Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 4: Ассирия

Некогда в прошлом, как гласит библейское повествование, мир сделался настолько злым и жестоким, что Создатель был вынужден разрушить все находившееся на земле, прибегнув к очистительнымводам всемирного потопа. Из людей в живых остались лишь Ной и его семья.Троих сыновей Ноя звали: Сим, Хам и Иафет. От Сима произошли семитскиенароды, от Хама - хамитские народы Африки и Ханаана, все другие народыземли стали потомками Иафета.

Одним из сыновей Сима был Ассур. В Библии говорится: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах" (Быт. 10:11). Ниневиястала столицей могучей ассирийской империи. Город располагался на восточном берегу Тигра, напротив современного Мосула в северном Ираке. Арабам Ниневия была известна под именем Куюнджик. Калах находился в 30 километрах южнее Ниневии и являлся своего рода военным центром Ассирии. Его

Зиккурат в Ассуре (Ашшуре)
Зиккурат в Ассуре (Ашшуре)
называли также Нимруд. История этих двух великих городов ассирийскойимперии весьма примечательна.

В Британской энциклопедии 1964года издания говорится следующее:"Шумерский список царей, обретшийсвою окончательную форму в началевторого тысячелетия до нашей эры...делает различие между царями "до потопа" и царями "после потопа"" (т. 2,с. 960). В списке сообщается о том, чтоцарей, правивших до потопа, было десять, и каждый из них правил десятки тысяч лет. Данное сообщение отчасти

Нижний уровень зиккурата
Нижний уровень зиккурата
созвучно библейскому повествованию,которое гласит, что продолжительностьжизни первых десяти патриархов намного превосходила годы, отпущенныесегодня нам.

Первым военачальником, по ассирийским спискам, числился Шаррумкин, чаще упоминаемый как Саргон I.Его имя означает "царь законный", чтоочень важно, поскольку его рождениеможно назвать каким угодно, но только не законным. На одной из найденныхглиняных табличек есть такие слова: "Я, Саргон, могущественный царь, царьАгада. Моя мать была гулящей, мой отец мне неизвестен... Моя гулящая матьзачала меня, втайне родила, положила в тростниковую корзинку, смолой запечатала крышку надо мной. Она пустила меня по реке, которая не поглотиламеня. Река подняла меня и принесла к Акки, повелителю вод... Акки, повелитель вод, взял меня, сделал своим сыном и возвысил меня".

Саргон был весьма динамичной личностью, обладал ненасытными амбициями, и удача не раз улыбалась ему. Несмотря на свое неопределенное происхождение, он сумел захватить трон и, возглавив армию, приступил к созданию империи. Он заявил, что "омоет свое оружие" в Персидском заливе и вырубитвсе кедры, вероятно, имея в виду территорию Ливана. Он завоевал Элам навостоке и, согласно им же оставленным описаниям, дошел до гор Тавра, на югеТурции. Своей столицей Саргон сделал Аккад, и потому его нередко называют

Останки большого храма с севернойстороны зиккурата
Останки большого храма с севернойстороны зиккурата
Саргоном Аккадским, хотя, как ни странно, географическое расположениеАккада до сих пор не определено.

До недавнего времени считалось,что Саргон обладал бесспорной властью над всем Ближним Востоком. Новот археологами был найден город Эбла. Он упоминался на нескольких глиняных табличках и вначале по мнениюученых, был лишь незначительным поселением где-то в Месопотамии. Однако многое изменилось после проведенных исследований, которые начал 23-хлетний ученый Пауло Матти из римского университета, отправившийся на

Саргон I Аккадский
Саргон I Аккадский
раскопки в Сирию. Осмотрев местность, он пришел к мысли начать раскопки в семидесяти километрах севернее Алеппо, в местечке Телль-Мардих.В 1964 году "Итальянская археологическая миссия" приступила к работам.

Однако начало оказалось далеко невпечатляющим. Поблизости от тихойарабской деревни Мардих, насчитывавшей лишь около пятисот жителей,раскинулся огромный курган площадью приблизительно 56 гектаров. Померкам Ближнего Востока это очень большой курган, и поэтому вести раскопки там было сложно. В каком месте следует сосредоточить наибольшиеусилия, имея перед собой столь обширную территорию? Начались упорныеработы и поиски. Наконец, в 1968 году была сделана ценная находка: частьрасколотой статуи полуметровой высоты. На ее поверхности сохранилось26 строк некоего текста, в котором исследователи заметили важную деталь.Им показалось, что там имеется разборчивое словосочетание: "Иббит-ЛимЭбла" - царь Эблы. Эбла? Неужели этот гигантский курган является местом расположения древней Эблы?

В ноябре 1969 года Матти случайно встретил в Риме своего старого знакомого Джованни Петтинато. Последний считался большим специалистом попозднешумерским текстам. После того, как они обменялись приветствиями,Петтинато поинтересовался: не нашел ли Пауло за

Знаменитая статуя Эблы
Знаменитая статуя Эблы
последние годы какие-нибудь клинописные тексты. Таинственно улыбнувшись, Пауло ответил:"Приходите ко мне сегодня вечером".

В повторном приглашении Петтинато не нуждался. Вечером, находясь в доме друга, он уже держал в руках фотографии с текстом, находившемсяна статуе Иббит-Лима. Позже Петтинато так описывал этот момент: "Невозможно передать восторг, который я пережил, пробегая глазами текст,высеченный на теле обезглавленной базальтовойстатуи". Петтинато подтвердил, что слово "Эбла"действительно встречается в данной надписи покрайней мере дважды. Вскоре после этого Матти назначил Петтинато официальным эпиграфистом (специалистом по изучениюдревних надписей) Эблы. Позже Пауло Матти очень пожалеет о своем решении. Но это случится лишь однажды.

Прошло еще пять лет изнурительных раскопок, прежде чем удалось сделать еще одну впечатляющую находку. В августе 1974 года Петтинато получил телеграмму из Дамаска от Матти: "Найден архив из сорока табличек.Жду вас в Сирии".

Матти не пришлось долго ожидать. В первые дни сентября Петтинато прибыл в Дамаск. Они немедленно отправились в Телль-Мардих, где в руки Петтинато легли найденные таблички. Он стал рассматривать их одну за другой, затем взглянул на лица собравшихся, молча ожидавших его заключений, и проговорил: "Письмена, вероятно, связаны с месопотамским шрифтом, но я непонимаю здесь ни одного слова".

На мгновение воцарилась звенящая тишина. Перед археологами стоялименитый ученый, специалист по клинописным шрифтам, и не понимал ни

Ассирийская клинопись
Ассирийская клинопись
слова, глядя на текст перед его глазами! Наконец все разом заговорили. Ношум был бесполезен. Хотя слова изтекста удавалось произнести, понятьих значение не представлялось возможным. Найденные тексты произвели эффект, подобный тому, которыйимел место во дни вавилонского царяВалтасара. Тогда на стене царскогодворца возникли таинственные слова,которые не мог объяснить никто кроме пророка Даниила. К сожалению,теперь не нашлось такого Даниила,способного "прочитать написанное и значение его объяснить".

Петтинато ничего не оставалось, как вернуться с табличками в Рим и засесть за изучение практически нового языка. 23 апреля 1975 года во времяпубличной лекции в стенах папского института в Риме Петтинато объявил,что клинописные тексты Эблы составлены на языке северо-западной семитской группы, а еще точнее - на старохананейском языке.

Подобное заявление было воспринято как сенсация. Немедленно прозвучалаи критика: "Петтинато занялся изобретением нового языка". Но время подтвердило, что ученый не ошибся. Фактически он открыл древнейший язык, самый древний из всех известных науке. И что особенно важно, глазам ученыхоткрылся язык, на котором, вероятно, были написаны первые библейские

Одна из ассирийских табличек
Одна из ассирийских табличек
свитки, но при этом использована неассирийская клинопись, а древнееврейский шрифт. Иными словами, этобыл один и тот же или очень близкийязык, но шрифт, которым его записывали, оказался совершенно разным: впервом случае - ассирийская клинопись, во втором - буквы древнееврейского алфавита.

Но самые удивительные открытиятолько начинались. Несколькими месяцами позже Петтинато получил еще одну телеграмму от Матти, в которойсообщалось, что найден архив из тысячи текстов и отдельных фрагментов.Петтинато тут же отправился к месту находки. Вечером 30 сентября того жегода, когда ученый внимательно всматривался в тексты на табличках, на пороге его маленькой комнаты появился запыхавшийся рабочий. С трудомпереводя дух, он сообщил, что на его участке только что обнаружено огромное количество табличек. Схватив керосиновую лампу, Петтинато поспешилтуда и, взглянув в глубь траншеи, действительно увидел множество табличекс клинописными знаками.

Осторожно спустившись на дно восьмиметровой ямы, Петтинато оказалсялицом к лицу с целой библиотекой древних документов, пролежавших нетронутыми тысячи лет. С чувством священного страха он взял в руки первую попавшуюся табличку и прочитал: "Город Арга - в руках царя Эблы; город Лабэйну - в руках царя Эблы...".

Когда Петтинато перевел надпись на статуе Иббит-Лима и заявил, чтоТелль-Мардих и есть древняя Эбла, критики освистали его. "Одна-единственная надпись еще ничего не доказывает. Ведь эту статую могли привезти сюда затысячи километров". И в самом деле, такое могло случиться. Теперь же обнаружены неоспоримые доказательства. Археологи нашли подлинную Эблу.

В общей сложности в районе Эблы удалось извлечь из-под земли 20 000 табличек. Петтинато не покладая рук трудился над переводом текстов. Один задругим открывались потрясающие факты.

Выяснилось, что Эбла - это не только огромный по древним меркамгород с населением около 260 000 человек, но и высокоцивилизованноеобщество с прекрасно развитой системой образования. Сто четырнадцатьтабличек оказались словарями, сложенными в алфавитном порядке. В словарях разъяснялись значения тех или иных слов и уточнялись правила верного произношения. Среди прочих нашелся словарь, в котором к множеству шумерских слов приводился перевод на язык Эблы. Былиобнаружены энциклопедии по различным разделам знаний: ботаника, зоология, минералогия. Одна из табличек представляла собой книгу с названием "А это что за птица?". В ней были перечислены и описаны 142 видаптиц, обитавших в том регионе.

Кроме того, в текстах многократно встречались такие известные имена, какАдам, Авраам, Исав, Давид, Саул, Фамарь, Сисара, Далида и множество других.Имелось даже словосочетание "Бен-Израиль", то есть сыновья, или сын Израиля. Конечно, никто не утверждал, что приведенные таблички, упоминая библейские имена, указывают тем самым на соответствующие персонажи Библии.Но зато теперь укрепилась роль Библии как истинного и объективного исторического повествования. Стало ясно, что библейские имена не выдуманы и заними стояли реальные люди. Обо всем этом свидетельствовали жители древней Эблы, носившие точно такие же имена.

Самым, пожалуй, поразительным оказалось имя наиболее могущественногоцаря Эблы. Его звали Еврий, что звучит почти как Евер, вероятный прародитель евреев, упомянутый в Книге Бытие, главе 11, стихе 16. Впрочем, такаясвязь не была положительно воспринята ученым миром, и, надо сказать, досих пор нет исчерпывающих свидетельств в пользу приведенной выше гипотезы. Однако теперь коренным образом изменился взгляд на библейские генеалогические списки. Они перестали казаться сплошным мифом.

Обнаруженные названия многих географических мест также оказалисьвесьма значимыми для понимания истории. В одном из текстов приводились названия городов Седом и Аморра. Петтинато сразу сделал вывод, чторечь идет об упомянутых в Библии Содоме и Гоморре. До этого открытиякритически настроенные ученые считали библейский рассказ о разрушении Содома и Гоморры, записанный в Бытие 19-й главе, выдумкой. Дело втом, что эти два города не упоминались ни в каком ином литературномпроизведении помимо Библии, и поэтому многие учение записали их в разряд легендарных. Между тем на табличках Эблы значились не толькоСодом и Гоморра. Ко всеобщему удивлению, Петтинато обнаружил перечисление еще трех городов: Адма, Севоим и Бела; и именно в таком порядке. Точно таким же образом названы в Библии три древних города и их цари, с которыми столкнулся Авраам (см. Быт. 14). Интересно, что данное утверждение Петтинато встретило такую бурю протестов в ученых кругах,что даже сам он был вынужден объявить, будто теперь тоже сомневается всвоем предположении.

К сожалению, и Петтинато, и Матти вскоре отошли от работ и были заменены другими людьми. Эпиграфистом Эблы оказался другой человек. В археологических журналах начали появляться полные сарказма статьи о бывших членах экспедиции по раскопкам Эблы. При этом мы невольно вспоминаем о жестоких нападках в ученой среде, которым в свое время подвергся норвежецКнудсон (см. Урок № 3), выдвинувший утверждение о принадлежности хеттского языка к индоевропейской группе. Тогда ему тоже пришлось отречься отсобственных открытий, но время доказало его правоту. Вероятно, последнееслово о городах Содоме и Гоморре также еще не сказано.

Однако какое все это имеет отношение к Саргону Аккадскому, с которогомы начали наш урок? Самое непосредственное. Таблички Эблы сообщали, чтоСаргон некоторое время выплачивал Эбле дань. Впоследствии внук СаргонаНарам-син завоевал и разрушил Эблу, чему археологи нашли доказательства.Нам же важно отметить, что Эбла в свое время была центром империи, простиравшейся от Анатолии до Синая и от Кипра до Персии. Данный факт заставил историков взяться за создание новых учебников по истории Ассирии и заново переписать события открывшегося периода.

Саргон правил в течение 56 лет. После него трон занимали поочередно одинза другим два его сына, правившие в общей сложности 24 года. Затем к властипришел внук Саргона Нарамсин и правил 37 лет. Самым знаменитым памятником, связанным с его именем, является стела в честь победы над луллубеями,племенем варваров, населявшим горную систему Загрос (система параллельных хребтов в Иране).

Между тем на Ассирию надвигался самый мрачный час ее истории. Гутии,варвары, пришедшие с Востока, наводнили империю, сея смерть и разрушение. Это дикое племя оставило лишь несколько письменных свидетельств освоем царстве террора.

Темный век безвременья и насилия сменился противостоянием двух новыхсил. Ими оказались жители Ура и Аммореи, о которых мы узнаем больше в последующих уроках. Однако с началом XIII века до нашей эры к власти пришлановая череда могущественных царей Ассирии. Один из них, Адад-Нерари I,двинул свои войска на запад. Его преемник Салманасар I продолжил дело завоеваний. Он основал упомянутый в Библии город Калах. После чего опять последовал упадок, но в X веке власть Ассирии, насаждаемая с планомерной жестокостью, утвердилась над Ближним Востоком, и империя достигла пика своейславы. Прежде чем говорить о данной эпохе военной мощи и культурного расцвета, нам следует уточнить, какими источниками информации мы будемпользоваться.

Так, путь к источнику информации начал однажды прокладывать некий молодой англичанин, страшно любивший приключения. При этом, как ни странно, когда он отправлялся на Ближний Восток, у него и в мыслях не было сделаться археологом.

Вестминстерское аббатство в Лондоне является местом, где похоронены великие граждане Англии. Но некоторые весьма известные и почитаемые в прошлом жители туманного Альбиона обрели свой покой вне стен этой достославной обители. Поблизости от аббатства расположилась часовня СвятойМаргариты. На ее стене имеется привлекающая внимание посетителя надпись:"Тебя я прошу в молитве, помяни Генри Лэйярда, открывателя Ниневии".

Наверное, это не совсем то, что хотел оставить о себе в памяти потомковГенри Лэйярд. Его отец был членом парламента, и юный Генри также помышлял о политической карьере. Возможно, будь судьба более благосклонной к нему, он стал бы даже премьер-министром Англии. Правда, ему довелось статьчленом парламента и заместителем министра иностранных дел британскогоправительства. Впоследствии он был назначен послом Британии в Мадриде, азатем в Константинополе.

Будучи еще молодым человеком, Лэйярд изучал юриспруденцию. К несчастью, его отец умер, когда сын был совсем юным. Генри болезненно переживал эту потерю, а его мать впала в глубокое уныние. Получив приглашение от своего дяди с Цейлона поработать с ним в качестве адвоката,Лэйярд с радостью принял его. С этого момента в его судьбе наступил коренной поворот.

Почти в то же самое время друг Лэйярда, Эдвард Митфорд, также получилназначение на Цейлон. Молодые люди решили отправиться туда вместе. Однако сразу же возникла проблема. Митфорд совершенно не переносил качку и немог отправиться в путь морем. Самолетов в ту пору не было, и молодым людямоставалось лишь путешествие по суше.

Сначала они воспользовались повозками, затем по реке добрались до Далмации, территории современных Черногории и Хорватии. На этом возможности,так сказать, "общественного транспорта" были исчерпаны, с чем сталкиваемсяпорой и мы. Оставался один лишь выход: купить лошадей и продолжать путьверхом. Для Лэйярда это стало настоящим испытанием, так как никогда преждеон не ездил верхом. Однако вскоре жизнь заставила его научиться и этому. Шел1839 год.

Следует заметить, что наши путешественники не были идеальными компаньонами. Митфорду было 32 года, Лэйярду - 22. Их интересы также порой значительно расходились. Митфорда интересовала природа - флора,жизнь животных и птиц. Внимание

Крылатый ассирийский сфинкс, отправленный Лэйярдом в Британский музей
Крылатый ассирийский сфинкс, отправленный Лэйярдом в Британский музей
Лэйярда поглощала история - крепости, замки и искусство. И все же онипродвигались далее вместе, пока наконец не достигли Константинополя, гдеЛэйярд тяжело заболел малярией и оказался на пороге смерти. Явившийсядоктор определил место на животебольного, где надлежало "учинить кровопускание посредством пиявок". Пиявки тут же заняли свои места, чтобы"вытянуть плохую кровь". Несмотря напроведенное лечение, Лэйярд выжил, ивскоре друзья продолжили свое непростое путешествие.

Добравшись до Иерусалима, Лэйярд упрашивал друга посетить Петру,потерянный город, обнаруженный лишь в 1812 году. Всегда осторожныйи предусмотрительный, Митфорд не пожелал так рисковать. Те местаславились опасностями, и Лэйярд отправился один. В этом путешествииЛэйярд дважды едва не погиб, и к тому времени, когда он вернулся вИерусалим, Митфорд, уставший ждать своего спутника, продолжил путьодин. Лэйярд нагнал его в Алеппо, и уже вместе, верхом, они направились в Мосул. Тогда же Лэйярд впервые увидел Холмы Куюнджика, и имовладело страстное желание узнать, что же находится под ними, в ихглубинах.

Две недели они провели в Мосуле, и Лэйярд повстречал там Тексье, нашедшего в Турции хеттский город Хаттусу. Затем на плотах молодые люди спустилисьвниз по течению Тигра. По пути Лэйярд увидел руины Нимруда, отчего им снова овладела жажда узнать, что же захоронено под ними.

В Багдаде компаньоны оставались достаточно долго, чтобы выучить персидский язык. После чего они двинулись в персидский Хамадан, где их дорогиокончательно разошлись. Митфорд пожелал двигаться далее более безопаснымсеверным путем через Каспий, а Лэйярду хотелось продолжать двигаться опасным южным путем.

Лэйярд так и не добрался до Индии. Каким-то образом он присоединился кплемени бахтияров, восставших против персидского правления, и два года провел среди этих людей. Однако дело восставших оказалось проигранным, иЛэйярд вновь вернулся в Багдад, где британское посольство предложило ему доставить несколько депеш в Константинополь.

По дороге, в Мосуле, он встретил французского консула Поля-Эмиля Ботту.Он также интересовался холмами Куюнджика. Позже Ботта начал проводить,правда безуспешные, раскопки в том районе.

Британское посольство в Константинополе предложило Лэйярду работу, и

Столп Салманасара III теперь находится в Британском музее
Столп Салманасара III теперь находится в Британском музее
он на нее согласился. Тем временем Ботта перенес свои раскопки в Хорсабад,где вскоре добился значительных успехов. В письме к Лэйярду он говорил:"Приезжайте ко мне в Хорсабад. Обещаю великолепное археологическое развлечение". Лэйярд не принял приглашения, но убедил британского посла сэраСтратфорда Каннинга в том, что не в интересах Британии позволить французам выкопать всех крылатых буйволов древней Ассирии. Каннинг предоставилЛэйярду некоторую сумму из своих личных фондов, и в 1843 году Лэйярд вернулся в Мосул. Он начал раскопки в Нимруде и сразу же добился успеха. Когдаизвлеченные им из-под земли рельефы и монументы Ассирии прибыли в Лондон, они вызвали колоссальный интерес. И это вполне объяснимо, если вспомнить, что до того дня вся ассирийская коллекция Британского музея занималавсего один квадратный метр экспозиции.

Вероятно, самой важной находкой Лэйярда в Нимруде оказался большой

На столпе Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, павший ниц перед ассирийским монархом
На столпе Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, павший ниц перед ассирийским монархом
черный столп, на котором изображен чужестранный царь, упавший на коленив момент принесения дани ассирийскому правителю. Сэр Генри Роулинсон сумел расшифровать ассирийский клинописный текст на столпе (подробней обэтой увлекательной истории мы расскажем в уроке, посвященном Персии).Прочитав надпись, оба исследователя очень удивились. Выяснилось, что ассирийским царем был Салманасар III, а распростерся перед ним израильскийцарь Ииуй. Так впервые удалось обнаружить на древнем памятнике имя упомянутого в Библии царя. До сих пор это единственный из найденных древнихпамятников, на котором имеется изображение израильского царя.

В 1847 году Лэйярд вернулся в Лондон и написал ставший очень популярным двухтомник "Останки Ниневии"

Рельеф, изображающий штурм Лакиша (Лахиса) ассирийцами (см. 4 Цар. 18)
Рельеф, изображающий штурм Лакиша (Лахиса) ассирийцами (см. 4 Цар. 18)
("Nineveh and its Remains").

В 1849 году Лэйярд вновь отправилсяв Мосул и на этот раз получил разрешение на раскопки в Куюнджике. Вскорев своих успехах он превзошел все достижения Ботты. Лэйярд проник водворец Синаххериба (в русской БиблииСеннахирима) и отыскал огромные рельефы, изображающие осаду ассирийцами Лакиша (библейского Лахиса). Обэтой осаде рассказывается в одной из книг Библии, в Четвертой книге Царств,18-й главе. Лэйярд нашел ассирийское изображение тех же самых событий.Для людей, всерьез воспринимающих Библию, это открытие стало сенсационным.

Кроме того Лэйярд нашел дворец Ашшурбанапала, последнего из великихцарей Ассирии, а в самом дворце было обнаружено 10 000 глиняных табличеки их фрагментов.

В 1851 году Лэйярд возвратился в Англию и занялся политикой. Сделанныеже им открытия позволили более глубоко постичь историю великой ассирийской империи.

Теперь вернемся к истории Ассирии времен десятого века до нашей эры.

Ассирийский воин уводит в Ассирию еврейских пленников
Ассирийский воин уводит в Ассирию еврейских пленников
В период правления Ашшур-Дана II (ок. 933 г. до н. э.) и Адада-Нерари II(910-889 г. до н. э.) ассирийцы достигли заметных успехов. Настоящей каройдля Ближнего Востока стало правлениеАшшур-Насир-Пала, чьи великолепныестатуи хранятся в Британском музее.Этот монарх отличался необычайнойжестокостью, с которой вел войны. Он
Ашшур-Насир-Пал значительно расширил границы ассирийской империи
Ашшур-Насир-Пал значительно расширил границы ассирийской империи
обезглавил множество своих врагов,многих сажал на кол, часто заживо снимал кожу. Ашшур-Насир-Пал построилвеличественный дворец в Калахе. Этотдворец стал первым ассирийским зданием, украшенным настенными рельефами. Именно с него открывается эра ассирийского искусства рельефов, процветавшего вплоть до заката империи.Этот дворец оказался первой находкой при раскопках, начатых Лэйярдом.

Сын Ашшур-Насир-Пала, Салманасар III, продолжал укреплять империю,однако потерпел поражение в сражении при Каркаре, где ему противостоялицарь Сирии Венадад (или Бен-Хадад) и израильский царь Ахав. Примечательную историю правления последнего можно прочитать в Третьей книге Царств,главах 18-22. Кстати, Салманасар III и есть тот самый Салманасар, на обелиске которого был изображен приносящий дань Ииуй. Данный обелиск, как мыпомним, нашел Лэйярд при раскопках в Нимруде.

В 824 году ассирийского монарха сменил на престоле его второй сын

Ашшур-Насир-Пал жестоко казнил пленников, сажая их на кол
Ашшур-Насир-Пал жестоко казнил пленников, сажая их на кол
Самаши-Адад V.

Интересно, что об этом же времени в одной из библейских книг сообщается: "И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня"(Иона 1:1). Важно также, что в ассирийских летописях упоминается о религиозной реформе, предпринятой Ададом-Нерари III, сыном Семирама. Очевидно, когда пророк Иона появился на улицах Ниневии с настораживающей вестью "еще сорок дней, - и Ниневия будет разрушена!", ассирийцы правильновосприняли предупреждение и многое изменили.

Но покаянное настроение со временем прошло. Пришедший к власти в 745году Тукулты-Апал-Эшарра III начал при помощи армии расширять свою территорию. "Тогда Бог Израилев возбудил дух Фула [или Пула], царя Ассирийского, и дух Феглафелласара [или Тиглатпилнасара III], царя Ассирийского, ион выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина" (1 Пар. 5:26).

Его сын, Салманасар V, продолжал захватническую политику отца. Его главная военная кампания имела целью столицу Израиля. "В четвертый год царяЕзекии ... пошел Салманассар, царьАссирийский, на Самарию, и осадилее" (4 Цар. 18:9). Осада длилась тригода, но перед тем, как Самария пала, всреде ассирийцев произошел военныйпереворот. Трон захватил Саргон II, который присвоил себе заслуги в покорении Самарии. Библейская летопись

Проповедь Ионы была услышана (см. Иона 3:4-10) Самаши-Адад V. Во время его правления пророк Иона проповедовал в Ниневии, призывая к покаянию (Иона 3:4)
Проповедь Ионы была услышана (см. Иона 3:4-10) Самаши-Адад V. Во время его правления пророк Иона проповедовал в Ниневии, призывая к покаянию (Иона 3:4)
лишь упоминает, что по истечениитрех лет ассирийцы взяли Самарию.

Сыном Саргона был Синаххериб. Оносновал свою столицу сначала в Ашшуре (библейском Ассуре), а затем перенес ее в Ниневию, где построил новыйдворец. Именно этот дворец, обнаруженный Лэйярдом, был украшен прекрасными рельефами. За время правления Синаххериба произошло несколько вооруженных мятежей. Среди восставших, например, оказался город Вавилон. В689 году Синаххериб ворвался в него, разграбил и разрушил. Более того, онотвел воды Евфрата и затопил территорию города.

Царь Иудеи Езекия отказался выплачивать ассирийцам дань, и тогда

Ассирийский столп в Стамбульском музее свидетельствует о религиозной реформе в период правления Самаши-Адада V.
Ассирийский столп в Стамбульском музее свидетельствует о религиозной реформе в период правления Самаши-Адада V.
Синаххериб осадил Иерусалим. На глинянойпризме, хранящейся в Британском музее,можно прочитать полные бахвальства хроникиСинаххериба: "А Езекия, иудей, не подчинилсямоему игу. Я наложил осаду на 46 его сильныхгородов... Его самого я заточил в Иерусалиме,его царской резиденции, подобно птице в клетке". Замечательно, что в этом описании отсутствует хвастовство по поводу захвата Иерусалима. И не случайно. Священное Писание, а также историк Геродот сообщают, что ассирийский монарх понес унизительное поражение.В Библии сказано: "Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сейгород, и не бросит туда стрелы ... И случилось вту ночь: пошел Ангел Господень и поразил встане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч" (4 Цар. 19:32, 35). Вскоре после своеговозвращения в Ниневию Синаххериб был предательски убит своими сыновьями, ина престол взошел Асархаддон.

Асархаддон, захватив Египет, расширил территорию империи, вышедшую запределы всех ее прежних границ. Он захватил Мемфис и разделил Египет на 22области, поставив над каждой ассирийского губернатора. Он возвел новыйдворец в Ниневии. Однако этот дворецтак и не был найден и, вероятно, уже никогда не будет раскопан, поскольку натом месте, на самой вершине кургана,

Мечеть в местечке Неби-Юнус (т.е.
Мечеть в местечке Неби-Юнус (т.е. "пророк Иона"), стоящая на кургане, скрывающем в себе дворец Асархаддона
построена большая мечеть. Мусульмане верят, что там похоронен пророк Иона, иназывают это место Неби-Юнус, то есть "пророк Иона".

Следующим и последним из великих царей Асирии был Ашшурбанапал. Онне только еще раз оккупировал Египет, но и продвинулся далее на юг до Луксора, который также захватил. Он тоже не смог удержаться от привычки ассирийских царей и построил новый дворец в Ниневии. Он покровительствовалнаукам и собрал в своем дворце колоссальную библиотеку. В ней хранилосьмножество клинописных табличек, а когда нельзя было достать оригинала какого-то текста, то для этой библиотеки делали специальную копию. Именноэту библиотеку нашел Лэйярд и переправил таблички в Британский музей.

Однако время ассирийской империи неумолимо истекало. Израильские пророки уже предвозвестили ее гибель. Одна из библейских книг, Книга пророка Наума, полностью посвящена мрачному жребию Ниневии. "Горе городу кровей! -

Саргон II, пленивший жителей Самарии (см. 4 Цар. 17:6)
Саргон II, пленивший жителей Самарии (см. 4 Цар. 17:6)
возглашал пророк Наум, - весь он полон обмана и убийства... А о тебе, Ассур,Господь определил: не будет более семени с твоим именем... Поднимается натебя разрушитель... Разграблена, опустошена и разорена она [Ниневия]". Ниневию ожидало погребение и забвение(см. Наум 3:1; 1:14; 2:1, 10).

Конец пришел с драматической внезапностью. В 612 году вавилоняне и мидийцы штурмом взяли Ниневию и предали город огню. Царь Ниневии погибв пламени вместе со своим гаремом.При поддержке египетского фараонаНехао ассирийцы предприняли отчаянную попытку вернуть свои позиции. Но

Ашшурбанапал с корзиной земли на голове, что символизировало его величие как строителя. В Библии он назван
Ашшурбанапал с корзиной земли на голове, что символизировало его величие как строителя. В Библии он назван "великим и славным Аснафаром" (см. Ездр. 4:10)
в битве при Каркемише вавилоняне оказались сильнее, и участь Ассирии былаокончательно решена. Ниневию уже никто и никогда не восстановит, а пыльвремен скрыла даже место расположения города. Через 200 лет после разрушения Ниневию попытались отыскать греческие воины, но так и не смоглинайти места, где располагался этот город. И с тех пор Ниневию также никто немог обнаружить. Раскопав Хорсабад, Ботта прежде всего подумал, что нашелпотерянный город. По окончании раскопок в Нимруде Лэйярд вернулся в
Сегодня пастухи Мосула и не помышляют о том, что у них под ногами покоятся останки некогда могущественной Ниневии
Сегодня пастухи Мосула и не помышляют о том, что у них под ногами покоятся останки некогда могущественной Ниневии
Лондон и написал книгу, озаглавленную "Останки Ниневии". Эти исследователи полагали, что нашли Ниневию. Однако оба они ошиблись. Настолько основательным оказалось захоронение Ниневии.

Пророк Софония предсказал: "И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, ипокоиться будут среди нее стада и всякого рода животные..." (Соф. 2:13, 14).Сегодня пастухи Мосула пасут свои стада в тех местах, едва ли помышляя омогущественном городе, останки которого покоятся у них под ногами. "Не будет более семени с твоим именем", - провозгласил пророк Наум. Жителисегодняшнего Мосула вряд ли задумываются о Ниневии. Лишь историки датуристы вспоминают о славе, некогда принадлежавшей великой столице.

"/>



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Ассирия




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 3. Хетты | Описание курса | 5. Вавилон