Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

      «Из города донесся по воде гул и медное дрожание большого охотницкого колокола. Стоявший подле Нехлюдова ямщик и все подводчики одни за другими сняли шапки и перекрестились. Ближе же всех стоявший у перил невысокий лохматый старик, которого Нехлюдов сначала не заметил, не перекрестился, а, подняв голову, уставился на Нехлюдова. Старик этот был одет в заплатанный озям, суконные штаны и разношенные, заплатанные бродни. За плечами была небольшая сумка, на голове высокая меховая вытертая шапка.
     – Ты что же, старый, не молишься? – сказал нехлюдовский ямщик, надев и оправив шапку. – Аль некрещеный?
     – Кому молиться-то? – решительно, наступающе и быстро выговаривая слог за слогом, сказал лохматый старик.
     – Известно кому, Богу, – иронически проговорил ямщик.
     – А ты покажи мне, и где он? Бог-то?..
     – И где? Известно – на небе.
     – А ты был там?
    – Был – не был, а все знают, что Богу молиться надо… Ты, видно, нехрист, дырник. Дыре молишься, – сказал ямщик, засовывая кнутовище за пояс и оправляя шлею на пристяжной.
     Кто-то засмеялся.
     – А ты какой, дедушка, веры? – спросил немолодой уже человек, с возом стоявший у края парома.
     – Никакой веры у меня нет. Потому никому не верю, окроме себе, – так же быстро и решительно ответил старик.
     – Да как же себе верить? – сказал Нехлюдов, вступая в разговор. – Можно ошибиться.
     – Ни в жизнь, – тряхнув головой, решительно отвечал старик.
     – Так отчего же разные веры есть? – спросил Нехлюдов.
     – Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. И я людям верил и блудил, как в тайге; так заплутался, что не чаял выбраться. И староверы, и нововеры, и субботники, и хлысты, и половцы, и беспоповцы, и австрияки, и молокане, и скопцы. Всякая вера себя одна восхваляет. Вот все и расползлись, как кутята слепые.

     Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нем. Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены. Будь всяк сам себе, и все будут заедино…
     – Что же, вы давно так исповедуете? – спросил его Нехлюдов.
    – Я-то? Давно уж… Я сам себе… «Какого, говорят, ты отца, матери?» Нет, говорю, у меня ни отца, ни матери, окроме Бога и земли. Бог – отец, земля – мать. «А царя, говорят, признаешь?» Отчего не признавать? Он себе царь, а я себе царь…
    – И охота вам, барин, разговаривать, – сказал ямщик Нехлюдову, когда он, дав на чай могучим паромщикам, влез на телегу. – Так, бродяжка непутевый». (Л.Н.Толстой, «Воскресение»).

    Сегодня как никогда появилось много религиозных учителей. Мы слышим сотни голосов, и «всякая вера себя одна восхваляет», как говорил толстовский герой. В результате, кто-то «заплутал, как в тайге», другие «никому не верят, окроме себе», а кто-то решает верить «в душе» и не отождествлять себя с какой-либо церковью. Как же разобраться в этом множестве религиозных организаций и не ошибиться в выборе истинной веры? Да и «отчего же разные веры есть»?

      Что такое Церковь?

      Слово «церковь» у большинства людей ассоциируется с архитектурным сооружением. А до того, как этим словом стали называть культовое сооружение христиан, Церковью называлось объединение людей, считавших себя последователями Иисуса Христа. На древнегреческом языке слово, которое в русском синодальном переводе Библии переведено как «церковь», – это «экклесиа». В 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел употребляет это слово применительно к собранию верующих, собравшихся на богослужение в определенном месте: «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь (экклесиа), между вами бывают разделения, чему отчасти и верю» (1 Кор. 11:18). Апостол также подразумевает под Церковью группу верующих. Так, например, он обращается к «церкви (экклесиа) Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2).

    В Послании к Евреям мы находим еще одно определение церкви: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого… к торжествующему собору и церкви (экклесиа) первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:22,23). Слова «собор» (панэгюрис) и «церковь» (экклесиа) – синонимы и обозначают людей, объединенных верой во Христа Иисуса.

      Происхождение церкви Божьей

     Христос однажды сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В книге Деяния апостолов сказано, каким образом Христос создал Церковь: «…Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). В другом месте Христос произнес следующие слова: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 12:32,33). Христос заявляет, что именно Его жертва на кресте привлечет людей. Как грубый крест, символ проклятия, может привлечь? Об этом апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Любовь, явленная на кресте, пленяет сердца людей и возвращает их к Богу.

 Жан-Батист Жувенэ. Снятие с креста. 1697
Жан-Батист Жувенэ. Снятие с креста. 1697

    Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Смерть Христа на Голгофском кресте можно сравнить с маленьким семенем, которое в полном одиночестве умерло в земле. Но Христос знал, что Его жертва на кресте принесет обильный плод. Крест станет средством, приводящим «многих сынов в славу» (Евр. 2:10). О плодах подвига Христа говорил пророк Исайя, которого называют благовестником Ветхого Завета: «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:10,11).

 Филипп де Шампень. Призвание Петра
Филипп де Шампень. Призвание Петра

      Христос призывал Своих последователей: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34). Вот как, например, описан отклик Симона и Андрея на призыв Христа: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним» (Мар.1:16-18).

    Первая община христиан состояла из горстки учеников, мужчин и женщин, напуганных распятием их Учителя, сомневающихся в правильности избранного ими пути. Но воскресение Христа из мертвых укрепило веру Его последователей. После вознесения Христа Церковь начала укрепляться. На апостолов и всех уверовавших во Христа возлагалась задача возвещать «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). За несколько десятилетий апостолы и их ближайшие сотрудники совершили, казалось, невозможное: принесли практически всему тогдашнему цивилизованному миру весть о Спасителе. Из малочисленной группы никому не известных учеников Христа выросла во всемирную Церковь.

 Эжен-Ромен Тирион. Триумф веры. Христианские мученики.
Эжен-Ромен Тирион. Триумф веры. Христианские мученики.

     Церковь выдержала испытание временем. У нее во все времена были грозные враги. Критики и скептики пытались опровергнуть христианскую веру. Христиан преследовали, сжигали на кострах, бросали на съедение диким зверям, но Церковь росла вопреки смертельной угрозе. Время показало: ничто не может одолеть Церковь Христа или помешать ей выполнять поставленную Самим Богом задачу. Церковь устояла в вере и постоянно умножалась, потому что была основана не на человеческой мудрости, а на Живой Скале, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе…» (Еф. 2:19-22).

      Признаки истинной Церкви

    Сегодня существует немало сообществ, которые называет себя последователями Христа. Каковы отличительные особенности истинной Церкви Христа?

      Черты истинной Церкви мы находим в книге Откровение: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

      Книга Откровение написана символическим языком. Дракон символизирует дьявола. Об этом сказано в 9-м стихе этой же главы: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9). Жена – Церковь Христа. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7). Христос, Агнец закланный, придет однажды за Своей невестой, Церковью, которая приготовила себя для встречи с Ним.

      Сатана сделал своей мишенью «прочих от семени жены». Кто же эти «прочие»?

      Верность Богу

   Греческое слово «лойпос» («прочие») дословно означает «оставшиеся, остальные». В ветхозаветное время «оставшимися» или «остатком» называли израильтян, которые выживали после войны, разрушений или других катаклизмов, а также тех, кто во время испытаний оставались верными Богу. Во времена пророка Илии Израиль впал в идолопоклонство. Пророк, который бесстрашно обличал царя Ахава, виновного в расцвете идолопоклонства в стране, вынужден был скрываться от преследований. Илия в отчаянии взывал к Богу: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар. 19:14). Пророк полагал, что остался единственным, кто хранил верность завету с Богом. Но Господь утешил его: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом (древнее западносемитское божество), и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). Все израильское общество считалось народом Божиим, однако в действительности в тот момент истинными поклонниками Бога были лишь те люди, которые сохранили верность Господу.

 Савольдо Джироламо. Пророк Илия, скрывающийся от преследований. 1510
Савольдо Джироламо. Пророк Илия, скрывающийся от преследований. 1510

      Итак, «прочие» – это верный остаток, люди, которые в трудных обстоятельствах сохранили твердую веру в Бога. Апостол Павел говорит, что подобно тому, как пророк Илия и «семь тысяч человек… не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим. 11:4,5). В книге Откровение так названы те, кто «не осквернили одежд своих» (Откр. 3:4) неверностью Богу. Христос говорит о них: «…и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3:4). Образ невесты в белых одеяниях – символ чистоты и святости, верности Богу во всех обстоятельствах, что является одной из главных характеристик истинных последователей Христа.

      Этот факт и приводит дьявола в особую ярость. Он «вступает в брань с прочими от семени жены», чтобы заставить их нарушить верность Богу и склонить к поклонению себе. Однако Христос дал заверение Своим верным последователям: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). По словам Христа, Его последователи будут послушны воле Божьей и хранить Ему верность даже под угрозой смерти.

      В 17-м стихе 12-й главы книги Откровение представлены еще две важные характеристики истинной Церкви Бога. Дьявол вступил в брань «с прочими… сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Истинные последователи Христа сохраняют заповеди Божии и имеют свидетельство Иисуса.

      Сохраняющие заповеди

      Что значит сохранять заповеди? Для ответа на этот вопрос следует выяснить, какой критерий определения истины был в древнем Израиле.

      В Книге пророка Исаии Господь дает определение, помогающее отличить истину от ложного учения: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Главным авторитетом в Израиле был Закон Божий, данный Моисею. На авторитет Закона ссылается и Иисус: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Христос говорит о неизменном авторитете Закона и вести пророков Божьих.

      Во все времена роль Церкви Божией заключалась в том, чтобы сохранить истинную веру. В ветхозаветной и первоапостольской Церкви истину от заблуждения отличали, сопоставляя с Законом и свидетельством Божьих пророков. Истинную Церковь отличает именно то, что она, по примеру Христа и первых апостолов, «сохраняет заповеди», т.е. проповедует необходимость соблюдать все Десять заповедей Закона Божия, включая заповедь о субботе. Любовь к Богу побуждает истинных последователей Христа проявлять послушание Ему посредством исполнения Закона Божия.

      Свидетельство Иисуса

      Еще одна важная характеристика истинной Церкви – «свидетельство Иисуса» (Откр. 12:17). Что такое «свидетельство Иисуса» и что означает «иметь свидетельство Иисуса Христа»?

      Выражение «свидетельство Иисуса» встречается в первой главе книги Откровение: «Откровение Иисуса Христа, которое… Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие, и свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:1,2).

 Джеймс Тиссо. Нагорная проповедь. 1886
Джеймс Тиссо. Нагорная проповедь. 1886

      Иоанн Креститель говорит о Христе: «Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии…» (Ин. 3:34). Провозвестие Иисуса было ничем иным как Словом Божии. Следовательно, выражения «слово Божие» и «свидетельство Иисуса» являются взаимозаменяемыми. «Свидетельство Иисуса» – это «слово Бога», евангельская весть, которую возвещал Сам Иисус Христос. О Христе сказано: «Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует…» (Ин. 3:31,32). Книга Откровение представляет Христа как «истинного и верного свидетеля» (Откр. 3:14).

      Выражение «свидетельство Иисуса» означает слова Самого Иисуса, а также «свидетельство об Иисусе», которое несут Его ученики.

      В 9-м стихе 1-й главы книги Откровение сказано: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9). Апостол Иоанн находился в ссылке за «свидетельство Иисуса», то есть за проповедь о Христе.

      Апостол Павел писал Церкви в Коринфе: «…свидетельство Христово утвердилось в вас» (1 Кор. 1:6). В этом случае «свидетельство Христа» также подразумевает Евангельское учение Иисуса Христа, возвещаемое апостолами.

      В 10-м стихе 19-й главы книги Откровение ангел указывает апостолу Иоанну, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10). В Евангелии от Иоанна Христос объясняет, что Дух Святой, Дух истины, «не от Себя говорить будет… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13,14). Таким образом, все пророчества Священного Писания – это откровения Христа, Его «свидетельство».

      Итак, выражение «свидетельство Иисуса» означает как откровение, исходящее от Самого Иисуса Христа, так и провозглашение Его вести пророками и апостолами.

      «Иметь свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17) - значит хранить чистоту Библейского учения, возвещенного Христом, апостолами и пророками. О первых христианах сказано: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов…» (Деян. 2:42). Именно эта характеристика отличала первоапостольскую Церковь: о верных мужах раннехристианской Церкви сказано, что они подвергались казням «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9).

 Джованни Барбьери. Иисус и самарянка у колодца. 1640
Джованни Барбьери. Иисус и самарянка у колодца. 1640

      Обращаясь однажды к самарянке, которую встретил у колодца, Иисус Христос говорит: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23,24). Христос представил отличительные черты истинных Его последователей: они будут подобны Ему в характере и духовном состоянии и будут придерживаться истин Слова Божия: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). Обращаясь к Небесному Отцу, Христос просит за учеников: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

      Итак, что отличает истинную Церковь Божью? Апостол Павел говорит, что Церковь Иисуса Христа «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Истинная Церковь Христа хранит заповеди Божии и почитает за истину исключительно авторитет Священного Писания. Слово Божие, свидетельство Иисуса, является инструментом для разоблачения ложных учений.

      Библейское пророчество об отступлении Церкви

      В книге Откровение апостол Иоанн записывает загадочное видение: «И повел (ангел) меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном… И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:3-5).

      В 12-й главе книги Откровение мы уже встречались с образом жены – чистой невесты, которая символизирует Церковь Иисуса Христа. В своем письме в Коринф апостол Павел пишет: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2).

      Если «чистая дева» – символ истинной Церкви, кем же является блудница? Ветхозаветные пророки часто использовали эту метафору, обличая Израиль в нарушении завета с Богом. Когда народ израильский отступал от Бога и впадал в идолопоклонство, Господь расценивал это как супружескую измену. Господь спрашивает народ Божий, жителей Иерусалима: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» (Ис. 1:21). «Ты была… как прелюбодейная жена, принимающая вместо своего мужа чужих» (Иез. 16:31,32).

      Этот ветхозаветный контекст проливает свет на загадочный образ блудницы из книги Откровение. Если чистая женщина в 12-й главе книги Откровение – символ верного народа Божия, то блудница – это неверная церковь, церковь-отступница.

 Тициан. Божественное откровение Иоанну на острове Патмос. 1544
Тициан. Божественное откровение Иоанну на острове Патмос. 1544

      Апостол Иоанн получил это видение, когда находился в ссылке на острове Патмос за веру во Христа. Иоанн хорошо знал ветхозаветные образы и понял, что речь идет об отступившей Церкви. Когда он осознал, что Церковь, ныне гонимая, сама будет проливать кровь верных Библейскому учению последователей Иисуса, он едва мог в это поверить: «Я видел, что жена (Вавилон) упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17:6). История свидетельствует, что от рук церковной инквизиции, предназначенной для борьбы с любым инакомыслием, в средние века погибло больше христиан, нежели от жестоких преследований языческого Рима.

 Жан-Поль Лоран. Трибунал инквизиции. 1906
Жан-Поль Лоран. Трибунал инквизиции. 1906

      Название «Вавилон» происходит от евр. «Бавель», что означает «замешательство, смешение». Впервые в Библии Вавилон упоминается в рассказе о строительстве Вавилонской башни (см. Быт 11:9) людьми, восставшими против Бога. В Священном Писании «Вавилон» – символ противления Богу и религиозного отступничества. Вавилон представляет собой смешение истины с заблуждением.

      Господь описывает Церковь в послеапостольский период как блудницу, указывая на ее неверность завету и идолопоклонство: «Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу… яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр. 18:2). Опьяняющая чаша, которую она преподносит миру, символизирует ложные учения, противоречащие Слову Божьему.

      В течение I и половине II веков новой эры учение Христа сохранялось Церковью в чистоте. Однако история свидетельствует, что языческие учения, обычаи и суеверия постепенно стали входить в христианскую Церковь. Божественные истины были потеснены человеческими учениями. В Церковь хлынул поток лжеучений, таких, например, как индульгенции – отпущение грехов за деньги. Четвертая заповедь Закона Божьего о святом субботнем дне была отредактирована и заменена на воскресенье, языческий день Солнца. Были введены: культ иконопочитания, противоречащий второй заповеди Закона Божьего, учение о бессмертии души, культ святых, поклонение мощам, деве Марии, молитвы за умерших, крещение младенцев и многие другие лжеучения. Истинные библейские доктрины были забыты. Казалось, что заблуждения и суеверия восторжествовали, а истинная религия изгнана из мира.

      Вавилон назван «матерью блудниц» (Откр. 17:5). Дочери Вавилона символизируют те сообщества, которые исповедуют ее учения и следуют ее традициям в ущерб библейской истине.

      «Выйди из нее народ Мой»

      После видений о греховных деяниях вавилонской блудницы апостол Иоанн снова слышит голос с неба: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18:4,5). Этот голос принадлежит Христу, поскольку Он обращается к верным – «народ Мой». Чтобы не участвовать в грехах Вавилона «и не подвергнуться» судам Господним, Христос призывает желающих следовать за Ним выйти из религиозных систем, отступивших от чистоты библейского учения. Из верных, которые покинут Вавилон, Христос создает Свою «Церковь остатка».

      Выйти из Вавилона означает также отказаться от греховного образа жизни. Апостол Павел призывал: «Что общего у света с тьмою?.. Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6:14-17).

 Лютер в знак протеста прибивает к дверям церкви Виттенберга 95 тезисов.
Лютер в знак протеста прибивает к дверям церкви Виттенберга 95 тезисов.

      Призыв Христа «выйди из нее народ Мой» был услышан на исходе средних веков и выразился в протестантской Реформации (XIV-XV вв.). Средневековье называют темным, потому что тогда в Церкви господствовало невежество, вызванное искажением библейских истин. Более того, сама Библия была запрещенной книгой. Но как ни прятали от людей истину, она вышла на свет. Мартин Лютер, католический монах, был одним из тех, кто, прочитав Библию, увидел, что заблуждался. Глубокое исследование Священного Писания открыло ему, что многие церковные догматы не соответствуют Библейской истине.

      Историк А.Гарнак пишет: «История церковных учений – это история искажений, сквозь которые нужно прорваться к подлинному духу христианства и к его единственному документу – Евангелию». Таким образом, Лютер желал «прорваться к подлинному духу христианства и к его единственному документу – Евангелию». Он выступал против небиблейских учений и обычаев. Чтобы отсечь искажения и лжеучения, был сформулирован принцип «Sola Scriptura» («Только Писание»), означающий, что единственным критерием истины, основой вероучения и обрядов христианской Церкви, высшим и достаточным авторитетом должна быть Библия, и только Библия, а не человеческие предания.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.  Лютер на сейме в Вормсе. 1869
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Лютер на сейме в Вормсе. 1869

      Протест прогремел по всему миру и зажег пламя протестантской Реформации. Девизом реформаторов были слова «Ad fontes» – «назад к истокам», то есть, к истокам христианства и, главным образом, к Священному Писанию, к восстановлению и чистоте вероучения Христа. Истинные последователи Христа возвратились к подлинному учению Христа и апостолов, поскольку именно эта характеристика отличает верный остаток. Стоя перед императором на сейме в Вормсе, Лютер заявил: «Если меня не убедят в обратном Священное Писание и неопровержимые доводы разума, я не отрекусь. Моя совесть в плену у Слова Божьего. Идти против совести — и неправильно и небезопасно. На том стою, и не могу иначе. Боже, помоги мне. Аминь».

      Совесть человека должна находиться в плену Слова Божия, а не человеческих традиций и преданий.

      Сегодня наблюдается большое количество протестантских деноминаций. Почему не существует единства между людьми, которые поклоняются одному Богу?

      Протестантская реформация вернула народу Библию и многие утраченные истины. Однако остановившись в своем исследовании Библии, многие реформаторы остались верны другим небиблейским учениям. В результате не проясненные заблуждения, от которых следовало бы отказаться, прочно обосновались в Церкви. К тому же разные подходы к толкованию Писаний, зачастую неверные, привели к дроблению реформационного движения на многочисленные деноминации. Вот в чем причина существования такого количества христианских деноминаций.

      Всегда ли право большинство?

      Христос однажды сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков… Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Мф. 7:13-15,21-23).

      Христос определенно заявляет, что не считает Своей Церковью то общество людей, которые называют себя именем Христа, но «делают беззаконие», то есть не чтят те или иные заповеди Закона Божия. О подобной категории людей Христос сказал: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8,9).

 Филипп де Шампень. Христос и Его ученики в Верхней Горнице. 1648
Филипп де Шампень. Христос и Его ученики в Верхней Горнице. 1648

      Христос заявляет: «…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3:35). По словам Христа, лишь поклонение «в истине» (Ин. 4:23), лишь послушание воле Бога свидетельствует о принадлежности к Его Церкви.

      Священное Писание призывает нас придерживаться исключительно «благовествования Христова» (Фил. 1:27) и не идти на компромисс с человеческими традициями. Правда принадлежит не большинству, она принадлежит только Богу. Апостол Павел говорит: «Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9:27).

      Церковь последнего времени

 Рембрандт. Размышление апостолов Павла и Петра над Священным Писанием. 1628
Рембрандт. Размышление апостолов Павла и Петра над Священным Писанием. 1628

      Подобно Реформации XVI столетия, в XIX веке в Европе и Америке люди веры и молитвы, побуждаемые изучать библейские истины, также читали и перечитывали вдохновенные слова Библии. Эти христиане находили убедительные доказательства, что большинство христианских церквей отклонились от ее правильного понимания. Более того, в различных странах стали появляться разрозненные группы христиан, которые серьезно и глубоко изучали библейские пророчества и приходили к заключению о близости пришествия Спасителя.

      Исследуя книгу Откровение, христиане обнаружили еще один важный признак истинной Церкви Христа. Апостолу Иоанну было показано великое религиозное пробуждение последнего времени: «И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6); «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его» (Откр. 18:1).

      Слово «ангел» в Священном Писании иногда употребляется в символическом значении. «Ангелос» c древнегреческого означает «вестник, глашатай». Именно так однажды было сказано об Иоанне Крестителе: «Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”» (Мф. 11:10). Таким образом, ангелы в представленных выше текстах из книги Откровение – это символ Церкви последнего времени, которая призвана возвещать чистоту Евангельской вести и близость скорого возвращения Христа.

«…земля осветилась от славы его» (Откр. 18:1)
«…земля осветилась от славы его» (Откр. 18:1)

      «И воскликнул он (ангел) сильно, громким голосом» (Откр. 18:2) – здесь указание на огромное влияние вести Евангелия. То, что «земля осветилась от славы его» (Откр. 18:1) – свидетельство всемирного распространения вечного Евангелия. Согласно этому пророчеству, весть, которую призвана возвещать Церковь Христа, должна охватывать всю землю. Церковь Христа – по определению всемирная, международная. Миссия нести Благую весть «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6) – еще одна важная характеристика истинной Церкви Христа.

      Исследователи книги Откровения были потрясены торжественностью и масштабом великого призыва Христа и осознали, что в заключительный период истории земли перед Вторым пришествием Христа, согласно пророчеству, возникнет движение, которое возвестит всему миру Вечное Евангелие, каким его представляли Христос и апостолы.

“Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матф.28:19)
“Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матф.28:19)

      Ложные учения, мир, погрязший в нечестии, осознание близости Второго пришествия Христа побудило искренних исследователей Библии с особой силой возвещать Божественную весть: «Выйди из нее народ Мой» (Откр. 18:4); «убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7). Верующие в XIX в. начали активно возвещать «всякому племени, и колену, и языку, и народу» Библейскую весть о скором возвращении Господа и близости судов Божиих. Подобная весть никогда раньше не проповедовалась.

      В 1863 году верующие из разных конфессий, воодушевленные надеждой на Второе пришествие Христа, создали всемирную церковную организацию, которая взяла название Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. В названии Церкви отражены две библейские истины – вера во Второе пришествие Христа (от лат. adventus – пришествие) и исповедание четвертой заповеди Закона Божия, которая гласит, что седьмой день недели – суббота – является всеми забытым памятником сотворения мира и знамением принадлежности к народу Божьему.

      Адвентистские миссионеры настойчиво трудились, и сегодня Евангельская весть охватила практически весь земной шар. В России первые адвентистские общины появились в Крыму и Поволжье в 1886 году благодаря немецким миссионерам. Сегодня Церковь христиан-адвентистов седьмого дня – динамично развивающееся всемирное движение, в котором принимают участие более 30 миллионов членов Церкви в 207 странах.

      Церковь христиан-адвентистов седьмого дня совершает социальное служение в обществе. Веря, что человек является храмом Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19), адвентисты уделяют большое внимание пропаганде здорового образа жизни, медицинскому служению. Церковь ведет широкую издательскую деятельность, выпускаются книги, журналы и газеты. Церковь имеет телевизионные и радиостудии, передачи которых можно слушать и смотреть во всем мире благодаря спутниковому вещанию и интернету.

      Церковь христиан-адвентистов седьмого дня верует в триединство Бога Отца, Сына (Иисуса Христа) и Духа Святого; спасительную жертву Христа; необходимость покаяния, крещения, а также соблюдения всех заповедей Закона Божия. В основе вероучения Церкви также лежит вера в скорое возвращение Христа, в воскресение тела во время Второго пришествия, а также неизбежность Божественного суда. Вероучение Церкви христиан-адвентистов седьмого дня основывается только на Священном Писании.

      Кто-то решает верить «в душе» и не отождествлять себя с какой-либо церковью. Однако Священное Писание сравнивает Церковь с телом Христа: «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18). Апостол Павел пишет, что Христос является «главою Церкви, которая есть тело Его» (Еф. 1:22,23). Если мы желаем принадлежать Христу, главе тела, тогда мы должны принадлежать и телу Христа, Его Церкви. Поэтому Христос призывает найти Его истинную Церковь и присоединиться к ней.

      Если вы желаете найти истинную Церковь, Господь ясно указал ее отличительные черты. Христос сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно…» (Ин. 7:17). Желаете ли вы быть в числе истинных последователей Христа, «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса»?

 Пьетро да Кортона. Следуй за Мной
Пьетро да Кортона. Следуй за Мной



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Церковь Божья




Курс «Библейские открытия»

 
 13. Здоровый образ жизни | Описание курса | 15. Крещение