Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 1: Земля пирамид

Оказавшись в Египте у подножия гигантских пирамид Гизы, расположенных в окрестностях Каира, невольно поражаешься размерами этих грандиозных памятников древности. Кто их создал? Для чего? Как удалось сложить воедино эти огромные каменные глыбы? Откуда создатели пирамид почерпнули необходимые знания для их возведения с такой потрясающей математической точностью?

Для того, чтобы найти ответы на эти и многие другие вопросы, необходимо приподнять завесу над седой древностью и открыть для себя истоки былого величия Египта.

Первый и совершенно очевидный для пытливого ума факт состоит в том, что люди того времени были вовсе не примитивными пещерными существами, с трудом шагавшими по крутой эволюционной лестнице. Фактически это была высокоинтеллектуальная цивилизация с удивительными организаторскими, техническими и ремесленными навыками, знаниями и традициями.

Первый возможный ключ к тайне происхождения этих загадочных людей мы находим в исторических записях Библии. Там мы обнаруживаем, что словом «Египет» переводится древнееврейское слово «Мицраим». В 10-й главе Книги Бытие дается разъяснение: оказывается, Мицраим был сыном Хама, который, в свою очередь, являлся сыном Ноя (см. Быт. 10:6). Весьма интересно отметить, что и сегодня египтяне называют себя «мицр». На улицах современных египетских городов туристы могут видеть рекламные надписи типа: «МицрБанк», турагентство «МицрТрэвл», страховая компания «МицрИншурэнс» и т. д.

Когда именно Мицраим и его потомки поселились в Северной Африке, остается неясным. Но хорошо известно, что древние жители тех мест хоронили своих умерших в горячем сухом песке. Климат там исключительно засушливый.

Среднегодовой уровень осадков в районе Каира составляет всего 50 мм, а в Луксоре дожди случаются еще реже. Вследствие этого захороненное тело быстро иссыхало (дегидрировалось) и необычайно хорошо сохранялось. Кстати, одно из таких высохших тел выставлено в Британском музее в Лондоне. Подобное явление, наблюдаемое еще ранними жителями Египта, могло способствовать появлению у египтян веры в бессмертие души. Логика здесь проста: если тело так хорошо противостоит тлению, то и покинувшая его душа поступит подобным же образом. Древние египтяне всячески стремились сохранять тела своих умерших, впоследствии научившись их бальзамировать, превращая в мумии.

Письменность этого народа сформировалась на самом раннем периоде его истории. Великолепное иероглифическое письмо имело широкое распространение уже ко времени первого правителя объединенного Египта. Этот сложный вид письма состоял примерно из 750 отдельных символов или рисунков. Порой один такой знак являл собой целое слово, иногда означал фонетический слог, а в других случаях он изображал всего лишь одну букву, означающую один согласный звук.

Египетское иероглифическое письмо
Египетское иероглифическое письмо
Иероглифическое письмо египтян не имело гласных букв, поэтому мы не знаем, как именно произносились египетские имена и прочие слова. Это одна из причин, по какой многие слова и названия, относящиеся к Древнему Египту, в разных книгах пишутся неодинаково. Иероглифами можно было писать слева направо, справа налево или сверху вниз. Направление письма той или иной записи определялось направлением первого изображаемого символа. Например, если фигура «смотрит» влево, тогда строка должна читаться слева направо.

К концу последнего тысячелетия до нашей эры было изобретено, ставшее весьма распространенным, демотическое письмо. Оно осуществлялось справа налево и быстро стало применяться как для деловых записей, так и в литературных целях, а впоследствии переросло в коптское письмо. Будучи простым для освоения, оно стало использоваться гораздо большим числом людей, чем более сложное иероглифическое.

В Египте писали либо на камне, либо на папирусе. Тростник, из которого изготавливался писчий материал, рос там в изобилии. Твердый внешний слой стеблей удаляли, а мягкий, внутренний, разрезали на полоски и размачивали в воде. Затем эти полоски раскладывали рядом до нужной ширины листа, а другие полоски укладывали на них сверху перпендикулярно. Потом будущий лист накрывался особым впитывающим воду материалом и придавливался на несколько дней прессом. В результате получался плотный, но гибкий лист, на котором писали заточенной тростниковой палочкой, которую, в свою очередь, макали в черные или красные чернила.

К 400 году до н. э. иероглифическое письмо вышло из употребления, а в течение следующих 100 лет перестали пользоваться и демотическим шрифтом. До 1822 года ученые были не в состоянии расшифровать ценнейшую историческую информацию, сохранившуюся на папирусах и камнях.

В 1798 году в Египет вторгся Наполеон Бонапарт. В августе следующего года один из французских офицеров, занятый в работах по восстановлению крепости Сен-Жюльен неподалеку от небольшого города Рашида, или Розетты, обнаружил большой черный камень:

Розеттский камень
Розеттский камень
размером 112 на 82 сантиметра и толщиной 25 сантиметров. На нем помещался выполненный тремя шрифтами текст. Вверху иероглифический, в центре демотический, а внизу греческий. Греческий, доступный для чтения, представлял собой описание празднования в честь восхождения на трон в 196 году до н. э. греческого царя Птолемея V. Было выдвинуто предположение, что текст Розеттского камня повествует об одном и том же событии на трех разных языках. Следовательно, путем сравнения можно будет дешифровать недоступные на то время для чтения египетские иероглифы. Но прежде чем французы успели что-либо предпринять, в 1801 году в Египет вторглись англичане. Розеттский камень перешел в их руки и оказался в Британском музее, где и хранится по сей день.

Тем не менее французы успели снять копии с текста, который помещался на том камне, и параллельно с англичанами приступили к работе над его переводом. Поначалу некоторых успехов добился англичанин Томас Юнг. Но полноценную расшифровку иероглифов осуществил молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон.

Шампольон родился 23 декабря 1790 года. Он обладал феноменальной памятью и уникальными способностями к иностранным языкам. В одиннадцать лет он прекрасно владел латынью, греческим и еврейским языками. Фурье, директор школы, где учился мальчик, в свое время сопровождал Наполеона в его египетской военной экспедиции. Этот педагог был поражен исключительными умственными способностями мальчика и пригласил его к себе домой. Фурье показал ему свою домашнюю египетскую коллекцию. Мальчик пришел в восторг, увидев папирус с иероглифами, и спросил: «Может ли кто-нибудь прочитать это?» Фурье отрицательно покачал головой. «Тогда это сделаю я!» — уверенно заявил юный полиглот.

В двенадцать лет Шампольон написал свою первую книгу, а в тринадцать приступил к изучению арабского, сирийского, халдейского и коптского языков. Кстати, он настолько преуспел в коптском, что многие из своих дневников и путевых заметок вел на этом языке. Интересно, что он не видел самого Розеттского камня. Копии «каменного» текста попали в его руки, когда ему исполнилось восемнадцать. В течение последующих четырнадцати лет ученый неустанно бился над разгадкой таинственных символов. Его труд осложнялся тем, что верхняя часть камня, где располагался иероглифический текст, была отколота и утерян фрагмент текста. Осталось только 14 строк, и ни одна из них не сохранилась полностью.

В 1822 году Шампольон объявил, что наконец он может читать таинственные египетские иероглифы. Шестью годами позже и за четыре года до своей безвременной смерти, Шампольон впервые посетил Египет. Ключ к чтению иероглифов был найден. Теперь ученые могли свободно исследовать историческую информацию, сохранившуюся на памятниках и папирусах. А это означало постепенное проникновение в исторические тайны древнего Египта.

Нам следует помнить, что египтяне не ставили перед собой задачу изложить исторические факты в их достоверном виде. Большинство архитектурных сооружений были созданы и снабжены надписями по приказу фараонов, которых отнюдь не заботила точность записей исторических событий. Они, главным образом, восхваляли свои добродетели и достижения, и ученым сегодня нелегко отделить историческую правду от явных преувеличений и вымыслов. Исследователи часто расходятся во мнении о том, какую информацию можно считать исторически достоверной. В этом египетские источники составляют разительный контраст библейским Писаниям. В Библии историческая информация состоит не только из перечисления побед и добродетелей. В ней беспристрастно описаны и поражения, и нравственные падения даже сильных мира сего. Подобные объективность и нелицеприятие изложения напрочь отсутствуют в египетских или любых других небиблейских древних источниках.

Из письменных источников, свидетельств древних историков, таких, как Манефон, египетский жрец, живший примерно в 300 г. до н. э., Геродот, посетивший Египет в середине V века до н. э., а также Иосиф Флавий, иудейскийисторик I столетия н. э., мы узнали много нового об истории древней египетской империи.

Обитаемый Египет тех времен ограничивался в основном долиной Нила, узкой полосой плодородной земли шириной около 12 километров, тянувшейся примерно на 1 000 километров с юга на север. Южную часть принято называть Верхним Египтом, а северную — Нижним. В районе Мемфиса, неподалеку от современного Каира, Нил разветвляется, подобно вееру, на множество рукавов, образуя плодородную дельту.

В ранний период в маленьких городах и деревнях Египта правили местные вожди и цари. Первым монархом, объединившим Верхний и Нижний Египет, стал Менес. Он же считается основателем первой династии. Династия — это череда царей, в которой корона переходила от отца к сыну на протяжении ряда поколений. Новая династия возникала, если кто-то, не принадлежащий к данной семье, захватывал верховную власть. Древним Египтом последовательно управляла тридцать одна династия фараонов.

В Египетском музее хранится черная сланцевая дощечка, 64 см в высоту.

Палетка Нармера
Палетка Нармера
Считается, что она принадлежала Нармеру, которого обычно отождествляют с Ме-несом. На одной стороне дощечки изображен сам Нармер. Левой рукой он удерживает за волосы своего врага, а правой — заносит над неприятелем палицу, намереваясь поразить его.

На другой стороне изображены два льва с удлиненными, переплетающимися между собой шеями. Углубление в кругу, образованном переплетенными шеями животных, предназначалось для растирания или размешивания косметических веществ. Это каменное приспособление получило название «Палетка Нармера».

Эра строительства пирамид началась с третьей династии, первым царем которой был Джосер. Ему повезло в том отношении, что среди приближенных его двора оказался настоящий гений, которого звали Имхотеп. Он был не только великим архитектором и инженером, спроектировавшим и построившим первую великую пирамиду, но еще и знаменитым врачом.

Еще до него в Абидосе и Саккаре, что в 370 километрах к югу от Каира, расположились гробницы царей первой династии. Надземная их часть, мастаба,

Небольших размеров мастаба
Небольших размеров мастаба
была сложена из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Под ней находилась погребальная камера. Имхотеп выкопал в Саккаре шахту размером 7 на 7 метров у поверхности земли и уходившую в глубь каменного грунта на 28 метров. На дне шахты располагался погребальный сводчатый склеп и целая сеть хитроумных туннелей. Назначение этих лабиринтов до сих пор остается загадкой.

Над одной из шахт возвышалась каменная мастаба размером 63 на 63 метра и высотой 8 метров. Так, впервые был использован камень в строительстве монументальной усыпальницы. Древние зодчие обложили ее белым известняком, отчего размеры сооружения несколько возросли. Позже поверх этого здания возвели четырехъярусную пирамиду, впоследствии увеличенную до шести ярусов. Ее протяженность с востока на запад составляла 125 метров, с севера на юг — 108 метров, высота достигала 62 метров. Все строение было покрыто блестящим белым известняком из Туры и являло собой восхитительную картину.

Остается только догадываться, откуда Имхотеп взял идею подобного строительства. Весьма вероятно, что он позаимствовал ее у зодчих Месопотамии, более ранней цивилизации, где строительством зиккуратов, или храмовых башен, занимались еще на заре истории. Возможно, башня Бабель, или Вавилонская башня, была первой из таковых. Подобные постройки служили центрами богослужений, и Имхотеп мог воспользоваться этой идеей, адаптировав ее к местным погребальным обычаям. Впоследствии, очевидно, грабители взломали данную гробницу и выкрали все ее содержимое. Никаких следов мумии Джосера обнаружить там не удалось. В одном из двух найденных и сохранившихся гипсовых гробов, изготовленных с удивительным мастерством, были найдены лишь останки ребенка.

С приходом четвертой династии началось строительство классических пирамид. Первым правителем династии являлся Снофру, по указанию которого, как это ни странно, было построено сразу три пирамиды. Сегодня остается лишь гадать, почему он возвел для себя сразу три усыпальницы. Ведь даже «божественный правитель» не мог быть похоронен одновременно в трех местах. По этому поводу существует любопытная гипотеза. Первую пирамиду он построил поблизости от Медума, на

Изогнутая пирамида Снофру
Изогнутая пирамида Снофру
расстоянии 64-х километров южнее современного Каира. Внешняя обшивка данной пирамиды лежит огромной грудой булыжника вокруг ее подножия. Отсюда возникает предположение, что упомянутая обшивка разрушалась не на протяжении веков, а рухнула в тот момент, когда строительство пирамиды было почти завершено.

Вероятно, вместо продолжения работ Снофру отдал приказ о возведении другой пирамиды поблизости от Дашура, то есть на 45 км севернее. Ее называют изогнутой, и не случайно. От основания и почти до середины своей высоты она поднималась под углом 54 градуса (почти такой же угол, как и у пирамиды близ Медума), а от середины и до самой вершины угол наклона составляет уже 43 градуса. Под колоссальным давлением собственной тяжести в ее камнях возникли трещины. Возможно, это и стало причиной сокращения запланированной высоты посредством уменьшения угла наклона. А вскоре строители, видимо, решили подстраховаться, желая довести до завершения строительство хотя бы одной пирамиды, которая бы впоследствии не разрушилась. Так они начали возведение третьей пирамиды, получившей название красная, поднятой под углом 43 градуса, т. е. вся она имеет такой же угол наклона, как и изогнутая пирамида у своей вершины. При этом нам следует помнить, что искусство строительства пирамид тогда пребывало еще в экспериментальной стадии.

Сын Снофру, Хуфу, сменил на троне своего отца. Грекам Хуфу был известен под именем Хеопс.

Пирамида Хеопса
Пирамида Хеопса
Он и построил самую большую из всех пирамид. Длина каждой из четырех ее стороны составляет 229 метров, так что периметр основания представляет собой практически идеальный квадрат. В момент завершения работ высота ее достигла 146 метров. Стороны пирамиды исключительно точно сориентированы по четырем сторонам света. Строители, несомненно, владели геометрической формулой вычисления длины окружности, поскольку периметр основания абсолютно равен высоте, умноженной на двойную длину радиуса. Для
Камни пирамиды Хеопса
Камни пирамиды Хеопса
постройки этого колоссального монумента понадобилось около 2 300 000 камней, каждый из которых в среднем весит 1,2 тонны, а некоторые достигают веса 7 тонн.

С северной стороны, на высоте 16,5 метров, чуть левее от центра, располагался вход, который был наглухо закрыт и тщательно замаскирован. От входа в глубь пирамиды вниз под углом 26 градусов спускается коридор размером 120 на 120 сантиметров. Вначале этот ход ведет сквозь камни пирамиды, потом на протяжении 105 метров проникает сквозь мощное скальное основание. Затем коридор выравнивается и приводит в незавершенную погребальную комнату. Начиная спускаться по этому нисходящему коридору, в восемнадцати метрах от входа можно увидеть начало другого коридора таких же размеров, но поднимающегося вверх под углом 26 градусов и протяженностью 39 метров. Вход в него был позднее закрыт

Галерея внутри пирамиды Хеопса
Галерея внутри пирамиды Хеопса
сверху тремя большими камнями, а с лицевой стороны покрыт известняковой пластиной, став совершенно незаметным.

Данный восходящий коридор заканчивается комнатой. Она находится точно в центре пирамиды и носит название «усыпальница царицы». Хотя, вероятнее всего,

Нисходящий коридор внутри красной пирамиды
Нисходящий коридор внутри красной пирамиды
данная комната служила местом пребывания статуи умершего фараона.

В 1986 году французские ученые, воспользовавшись специальным оборудованием, обследовали эту пирамиду и обнаружили наличие трех потайных комнат в глубине западного отрезка коридора, ведущего к усыпальнице царицы. Телевизионная камера, введенная в одну из этих комнат, показала, что она пуста. Назначение данных помещений остается пока неизвестным.

Начиная от вершины восходящего коридора, строители соорудили великолепную сорокашестиметровую восходящую галерею, ведущую к погребальному царскому склепу. Данный склеп был облицован отполированными гранитными плитами, доставленными по Нилу за 1 000 километров с юга из Асуана. Эти плиты, весом 15 тонн каждая, настолько хорошо подогнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть

Гранитный саркофаг в царском склепе пирамиды Хеопса
Гранитный саркофаг в царском склепе пирамиды Хеопса
даже почтовую открытку. В южном углу склепа располагается большой гранитный саркофаг. Очевидно, он был установлен там в процессе возведения пирамиды, поскольку его габариты заметно превышают размеры ведущего к помещению коридора.

В склепе имеются два отверстия. Под небольшим углом они выходят вверх к внешней стене пирамиды. Невзирая на расхожее мнение о том, что это вентиляционные тоннели, вряд ли их можно считать таковыми. Для людей, работавших внутри, они были явно не эффективны, а мертвый фараон уже не нуждался в дыхании. Скорее всего, данные пути служили каким-то церемониальным целям. Возможно, благодаря им душа монарха, по мнению жрецов, получала доступ к внешнему миру. Недавно ученые и инженеры создали специальный маленький робот, который успешно прошел по восточному тоннелю от «усыпальницы царицы». Исследователи объявили, что в верхней части ими обнаружена каменная опускающаяся дверь. Дальнейшие исследования, вероятно, покажут, что находится и за этой дверью.

Неизвестно когда и кто впервые проник в пирамиду и вскрыл ее содержимое.

Вход в пирамиду Хеопса, проделанный людьми халифа аль Мамума
Вход в пирамиду Хеопса, проделанный людьми халифа аль Мамума
Согласно мусульманским сказаниям, в девятом веке нашей эры халиф аль Мамум, полагая, что в пирамиде таятся сказочные богатства, приказал своим людям прорубить внутрь нее ход. Следуя логике, они начали проделывать этот ход в центре северной стороны, но не учли, что Хеопс, как мы помним, предусмотрительно сместил вход в сторону от центра. Люди Мамума могли пройти всю пирамиду насквозь и остаться без вознаграждения, не улыбнись им удача. Их неистовые удары по камням пирамиды привели к смещению каменной плиты, закрывавшей нижнее окончание восходящего коридора, и она гулко рухнула. Рабочие, услышав этот грохот, смогли точно определить место падения и, изменив направление своего движения, вышли прямо в восходящий коридор. Сегодняшние туристы входят в пирамиду именно по грубо пробитому ходу Мамума.

Рядом с пирамидой Хеопса, к востоку от нее, была захоронена больших размеров погребальная лодка. Несомненно, она предназначалась для того, чтобыпереправить душу властелина в мир иной. Поблизости располагается несколько маленьких пирамид, именуемых «пирамидами царицы». В 1925 году археолог Георг Райзнер обнаружил к северу от них единственную из когда-либо найденных нетронутую могилу времен Старого царства. Она располагалась на дне тридцатиметровой шахты и принадлежала царице Хетеферес, матери фараона Хеопса. Богатое похоронное убранство этого захоронения теперь находится в Каирском музее.

Сын Хеопса Хефрен (Хафра) построил очередную великую пирамиду. Она лишь на три метра уступала пирамиде его отца, но обладала несколько большим углом наклона, то есть 52 градуса 20 минут (в то время как угол наклона пирамиды Хеопса составлял 51 градус 52 минуты). Вследствие этого длина стороны ее основания была на 14,5 метров короче и, соответственно, состояла она из гораздо меньшего числа камней. На вершине данной пирамиды до сих пор сохранилось небольшое количество известняковых плит, которыми вначале были облицованы почти все пирамиды. Эти известняковые плиты, доставленные из Туры, впоследствии служили особенно желанной добычей для местных строителей, которые постепенно буквально «раздели» все пирамиды, использовав готовый материал для своих строительных работ.

К востоку от пирамиды Хефрена расположился гигантский Сфинкс. Это огромный, припавший к земле лев с человеческой головой и лицом фараона Хефрена. Длина данного скульптурного сооружения составляет 73 метра, а высота 20 метров. Тело Сфинкса высечено из скальной породы, изначально там и находившейся, а лапы сложены из больших кирпичей.

Микерин (Менкорэ) стал строителем третьей пирамиды, самой маленькой во всей композиции близ Гизы. Упомянутая пирамида занимает менее четверти площади, занимаемой пирамидой Хеопса. Длина ее стороны на момент окончания строительства составляла 66 метров. Верхнюю ее часть облицевали белыми известняковыми плитами из Туры, а нижние шестнадцать уровней были обложены красным гранитом из Асуана. Некоторые из гранитных уровней остались не отшлифованными. Благодаря этому факту мы можем предположить, что при возведении всех пирамид их облицовка укладывалась на поверхность в необработанном виде, а затем полировалась прямо на месте, начиная с верхних уровней по направлению к нижним. Наличие нескольких не отполированных гранитных уровней в пирамиде Микерина, возможно, говорит о том, что этот фараон умер до окончания ее строительства.

Каким образом фараоны доставляли громадные камни к нужному месту?Как удавалось им создавать такие гигантские сооружения? Предположений на эту тему было сделано немало. Средствами доставки называли и летающие тарелки, и вертолеты, даже собственную таинственную «энергию пирамид» и т. д. Увы, не сохранилось никаких описаний или настенных изображений, которые поясняли бы, каким образом строились пирамиды. Существует единственное достоверное свидетельство, позволяющее делать какие-либо выводы и заключения. Мы обнаруживаем его поблизости от первого пилона храма в Карнаке (пилоном называют башнеобразное сооружение в виде усеченной пирамиды, воздвигавшееся по обеим сторонам от входа в древние египетские храмы). Элементы данного сооружения тащили волоком вверх по специально построенному настилу, сделанному из высушенных на солнце кирпичей. Мы точно знаем об этом, поскольку многие кирпичи до сих пор лежат на прежнем месте.

Сколько времени требовалось для возведения одной пирамиды? Геродот утверждает следующее:

«Общежитие», где спали рабочие-строители пирамид
«Общежитие», где спали рабочие-строители пирамид
«Работы осуществлялись тремя сменами рабочих. Каждая смена работала по три месяца и насчитывала 100 000 человек. Требовалось 10 лет тяжелого рабского труда для создания пути, по которому затем волокли каменные блоки... На строительство непосредственно самой пирамиды уходило еще 20 лет». Однако известно, что так называемую изогнутую пирамиду могли возвести приблизительно за два года. Надписи у подножия данной пирамиды и ее серединной части упоминают даты правивших фараонов и свидетельствуют, что правителей разделял лишь один полный год. Отсюда существует предположение о сроках возведения пирамиды Хеопса: ее могли построить за три или четыре года.
Пекарня близ пирамиды Хеопса
Пекарня близ пирамиды Хеопса
Цифры, названные Геродотом, возможно, были завышены. Недавно доктор МаркЛе-нер раскопал пекарню возле этих пирамид. Он обнаружил печь, цистерны с тестом и глиняные формы для хлеба. Ленер подсчитал, что данная пекарня могла выпекать достаточное количество хлеба, чтобы ежедневно кормить до 30 000 рабочих.

В Египте находится около 80 в разной степени сохранившихся пирамид. Однако ни одна из них не может сравниться с великолепием архитектурного ансамбля Гизы. Более поздние пирамиды были меньшими по размерам и строились порой лишь из грубо обработанных камней, или прямо из булыжника, а затем облицовывались гладкими известняковыми плитами. К сожалению, грабители проникли практически во все пирамиды, расхитив сокровища и тела большинства почивших монархов.

Известно, что фараоны 12-й династии также строили большие пирамиды для своих погребений. Однако их конструкции несколько уступали предшествовавшим, а после того, как 12-я династия прервалась, большие пирамиды прекратили строить вовсе.

Двенадцатая династия правила страной около 200 лет. Ученые относят начало ее правления приблизительно к 2000 году до н. э. Не так давно ряд исследователей поставили под вопрос эту датировку. Так, Петер Джеймс и четверо его коллег в их книге «Столетия мрака» (Centuries of Darkness), изданной в 1991 году, утверждают, что хронологические датировки древнеегипетской истории должны быть снижены на 250 лет. В предисловии к этой книге профессор археологии Кембриджского университета Колин Ренфрю написал: «Мне думается, что их критический анализ верен, и наступает время революции в хронологии» (там же, стр. xvi). Дэвид Роль в своей книге «Проверка времени» (A Test of Time), изданной в 1995 году, предлагает еще более радикальное снижение дат.

Подобное снижение датировок означает, что библейские истории об Иосифе, переселение семейства Иакова в Египет и последовавшее затем их порабощение

Канал Бар Юсуф («канал Иосифа») в Файюме построенный, вероятно,       по распоряжению библейского Иосифа
Канал Бар Юсуф («канал Иосифа») в Файюме построенный, вероятно, по распоряжению библейского Иосифа
фараоном имели место в период правления именно двенадцатой династии. В пользу такого утверждения свидетельствуют достаточно убедительные археологические факты.

В период правления нескольких могущественных фараонов был создан Файюм, плодородный оазис, давший приют и кормивший около двух миллионов человек. Начиная с 1880 года, в районе Файюма проводил свои раскопки сэр Флиндерс Петри. Столетием позже, в 1986 году, д-р Розалия Дэвид, научный сотрудник манчестерского музея, наткнулась на следы работ своего коллеги, проведенных в прошлом. Свои наблюдения она опубликовала в книге «Строители пирамид Древнего Египта» (The Pyramid Builders of Ancient Egypt. London: Guild Publishing, 1986. P.191). В главе VII, названной «Чужеземная популяция Кахуна», она писала: «Представляется очевидным, что в городе Кахуне проживало некое количество азиатов, и это вполне может служить отражением положения дел в целом по всему Египту. Можно утверждать, что этот народ ошибочно причислялся к "азиатам", хотя точное место их прежней родины, будь то Сирия или Палестина, едва ли поддается определению... Причины их пребывания в Египте остаются неясными».

Оба исследователя, как Петри, так и Дэвид, придерживались традиционных дат и не связывали этих переселенцев с израильтянами. Но если принять за истину пересмотренную датировку, то представляется возможным отождествить тех самых переселенцев с израильтянами. Данная точка зрения хотя и не бесспорна, но все же имеет археологические

Ящик-гроб из числа тех, в которых хоронили детей под полами домов в       Кахуне
Ящик-гроб из числа тех, в которых хоронили детей под полами домов в Кахуне
подтверждения, которые приводятся ниже.

В числе необычных находок Петри оказались «деревянные ящики... под полами многих домов в Кахуне. В них были захоронены дети, иногда по два или три ребенка в каждом. Их возраст не превышал нескольких месяцев». Подобная информация может быть соотнесена с библейским упоминанием о законе, изданном египетским фараоном, по которому все еврейские новорожденные мужского пола подлежали убиению (см. Исх. 1:16). Невзирая на это, некоторым женщинам удавалось на недолгое время укрывать своих детей (см. Исх. 2:3).

Самым поразительным фактом из истории этих «азиатов» является их внезапное и полное исчезновение с исторической арены древнего Египта. Розалия Дэвид отмечала, что «количество, разновидность и образцы домашней утвари, которая была оставлена в домах, могут быть истолкованы только как свидетельство неожиданного и не запланированного заранее ухода с обжитого места» (см. там же, с. 199).

Согласно датировке, приводимой в Третьей книге Царств 6:1, исход израильтян из Египта произошел примерно в 1445 году до н. э. Пророк Моисей мог родиться в период царствования фараона Аменемхета III, единственной наследницей которого оставалась его дочь, не имевшая детей. Этот факт может объяснить, почему она купалась в реке, а не у себя во дворце (см. Исх. 2:5-10). Она могла молиться богу Нила Хапи, который считался также и богом плодородия. Как ответ на свою молитву она увидела в камышах младенца, которого решила усыновить, сделав наследником царского трона. Младенца назвали Моисеем.

Случилось так, что сорокалетний Моисей непреднамеренно лишил жизни египтянина, который жестоко обращался с рабом-израильтянином. Когда известие об этом дошло до фараона, Моисей был вынужден спасаться бегством. В результате фараон остался без наследника, а со смертью его дочери оборвалась и сама династия. На смену ей пришла следующая династия, в период правления которой произошли «десять язв», обрушившихся на Египет, и последовавший затем исход из страны евреев. Таким образом, Неферхотеп I оказывается последним фараоном, правившим перед крупномасштабным вторжением варварских племен в Египет. И, следовательно, именно он мог бы быть фараоном периода исхода евреев из Египта.

Между тем существует еще одна версия, согласно которой фараоном Египта в период исхода евреев был Аменхотеп II. В ученом мире дискуссии по этому вопросу продолжаются.

Язвы, или бедствия, описанные в Книге Исход, в главах с 7-й по 12-ю, по всей видимости, окончательно разорили Египет. Летописец Ипувер вел свои хроники на папирусе, найденном в Мемфисе и хранящемся теперь в Лейденском музее Голландии.

Ниже сопоставляется несколько отрывков из папируса Ипувера и библейской Книги Исход. Сходства просто поразительны.

Папирус 2:5: «Мор по всей земле. Всюду кровь».

Исход 7:21: «И была кровь по всей земле Египетской».

Папирус 2:10: «Река превратилась в кровь».

Исход 7:20: «И вся вода в реке превратилась в кровь».

Папирус 2:10: «Люди содрогались, пробуя ее...»

Исход 7:24: «И стали копать все Египтяне около реки, чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки».

Папирус 4:14; 6:1: «Деревья поломаны. ... Не нашли ни плодов, ни трав».

Исход 9:25: «И всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал».

Папирус 2:10: «Ворота, колонны и стены были поистине сожраны огнем.Огонь, который охватил землю, не был зажжен человеческой рукой, но падал снеба».

Исход 9:23, 24: «И огонь разливался по земле... и был град и огонь междуградом, град весьма сильный».

Папирус 6:3: «Поистине зерно погибло повсюду».

Исход 10:15: «И не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой по всей земле Египетской».

Папирус 5:5: «Все животные страждут в сердце своем. Скот стонет...»

Исход 9:3: «Рука Господня будет на скоте твоем, который в поле... будет моровая язва весьма тяжкая».

Папирус 9:11: «На земле не было света...».

Исход 10:22: «И была густая тьма во всей земле Египетской...»

Общий тон сообщений Ипувера весьма мрачен: «Язвы шествуют по земле иповсюду кровь... Умершие погребены в водах реки... Река стала кровью... Чужеземцы невесть откуда вступают в Египет... Урожай зерна погиб везде» («Древниеегиптяне» [The Ancient Egyptians], с. 95–99).

Чужеземцами в таком случае могли быть племена варваров-гиксосов, которые, воспользовавшись слабостью Египта, вторглись в его пределы вскоре послеисхода евреев. Цитируя Манефона, Иосиф Флавий писал: «Царь был у нас, чьеимя Тимаус. Я не знаю, как это могло случиться, но в его правление произошлото, что Бог отвернулся от нас, и вот, каким-то странным образом с востока пришли люди низкого происхождения и проявили достаточно дерзости, чтобывторгнуться в нашу страну и с легкостью покорить ее силой безо всякой попытки с нашей стороны отважиться на сражение с ними» (Против Апиона. 1:74:75).

Египет обычно располагал хорошо обученной и стойкой армией. Крайнесложно найти какую-либо другую причину, объясняющую завоевание гиксосамиЕгипта без боя, кроме той, что египетская армия была уничтожена в водах Красного моря во время исхода евреев из Египта (см. Исх. 14:28). Но в чем бы ни заключалась причина неожиданной слабости египтян, ясно одно: Египет вступил втемные времена своей истории.

Язвы, или бедствия, описанные в книге Исход, в главах с 7-й по 12-ю, по всей видимости, окончательно разорили Египет. Летописец, Ипувер (Ipuwer), вел свои хроники на папирусе, найденном в Мемфисе и хранящемся теперь в лейденском музее Голландии (Leiden Museum). Вполне вероятно, что в нем описывается положение дел того периода времени. Папирус в частности гласит: "Язвы шествуют по земле и повсюду кровь... Умершие погребены в водах реки... Река стала кровью... Чужеземцы невесть откуда вступают в Египет... Урожай зерна погиб везде" ("Древние египтяне" [The Ancient Egyptians], стр. 95 - 99).

Чужеземцами, очевидно, и были некие соседи, которые, воспользовавшись слабостью Египта, вторглись в его пределы вскоре после исхода евреев. Цитируя Манефона, Иосиф Флавий писал: "Царь был у нас, чье имя Тимаус (Timaus). Я не знаю как это могло случиться, но в его правление произошло то, что Бог отвернулся от нас, и, вот, каким-то странным образом, с востока пришли люди низкого происхождения, и проявили достаточно дерзости, чтобы вторгнуться в нашу страну, и с легкостью покорить ее силой безо всякой попытки с нашей стороны отважиться на сражение с ними".Египет обычно располагал хорошо обученной и стойкой армией. Крайне сложно объяснить каким образом некие племена сумели легко вторгнуться в страну, если не учитывать библейское сообщение о полной гибели египетской армии в водах Красного моря (см. Исх. 14:28). Но чтобы ни послужило причиной нашествия, несомненно одно: Египет вступил в темные времена своей истории.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Земля пирамид




Курс «Раскапывая прошлое I»

Описание курса | 2. Египетская империя