Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 3: Хетты

Примерно три тысячи лет назад хетты были самым могущественным народом Древнего Востока (имеется в виду территория следующих современных государств: Египет, Израиль,Ливан, Сирия, Иордания, Турция, Иран, Ирак и страны Аравийскогополуострова). Их империя простиралась от Черного моря на севере доДамаска на юге и более чем на тысячу километров с востока на западчерез Анатолию, плоскогорье, ныне являющееся частью Турции. С военной точки зрения они являлись противником, с которым нельзя былоне считаться.

Легкая железная колесница хеттов
Легкая железная колесница хеттов
Умелые и грамотные в стратегии, хетты располагали большим числом легких железных колесниц, которыми искусно управляли.Они овладели ездой верхом на лошади раньше других народов. При археологических раскопках на хеттских территориях ученые обнаружилиписьменное учебное пособие по верховой езде. Оно считается первымиз всех когда-либо написанныхучебников по этому предмету.

В политической сфере хеттыпроявили себя более хитроумнымии коварными, чем все их соседи.Они располагали очень гуманнымсводом законов, а хеттские женщины являлись по тем временам наудивление эмансипированными. Нахеттских рельефах фигуры женщинизображались равными по высотемужчинам. Это свидетельствует о широких правах, которыми пользовались хеттские женщины. На египетских рельефах и рисунках женские фигуры иногда изображались

Хеттский «всадник без головы»
Хеттский «всадник без головы»
меньшими по размерам в сравнении с мужскими. Ассирийцы же вообще не стремились изображатьженщин, по-видимому, считая ихучастие в общественной жизни несущественным.

Невероятно, но однажды этот великий народ просто исчез с исторической сцены, причем так, что оказался совершенно забыт, и историки19-го столетия с абсолютной уверенностью отрицали сам факт существования хеттов. В Британской энциклопедии 1861 года издания в статье«Хетты» содержится всего восемь с половиной строк, и если внимательно прочитать их, то можно заметить, что издатели лишь коротко подытожили все сказанное об этом народе в Библии.

«Хетты — дети, или потомки Хета, сформировали одно из ханаанскихплемен и заселили Палестину до появления в ней израильтян. Они жили вгорах Иудеи близ Хеврона и сохранили свою национальную самобытностьдаже после возвращения в эти земли высланных ранее израильтян. “ЦариХеттейские” часто упоминаются в связи с сирийскими царями. Во дниИорама их союз с египтянами представлял собой угрозу для осажденныхжителей Самарии» (Энциклопедия Британика, т. XI, 8-е изд-е, 1861).

Следует отметить, что Священное Писание часто упоминает этот народ.

Хетты первыми овладели верховой ездой
Хетты первыми овладели верховой ездой
Слово «хеттеи» встречается в русской Библии не менее тридцати раз. Например, мы читаем о хеттах в КнигеБытие, главе 23, стихах 3 и 4. Речьидет о последовавших за смертьюСарры, жены патриарха Авраама, событиях: «И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым,и сказал: ... дайте мне в собственностьместо для гроба между вами, чтобымне умершую мою схоронить...»

Когда Израиль вступил в «землюобетованную», Моисею были названы народы, населявшие ту местность: «Хеттеи, и Аморреи, и Хананеи, и Ферезеи, и Евеи, и Иевусеи»(см. Втор. 20:17). Как вы заметили,в перечень вошли не только хетты,

Хеттский учебник по верховой езде
Хеттский учебник по верховой езде
однако то, что они возглавили список, свидетельствует об их силе иизвестности.

Еще одно и более значимое упоминание мы находим в Четвертойкниге Царств, главе 7, стихе 6. Сирийцы в то время держали в осаде Самарию, но неожиданно в страхеотступили. «Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стукколесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они другдругу: верно, нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских иЕгипетских, чтобы пойти на нас». Мало того, что хетты упомянутыздесь как наводящие ужас на сирийских солдат, к тому же они снованазваны первыми и, следовательно, могли представлять собой большуюугрозу, чем египтяне.

Таким образом, Библия свидетельствует, что хетты являлись значительным и могущественным народом. И все же ни один из древних историков не обмолвился о них ни словом, вследствие чего критики отнесли данный народ к разряду легендарных. «Хетты? — насмехалисьони, — это лишь очередная ошибка Библии! Такого народа никогда небыло! Истории о них ничего не известно». Обстоятельства, заново открывшие миру хеттов, оказались

Две хеттские женщины (справа) и мужчина
Две хеттские женщины (справа) и мужчина
поистине драматическими и увлекательными.

Эта история началась с происшествия, приключившегося еще в1810 году с швейцарским исследователем Иоганном Буркхардтом, который двумя годами позже обнаружил затерянный город Петру, а затем потряс своим рассказом весьученый мир, поведав о чудесах розово-красного города. Путешествуя,Буркхардт посетил город Хамат, насевере Сирии.

Здесь находился древний Богазкей
Здесь находился древний Богазкей
Там в основании одного здания он увидел несколькобольших прямоугольных камней,покрытых странным иероглифическим письмом. Иероглифы были явно не египетского происхождения.Тогда чьи же они? Буркхардт незнал, что предположить по этомуповоду, и никто другой тоже не сумел выдвинуть каких бы то ни былоразумных предположений. Обнаруженное письмо не принадлежало ниодному из известных народов.В 1822 году ученый издал книгу под названием «Путешествия по Сириии Святой земле». В ней он описал «камень со множеством маленькихфигурок и знаков, которые, похоже, являются родом иероглифическогописьма, хотя и не похожего на то, которое использовали египтяне».Странно, что в процессе чтения книги никто из ученых не обратилвнимания на этот замечательный факт. Возможное объяснениеподобной близорукости заключается в том, что книга изобиловала множеством интересных описаний, которые не дали сосредоточиться науказанном моменте.

В 1834 году французский исследователь Шарль Тексье путешествовалпо центральной части Турции в поисках затерявшегося римского городаТавия. По пути он остановился в тихой деревеньке Богазкей.

Автор данных уроков у рельефа Язилики
Автор данных уроков у рельефа Язилики
Как обычно, он стал расспрашивать о древних руинах, и местные жители сказалиему, что выше по склону их имеется множество. От увиденного Тексьеедва не лишился чувств. Его взору явились каменные статуи и пустынные улицы, окруженные по кругу стеной длиной в пять километров. Этобыл явно не Тавий, слишком большие для него размеры. Но что жеэто? Кто построил и населял этотбольшой город? Ни один народдревности не подходил для статусаего хозяев. Ученый покинул таинственный город, совершенно сбитый столку увиденным.

Один дружески расположенный кТексье турок повел его через долину к груде огромных камней, выступавших с поверхности земли, к месту, называемому Язиликой. Здесь, остановившись у вертикальной поверхности одной из скал, проводник указал на целый строй высеченных человеческих фигур в остроконечных головных уборах. Кто они?Цари? Солдаты? Боги? Тексье был крайне озадачен.

На следующий год

Хеттское иероглифическое письмо
Хеттское иероглифическое письмо
британский путешественник Вильям Гамильтонприбыл в Богазкей и осмотрел все увиденное ранее Шарлем Тексье, а вдвадцати километрах севернее он наткнулся на еще один заброшенныйгород, известный туркам как Алакахьюк. Гамильтон был поражен своими находками не меньше, чем его французский коллега.

В 1862 году в Богазкей прибыл французский исследователь ЖоржПерро. Помимо открытий, сделанных предшественниками, Перро обнаружил среди развалин еще одну скальную поверхность, которую местные жители называли Нишан-Таш. На ней находилось большое количество иероглифических описаний. Ученый, разумеется, тоже пришел внедоумение и не смог разобрать, что именно было написано на скале.

В 1870 году двое американцев, Д. Джонсон и д-р Джессап, прогуливаясь по базару в Хамате, натолкнулись не только на те камни, о которыхрассказал Буркхардт, но и еще на три новых. Вскоре после того в Алеппо (Халеб) нашли еще один подобный камень. Страсти вокруг странных находок стали накаляться.

В 1872 году в ход событий вмешался человек иного рода занятий. Им

Один из хаматских камней, найденных Буркхардтом
Один из хаматских камней, найденных Буркхардтом
оказался Вильям Райт, ирландский миссионер, владевший языкомжителей этих мест, хорошо понимавший местные обычаи и — чтоочень важно — близко знавший местного правителя Субхи-Пашу. Правитель оказался человеком просвещенным, и Райту удалось убедить егов том, что столь ценные камни ради сохранности необходимо переправить в музей Константинополя. Тут-то и начались настоящие неприятности.

Выяснилось, что среди местного населения бытовало поверье о целебных свойствах тех самых камней. Считалось, что камни оберегают людей от глазных болезней, которые свирепствовали по всей округе. Когдалюди паши стали выбивать камни из старого здания, в которое они были

Хеттский лев в Стамбульском музее
Хеттский лев в Стамбульском музее
заложены, народ начал громко возмущаться. Правитель призвал напомощь солдат. Под их защитойнаконец удалось извлечь камни иперевезти их во дворец паши. Послеэтого ситуация резко обострилась.

Вечером на улицах города активизировались дервиши, всяческивозбуждавшие эмоции взбешеннойтолпы. К несчастью, этой же ночьюна небосклоне отчетливо наблюдался сильнейший звездопад, увеличивший суеверный настрой толпы,которая бросилась штурмовать ворота дворца. Если бы солдаты не удержали оборону, то ни Райт, ни паша не дожили бы до рассвета.

К утру толпы возмущенного народа так и не отступили от стен дворца. Паша призвал людей к переговорам и пригласил к себе делегацию,чтобы выслушать их претензии. Он сердито выслушал все требования иособенно указания переговорщиков на то, что Аллах явил свое недовольство действиями правителя, ниспослав звездопад. Затем настала егоочередь задавать вопросы, и он сразу перешел в наступление: «Был ликто-нибудь поранен падающими звездами?« «Нет», — последовал ответ.«Пострадал ли от звездопада скот?» «Нет». «Было ли разрушено хотябы одно здание?» «Нет». «Ага!, — воскликнул паша, — так какое жееще вам нужно доказательство, что Аллах благоволит к нам!?» Передлицом столь строгой восточной логики делегаты и их сторонники быливынуждены ретироваться, и знаменитые камни Хамата удалось переправить в столицу. Сегодня они хранятся в Стамбульском музее. А ВильямРайт перед отправкой камней снял отпечатки со всех надписей и полученные копии отправил в Британский музей.

В 1876 году начались раскопки на месте древнего города Каркемиша,в ста километрах на северо-восток от Алеппо близ турецко-сирийскойграницы. Здесь удалось обнаружить большое число впечатляющих памятников точно такого же стиля исполнения, как и предыдущие находки на территории Турции, а также камни, испещренные уже знакомыми иероглифическими знаками, происхождение и содержание которых оставалось загадкой. Число находок теперь росло достаточно быстро. На западном побережье Турции, в районе Смирны, нашли множество памятников письменности. Однако пока никто не решался высказать предположение об авторстве этих творений. Одно было совершенно очевидным: великий и культурно развитый народ некогда населял

У ворот хеттского города
У ворот хеттского города
эти земли, но ученые по-прежнему не могли дать общественности четкого ответа, что же за народ оставил после себя столь значительныеследы.

В 1880 году подобно разорвавшейся бомбе прозвучала в археологическом мире ошеломляющая новость. На съезде Общества библейской археологии в Лондоне молодой, но уже хорошо известный востоковед Арчибальд Генри Сэйс объявил о своем твердом убеждении,что все эти памятники принадлежатупомянутым в Библии хеттам. Хетты? Это заявление вызвало у критиков взрыв смеха. Все были убеждены, что хетты являют собой лишьплод библейского воображения, или, в лучшем случае, могли претендовать лишь на статус незначительного племени, ютившегося где-то наокраине Палестины в период вторжения в нее израильтян.

Однако Сэйс не желал отступать от своего мнения ни на пядь. К томувремени он уже провел немалые исследования по этой теме, а такжепроизвел ряд осмотров соответствующих исторических мест, выезжая вТурцию. Теперь же он углубился в дальнейшие исследования. Дебатыпо данной проблеме разгорелись не только в среде ученых, но, будучиподхваченные прессой, стали достоянием общества, воображение которого всегда легко распалялось невероятными археологическими открытиями.

В 1881 году была переиздана «Энциклопедия Британика». На этотраз статья «Хетты» состояла не из восьми с половиной строк, а занимала две полные страницы. Статья завершалась словами: «мы с нетерпением ожидаем подтверждения мнения профессора Сэйса о том, чтоименно хетты являются авторами хаматских иероглифов... Если данноепредположение будет доказано... этот удивительный народ займет особое место среди народов Востока того времени, и едва ли кто сможетего превзойти». Подобные слова оказались почти пророческими, итолько теперь мы начинаем ощущать их значимость.

В 1884 году Вильям Райт опубликовал книгу «Империя хеттов». Онпредставил в ней столько научных свидетельств, что дальнейшее сопротивление критиков было бесполезным. Хетты не только оказались признаны реально существовавшими, но и обрели статус одного из величайшихнародов древности. В Британской энциклопедии 1964 года издания хеттам отводится уже четырнадцать страниц.

Однако поиск истины только начинался. Хеттов удалось идентифицировать, но об их истории почти ничего не было известно. И неизвестность обещала затянуться, если только не будут расшифрованы ихписьмена и понят язык.

Как ни странно, первый прорыв в этих исследованиях произошел нена территории Турции и даже не в Сирии, а за две тысячи километров оттуда, в Египте. В 1887 году были открыты «Письма Телль-эль-Амарны»(см. Урок № 2). Это глиняные таблички с ассирийской клинописью, адресованные египетскому фараону Эхнатону. Выяснилось, что одно изписем было написано хеттским царем Сап-Саппилулимом, который поздравлял Эхнатона с его восшествием на трон. Подобный факт имелбольшое значение, так как сохранилось не только имя хеттского царя,но и возможность синхронизировать даты его правления. Впервые оказалось возможным определить даты жизни одного из хеттских царей.

Два документа из «Писем Телль-эль-Амарны» были особенно важны.Эти две таблички получили название писем Арзавы. Их клинопись хорошо сохранилась, но смысл написанного понять не удавалось, так какязык данных писем оставался неизвестным. Ученые, предположив, чтоимеют дело с хеттским языком, взялись за изучение его конструкций исодержания.

В 1902 году норвежский ученый Я. Кнудcoн высказал предположениео том, что хеттский язык имеет индоевропейское происхождение. Еговерсия подверглась насмешкам со стороны критиков, которые считали,что данный язык можно отнести к семитской группе, с натяжкой — кхамитской группе, но ни в коем случае не к индоевропейской. Доказывая свое мнение, они представили так много убедительных аргументов,что Кнудcoну пришлось признатьнесостоятельность своей гипотезыи назвать ее ошибочной. Однакодальнейшая история лишь подтвердила правоту норвежского ученого.

В 1906 году был сделан еще одинважный шаг. На сцене истории появляется Хуго Винклер, немец попроисхождению и вечный неудачник по жизни. Он принадлежал кчислу людей, которые в каждом

Хеттские таблички с текстами
Хеттские таблички с текстами
встречном почему-то видели своего врага. Он был совершенно не пригоден для археологической работы и всегда выглядел крайне неловко,соприкасаясь с чужой культурой. Он вообще не был археологом. Винклер нашел себя в филологии, где и проявился его талант. Он научилсячитать ассирийскую клинопись так же легко, как мы читаем, например,газету. Он считал себя антисемитом, но с радостью принял деньги отеврейских спонсоров, которые полностью профинансировали его экспедицию.

По прибытии в Богазкей Винклер сразу же приступил к раскопкам.Естественно, что его в большей степени интересовали какие-нибудьписьмена, нежели монументальные памятники. И вскоре он нашелоколо десяти тысяч глиняных табличек. На многих из них клинопись

На стене этого храма в Луксоре Рамзес II оставил описание битвы с хеттами при Кадеше
На стене этого храма в Луксоре Рамзес II оставил описание битвы с хеттами при Кадеше
не только хорошо сохранилась, но и сравнительно легко читалась, таккак это был вавилонский язык. Потрясенный находками, Винклерспешно приступил к их переводу.

В один из дней, работая с этимитекстами, он взял в руки очереднуютабличку и, пристально всмотревшись, замер от изумления. В путеводителе по достопримечательностям Египта вы найдете сообщение обитве при Кадеше и последовавшемзатем заключении мирного договора между египетским фараономРамзесом Великим и хеттским царем Хаттусилием. Текст данного договора сохранился на южной стенекарнакского храма и хорошо известен ученым. Теперь же Винклервдруг понял, что у него перед глазами хеттская версия этого же договора. Точно так же, как и сегодня,стороны обмениваются текстамиконтракта при заключении сделкиили обмениваются подписанными

Печать Таркондема
Печать Таркондема
текстами международных соглашений, так же и эти два древних народа сохранили у себя тексты пакта о ненападении. Винклер поверить немог, что ему так повезло.

На множестве найденных табличек сохранился клинописный шрифтхеттского языка. Теперь у ученых появилась возможность значительного продвижения вперед в понимании этого древнего языка. В 1915 годуФридрих Хрозни сделал сенсационное заявление о том, что хеттскийязык действительно принадлежит к группе индоевропейских языков.Он представил такое количество доказательств в пользу своего утверждения, что никто из ученых не вступил с ним в спор. Каким образомхетты, народ хамитской этнической группы, будучи выходцами из Палестины, могли обладать европейским типом языка, на тот момент оставалось лишь догадываться. Но это был несомненный факт, и ученымприходилось примириться с ним. К 1929 году познания в хеттском языке выросли настолько, что удалось издать небольшой учебник по егоизучению.

Итак, хеттский язык был идентифицирован, но оставалась еще однане менее важная проблема: расшифровка хеттских иероглифов. В тотмомент никто не мог и предположить, что данная задача окажетсястоль непростой.

Фактически еще за много лет до этого Арчибальд Сэйс столкнулся спроблемой иероглифов. Однажды ученый получил сообщение о том, чтов Западной Турции была найдена ценная печать, которую отослали вБританский музей. Сообщалось также, что на печати имеется клинописная надпись и еще какие-то неизвестные фигуры. Сэйс сразу же сделал предположение о двуязычном характере надписи, то есть когда текстодного и того же содержания излагался на двух языках. Вскоре он отправился на поиски печати, желая разрешить филологическую загадку.

В музее ему сообщили о том, что

Хеттские сосуды для жидкостей среди останков древнего города
Хеттские сосуды для жидкостей среди останков древнего города
печать действительно присылали, номузей от нее отказался, потому чтоона показалась поддельной из-заочень странных и неизвестных фигур, изображенных на ней. Сэйс пережил шок. Но, к счастью, сотрудник музея вдруг вспомнил, чтопрежде чем печать покинула пределы музея, с нее на всякий случайсняли копию. Копия печати Таркондема оказалась хорошего качества, иСэйс приступил к работе. Ему удалось определить слово «царь» и прочитать его имя, но дальше этого онпродвинуться не смог. Надпись на печати была слишком лаконичной.

В 1934 году наметилось новое значительное продвижение вперед.Курт Битель, занимаясь раскопками в Богазкее, обнаружил не менееста двуязычных печатей. Ученый мир воспрянул духом: разгадка хеттских иероглифов теперь казалась лишь делом времени. Но, увы, подобные надежды не оправдались. Продвинуться вперед удалось лишь немного. Печати — это, в конце концов, всего лишь печати, и надписи наних слишком кратки, чтобы обеспечить ученых необходимым ключомк пониманию языка.

Этот желанный ключ удалось обнаружить лишь в 1947 году. ХельмутТеодор Боссерт получил приглашение преподавать в Стамбульском университете. В 1947 году он взял академический отпуск и возглавил археологическую экспедицию к развалинам Каратепе на юге Турции. Там

Крылатый хеттский сфинкс, найденный в Каркемише
Крылатый хеттский сфинкс, найденный в Каркемише
ученый преуспел, обнаружив хорошо сохранившиеся рельефы. Заканчивая раскопки, Боссерт заметил вершину каменной плиты, покрытую финикийским письмом.Поиски продолжились, и здесь жеобнаружили еще один камень с неотчетливо проступавшими иероглифами. Боссерт решил, что это хеттский стиль. Сердце ученого радостно забилось. Казалось, его мечтыисполняются: он нашел столь долгоразыскиваемые двуязычные документы. Но время, отведенное нараскопки, было практически исчерпано, и ученый решил не поднимать
Останки большого хеттского храма
Останки большого хеттского храма
шум вокруг находки. Скрыв ценность найденного от своих помощников, Боссерт отдал команду перезахоронить камни. Вскоре экспедиция вернулась в Стамбул.

Спустя пять месяцев, Боссерт снова отправился в Каратепе. Ученыйхорошо сознавал значимость предстоящего открытия. Он отдал команду копать в том месте, куда ранее перепрятал камни, а сам встал встороне, наблюдая за работой. Ждать пришлось недолго. Вскоре егорабочие извлекли камень с финикийскими письменами. Обрадованную находкой бригаду рабочих Боссерт перевел на несколько метров всторону, где, как он помнил, должен находиться хеттский камень. Довольно быстро рабочие извлекли и его. С находки стали убирать грунти смахивать пыль, как вдруг Боссерт понял свою ошибку. При слабомвечернем свете во время прошлой экспедиции он принял за хеттские

У входа в храм рельеф с изображением фокусников-акробатов. Слева: глотатель мечей, в центре — пожиратель огня, справа — акробат на лестнице без опоры. Этот рельеф, по мнению ученых, мог служить своеобразным призывом: «У нас веселая жизнь. Присоединяйтесь!»
У входа в храм рельеф с изображением фокусников-акробатов. Слева: глотатель мечей, в центре — пожиратель огня, справа — акробат на лестнице без опоры. Этот рельеф, по мнению ученых, мог служить своеобразным призывом: «У нас веселая жизнь. Присоединяйтесь!»
иероглифы причудливые трещинына камне, который подвергся воздействию времени. Боссерт былкрайне обескуражен этим «открытием».

Однако его рабочие продолжиликопать и неподалеку, к радости своего руководителя, нашли другой камень, который и оказался именнотем, который так долго искали: камень с двуязычными письменами.Теперь уж точно дело было лишь вовремени, чтобы раскрыть секретхеттских иероглифов. Хотя еще исегодня некоторые символы остаются не совсем понятными, все жехеттские иероглифы наконец моглибыть прочитаны учеными, благодаря чему и была открыта богатая история некогда великой империи.

Согласно библейскому повествованию, хетты представляли собойзначительную силу на территории Палестины, но либо перекочевали,либо оказались кем-то вытеснены, в результате чего осели в Анатолии.Очевидно, миграционная волна с севера превозмогла самобытностьхеттов, наделив их индоевропейским языком и культурой, сохранивпрежним лишь имя — хетты. Первым царем вновь образовавшегося народа стал Анитт. Он завоевал Хаттусу, что недалеко от нынешнего Богазкея, и проклял этот город. Однако проклятие не сработало. Хаттуса

Список царей, оставленный Саппилулимом
Список царей, оставленный Саппилулимом
вскоре была вновь отстроена и превращена в столицу великой хеттскойимперии.

Царем, объединившим хеттов внацию, стал Лабарнас. Он был воистину легендарной фигурой. Последующие цари брали его имя в качестве титула подобно тому, как египетские цари назывались фараонами. Один из царей, Мурсил I, повелсвою армию в дальние походы. Ондошел до Вавилона, разграбил его иудалился, прихватив с собой золотую статую бога Мардука. А вот царем, приведшим хеттов к пику ихмогущества, стал Саппилулим. Он перестроил Хаттусу и оставил послесебя текст, высеченный на скале, известный теперь как Нишан-Таш.Это список царей, который замыкает, разумеется, сам Саппилулим. Несомненно, таким образом он хотел утвердить свое право на правлениеи увековечить память о себе.

Саппилулим превратил собственную армию в пугающую своей силоймашину, с мощной группировкой боевых колесниц. Он закрепил правление над всей территорией нынешней Турции и северной Сирии. Онже послал Эхнатону поздравление в связи с его восхождением на египетский трон.

Когда Саппилулим находился в военном походе на территории нынешней Сирии, произошло нечто необычайное. В его лагерь прибыла

Автор уроков рассматривает хеттского льва в музее Анкары
Автор уроков рассматривает хеттского льва в музее Анкары
египетская делегация от имени Анхесенамоны, овдовевшей царицы,бывшей жены Тутанхамона. В ее послании говорилось: «Мой муж умер,а у меня нет ни одного сына. О тебе же я наслышана как о том, у когоесть множество сыновей. Если ты отдашь мне твоего сына, он сможетстать моим мужем. Ибо разве могу я взять одного из моих рабов, сделать его мужем и чтить его?»

Саппилулим был просто ошеломлен таким предложением. Ему показалось, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. В ответ он отсылаетсвою делегацию в Египет, которая должна была удостовериться в правдивости предложения. Его послы вернулись с известием о подлинности поступившего предложения, более того, они принесли жалобное прошениеегипетской царицы скорее прислать в Египет хеттского принца. Саппилулим более не колебался и отправил одного из своих сыновей. Но допущенное им промедление оказалось роковым. Эйэ захватил египетскийтрон и молодую принцессу. А хеттский принц был убит незадолго до

Большой хеттский храм
Большой хеттский храм
прибытия на место событий. Намостается лишь гадать, насколькоиной могла бы быть история, еслибы Саппилулим действовал решительнее. Ведь Египет мог превратиться в провинцию хеттской империи с хеттским царем на троне.

Обострение отношений двух сверхдержав древности было неизбежным, ионо возымело место во дни царя Муватала. Его египетским противником стал Рамзес Великий. Противостояниереализовалось в хорошо известной битве при Кадеше, во время которойРамзес чудом спасся. Через несколько лет Рамзес согласился подписать пакт

Голубой камень — в центре храма, очевидно, привезенный из Европы. Вероятно, данный камень служил жертвенником
Голубой камень — в центре храма, очевидно, привезенный из Европы. Вероятно, данный камень служил жертвенником
о ненападении с преемником Муватала Хаттусилием III.

Однако над великой хеттской империей солнце уже клонилось к закату. Тудхалиас IV был последним из великих хеттских царей. Он оказался ревностным религиозным реформатором и стал инициаторомсоздания известных изображений в Язилике. Небольшой каменныйхрам построили тогда же при входе в естественное скальное углубление. Фундамент этого храма раскопали археологи, и сегодня он доступен взорам туристов. Хорошо сохранился и рельеф Тудхалиаса, заключенного в объятия своего бога. Хетты исповедовали многобожие, и вчереде фигур, изображенных на скальной поверхности в Язилики, естьи некоторые из их богов.

Пришло время, и на марш по исторической сцене уже выходили такназываемые «народы моря» (или филистимляне). Они сметут хеттскуюимперию и уничтожат память о ней. Останется лишь несколько очаговсопротивления, но они тоже вскоре прекратят свое существование.Хеттская империя будет потеряна и напрочь забыта. Только Библия веками сохраняла знания об этом великом народе. И лишь в наше времяхетты были заново открыты и восстановлены в своих историческихправах.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Хетты




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 2. Египетская империя | Описание курса | 4. Ассирия