характере. В знак этих благословенных перемен и по исповеданию веры они были крещены во имя Иисуса Христа. И хотя эти ученики крестились повторно, Господь принимает их крещение как первое, ибо только крещение с осознанием его истинного смысла и преподанное библейским способом принимается и одобряется Богом.

 И.М.Танков. Тайное крещение. 1782
И.М.Танков. Тайное крещение. 1782

     Некоторые искренние последователи Христа могут оказаться в подобной ситуации. Многие были крещены в детстве или же в зрелом возрасте, но без ясного понимания библейского учения, без спасительной веры, без покаяния и неполным погружением. Однако когда человек приходит к более ясному пониманию воли Божьей, у него формируются новые отношения с Христом. Многое из того, что прежде казалось невинным, новообращенный понимает теперь как грех. В таком случае следует заключить завет с Богом, выполнив все необходимые условия крещения.

     Поскольку важен также способ крещения, следует принимать крещение полным погружением в воду. Так крещаемый заявляет, что он умирает для греха и хочет возродиться для новой жизни.

     Крещение – торжественный и серьезный обряд, который проводится однажды. Чтобы христиане могли заново посвятить себя Богу, Христос установил обряд Вечери Господней. Однако в Писании мы не находим каких-либо возражений против повторного крещения тех, кто нарушил завет с Богом, совершив тяжкий грех или отступив от веры, а затем пережил новое обращение и желает обновить свой завет.

      «Итак, что ты медлишь?»

     В книге Деяний описано обращение Савла, который впоследствии стал Павлом, апостолом Иисуса Христа. После того, как Иисус Христос впервые явился Савлу в видении, Господь послал новообращенному христианина по имени Анания. «Господь в видении сказал ему: Анания!.. встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:10,11,15). По повелению Бога, Анания пошел в дом, где находился Савл, поговорил с ним и возложил на него руки. «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:18). Много лет спустя, рассказывая об этом событии толпе, собравшейся в Иерусалиме, апостол Павел привел слова, которые сказал ему Анания: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).

 Ресту Жан II. Анания возлагает руки на Павла.1719
Ресту Жан II. Анания возлагает руки на Павла.1719

     Многие медлят и не решаются принять крещение, потому что не хотят оставить «временные греховные наслаждения» (см. Евр.11:24), пагубные привычки или боятся неодобрения со стороны близких или друзей, перемен в своей жизни или каких-либо других неудобств. Подобная нерешительность описана в рассказе Н. Лескова «Новозаветные евреи».

      «В начале пятидесятых годов… в Киеве увлекались любовью к Христу… университетский студент медик, и пожилой, очень многоболезненный резчик печатей… Резчик печатей был хвор и слаб душою, а притом боялся, что еврейское общество могло сдать его детей в рекруты… Притом полицмейстер пригрозил ему:

     – Если хочешь креститься, то крестись… а если не крестишься, то нечего тебе о Христе говорить. А то выпорю.

     Хилый гравер после такой пристрашки стал робко отдаляться «от друзей Христа», которых, сколько помню, тогда в Киеве было уже семеро… Потом гравер и вовсе отошел от «братий»…»

     К сожалению, боясь лишиться чего-либо, многие и сегодня «робко отдаляются «от друзей Христа» и откладывают решение принять крещение. В конечном итоге неверные до конца Господу люди вновь погружаются в суетную жизнь, в которой нет места Богу. Так и получается, что «за Христову сторону заступится некому, а для той много подпор», как писал Лесков в рассказе «На краю света».

     Однако в Священном Писании сказано: «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). Тот, кто боится довериться Христу и откладывает решение заключить с Ним завет, продолжает пребывать в духовной тьме и оставаться на стороне врага душ человеческих, лишается покровительства, защиты и духовных благословений, которые Господь обещает тем, кто вступил с Богом в отношения завета.

 Михай Мункачи. Голгофа.1884
Михай Мункачи. Голгофа.1884

     Смертью ради нас на Голгофском кресте Иисус доказал любовь к нам, грешным. Так стоит ли стыдиться ответить на эту любовь? Чтобы вверить свою жизнь в руки Христа, прежде всего, взгляните на Голгофский крест. Не смотрите на грех, который искушает вас, убеждая, что вы не сможете его победить! Не терзайтесь от мысли, что Господь не сможет простить ваши проступки! Не бойтесь потерять работу, расположение родных, близких и друзей! Смотрите на Христа! Если, отдавая Христу все, вы полагаете, что идете на слишком большую жертву, тогда задайте себе вопрос: «Что отдал Христос ради меня?» Ради нашего спасения Сын Божий пожертвовал всем. Для Христа нет ничего невозможного: Он даст вам прощение и силу для победы над грехом, Свою защиту и покровительство.

     Апостолы Иисуса Христа провозглашали необходимость крещения для верующих. Апостол Павел призывал новообращенных не откладывать заключение завета с Богом, не упустить благоприятное время: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: “во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе”. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:1,2).

     Сегодня наш день, когда у нас еще есть возможность принимать решение. Не откладывайте на потом решение заключить завет с Богом. Завтра может оказаться слишком поздно. Бог желает, чтобы мы обрели полноту жизни, которую Он дарует нам по Своей благодати. «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).

 Лесюэр Эсташ. Несение креста. 1651
Лесюэр Эсташ. Несение креста. 1651



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Крещение




Курс «Библейские открытия»

 
 14. Церковь Божья | Описание курса | 16. Час суда Божия