Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 7: Мидо-Персидская империя

Мидяне и персы занимали восточные территории, ныне принадлежащиегосударству Иран. И мидяне, и персы, будучи народами индоевропейскогопроисхождения, переселились на упомянутые земли около 1500 года до н. э.Вероятно, их миграция была частью процесса великого переселения арийских народов (или ариев), направлявшихся с юга России в Индию. Некоторые из них двинулись через Хайберский проход (который находится натерритории Афганистана между горами хребта Сафедкоф, через него можно попасть в Пакистан или Индию, длина прохода 53 км, а ширина колеблется от 15 до 130 метров), вытесняя дравидов, коренное население Индостана, на юг, а другие повернули на запад, лишь на время задержавшись вдолине Евфрата. Вследствие того, что они были арийцами (или ариями), занятая ими страна стала называться Ариана (восточная часть иранскогоплато). Отсюда же происходит и современное название страны Иран.

Мидийцы заняли северо-восточные предгорья, и их столицей стал городЭкбатаны, современный Хамадан в Иране. Персы осели главным образомна юго-западе. А между ними на западной окраине расположились эламиты, народ семитского происхождения. Столицей эламитов были Сузы, нынешний Шуш. Когда Элам влился в состав Мидо-Персидской империи,Сузы превратились в главный столичный город.

О первоначальном периоде захвата тех земель арийцами сохранилась довольно скудная информация, так как они не имели своей собственной письменности. Первые упоминания о них находятся лишь в анналах ассирийского правителя Салманасара III, вторгшегося в Мидию в 836 году до н. э.Завоевания новых территорий продолжались и при жизни последующихассирийских царей до 715 года, когда Саргон II отправил в ссылку вождяя прошлое Урок 7мидян Дейоция вместе со всем его семейством. Все это заставило мидяносознать необходимость национального объединения, и столетие спустя,уже сплоченные, они взяли победный реванш.

Фраорт, сын Дейоция, первым выступил против персов и затем напал наНиневию. Это был очень смелый и дерзкий шаг, но мидяне оказались ещеслишком слабы для подобных военных действий. Фраорт погиб, и войскамидян были вынуждены отступить.

Киаксар, сын Фраорта, возобновил войну с персами и достиг гораздобольших успехов, развитию которых на некоторое время помешали своимвоенным вторжением в Мидию скифы. Но, согласно Геродоту, мидяне нашли оригинальный путь освобождения от завоевателей. Они пригласили"большое число скифов на пир, напоили их, а затем убили и, таким образом, восстановили свою власть и силу".

Пока мидяне разбирались со скифами, персы укрепляли и расширялисвои владения. В начале седьмого века Ахемен укрепил свою власть над эламитами, а его сын, Тэсп, отвоевал у них город Аншан. Тэсп разделил своивладения между двумя сыновьями, Ариарамом и Киром I. Мидяне, расправившись со скифами, двинулись на юг и низложили обоих сыновей Тэспа.После этого некоторое время в мидо-персидском правлении господствовали мидяне.

Наконец Киаксар почувствовал, что у него достаточно сил, чтобы подчинить своей власти Ассирийскую империю. В 614 году мидяне захватилиАшшур (или Ассур) и вступили в союз с Набопаласаром, царем Вавилона.В 612 году союзные армии нанесли мощный удар по Ниневии, приведшийэтот город к полному разрушению.

О завоевании Ассирии почти ничего не было известно до 1923 года, когда один из ученых, работавших в Британском музее, наткнулся на табличку,хранившую хронику той самой войны и даже точную дату падения Ниневии.

Тем временем Вавилон подчинил себе Месопотамию, Сирию и Палестину. Мидяне контролировали северную Ассирию и Армению. Киаксар началнападать на лидийские территории, которые относятся сегодня к западнойТурции. Во время одного из таких столкновений произошло необычное явление. Только мидяне и лидийцы сошлись в битве, как поле брани погрузилось в кромешную тьму. Противоборствующие стороны настолько испугались этого сверхъестественного проявления каких-то непонятных сил, что

Мидийские рельефы в Хамадане
Мидийские рельефы в Хамадане
тут же прекратили сражение и заключили мир. Лидийцы оставили за собойтерриторию к западу от реки Галис, протекающей через центральнуюТурцию, а мидянам отошли земли квостоку от этой реки.

Со временем стало известно, чтонеожиданно возникшая тьма была нечем иным, как солнечным затмением, которое предсказал древний астроном Таль, а современные астрономы определили его точную дату -28 мая 585 год до н. э. Позже, в томже году, Киаксар умер, и его местозанял сын Астиаг.

Подлинным основателем могущественной Мидо-Персидской империистал Кир II Великий. Более чем за 100 лет до рождения Кира библейскийпророк Исаия назвал его имя и предсказал, что Кир поможет возвращениюиудеев на свою родину. "Так говорит Господь помазаннику Своему Киру...Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня... Он построит город Мой и отпустит пленных Моих" (Ис. 45:1, 4, 13). Согласно рассказу Геродота о происхождении царя Кира, последний едва не погиб при рождении.

Мидийский царь Астиаг увидел сон, который его маги истолковалиочень печально. Они объявили, что сын его дочери отнимет у него трон.Когда дочь Астиага достигла брачного возраста, отец, вместо того чтобыобручить ее с высокопоставленным мидянином, устроил брак с Камбизом,персом невысокого социального положения. А когда она родила сына, назвав его Киром, Астиаг поручил своему доверенному слуге Харпагу убитьребенка. Харпаг, в свою очередь, перепоручил это "щекотливое" дело своему слуге, некоему бедному пастуху. Тот похитил царского ребенка и, придяк себе домой, обнаружил, что его собственная жена родила мертвого младенца. Посоветовавшись с супругой, пастух одел своего умершего ребенкав погребальную одежду и отнес мертвого младенца Харпагу, который приказал слуге похоронить его. Царского сына пастух оставил у себя и растил,как собственного.

Киру исполнилось десять лет, когда случай открыл Астиагу истинноепроисхождение мальчика. Однако теперь Астиаг не решился убить его иотправил ребенка в Персию к настоящим родителям. Прошло время, Кирвырос, собрал армию и разгромил Астиага. Теперь и мидяне, и персы подпали под власть нового царя, а произошло это в 553 году до н. э.

Кир пошел по стопам своего великого прадеда Киаксара и выступил свойсками против Лидии. В 547 году произошла битва с армией сказочнобогатого царя Лидии Креза, после которой Крез отступил и укрылся в своей столице, городе Сарды. Он намеревался возобновить войну следующей весной, но Кир оказался неожиданно у стен Сард и после короткой

Автор данных уроков с точной копией цилиндра Кира в руках
Автор данных уроков с точной копией цилиндра Кира в руках
осады ворвался в город. Теперь Кирстал властелином огромной территории. Лишь Вавилон все еще стоял напути к осуществлению его мечты посозданию самой великой и могущественной империи на всем Ближнем и Среднем Востоке.

В 540 году до н. э. Кир приступил к военным операциям против вавилонян. Набонид вернулся из Аравии, чтобы противостоять очередной угрозесвоему царству, но тут же потерпел поражение при Описе. И вот уже самВавилон подвергся осаде войсками Кира. Однако горожане чувствовали себя в полной безопасности за массивными крепостными стенами, а их царь,Валтасар, не прекращал пьяной оргии, отмечая очередной праздник. Незаметно для жителей города Кир отвел в сторону русло реки Евфрат, протекавшей через центр Вавилона, и его солдаты ворвались в беззаботную столицу, пройдя по высохшему руслу реки. Но даже этот хитроумный маневрмог бы не сработать, окажись огромные бронзовые ворота, стоявшие нарусле реки, как и положено, закрытыми. Предавшийся веселой пирушкегород позабыл о том, что надо запирать все ворота. Персидские солдаты вошли в Вавилон практически без сопротивления и, кроме убийства Валтасара, персы не учинили там никакого иного кровопролития.

Иудеи с нетерпением и трепетом наблюдали за развитием событий,ведь они признали в лице Кира исполнителя пророчеств Исаии. Как только появилась возможность, иудейские старейшины сообщили Киру о пророчестве, сделанном 160 лет назад: "Так говорит Господь помазанникуСвоему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы,и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и воротане затворялись" (Ис. 45:1). Кир был потрясен особой сверхъестественнойточностью исполнения пророчества, упомянувшего даже незапертые ворота. Но пророк сказал еще и об ответственности, возлагаемой на Кира.Господь Бог "говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Моюи скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" - и храму: "ты будешь основан!"" (Ис. 44:28).

Услышав такое, великий победитель принял решение исполнить своепредназначение. Историк Иосиф Флавий писал: "Когда Кир прочитал это,он пришел в восхищение от Божественной силы, и им овладело искреннеежелание и стремление исполнить предначертанное. Он созвал самых именитых иудеев, бывших тогда в Вавилоне, и объявил им, что предоставляетих народу возможность вернуться на родину и вновь отстроить город Иерусалим".

Библейское повествование гласит:

"В первый год Кира, царя Персидского ... возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словеснои письменно: "так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли далмне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его сним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа,Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме"" (Езд. 1:1-3).

Вдохновленный Божественным словом, Кир Великий решил помочь идругим народам, подвергшимся насильственному переселению со сторонывавилонян. Об этом можно прочитать на глиняном цилиндре (высотой 23сантиметра, найденном в Вавилоне и хранящимся в Британском музее):"Без какого бы то ни было сражения Он дал ему войти в город Вавилон, избавляя Вавилон от бедствия. Он предал в его руки Набонида, царя, не поклонившегося ему... Я Кир, царь мира, великий царь, законный царь, царьВавилона... Все цари всего мира... приносили большую дань и целовалимои ноги в Вавилоне... Я вернул им их священные города по другую сторону Тигра, а также их святилища, пребывавшие в руинах долгое время...Я собрал всех их жителей и возвратил их в места прежнего жительства".

Подчинив себе многие западные территории, Кир II вознамерился расширить империю и на восток, но его планы оказались не осуществлены доконца. Их прервала внезапная смерть императора, которая произошла придостаточно необычных обстоятельствах. Это случилось, как рассказываетГеродот, во время войны Кира против массагетов (собирательное название

Колонны дворца в Пасаргадах
Колонны дворца в Пасаргадах
кочевых и других племен Закаспия и Приаралья), которыми правила и сама же водила в бой царица Томирь. В одном из столкновений с персамибыл разбит отряд массагетов, и в плен попал сам сын царицы. Когда этановость дошла до Томири, она направила Киру вызывающе оскорбительное послание.

"Верни мне сына, - потребовала она, - и убирайся вон из моей страны, пока цел... Если не послушаешься, клянусь солнцем - нашим господином, я дам тебе крови больше, чем тысможешь выпить". Кир проигнорировал ультиматум. Началась жестокаябитва, в которой персы потерпелипоражение, а Кир был убит.

Далее Геродот пишет: "После сражения Томирь приказала искать среди убитых персов тело Кира и, когданашла, бросила голову Кира в кожаный мех, наполненный человеческойкровью, и выкрикнула: "Вот видишь, я исполнила свою клятву: я залила тебякровью"". Следует отметить, что даже сам Геродот выражает некоторое сомнение по поводу подлинности данной истории. Тем не менее совершенноточно известно, что Кир погиб в сражении на востоке в 530 году до н. э., аего трон занял сын Камбиз.

Кир Великий был похоронен в городе Пасаргады, в своей главной резиденции. Сегодня от этого города осталось совсем немного, но гробница Кира все еще стоит на том же месте, хотя и без праха монарха.

В 525 году до н. э. Камбиз вторгся в Египет и, по сообщениям Геродота,учинил много зверств по отношению к египтянам и их религии. Он предалсмерти многих известных людей Египта, зарезал священного быка Аписа иподверг осквернению несколько мумий. Однако некоторые историки отрицают факты подобных злодеяний, указывая на то, что персы относились кпобежденным народам и их религиям с достаточной терпимостью и уважением.

Покидая Персию и направляясь в Египет, где Камбиз провел три года, он

Гробница Кира в Пасаргадах
Гробница Кира в Пасаргадах
решил предотвратить возможный дворцовый переворот. Камбиз умертвилсвоего "слишком популярного" среди персов брата Бардия, которого Геродот называл Смердисом. Большинствоперсов осталось пребывать в неведении по поводу гибели Смердиса. Тогда один из дворцовых магов, которогозвали Гаумата, судя по всему, внешнепохожий на Смердиса, решил воспользоваться случаем, захватил трон иобъявил себя подлинным Смердисом.
Фотографирование клинописи на отвесной Бехистунской скале - довольно опасное дело
Фотографирование клинописи на отвесной Бехистунской скале - довольно опасное дело
Его поддержали некоторые высокопоставленные персы, включая Дария,сына Гистаспа, принадлежавшего к династии Ахеменидов. Оказавшим поддержку вельможам было известно, чтоони встали на сторону лже-Смердиса,но в сокрытии истины они усматривали свой интерес. Камбиз находился вСирии, когда до него дошли вести озахвате трона, но он вскоре загадочноумер. Причина его смерти до сих поростается тайной и темой для споровученых и историков.

Лже-Смердис пробыл у власти лишьшесть месяцев. В период его правления противники иудеев, восстанавливавших храм, часто жаловались персидскому царю на то, что, дескать, ведутсяопасные для империи строительные работы. Тогда лже-Смердис, названныйв Библии Артаксерксом, приказал прекратить восстановительные работы вИерусалиме (см. Езд. 4:17-22).

В сентябре 522 года до н. э. Дарий, при поддержке других заговорщиков,решил занять персидский трон. Его сторонники неожиданно ворвались вцарский гарем и, умертвив лже-Смердиса, провозгласили Дария законным

Дарий построил новую столицу - Персеполь
Дарий построил новую столицу - Персеполь
царем.Надо сказать, что и для Дария тоже не все складывалось благополучно. Дворцовый переворот послужил сигналом к началу мятежей среди техплемен, которые ранее безоговорочно подчинялись персам. В течение последующих двух лет Дарию пришлось вести войны против непокорныхвождей. Вместе с тем именно в этих сражениях он заработал себе титулДария Великого. К тому времени, когда он наконец усмирил всех бунтовщиков, уже были готовы описания его подвигов, выполненные на скальнойповерхности в горах Загроса, близ деревни Биситун. Это место известноеще как скала Бехистун, и именно этинадписи послужили для ученых своегорода ключом для чтения ассирийскогоклинописного шрифта.

Кадет Генри Роулинсон отправилсяв Индию в 1827 году в период ист-индийской кампании. Шестью годамипозже его вместе с другими офицерами командировали в Персию для проведения реорганизации войск шаха.

Колонны Персеполя
Колонны Персеполя
Во время своего пребывания там онзаинтересовался надписями близ Биситуна и за два года скопировал большую их часть. Надо сказать, что этобыло совсем не легким делом. Послетого, как писцы Дария отшлифовалиповерхность скалы и сделали надписи, они оставили под ними лишь узкий выступ. Всю поверхность скалыниже, до самого подножия горы, срубили вертикально. Поэтому Роулинсону для копирования надписей приходилось спускаться к ним на длинныхверевках, закрепленных на самой вершине горы.

В 1840 году Генри Роулинсона направили на дипломатическую работу вКандагар, в Афганистане, а затем и в Багдад. Пребывание там позволилоему завершить копирование оставшихся надписей Биситуна и посвятитьзначительную часть свободного времени переводу текста копий. Преждевсего Роулинсон идентифицировал имя "Дарий" и некоторые другие именацарского семейства, опираясь на свое прекрасное знание персидского языка. Начав с имен, он перешел к переводу уже самого персидского текста.Затем, сравнивая персидское описание с таким же описанием на ассирийском и эламитском языках, он сумел к 1846 году завершить работу и представить перед Королевским азиатским обществом точную копию самихнадписей и их перевод на английском языке.

Однако тут же появились и скептики, выразившие сомнения в правильности перевода текстов с таким необычным и сложным по их мнениюшрифтом. Критика оказалась столь шумной, что Королевское азиатское

Этот грифон некогда украшал верхушку одной из колонн
Этот грифон некогда украшал верхушку одной из колонн
общество пошло на беспрецедентный шаг. Его представители сделаликопии недавно обнаруженной клинописи и разослали экземпляры текста каждому из четырех ученых, которые считались корифеями в прочтении клинописей, с просьбой выполнить перевод, запечатать его в пакет и отослать обратно в общество.Все четверо, Роулинсон, Тэлбот,Хинкс и Опперт, выполнили просьбу,и спустя время все четыре пакетавернулись в общество, а затем присвидетелях состоялось прочтение переводов. Выяснилось, что данная клинопись являлась некой записью ассирийского царя Тиглатпаласара, а все
На улицах Персеполя
На улицах Персеполя
четыре перевода практически не имели расхождений. Так была поставленаточка в споре, и с тех пор клинописные тексты остаются для ученых открытой книгой.

Дарий приступил к расширению мидо-персидских владений, стремясьпревзойти все предыдущие империи. На востоке его рубежи дошли до долины реки Инд в Индии. На западе его войска заняли Македонию в северной Греции. Следующим шагом должен был стать захват всей Греции.Дарий попытался это сделать дважды в 492 и 490 годах, но оба его походапотерпели неудачу. При подготовке к третьей экспедиции в Грецию в486 году до н. э. он неожиданно умер.

Большинство персов приняли и следовали учению Зороастра, жившегоза 200 лет до Дария. Зороастр поклонялся таким стихиям, как огонь, вода иземля, и поэтому приверженцы зороастризма должны были избегать осквернения этих трех стихий телами умерших. Иными словами, они отказались от практики погребения или кремации. Единственно возможный видпохорон заключался в том, чтобы просто оставлять лишенный одежды труп

"Башня молчания" в Калькутте
хищным животным и птицам. Когда в VII веке н. э. нашествие арабов привело персов к вынужденному принятию религии Мухаммеда, одни покорилисьей, а другие бежали в Индию, где могли и дальше исповедовать учение Зороастра. В Индии и поныне проживают большие диаспоры персов. В Пуне,Бомбее, Калькутте существуют "Башни молчания", в которых умерших оставляют на съедение плотоядным животным.

Зороастр основал философскуюшколу. Его последователей называлииногда "мудрецами" ("магами" или"волхвами"). Любопытно, что "мудрецы с востока", пришедшие поздравитьМарию и Иосифа с рождением Иисуса,были, как сказано в Библии, волхвами. В последующие годы зороастризмвключил в себя поклонение богу

Вход во дворец охраняли могучие крылатые быки, выполненные в ассирийском стиле
Вход во дворец охраняли могучие крылатые быки, выполненные в ассирийском стиле
Митре, что нашло своеобразное продолжение и в христианстве. Деньрождения Митры праздновался 25 декабря, когда начиналось первое заметное увеличение продолжительности дня. Эту же дату позднее принялаи западная христианская Церковь какдень рождения Христа.

Дарий сделал зороастризм государственной религией, но вместе с тем продолжал традиционную персидскуюполитику терпимости по отношению к религиям завоеванных народов.В Египте в оазисе Харга он построил храм Амону и поддерживал средствами храм в Эдфу. Он сохранил данные еще Киром в 519 году до н. э. привилегии святилищам греков, а также отменил запрет лже-Смердиса на строительство иудеями храма в Иерусалиме. В его указе говорилось:

"И от меня дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: изимущества царского - из заречной подати - немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась ... Мною же дается повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынутобревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то

Современные иранские школьницы на экскурсии в Персеполе
Современные иранские школьницы на экскурсии в Персеполе
будет обращен в развалины... Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно вточности исполняемо" (Езд. 6:8-12).

Дарий давно мечтал о созданииважного представительского персидского центра, и он построил величественный город, который известен сегодня как Персеполь или Город Персов. Сам Дарий редко бывал в этомгороде, считая более удобным своепребывание в мидийских Экбатанахили эламитских Сузах. И все же Персеполь оставался гордостью персов, идаже сегодня он почитается жемчужиной среди руин Древнего Востока.

После смерти Дария в 486 году до н. э.

В 4 км от Персеполя сохранился священный огненный жертвенник
В 4 км от Персеполя сохранился священный огненный жертвенник
на трон взошел его сын Хашьярш.В библейские времена он был еще известен как Ахашверош, а греки называлиего Ксерксом. Ему пришлось иметь дело с целым рядом мятежей. Ксеркс подавил бунт в Египте, а после волнений вВавилоне в 480 году до н. э. стер с лицаземли его городские стены, дворцы ихрамы.

Однако главной целью Ксеркса, несомненно, было завоевание Греции, которое так и не удалось осуществить его отцу. В 483 году он начал готовитьсяк очередной военной кампании и, очевидно, с целью получения наибольшейподдержки со стороны многочисленных князей и полководцев Ксеркс устроил роскошный пир в своем дворце в Сузах, длившийся 180 дней. На этомпире произошло необычайное событие. Библия повествует:

"В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал ...чтобы они привели царицу Астинь пред лицо царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она былаочень красива" (Есф. 1:10, 11).

Подобное требование выходило за все рамки приличий, являясь грубымнарушением правил поведения восточной женщины. Желание такого родавряд ли пришло в голову царю, не будь он крайне пьян. Прекрасная царица

Сын Дария Ксеркс, именуемый в русской Библии Артаксерксом, стоит за спиной отца
Сын Дария Ксеркс, именуемый в русской Библии Артаксерксом, стоит за спиной отца
была шокирована нелепым приказом. "Царица Астинь не захотела прийтипо приказанию царя, объявленному чрез евнухов" (Есф. 1:12).

Неожиданно для себя царь оказался перед затруднительным выбором.Окружавшая его знать сочла отказцарицы за вызов, брошенный такжеи их авторитету. Царю сразу же посоветовали лишить Астинь царскогодостоинства и короновать другуюцарицу. Ксеркс последовал их совету.Вскоре повсюду был организован поиск красивых девушек, которых доставляли в Сузы, чтобы из их числаКсеркс мог выбрать себе новую царицу.

Тем временем полным ходом ужешла подготовка к военной кампании в

Древние Сузы. Здесь находился царский дворец
Древние Сузы. Здесь находился царский дворец
Греции. По сообщениям Геродота персидская армия насчитывала 5 283 320воинов, без учета женщин-поваров исолдатских женщин. Все они выступили из города Сарды весной 480 года до н. э.

Пролив Геллеспонт (нынешниеДарданеллы) был пересечен по возведенному инженерами Ксеркса понтонному мосту. Первый построенный ими мост снес шторм. Это привелоКсеркса в такую ярость, что он приказал дать водам Геллеспонта тристаплетей. Второй мост выдержал все нагрузки, и громадная армия спокойнопреодолела пролив.

В Фермопилах, узком горном проходе, захватчиков встретил отряд храбрецов-защитников во главе с царем Спарты Леонидом, армия которого насчитывала всего 7 000 человек. Они героически оборонялись, и если бы не

Библия упоминает
Библия упоминает "мраморные колонны" царского дворца в Сузах (Есф. 1:6). Одна из них стоит там до сих пор
предатель, проведший отряд персов по горной тропинке в тыл царя Леонида, то спартанцы могли бы удерживать силы захватчиков в районе этой бухты в течение долгого времени. Для отражения удара Леонид разделил своевойско, оставив для обороны горного проходалишь 1 400 человек. Спартанцы бились допоследнего воина. Сам Леонид пал в гуще сражения. По приказу Ксеркса тело Леонида былообезглавлено и насажено на кол.

Затем Ксеркс двинулся к Афинам и обнаружил, что греки ушли на Пелопонесский полуостров. Город оказался совершенно пуст, за исключением горстки отчаянных храбрецов, оставшихся защищать Акрополь.

Персы взяли Акрополь штурмом, убили егозащитников, вынесли из храма все сокровищаи сожгли все, что только могло гореть.

И все же персидские войска, непобедимыена суше, тут же потерпели поражение на море.Греческие корабли одержали неожиданную победу в битве близ острова Саламина, и Ксерксупришлось отступить. Армия, оставленная им в Греции, была разбита наследующий год в сражении при Платеях. Так окончательно развеялась мечта персов о завоевании Греции.

Вернувшись домой, Ксеркс занялся домашними делами, важнейшим изкоторых стал поиск новой царицы. Его выбор пал на красавицу Есфирь,при этом царь не знал, что она еврейка. Царица была коронована в январе479 года до н. э., а пятью годами позже она оказалась вовлечена в драматическую историю.

Ксеркс назначил Амана, Вугеянина, советником с весьма широкими полномочиями. Всем жителям империи вменялось в обязанность падать ницперед проходящим мимо Аманом. Надо сказать, что сами персы не виделив таких почестях ничего предосудительного. Однако один из именитыхграждан Суз, которого звали Мардохей (он был иудеем) отказался простираться ниц перед Аманом, считая подобное оказание чести человеку своегорода идолопоклонством. Аман, узнав об этом, разумеется, пришел в негодование и, считая ниже своего достоинства наказывать лишь одного Мардохея, убедил царя издать указ об уничтожении всех иудеев в империи.

Мардохей же оказался родственником Есфири, и он объяснил царице,что несущий смерть указ царя распространяется прежде всего на них. Мардохей посоветовал Есфири походатайствовать перед царем за иудеев. Царица прекрасно понимала, что подобная попытка также смертельно опасна,ведь к царю запрещалось приходить без приглашения. Всякий незваныйгость мог быть тут же предан смерти, если только правитель не простиралнавстречу пришедшему свой скипетр, показывая тем самым свое благоволение и согласие принять посетителя. Невзирая на опасность, Есфирь решилась идти к царю, сказав: "Если погибнуть - погибну" (Есф. 4:16).

Через три дня Есфирь, надев пышный царский наряд, вошла во внутренний двор дома Ксеркса. Наступил критический момент. Но "когда царьувидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его.И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его...И сказал ей царь: что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя? Даже дополуцарства будет дано тебе", - великодушно молвил грозный властелин(Есф. 5:1, 2, 3).

Есфирь любезно пригласила царя и Амана на пир, который она приготовила для них. Царь с удовольствием согласился и во время застолья вновьподтвердил свое предложение отдать царице "до полуцарства". Но Есфирьвсего лишь попросила Ксеркса и Амана снова прийти на пир на следующийдень.

Веселье в царском гареме, конечно, льстило Аману. Но по пути домой онснова натолкнулся на Мардохея, который опять не пал ниц перед ним.Ярость Амана нарастала, и он приказал воздвигнуть виселицу, на которойнамеревался повесить Мардохея. Рано утром следующего дня он отправился во дворец просить царя дать разрешение повесить Мардохея.

В эту ночь царю не спалось, и, чтобы скоротать бессонные часы, он приказал придворному летописцу читать ему книгу дворцовых хроник. Средипрочих записей слуга прочитал о том, как однажды двое придворных задумали убить его, Ксеркса. Но случилось так, что некто Мардохей услышалоб их намерениях и доложил Есфири о готовящемся покушении, после чего обоих заговорщиков казнили. "Какая дана почесть и отличие Мардохеюза это?" - спросил царь своего слугу. "Ничего не сделано ему", - ответилчтец (Есф. 6:3).

В это же время во внутренний дом царского дворца явился Аман. Послепозволения войти монарх спросил его: "Что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью?" Аман, полагая, что царь желаетпочтить его, тут же предложил: "Тому человеку, которого царь хочет отличить почестью, пусть принесут одеяние царское, в которое одевается царь,

Александр Великий разгромил Дария III в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э.
Александр Великий разгромил Дария III в битве при Гавгамелах в 331 году до н. э.
и приведут коня, на котором ездит царь, возложат царский венец на голову его ... и выведут его на коне на городскую площадь, и провозгласят предним: "так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью!"" (Есф. 6:7-9).

Несчастный Аман совершенно не догадывался, что его ожидает впереди.

Гробница Есфири и Мардохея в Хамадане
Гробница Есфири и Мардохея в Хамадане
Во время пира у Есфири царь снова спросил ее о том, чего же она большевсего желает. Тогда Есфирь сказала: "Если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, пожеланию моему, и народ мой, попросьбе моей! Ибо проданы мы, я инарод мой, на истребление, убиение ипогибель".

Потрясенный тем, что, сам того не ведая, Ксеркс подписал указ о смерти царицы, он встал со своего ложа и вышел в сад при дворце. Аман же, сознавая, что его план провалился, припал к ложу царицы и, ухватившись за края ее одежд, стал умолять о милости. В этот момент, немного успокоившись, в зал вернулся царь. Увидев Амана близ царицы, он снова вышел из себя: "Даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!" В то же мгновение один из слуг царя решил, что настал подходящий момент, и напомнил своему господину о возведенной для кого-то виселице во дворе дома Амана.

"Повесьте его на ней", - приказал Ксеркс (см. Есф. 7:3-9).

Так Есфирь и иудеи всей империи были спасены от гибели. Современные

Иудейский смотритель саркофагов Есфири и Мардохея
Иудейский смотритель саркофагов Есфири и Мардохея
евреи во всем мире еще и сегодня отмечают праздник Пурим, в память о том самом избавлении от смерти. А вот Ксеркс оказался не так удачлив. В 465 году он был убит своим новым визирем Артабаном, а его сын Артаксеркс принял корону. Через несколько месяцев Артаксеркс отомстил за смерть отца, убив Артабана в рукопашной схватке, происшедшей прямо во дворце.

Артаксеркс стал последним великим персидским царем. После него было еще несколько, но уже более слабых правителей. В 333 году Александр Македонский переправился через Геллеспонт и нанес поражение Дарию III.

Двумя годами позже Дарий был снова побежден Александром и вскоре после этого убит своим военачальником. А Мидо-Персия вошла в состав империи Александра Македонского.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Мидо-Персидская империя




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 6. Ново-Вавилонская империя | Описание курса | 8. Шумеры