Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 5: Вавилон

История Вавилона, древнейшего города мира, чрезвычайно интересна. Повествование о его возникновении начинается с библейского рассказа о всемирном потопе, тех времен, когда жил патриарх Ной.

"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и чтовсе мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И сказалГосподь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю... И сказал Бог Ною...Сделай себе ковчег из дерева гофер (т. е. кипарисовое дерево); отделениясделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой естьдух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни... Введитакже в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб ониостались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут... Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; ибудет она для тебя и для них пищею" (Быт. 6:5, 7, 13, 14, 17, 19, 21).

"И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним вковчег от вод потопа... разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей ... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись всевысокие горы, какие есть под всем небом... Вода же усиливалась на землесто пятьдесят дней" (Быт. 7:7, 11, 12, 19, 24).

"И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца,

Гора Арарат
Гора Арарат
на горах Араратских... По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона (чтобы видеть, убыла ли вода сземли), который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода слица земли. Но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег ... И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот,свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла сземли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему ... И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ... И вышел Ной ... И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю..." (Быт. 8:4, 6-9, 10-12, 15, 16,18, 20, 21).

"И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мноюи между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею" (Быт. 9:12, 13).

Одно время рассказ о всемирном потопе некоторые скептики считали лишь легендой, не имеющей под собой никакого исторического основания. Это заблуждение развеяла археологическая находка - текст так называемой "Поэмы о Гильгамеше" (или "Эпос о Гильгамеше"). В Уроке № 4 мы рассказали об обнаружении тысяч глиняных табличек из библиотеки Ашшурбанапала в Ниневии. Все они были перевезены в Британский музей. Однако для перевода найденных текстов требовалась колоссальная работа. Этим и объясняется то, что знаменательное научное открытие состоялось лишь в 1872 году.

Джордж Смит родился в Челси, пригороде Лондона, в 1840 году.В юности он был учеником гравера. Молодой человек, между тем, проявлял неизменный интерес к археологии, он с восхищением часами неотводил глаз от различных предметов старины, прибывавших в Лондон смест ассирийских раскопок. Свои скудные денежные средства он тратилна книги, связанные с археологией. Все выходные дни, включая и любойперерыв в работе, он проводил в музее, рассматривая удивительные находки. В одно из таких посещений ему довелось встретить сэра Генри

Табличка с клинописным текстом
Табличка с клинописным текстом "Поэмы о Гильгамеше", найденная в Ниневии и повествующая об истории потопа
Роулинсона, который первым прочитал ассирийскую клинопись. Роулинсон только что вернулся с Ближнего Востока и занялся работой вБританском музее. Его поразил необыкновенный интерес молодого посетителя, и при его содействии Смит получил работу в музее. С большимусердием последний приступил к своим обязанностям и вскоре стал ассистентом в ассирийском отделе, занявшись собиранием воедино фрагментов всевозможных находок.

Спустя некоторое время Смит начал заниматься и переводом древнихтекстов с глиняных табличек. Этаработа показалась ему довольноскучной. День за днем он переводилторговые документы, юридическиеспоры, религиозные тексты и дажетакие странные сообщения, как рационы питания политзаключенных.И вот однажды, в 1872 году, наступил незабываемый день. ДжорджСмит, как обычно, взял очереднуютабличку и погрузился в чтение. Первые слова текста дались легко, иуже через мгновение Смитом овладели небывалые радость и удивление...

3 декабря того же года Джордж Смит прочитал доклад ученой аудитории и потряс всех, заявив, что им найдена ассирийская версия библейской истории о потопе и Ноевом ковчеге. В обществе, в котором Библияпользовалась неизменным вниманием и уважением, подобная новостьсразу же стала сенсацией, попала в заголовки ежедневных газет и вызвала огромный интерес среди читающей публики.

Выяснилось также, что имеющиеся таблички представляют собой лишьчасть повествования. Вследствие этого в научных кругах возникло множество предположений об отсутствовавшей части истории. Общественный интерес к проблеме вырос до такой степени, что газета "Дэйли Телеграф" предложила Смиту 1 000 фунтов, чтобы он немедленно отправилсяв Мосул и занялся поиском отсутствующих фрагментов. И хотя подобнаязадача, т. е. обнаружение недостающих табличек, многим казалась невыполнимой, Смит все же принял предложение и отбыл на Восток.

2 марта 1873 года Смит уже был на месте и сразу же приступил к раскопкам дворца Ашшурбанапала. Удивительно, но уже через неделю оннашел недостающие таблички. Всего их оказалось двенадцать. В табличках с первой по восьмую рассказывается о странствиях знаменитого героя древности Гильгамеша.

Таблички 9 и 10 повествуют о полном опасностей путешествии Гильгамеша в поисках Утнапиштима, спасшегося от "вавилонского потопа", которого, по-видимому, можно в какой-то мере отождествлять с библейскимНоем. В 11-й табличке Утнапиштим рассказывает Гильгамешу историюпотопа. Ниже мы приводим несколько отрывков из упомянутой "Поэмы".Напомним, что она была написана около 1600 года до н. э., а таблички,сделанные для царской библиотеки в Ниневии и переведенные впоследствии Смитом, являются лишь ее копиями и датируются примерно650 годом до н. э. Следует также не забывать, что авторы поэмы, вавилоняне, в отличие от древних евреев, исповедовали многобожие, и поэтомув их рассказе фигурирует целый пантеон божеств. Итак, перед намичасти одного из древнейших текстов в истории человечества.

"Гильгамеш, я открою тебе сокрытое и тайну богов поведаю я тебе.Шуруппак, город, который ты знаешь и который теперь лежит (в руинах) на берегу Евфрата, когда город этот был уже стар и в нем все ещеобитали боги, великие боги решили навести потоп..."

"Господин Шуруппака, сын Убар-Туту, разрушь дом твой и судно построй. Оставляя богатства, жизнь ищи: презирая все, чем обладаешь, сохрани обладающее жизнью: погрузи же в судно семя всех живых существ..."

"Как только рассвет занялся, я повелел вам на земле собраться...И юношам, смолу подносящим, и тем, кто сильнее, носящим лес строевой"

"В судно я ввел семью всю мою и родственников кровных; животныхдиких и домашних и всех рабочих в судно ввел..."

"Вот час назначенный пришел: Наславший бедствие, уж накануне разразился ливнем..."

"Шесть дней и (семь) ночей дул ветер, и буря и потоп сметали все сземли... И море я окинул взором - тишина, поверхность его стала ровной, подобно плоской крыше - но человечество уже все в глину возвратилось..."

"Когда я снова посмотрел по сторонам, взглянув на гладь морскую,увидел, что цепи гор в двенадцати местах явились, и к горе Низир причалил наш корабль..."

"На день седьмой после того, как к берегу прибились мы, я голубя освободил и выпустил его. Вот голубь улетел, но вскоре возвратился: не было все еще места покоя, и потому вернулся он. Тогда освободил я ласточкуи выпустил ее. И улетела ласточка, но вскоре возвратилась: не было всееще места покоя, и потому вернулась она. Наконец, я ворона освободили выпустил его. И ворон улетел; увидел он естественное вод теченье ипищу для себя нашел, затем над нами покружился и каркнул и более ужене возвращался".

"И вот я всех предал свободе, на все четыре стороны небес, в какиетолько ветры дуют. Я приготовил возлияние и пищу разложил для жертвы, все это на вершине горной... И боги обоняли благоуханный запах,они, как мухи, налетели, роясь над жертвою священной..."

"Спастись удалось ли еще чему-то живому? Нет, более никто не пережил такого разрушенья!".

Здесь налицо явные отличия от традиционного библейского повествования, но также очевидны и впечатляющие сходства. После того, как была найдена "Поэма о Гильгамеше", ученые обнаружили еще ряд схожихповествований у разных народов и племен земли.

Журналист Рене Нюрберген написал книгу "Досье ковчега" (The ArkFile), в которой перечислено восемьдесят подобных сказаний. Легендыцентрального Китая утверждают, что китайцы являются прямыми потомками своего древнего предшественника по имени Ну-Вах. Он спасся откатастрофы вместе со своей женой, тремя сыновьями и тремя дочерьми.Кроме того, Нюрберген указывает, что слово "корабль", или "судно",пишется с помощью очень древнего иероглифа, составленного из очертания лодки и восьми ртов. Тем самым как бы подразумевается, что напервом корабле находилось восемь человек.

Следы похожих сказаний прослеживаются в фольклоре полинезийского народа маори, живущего в Новой Зеландии, австралийских аборигенов, индийских племен адиваси и многих других. Все эти истории дошлидо нас в искаженной форме, преодолев тысячелетия и пройдя черезжизнь длинной вереницы поколений, потомков семьи, пережившейстрашное испытание. Подобная информация предполагает, что человечество имеет одно общее происхождение и что история потопа основанана историческом факте.

Что же собственно известно о ковчеге? В северо-восточной Турции находятся два потухших вулкана, известные как Большой и Малый Арарат,соответственно высотой 5 135 метров и 3 937 метров над уровнем моря,отстоящие друг от друга на 11 километров. Сегодня нередко можно слышать сенсационные сообщения, что снова был найден чудом сохранившийся Ноев ковчег.

Множество экспедиций взбиралось на Большой Арарат, пытаясь проверить поступающую информацию. Одна из таких экспедиций была организована ведущим христианских телепрограмм Джорджем Вандеманом. Он рассказал, что ему действительно удалось увидеть некое подобиесудна больших размеров. Но при ближайшем рассмотрении этим "судном" оказалась лишь необычного вида геологическая формация.

Однако в наших утверждениях об историчности потопа мы вовсе независим от того, найдены останки ковчега или нет. Свидетельства в пользу всемирного потопа следует искать в геологических напластованиях, вископаемых и окаменелостях, а также изучая многочисленные оставшиеся следы морской жизни на высочайших горных вершинах мира. В 1954году д-р У. Браун, будучи избран членом совета Австралийской академиинаук, провел исследование в национальном заповеднике Коскьюски(Kosciuski National Park). В его опубликованном отчете говорилось: "Территория, составляющая заповедник Коскьюски, в прошлом была огромной морской впадиной... Значительная часть местности, располагающейся теперь в глубине материка, раньше находилась на дне океана... Всятерритория заповедника когда-то пребывала в морских глубинах".

Несомненно, гораздо легче принять идею о всемирном потопе, нежелисчитать, что целые континенты время от времени оседали и опускались вглубь океана, а затем поднимались обратно. Именно такой теории придерживаются многие геологи, объясняя наличие остатков морских животных на современных горных вершинах нашей планеты, находящихсядалеко от океанов.

Однако же геологические напластования, которые мы можем наблюдать, например, в горных массивах, имеют резко очерченные слои. Вы не

Геологическая порода, уложенная слоями в разгар глобальной катастрофы
Геологическая порода, уложенная слоями в разгар глобальной катастрофы
увидите плавного "перетекания" одних слоев в другие, что обязательнопроизошло бы в случае медленных эволюционных процессов. Существующие ныне повсюду четкие границы напластований свидетельствуют о внезапной мощной катастрофе, сбросившей все земные слои и уложившейих, как кусочки пластилина. Последствия масштабных селевых и грязевых потоков вместе с другими проявлениями стихии всемирного потопагораздо лучше объясняют существующую картину состояния земли.

На это же указывают и многочисленные окаменелости некогда жившихсуществ, моментально погребенных в иле потопа и таким образом запертых в слоях, со временем затвердевших и превратившихся в скальные породы. Отложения угля также свидетельствуют о скоротечном захоронении колоссального количества леса, что, очевидно, и произошло в период потопа.

В течение некоторого времени после потопа Ной и его потомки жили

Животные,
Животные, "запечатанные" в камень в период обрушившегося на землю потопа
в окрестностях горы Арарат. Но впоследствии часть из них переселиласьв места с более мягким климатом. Библейское повествование гласит:

"На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока,они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали другдругу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичивместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес... И сказал Господь... сойдемже и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строитьгород. Посему дано ему имя: Вавилон..." (Быт. 11:1-4, 6-9).

Согласно существующей традиции принято считать, что останки Вавилонской башни находятся в местечке Бирс-Нимрод, в 20 километрахот Вавилона, который, в свою очередь, располагался в 100 километрах

Один из представителей допотопной фауны
Один из представителей допотопной фауны
южнее современного Багдада. Когда-то данное сооружение являлось зиккуратом, или культовой башней. В общей сложности на территории Ирака и Ирана сохранилось около стамест со следами подобных культовыхбашен. Упомянутый нами зиккуратнаходился в древнем городе Борсиппа, высота его составляла 55 метров,и он имел семиступенчатую форму.Эта башня являлась исключительнодревним сооружением.

По прошествии многих лет, примерно в 600 году до до н. э., царьВавилона Навуходоносор построил

Во время потопа погибли многие наиболее крупные животные
Во время потопа погибли многие наиболее крупные животные
башню прямо на вершине старой.Останки этой уже обновленнойбашни можно видеть еще и сегодня.Кирпичи данного зиккурата скреплены между собой битумом, а наего вершине находится множестворасплавленных кирпичей, спекшихся в одну общую массу.

Из всех известных башен к началу христианской эры данное строение считалось самым значительными было признано "той самой" Вавилонской башней. А присутствие на ее вершине расплавленных кирпичейинтерпретировалось как свидетельство неудовольствия Бога, поразившего башню молнией.

Однако гораздо логичнее искать место Вавилонской башни в самомВавилоне. О появлении Вавилона в Библии говорится следующее:

"Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом, потому и говорится: сильный зверолов, какНимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон..."(Быт. 10:8-10).

Из этого явствует, что Вавилон был, вероятнее всего, главным городоммира того времени, центром древней цивилизации. Следовательно, иглавная башня должна была находиться именно в нем. Об изначальной и

Длина скелета этого динозавра составляет 28 метров
Длина скелета этого динозавра составляет 28 метров
самой первой Вавилонской башне доступная информация сохраниласьлишь на страницах Библии. И это объяснимо: время не пощадило другиеупоминания и свидетельства. Вместе с тем достоверно известно - самыйбольшой из известных зиккуратоврасполагался именно в Вавилоне.Длина каждой из четырех его сторон у основания составляла 100 метров, а высота - также не менее100 метров, чему археологи нашливеские подтверждения.

В период персидского владычества данный зиккурат пришел в запустение и местами начал разрушаться.

В прошлом считалось, что останки зиккурата в местечке Бирс-Нимрод и есть то, что осталось от Вавилонской башни
В прошлом считалось, что останки зиккурата в местечке Бирс-Нимрод и есть то, что осталось от Вавилонской башни
Александр Македонский, вернувшись после своих победных походовв Вавилон, вознамерился перестроитьбашню. Для этого были демонтированы оставшиеся части, а многочисленные кирпичи сложены поблизости.Однако Александр умер, прежде чемначались восстановительные работы.Впоследствии же случилось так, чтохристиане первых веков не стали рассматривать Вавилон местом расположения Вавилонской башни, поскольку благодаря Александру она оказалась разобранной.

Между тем сравнительно недавно археологи раскопали на территориигорода основание башни, и туристы, посещающие сегодня Вавилон, могут видеть самую нижнюю часть этого некогда величественного строения. К сожалению, уровень реки Евфрат за прошедшие тысячи лет несколько поднялся, и остатки огромного зиккурата частично оказалисьпод водой.

Во втором тысячелетии до н. э. Вавилон оккупировали аморреи.Хаммурапи был шестым царем новой династии и преуспел в военных

Частично сохранившаяся вершина зиккурата в Бирс-Нимроде была достроена царем Навуходоносором
Частично сохранившаяся вершина зиккурата в Бирс-Нимроде была достроена царем Навуходоносором
кампаниях, создав величайшую империю со времен Саргона Аккадского.Но наиболее примечательным из его достижений стало, пожалуй, установление в Вавилоне черного столпа из диоритового камня высотой два споловиной метра. На нем красовался рельеф, запечатлевший самогоХаммурапи, принимающего знакицарственности и справедливости отглавного божества Вавилона Мардука. Под этим изображением разместился перечень (или кодекс) законов, насчитывающий 282 пронумерованные статьи.

Ученым, изучающим Библию, данный свод законов предоставил богатый материал, позволивший проникнуть в социальный мир ветхозаветных времен. Удалось понять и объяснить поведение известных библейских персонажей, а также осмыслить исторический фон, на котором

Вершина башни, очевидно, была поражена молнией, о чем свидетельствуют глыбы оплавленных кирпичей
Вершина башни, очевидно, была поражена молнией, о чем свидетельствуют глыбы оплавленных кирпичей
возникли и были переданы Моисеюте или иные законы древности.

Например, в 16-й главе КнигиБытие рассказывается следующаяистория. Жена Аврама Сара предлагает мужу жениться на своей служанке Агари, чтобы та родила отАврама ребенка, так как сама Сарастрадала бесплодием. И вот спустявремя родился сын, которого назвали Измаил. Агарь, став матерью сына Аврама, начала подчеркивать своепревосходство над госпожой, и Сара пожалела о своем опрометчивомпредложении. Впоследствии Сара стала всячески притеснять свою служанку. И тогда Агарь бежала из дому, взяв с собой сына, который сталпраотцом всех арабов.

Многим данная история из Священного Писания казалась и несправедливой, и безнравственной. Однако нет повода считать, будто Бог потворствует несправедливости или двоеженству. И вот настало время, когда стало ясно, что участники этой древней истории действуют в совершенном согласии с господствующими социальными обычаями своеговремени. Статья 146 кодекса Хаммурапи гласит:

"Если гражданин взял жену, и она дала своему мужу служанку, а та

Кирпичи зиккурата скреплены асфальтом, или битумом, как и кирпичи башни, упомянутой в Библии (см. Быт. 11:3)
Кирпичи зиккурата скреплены асфальтом, или битумом, как и кирпичи башни, упомянутой в Библии (см. Быт. 11:3)
родила детей, и если впоследствии служанка станет выставлять себя равной своей госпоже, ее госпожа не может продать ее за деньги, поскольку та родила детей; однако она может наложить на служанку знакрабства и причислить ее к своимрабыням".

В законе, записанном в библейской Книге Исход 21:23, 24, говорится: "... отдай душу за душу (т. е.

Дети туристов, посещающих Бирс-Нимрод, любят забираться на вершину башни Навуходоносора
Дети туристов, посещающих Бирс-Нимрод, любят забираться на вершину башни Навуходоносора
жизнь за жизнь), глаз за глаз, зуб зазуб, руку за руку...". Сегодня такойзакон кажется нам слишком суровым. Однако следует помнить, что вте времена не существовало сил,подобных современной милиции и прочих силовых структур, призванных поддерживать вобществе закон и порядок. Не построили ещеи тюрем, куда можно было бы заточать преступников. Упомянутый закон отражал преобладающее в обществе понимание справедливости. В статьях 196, 197 и 200 кодекса Хаммурапи читаем:

"Если гражданин разбил глаз человеку, находящемуся в статусе гражданина, глаз обидчика надлежит также разбить. Если кто сломал кость гражданину, его кость также надлежит сломать. Если гражданин выбил зуб человеку равного статуса, его зуб также надлежитвыбить".

В 209-й и 210-й статьях кодекса Хаммурапи читаем: "Если гражданин ударил дочьгражданина, и она ... в результате умрет, дочь обидчика следует предать

Так сегодня выглядит подтопленное водами Евфрата место, где сохранился фундамент главного зиккурата древнего Вавилона. Скорее всего именно здесь некогда возвышалась знаменитая Вавилонская башня
Так сегодня выглядит подтопленное водами Евфрата место, где сохранился фундамент главного зиккурата древнего Вавилона. Скорее всего именно здесь некогда возвышалась знаменитая Вавилонская башня
смерти". Такой подход аморреев являлся логическим продолжением общей концепции - "око за око и зуб за зуб". Однако при этом полностью игнорировались права ни в чем не повинной дочери плохого отца,обреченной на погибель. Определенное впечатление о Божественнойсправедливости мы можем получить, прочитав некоторые библейскиезаповеди. Библия, в свою очередь,учила следующим образом: "Душасогрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесетвины сына..." (Иез. 18:20).

Династия Хаммурапи просуществовала на протяжении жизни ещепяти поколений, но оборвалась с нашествием хеттов. Хеттский царьМурсилис разрушил Вавилон и удалился, прихватив с собой золотойистукан Мардука - главное божество Вавилона. Правда, сами хетты нестали управлять Вавилоном, а спустякороткий промежуток временивообще отступили, сосредоточившись в горных крепостях Анатолии.Образовавшуюся пустоту заполниликасситы, племена, пришедшие изгорной местности Загрос (территория современного Ирана). Они основали столицу в городе Аквакуф, в

Столп Хаммурапи, на котором написан кодекс законов из 282 статей. Лувр, Париж
Столп Хаммурапи, на котором написан кодекс законов из 282 статей. Лувр, Париж
20 километрах западнее Багдада.Там до сих пор сохранился сильнопострадавший от времени и эрозиизиккурат касситов. При содействииправительства Ирака был частично реставрирован нижний уровень этойкультовой башни.

Следующими на историческую арену вышли эламиты, пришедшие сюго-востока. Они вытеснили касситов обратно в горы, в их прежние места обитания. Вероятно, именно в этот период знаменитый столп Хаммурапи был переправлен в Сузы, столицу эламитов, где в 1901 году его обнаружили французские археологи.

Тем временем на севере уже восходила звезда Ассирии. В IX веке до н. э.Салманасар III обложил Вавилон данью. Невзирая на то, что Вавилонияпотеряла независимость, сам город оставался по-прежнему важным религиозным центром. Тиглатпаласар III в 730 году до н.э. объявил, что он"завладел руками Мардука", и провозгласил себя царем Вавилона подименем Пул (в Библии Фул, см. 4 Цар. 15:19), объединив таким образомАссирию и Вавилон в единое царство.

Спустя время одним из лидеров вавилонской правящей верхушки стал

На вершине столпа сам Хаммурапи, стоящий перед своим божеством
На вершине столпа сам Хаммурапи, стоящий перед своим божеством
Мардук-апал-иддина, вождь антиассирийской коалиции, известный вБиблии под именем Меродах Валадан (см. Ис. 39:1). Его астрологи,очевидно, зафиксировали необычайное явление, когда тень от солнца возвратилась назад на расстояниедесяти лестничных ступеней, и узнали о связи этого события с чудесным исцелением от смертельной болезни иудейского царя Езекии. Меродах Валадан направил делегацию вИерусалим, чтобы более подробноразузнать о случившемся и, возможно, заручиться поддержкой Езекии вкачестве союзника для борьбы с ассирийцами (подробнее см. 4 Цар. 20).Меродах Валадан стал независимымцарем Вавилона на ранней стадии
Останки зиккурата касситов
Останки зиккурата касситов
царствования Саргона II, которыйдвинулся было на Вавилон, но потерпел поражение. Только на 12-й годсвоего правления Саргон сумел подавить сопротивление Меродаха, который был вынужден бежать в Элам.

Именно в тот самый период времени пророк Исаия произнес великоепророчество о будущем Вавилона:

"И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будетжителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там ... Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены -в увеселительных домах" (Ис. 13:19, 20, 22).

Данное пророчество было произнесено примерно в 710 году до н.э. ивскоре, казалось, нашло свое исполнение. В 700 году Вавилон воссталпротив Ассирии. Синаххериб (или Сеннахирим) подавил мятеж и воцарил в городе своего сына. Затем он построил флот, погрузил на негосвою армию и спустился вниз по Евфрату, чтобы наказать эламитов за их

Тиглатпаласар III
Тиглатпаласар III "завладел руками Мардука"
поддержку вавилонского мятежа. Однако эламиты вовсе не пришли вужас от ассирийских успехов. Совершив тактический маневр, они, всвою очередь, обошли стороной полчища Синаххериба, проникли в тылпротивника и захватили Вавилон.

В течение нескольких лет удачасопутствовала то одним, то другим,пока наконец в 689 году Синаххерибснова не завоевал Вавилон. Он был

Одно из стенобитных орудий (слева), которыми пользовались воины Синаххериба, штурмуя непокорные города
Одно из стенобитных орудий (слева), которыми пользовались воины Синаххериба, штурмуя непокорные города
настолько раздражен своими неудачами, что не только разрушил Вавилон, но и, отклонив русло Евфрата,затопил его водами реки, отчего территория разрушенного города превратилась в болото.

На скале Бариарт у источника,питающего каналы Ниневии, мстительный ассирийский монарх оставил следующую надпись:

"Я бросился вперед, подобно порыву неистовой бури, подобно ливневому граду, я смел его... Город и дома от основания до вершин я разрушил, я изничтожил, я сжег его огнем.Стену и внешнюю стену, храмы и богов, храмовые башни из земли и кирпича, все, что были там, я разбил их до основания и все сбросил в каналАракту. Посреди того города я прокопал каналы, я заполнил их водой, итем самым я разрушил самые его основания. Я добился большего разрушения, чем совершенное потопом. И чтобы в грядущие дни место того города, его храмы и богов уже никто не вспоминал, я залил его множеством воды и превратил его в пойму".

Современники Исаии, знакомые с его пророчеством, наверняка былипоражены столь точным и драматичным исполнением Божественногопредсказания. И все же час вавилонского заката тогда еще не пробил.Ожидания и надежды обиженных и униженных Вавилоном народов, возложенные на учиненную Синаххерибом расправу, не осуществились. Было суждено пройти еще долгим столетиям, прежде чем древнее пророчество нашло свое окончательное исполнение.

В 681 году до н. э. на ассирийский трон взошел сын Синаххериба

Синаххериб дважды завоевывал Вавилон
Синаххериб дважды завоевывал Вавилон
Асархаддон, начавший свое царствование... с восстановления Вавилона.Более того, он принялся восстанавливать многие храмы и в других городах Вавилонии.

В 652 году Вавилон снова восстал.

Ашшубанапал, большой любитель охоты на львов, изображен здесь вступившим в единоборство с хищником
Ашшубанапал, большой любитель охоты на львов, изображен здесь вступившим в единоборство с хищником
Ашшурбанипалу потребовалось четыре года, наполненных жестокими сражениями, чтобы подчинить бунтовщиков. Затем до 626 года последовало время неустойчивого мира, когда вавилонским троном завладела новая халдейская династия. Первым царем этой новой династии стал Набопаласар, который проложил путь к расцвету великой Ново-Вавилонской империи.

В 614 году до н. э. мидяне покорили город Ашшур (Ассур). Вследствие этого Набопаласар заключил военное соглашение с царем Мидии Киаксаром, и в 612 году обе армии совместно сначала осадили, а затем захватили некогда устрашавшую всех Ниневию. Свою победу союзники отпраздновали браком между сыном Набопаласара Набу-кудурру-усуром II, известным в Библии как Навуходоносор, и дочерью Киаксара Амитис. С тех пор Вавилон стал доминирующей силой на Древнем Востоке, над горизонтом которого уже поднималась яркая звезда Ново-Вавилонской империи.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Вавилон




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 4. Ассирия | Описание курса | 6. Ново-Вавилонская империя