Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 9: Петра

Сегодня город Петру нередко называют "розово-красным городом, которыйлишь наполовину младше самого времени". Путешественники, посетившие его,возвращаются с яркими впечатлениями от увиденных гробниц и храмов. Римские историки, упоминая этот "сказочный" город, с восхищением описывалиего богатство и прекрасную архитектуру. Но около 1200 года н. э. жившие вПетре люди покинули этот город, и о нем все забыли. О его существовании,конечно, помнили, но место расположения не знал никто. Город Петра числился

В Ватиканской библиотеке хранятся тексты времен набатейского царя Ареты, правившего в Петре и упомянутого в Библии (см. 2 Кор. 11:32)
В Ватиканской библиотеке хранятся тексты времен набатейского царя Ареты, правившего в Петре и упомянутого в Библии (см. 2 Кор. 11:32)
без вести пропавшим вплоть до 1812 года.

Открытие многих тайн и загадок Африки обычно связывают с именем известного английского путешественника, исследователя и миссионера Давида Ливингстона. Изданные им книги о своих приключениях в Африке и составленныеим карты вызвали всемирный интерес к Черному континенту. Но тридцатью годами ранее другой исследователь этих таинственных мест уже делал свои удивительные открытия.

Иоганн Людвиг Буркхардт родился в Лозанне, в Швейцарии, 24 ноября 1784года. Он получил образование в Германии, а в 1806 году отправился в Англию,где три года проучился в Кембридже. В 1809 году Буркхардт получил от Африканской Ассоциации в Англии предложение заняться исследованием южныхрайонов Сахары. Подобные экспедиции были достаточно опасными, но ищущий приключений молодой человек не колеблясь принял предложение.

Поскольку в тех районах, где предстояло работать Буркхардту, царили строгиенормы исламской веры, Ассоциация направила его сначала в Сирию - приспособиться к жизни среди мусульман, выучить арабский язык и познакомиться сместной религией. Иоганн Буркхардт сделал больше, чем требовалось. Он настолько хорошо выучил арабский язык, что арабы не узнавали в нем иностранца.Он так основательно ознакомился с Кораном, что без труда вел теологическиедискуссии с мусульманскими богословами. Есть основания полагать, что он даже принял ислам. По крайней мере, намизвестно, что несколькими годами позже он совершил паломничество в Мекку. Подобное посещение святынь ислама, несомненно, стоило бы ему жизни,не будь он мусульманином. Разумеется,

Человек на скале указывает рукой на вершину горы Ор, где находится гробница Аарона
Человек на скале указывает рукой на вершину горы Ор, где находится гробница Аарона
он носил арабскую одежду и жил подименем Шейх Ибрахим ибн Абдулла.

В 1812 году Буркхардт был готов отправиться в Африку и отбыл в Каир, гденамеревался присоединиться к каравану, шедшему на юг. Однако ему не былосуждено добраться до конечного пункта. Ожидая прибытия каравана для перехода через Сахару, Буркхардт умер в Каире в 1818 году в возрасте 33 лет. Однакоранее, по пути из Дамаска в Каир, он успел совершить потрясающее открытие.Во время своего пребывания в Сирии Буркхардт впервые увидел Хаматские камни, о которых мы сообщали в уроке, посвященном истории хеттов. Он рассказалоб этих камнях в своих воспоминаниях, опубликованных Лондонской Африканской Ассоциацией в 1822 году, через пять лет после смерти их автора.

Направляясь в Египет, Буркхардт решил двинуться дорогой, проходившей черезАкабу, близ Красного моря. Его сопровождал хорошо знавший местность проводник. В дороге этот проводник заговорил о странном пустынном городе, укрытом вскалистом районе близ Вади Муса. Буркхардт сразу же выразил желание увидетьтаинственный город, но проводник заявил, что это в стороне от их пути, и, крометого, идти туда довольно опасно. Буркхардт понял, что, настаивая на путешествиик Вади Муса, он вызовет подозрение, и решил прибегнуть к хитроумному плану.

Стрелка указывает на место, где начинается незаметный издали горный проход Сик
Стрелка указывает на место, где начинается незаметный издали горный проход Сик
Он знал, что Вади Муса находится недалеко от горы Ор, где когда-то был погребенАарон, а его могила отмечена небольшой мусульманской гробницей, ставшей местом поклонения. Среди мусульман бытовал обычай давать клятву о принесении вжертву козла, находясь в пределах видимости этой святыни на горе Ор. В своихвоспоминаниях Буркхардт писал: "Я притворился, будто дал клятву заколоть козлав честь Харуна (Аарона), могила которого, как мне было известно, находилась накраю долины. Я подумал, что благодаря такой уловке смогу увидеть по дороге кгробнице ту самую долину. Мой проводник не смог мне никак возразить. Страхотказать мне и тем самым навлечь на себя гнев Аарона заставил его замолчать".

Местные крестьяне отвели Буркхардтак источнику Аин Муса. Там ему весьманастойчиво порекомендовали исполнитьсвою клятву, поскольку гробница, хотя инаходилась на значительном расстоянии,все же была оттуда видна. Подобравшисьстоль близко к цели своих поисков, Буркхардт никак не желал упустить выпавшую возможность и набожно объявил,что его посвящение не позволяет емуприбегать к такой упрощенной формеобряда, подразумевающей наименьшую

Высохшее русло потока Вади Муса ведет к проходу Сик
Высохшее русло потока Вади Муса ведет к проходу Сик
затрату времени и сил. В деревне Эльджион нанял местного жителя, который согласился довести его до гробницы и донести туда козла для жертвоприношения. Двигаясь ко входу в долину, Буркхардт отметил, что здесь начались искомые древности. Однако он не посмел останавливаться и исследовать увиденное, опасаясь вызвать у спутника подозрения своимнеобычным поведением. Пройдя наконец через коридор горной расселины Сик,они вышли в долину, и Буркхардт остановился, не зная, верить ли своим глазам.До сегодняшнего дня неизвестно, как ему удалось тогда же осмотреть некоторыечасти Петры, о которых позже он сделал записи. Но, когда он направился было кхраму, проводник заявил, что своим поведением странный паломник напоминаетохотника за сокровищами, и пригрозил ему ружьем. Буркхардт спешно принес вжертву козла, и они вернулись в деревню, когда уже почти стемнело. Ученыйбольше не видел древних развалин, но и увиденного оказалось вполне достаточным, чтобы известить весь мир о находке легендарной Петры.

История этого удивительного городаявляется чрезвычайно интересной нетолько потому, что уходит далеко в прошлое, но и потому, что она связана сбиблейским повествованием.

У Исаака, сына Авраама, было двоесыновей: Иаков и Исав. Об обстоятельствах их рождения подробно повествуется в Библии, а также проливается свет на

За этими скалами скрывается легендарный город
За этими скалами скрывается легендарный город
последующую историю отношений двухбратьев. В 25-й главе Книги Бытие находим следующее:

"И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, иона сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут изутробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служитьменьшему. И настало время родить ей: и вот, близнецы в утробе ее. Первый вышелкрасный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его,держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков" (Быт. 25:21-26).

Значимость этой истории становится еще более очевидной, если прочитать еена еврейском языке, языке оригинала. Тогда сразу же проявляются важные детали.

На еврейском языке имя "Иаков" означает "хватающий за пяту", выражение, которое используется применительно к человеку, занимающему хитростью чье-то место, или обманщику. Это имя очень хорошо подходило Иакову,поскольку он действительно не раз прибегал к хитроумному обману. ПозжеИсав жаловался на своего брата, что "он запнул меня (т. е. поступил как "иаков") уже два раза…" (Быт. 27:36).

Необычный внешний вид старшего

Таинственный вход. Высота скал по обеим сторонам достигает 100 метров
Таинственный вход. Высота скал по обеим сторонам достигает 100 метров
брата, Исава, обусловлен так называемым гипертрихозом. Такой диагноз ставится детям, которые при рождении обладают избыточным ростом волос. Вслучае с Исавом данный физическийфеномен проявился особенно явно.Впоследствии Исав и его увеличивающееся семейство заняли для проживания "страну Сеир" (см. Быт. 36:8), названную так, вероятно, по имени самогоИсава. Такой вывод напрашивается из-затого, что слово "сеир" означает волосатый, косматый и применяется в еврейском языке по отношению к козлу. Очевидно, Исав был чрезвычайно волосат,настолько, что его кожа напоминала собой шкуру животного.

Кроме того, кожа Исава имела красноватый оттенок. Для обозначения красного цвета в еврейском языке используется слово "адмони", которое происходит от слова "Адам". Исав получил ивторое имя: Едом, которое также является производным от имени Адама. Онслыл большим любителем красной чечевицы, что, вероятно, также повлияло навыбор его второго имени (см. Быт. 25:30). Потомков Исава стали называть едомлянами, или идумеями (см. Быт. 36:9).

По мере того, как братья подрастали, развивались и их характеры. Хотя онибыли близнецами (или, скорее, двойняшками, ибо внешне они не походили друг

Стены коридора длиной 1,5 км местами почти смыкаются
Стены коридора длиной 1,5 км местами почти смыкаются
на друга), их наклонности очень различались. "Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким,живущим в шатрах" (Быт. 25:27). К сожалению, родители выказывали явныепредпочтения в отношениях с сыновьями. "Исаак любил Исава, потому чтодичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова" (Быт. 25:28).

Иаков был весьма склонен к религиозному восприятию мира, Исав же рос свободным от духовных исканий и был просто одержим добыванием дичи. Однажды,после трудного дня, проведенного на охоте, он вернулся домой необычайно голодным и нашел своего брата готовящим какое-то блюдо из красной чечевицы. Исавпопросил Иакова отдать ему эту только что приготовленную пищу. Иаков, заметив, что его брат безумно хочет есть, решил, что настал подходящий момент длязаключения выгодной сделки, которая, как ему казалось, принесет ему духовныепривилегия. "Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал:вот, я умираю, что мне в этом первородстве?" (Быт. 25:31). В древности на Востокепервородный наследник обычно, кроме права на духовное главенство в семействе,

В конце прохода Сик перед Буркхардтом открылось потрясающее зрелище
В конце прохода Сик перед Буркхардтом открылось потрясающее зрелище
получал и двойную долю имущества отца. Однако эта практика не была повсеместной. Возможно, в данном случае первородство также не сулило Исаву материальных выгод, в силу чего он с легкостью был готов с ним расстаться.

Прошло время, и престарелый Исаак ослеп. Чувствуя, что может скоро умереть (хотя это произошло лишь 43 года спустя), он решил призвать своего старшего сына Исава и даровать ему традиционное благословение семьи. Но преждеИсаак попросил Исава взять свой охотничий лук и отправиться на охоту за дичью, поскольку старцу очень нравилась вкусно приготовленная пища старшегосына. Исав послушно снарядился и отправился на охоту.

Между тем Ревекка, жена Исаака, оказалась свидетельницей этого разговора отца с сыном. Помня о пророчестве, прозвучавшем перед рождением ее сыновей, ииспытывая гораздо большее расположение к младшему сыну, Иакову, она решилавзять инициативу в собственные руки, чтобы скорректировать дальнейший ходсобытий и тем самым "помочь" исполнению пророчества. Едва Исав отправилсяна поиски дичи, Ревекка позвала Иакова и приказала ему зарезать двух козлят,приготовить кушанье для отца и явиться к нему под видом Исава. Такой дерзкийплан смутил даже хитроумного Иакова, который пытался возразить матери, указывая на то, что он в отличие от Исава не так космат и отец быстро обнаружитподвох. Но Ревекка, кажется, предусмотрела все. Она посоветовала Иакову закрепить у себя на руках и шее части невыделанной кожи козленка, если отец вдругдотронется до него. Волевая мать настояла на своем плане, впрочем, и сам Иаков

Римский театр Петры, вмещавший не менее 2 000 зрителей
Римский театр Петры, вмещавший не менее 2 000 зрителей
вовсе не был против получения пользы от отцовского благословения.

Он зарезал двух козлят и, представившись отцу Исавом, служил ему во времятрапезы. В какой-то момент у слепого старца возникли подозрения, но, коснувшись рук Иакова, он уверился, что перед ним все же Исав, после чего и былипроизнесены слова отцовского благословения.

Когда подлинный Исав вернулся с добытой дичью, обман, имевший место вего отсутствие, открылся, и он пришел в неистовое возмущение. Он решилубить Иакова, как только умрет отец. Во избежание такой развязки Ревекка отсылает Иакова к своим родственникам, в город Харран, находившийся на расстоянии 800 километров от тех мест, где жила семья Исаака. Иаков провел тампоследующие 20 лет своей жизни.

Вполне вероятно, что именно в тот период времени Исав также отделился от

Гробницы Петры
Гробницы Петры
родительского дома и осел со своей растущей семьей в тех местах, где позже появится город Петра. Желая вернуться в родные места, "послал Иаков пред собоювестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом" (Быт. 32:3). Вестники вернулись с тревожной новостью: "Мы ходили к брату твоему Исаву; онидет навстречу тебе, и с ним четыреста человек" (Быт. 32:6). Стало ясно, чтоИсав решил свести старые счеты, и для Иакова, очевидно, близится день расплаты за былые неблаговидные поступки.

Иаков, конечно же, устрашился предстоящей встречи. Он решил принять всевозможные меры, чтобы не допустить трагической развязки. Прежде всего он направил навстречу Исаву богатые подарки. Несомненно, таким образом он надеялся усмирить гнев брата и продемонстрировать, чтоон вовсе не претендует на какое бы то ни было семейное наследство. Дары послужили свидетельством благосостояния, в котором жил Иаков. Еще одна мера предосторожности состояла в том, чтоИаков разделил всех своих родственников и другихлюдей, шедших с ним, на группы. В случае гибелиодной из них у других оставался шанс спастись.

В-третьих, и это самое важное, Иаков решил в

Римская дорога. Между колоннами располагались торговые лавки
Римская дорога. Между колоннами располагались торговые лавки
молитве обратиться с раскаянием к Богу, прося приэтом о защите своего семейства. С глубокой болью вдуше он ясно сознавал, что из-за совершенныхпрежде прегрешений вовсе не заслуживает внимания или заботы со стороны Господа. Ведь это егособственные жадность и обман довели Исава докрайнего возмущения. Однако, к счастью, наш Господь и Творец не помнит зла. В Библии Он открывается нам как Тот, Кто "не побеззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам" (Пс. 102:10).Искреннее покаяние Иакова было принято и совершённые грехи прощены. Вовремя молитвы Иакову явился ангел Божий и спросил его имя. "Иаков", - разумеется, последовал ответ, который напомнил ему о прошлых грехах, о том, что он обманщик. Затем он получает заверение, что небо принимает его покаяние и признает происшедшие в нем перемены к лучшему. Ангел сказал ему: "Отныне имя тебебудет не Иаков [т. е. обманщик], а Израиль" (Быт. 32:28, см. также Быт. 32:22-29).
Мозаичные изображения Петры
Мозаичные изображения Петры
Мозаичные изображения Петры
"Израиль" означает "старающийся с Богом", "прилагающий усилия с Богом", илидаже "борющийся с Богом". Это подразумевало, что Бог с благоволением принялпокаяние Иакова, сделав двенадцать сыновей Иакова прародителями двенадцатиколен (или племен) Израиля.

Описываемые события происходилиу потока Иавок. Чтобы достигнуть этого места, современным туристам следует отправиться из Аммана, столицы современной Иордании, до Джараша,примерно тридцать пять километров насевер. Двигаясь вначале по плоскогорью, путешественники затем достигаютвхода в глубокое ущелье. Далее путь лежит вниз более чем на 600 метров по узкой вьющейся дороге через теснину, иуже на самом дне ущелья можно видеть бегущий ручей. Это и есть тот самыйпоток Иавок, на берегу которого в тревожном ожидании когда-то пребывалИаков. Ночью в одиночестве близ бегущего меж скал ручья он молился, зная,что утром его встретит Исав с отрядом хорошо вооруженных людей, чтобывзять реванш за старую обиду.

Как мы уже отметили ранее, молитва покаяния Иакова была услышана, ина нее был дан вдохновляющий ответ. История завершается неожиданнымпримирением двух братьев и их скорым сердечным расставанием. Библиясообщает нам: "И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир"(Быт. 33:16).

При этом в Библии не упоминается, остался ли Исав жить непосредственно вдолине Петры или осел где-то поблизости. Ясно лишь одно - его потомки заняли эту местность основательно и надолго. Поскольку она являлась стратегическиважной и обеспечивающей максимумбезопасности в случае вражеского нашествия, наиболее вероятно, что Исав избрал себе именно эту долину, и здесь егосемейный клан разросся до размеровмногочисленного, могущественного народа, с которым приходилось считатьсявсем окружающим народам и племенам.Список имен вождей или глав семейств,потомков Исава, содержится в 36-й главе Книги Бытие. Там же сообщается одинастии сменяющих друг друга царей,управлявших страной (см. Быт. 36:31).

О потомках Исава в Библии снова упоминается в связи с историей исхода народа Израильского из Египта. В течение долгих 40 лет странствовали по Синайскому полуострову потомки Иакова, пока не наступило время войти в землюобетованную. Им предстояло пройти через Едом. Мы не знаем, проходил ли ихпуть близ цитадели в Петре, но резиденция царя едомлян (или идумеев), вероятнее всего, находилась именно там. Моисей, ведший израильтян из Египта, обратился к царю Едома с просьбой: "Позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; нопойдем дорогою царскою, не своротим ни направо, ни налево, доколе не перейдем пределов твоих" (Чис. 20:17).

Данная просьба встретила резкий отказ, подкрепленный угрозой применитьвоенную силу, и израильтянам пришлось идти в обход, дальней дорогой черезпустыню на востоке. Сегодняшние туристы обычно отправляются в Петру изАммана по дороге, ведущей на юг. Сразуза пределами Аммана есть развилка, укоторой стоит дорожный указатель. На

Один из обелисков Петры, высеченный на возвышенности
Один из обелисков Петры, высеченный на возвышенности
стрелке на юго-восток значится: "Дорога через пустыню", а рядом со стрелкойна юго-запад написано: "Царская дорога". Обе дороги сегодня носят те же самые названия, что и в давние библейские времена. Может показаться странным, но большинство современных путешественников избирает дорогу черезпустыню. Оказывается, она пролегаетпо ровной местности, где нет особыхспусков и подъемов, и проехать по нейможно гораздо быстрей. А вот "царскаядорога" проходит через две долины идважды опускается на 800 метров, что,естественно, затрудняет движение автотранспорта. В далеком прошлом все этовряд ли волновало утомленных, шедшихпешком израильтян, которые, конечно,
Указатель двух древнейших дорог, пролегающих через окрестности Петры:
Указатель двух древнейших дорог, пролегающих через окрестности Петры: "Дорога через пустыню" и "Царская дорога"
предпочли бы пройти через зеленеющие долины, чем брести по знойной пустыне. Однако из-за отказа едомлян ввозможности пройти по "царской дороге" им все же пришлось идти на восток, через пустыню.

На пути израильтян к земле обетованной случилось еще одно несчастье. Умерпервосвященник Аарон, родной брат Моисея. Незадолго до этого события Моисею было сказано, чтобы он вместе с Аароном и его сыном Елеазаром взошел навершину горы Ор. Здесь Аарон снял с себя одежды первосвященника и отдал ихЕлеазару, а затем, подобно уставшему воину, Аарон лег на камни и умер(см. Чис. 20:22-29).

Из города Петры хорошо видна высокая остроконечная вершина горы Ор. На еегребне расположилась маленькая белого цвета мусульманская рака, под которой,как принято считать, находится могила Аарона. Именно сюда направлялся Буркхардт, собиравшийся принести в жертву козла, когда обнаружил потерянный городПетру. И все же маловероятно, что данное место захоронения Аарона является подлинным. Более того, нет даже полной уверенности, что именно эта гора являетсятой самой горой Ор, о которой упоминается в Ветхом Завете. Если царь Едома ополчился на израильтян у Вади Муса - так называется деревня недалеко от Петры, -

Вдоль скальных стен набатеи создали специальные каналы для снабжения города водой
Вдоль скальных стен набатеи создали специальные каналы для снабжения города водой
тогда гора Ор должна находиться к востокуот Петры, а не к западу, где располагаетсяее "двойник". Более того, эта вершина находится слишком близко от Петры. Маловероятно, что враждебно настроенныеедомляне позволили бы евреям хоронитьсвоих вождей в непосредственной близостиот своего жизненно важного центра.

Итак, израильтяне продолжили свойпуть, а едомляне продолжали безопаснообитать на том же месте. Входом в долину Петры служит узкий горный проходСик, длиной более километра и ширинойво многих местах лишь несколько метров. По его сторонам нависают скалистые отвесные стены высотой до 100 метров. Для защиты такого прохода даже отсамого сильного неприятеля достаточнолишь горстки решительных воинов. Наддолиной возвышается плоский холм, называемый на арабском языке "Ум Эль Бийяра", что может быть переведено как "мать резервуаров". Дело в том, что на вершине холма, прямо в его каменной толще, выдолблены пять обширных резервуаров для хранения воды. К вершине ведет высеченная в камне лестница. Кроме того, там же высечено множество бороздок и канавок, по которым дождевая водасобирается в цистерны для хранения на случай осады. Вероятно, это тот самыйхолм, который в Библии на еврейском языке упоминается как "села", что означает "скала". Греческим эквивалентом его является слово "петра".

Тем не менее упование едомлян лишь на прочность скал оправдывалось далеконе всегда. Согласно учению Библии, безопасность людей зависит не от укрепленных самой природой мест и не от человеческой отваги, а от соответствия образажизни воле Божьей. И когда едомляне пренебрегли волей Бога, праотца Авраама,

Входное отверстие одной из пяти каменных цистерн для хранения воды
Входное отверстие одной из пяти каменных цистерн для хранения воды
Господь лишил их Своей защиты. Около 1000 года до н. э. израильский царь Давид покорил едомлян, разместил по всей их стране свои гарнизоны и обложил данью. Через 150 лет едомляне восстали против царя Иудеи Иорама. Иорам разбилих, но едомлянам удалось сохранить независимость и больше не платить дань Израилю. В VIII веке до н. э. война междудвумя народами возобновилась.

"А Амасия отважился и повел народсвой, и пошел на долину Соляную (находящуюся близ южной оконечности Мертвого моря - прим. автора), и побил сынов Сеира десять тысяч; и десять тысячживых взяли сыны Иудины в плен, и привели их на вершину скалы, и низринулиих с вершины скалы, и все они разбились совершенно" (2 Пар. 25:11, 12).Слово "скала" соответствует здесь еврейскому "села" и вполне может относитьсяк цитадели в Петре. В таком случае сброшенным вниз людям пришлось падать довольно долго, прежде чем они разбивались, поскольку скала там практическиотвесна и необыкновенно высока. С другой стороны, непонятно, зачем иудейскиевойска повели огромное число пленныхна расстояние около 80 километров лишьдля того, чтобы затем сбросить их со скалы. Вероятно, далеко не все детали тех событий оказались занесенными в летописи. Может быть, это была демонстрация

Цитадель, расположенная внутри города
Цитадель, расположенная внутри города
силы, призванная заставить едомлян отказаться от повторного мятежа.

Известно также, что едомляне оказалиподдержку вавилонянам, когда в VI векедо н. э. вавилоняне под руководствомНавуходоносора двинулись на Иерусалим. Таким образом они пытались отомстить своим соседям, хотя при этом исами несли значительные потери от нашествия вавилонян, превращаясь в ихданников. Едомляне были готовы лишиться даже собственной независимости, лишь бы излить свою месть на иудеев. Хотя именно с иудеями, а не с вавилонянами связывали их родственныеузы. С нескрываемой радостью они наблюдали за разорением Иудеи, вследствие чего Бог предвозвестил их собственную гибель.

Иудейский пророк Авдий, книга которого составляет лишь одну главу в Библии, произнес пророчество, осудившеедействия едомлян во время бедствийвремен вавилонского нашествия:

"Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять

Ступени, ведущие внутрь крепости
Ступени, ведущие внутрь крепости
рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в деньнесчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касатьсяимущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия" (Авд. 12-14).

А затем пророк предрекает гибель Едома:

"Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, навозвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?" Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездотвое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. Поражены будут страхомхрабрецы твои... дабы все на горе Исава истреблены были убийством. За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда" (Авд. 3, 4, 9, 10).

Другой пророк - Иеремия, живший в то же самое время, писал: "И будетЕдом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится... Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек

Созданные природой цветовые гаммы на скальных поверхностях Петры
Созданные природой цветовые гаммы на скальных поверхностях Петры
Созданные природой цветовые гаммы на скальных поверхностях Петры
Созданные природой цветовые гаммы на скальных поверхностях Петры
Созданные природой цветовые гаммы на скальных поверхностях Петры
не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем" (Иер. 49:17, 18).

Прошло немало времени, прежде чем эти предсказания полностью исполнились, как это произошло однажды с Вавилоном и Ниневией.

Около III века до н. э. племена арабов, так называемые набатеи (вероятно, потомки старшего сына Измаила Набайота, или Наваиофа, см. 1 Пар. 1:29) поселились на месте обитания едомлян. На сегодня нет точной информации о том, какпроизошло переселение едомлян: либо вследствие военных столкновений, либо засчет постепенного вытеснения, но спустя время они покинули свой город средискал и осели в Негеве, на юге Иудеи. Около 100 года до н. э. маккавейский предводитель Йоханнан Гиркан покорил едомлян, силой принудил их совершить обрядобрезания и принять иудейскую религию. Правда, через некоторое время иудеямпришлось за это поплатиться. Общеизвестно, что царь Ирод, правивший Иудеей,был именно из среды едомлян, принявших иудаизм. Известный под именем ИродаВеликого, он железной рукой правил страной. Кстати, это именно тот царь, отдавший однажды жестокий приказ об убийстве младенцев в Вифлееме, желая устранить вероятного претендента на царский трон - Младенца Иисуса.

Набатеи довольно быстро превратили Петру в грозную цитадель и украсилиее уникальной скульптурой. Храмы, гробницы и дома были высечены в сравнительно мягких отвесных скалах из песчаника, благодаря чему взору и поныне открывается прекрасное многоцветие горных напластований. Как раз в том месте,где знаменитая расселина Сик выходит в долину, перед глазами путешественникапредстает величественный храм, высеченный в скале. Сегодня арабы называютего Эль-Газни, что означает "сокровище", или "казнохранилище". Видимо, такому названию способствовало сооруженное наверху подобие культовой урны.Арабы решили, что внутри нее таятся несметные сокровища, и стали обстреливать ее из ружей, надеясь, что "урна" расколется и из ее недр польются прямо вруки ожидавших внизу людей целые потоки золота и драгоценностей. Но ихпредположения не оправдались. Скала оказалась монолитной, и расколоть ее было невозможно. О тех неудачных попытках добыть сокровища сегодня свидетельствуют отметины от ружейных пуль на прекрасном памятнике архитектуры,возведенном набатейскими зодчими.

В дальнем конце долины по склону горы вьется еще одна тропинка, ведущая квеликолепному храму, также высеченному в цельной скале. Сегодня этот храмназывают Эль-Дэир. Существует мнение, что данное место предназначалось исключительно для гробниц. Между тем множество плоских каменных постаментов скорее свидетельствует в пользу того, что на них помещались статуи, изображавшие языческих богов.

Набатеи практиковали идолопоклонство и располагали двумя так называемыми"высотами", служившими местами для совершения поклонения. Одно из них устроено на вершине скалистого холма. Здесь находится обелиск, вырезанный изскальной части верхушки самой горы. Он служил символом плодородия. Некоторые специалисты предполагают, что на данных "высотах" совершались даже человеческие жертвоприношения, хотя прямых доказательств этому не существует. Более вероятно другое предположение: размер каменной плиты, на которую полагалась жертва, невелик и больше подходит для животных - козла или овцы. Вторая"высота" сложена из отдельных каменных блоков и имеет округлую форму.

До римлян, завоевавших Ближний Восток, дошли слухи о сказочных богатствах Петры. Однако до 106 года н. э. римским войскам не удавалось войти в долину. Позднее по приказу императора Траяна через Петру была проложена хорошовымощенная дорога, соединившая Сирию и Красное море. Булыжники, которыми была вымощена эта дорога, до сих пор хорошо заметны и в проходе Сик, и всамой долине. На этой же дороге были возведены триумфальные ворота, частьарки от которых сохранилась до сих пор. Близ северного отрезка дороги располагался большой набатейский храм, построенный из каменных блоков. Частьэтого храма сохранилась до наших дней. В период римского правления архитектура гробниц несколько изменилась. Так, лицевая сторона одной из больших,высотой в три этажа, гробниц имитирует фасад римского дворца.

На одном из горных склонов был сооружен большой театр. Он вмещал не менее 2 000 человек. Ярусы его многочисленных рядов с местами для зрителей были вырублены прямо поверх многих старых гробниц, в результате чего на склоне

Во входном проеме храма Эль-Дэир видна крошечная фигура человека
Во входном проеме храма Эль-Дэир видна крошечная фигура человека
холма остались пустующие углубления. Петра процветала, и казалось, что библейское пророчество о гибели города-крепости было напрочь забыто.

В IV веке н. э. в Петре утвердилось христианство. Сравнительно недавно былиобнаружены развалины большой христианской церкви. Среди расположенныхпоблизости руин монастыря нашли обуглившиеся, но все же поддающиеся чтению свитки. Некоторые из больших гробниц христиане впоследствии очистили ипревратили в свои церкви. На их стенах различимы изображения крестов. Петра,очевидно, стала центром местной епархии. Однако со временем торговые пути,проходившие через этот город, претерпели изменения, и число караванов сталокатастрофически уменьшаться. В результате жизнь в Петре окончательно угасла.

В XII веке н. э. в Петру снова, правда ненадолго, вернулась жизнь. Позадиримского храма, на вершине горы, воздвигли свою крепость крестоносцы. После

На протяжении семи столетий Петру навещали лишь редкие кочевники
На протяжении семи столетий Петру навещали лишь редкие кочевники
их ухода долина погрузилась в тишину, нарушаемую лишь блеянием козлов, которые бродили среди пустых гробниц. Редкий кочевник, случайно оказавшийсяв этих краях, спешит как можно быстрее покинуть эту некогда наполненнуюжизнью долину. Библейское пророчество все-таки исполнилось. Слава Петры навсегда канула в Лету.












Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Петра




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 8. Шумеры | Описание курса | 10. Израиль