Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 10: Израиль

Авраама справедливо считают отцом израильского народа. Он родился в УреХалдейском примерно в 1950 году до н. э. Семьдесят пять лет спустя он был призван Господом покинуть родные места и поселиться на указанной Богом земле.Вместе с Авраамом в путь отправились его жена Сарра, отец Фарра, племянникЛот, множество слуг, в обязанности которых входила забота об обширном поголовье домашнего скота: овец и коз. Авраам был богатым человеком, и в пути его сопровождало более тысячи человек.

Двигаясь на северо-запад, вдоль русла Евфрата, они достигли Харрана, располагавшегося в северной Сирии. Здесь умер Фарра, а Божественный глас снова повелел Аврааму двинуться в путь к "земле обетованной", предсказав, что он станетотцом целого народа.

В то время Палестину населяли хананеи, потомки Ханаана, сына Хама, младшегоиз трех сыновей Ноя, поэтому данные территории называли "землей Ханаанской".Позже большую часть этих земель заняли филистимляне, от которых и произошло название "Палестина". Вероятнеевсего, Авраам не нашел подходящего места, где он и его люди могли бы наконец

В предполагаемом районе гибели Содома и Гоморры много серы и смолы
В предполагаемом районе гибели Содома и Гоморры много серы и смолы
остановиться и жить оседло. Он прошелХанаанскую землю с севера на юг и достиг пустыни Негев. Ввиду того, что теземли были охвачены голодом, Авраамдвинулся дальше на юг и пришел в Египет. Оттуда он вернулся в Вефиль, чтопримерно в 15 километрах на север отИерусалима. Здесь пути Авраама и Лотаразошлись по причине возникших между пастухами споров из-за пастбищ и воды. Авраам остался на возвышенности, аЛот и его люди ушли в иорданскую долину и обосновались близ известного своим распутством города Содома. ВскореАвраам перебрался на юг, в окрестностиХеврона, приблизительно в 30 километрах южнее Иерусалима.

Бог обещал Аврааму, что у него родится сын, от которого произойдет многочисленный народ, и этому народу будет оказано особое расположение Всевышнего. Между тем жена Авраама, Саррадо этого момента оставалась бездетной, и теперь, в возрасте 76 лет, она едва лимогла стать матерью. Сознавая это, она предложила Аврааму взять второй женойсвою служанку Агарь. Такой поступок был весьма распространенным в те временаи не считался чем-то предосудительным.

От этого брака вскоре родился сын, получивший имя Измаил, что означает

Окраина Сирийской пустыни усеяна вулканическими камнями, которые, вероятно, падали на Содом и Гоморру
Окраина Сирийской пустыни усеяна вулканическими камнями, которые, вероятно, падали на Содом и Гоморру
"Бог слышит". Однако такой способ продления рода не нашел одобрения в очахБожьих. Явившись Аврааму, Господь вновь объявил, что у него и Сарры родитсясын, который и станет наследником. Вскоре, когда Сарре исполнилось 90 лет, оназабеременела и родила сына, которого назвали Исаак, что означает "смех". Этоимя было избрано потому, что еще год назад Сарра смеялась над предсказанием отом, что в столь преклонном возрасте она сможет родить сына.

Между двумя матерями и их сыновьями неизбежно назревал конфликт. Враждебность возросла настолько, что Авраам был вынужден выслать Агарь и Измаила из своего стана. Но борьба междудвумя семействами так никогда и не прекратилась. Давняя неприязнь и по сейдень служит причиной многих мировыхпроблем. Как известно, от Исаака произошли евреи, а потомками Измаиластали арабы. Таким образом, современный ближневосточный конфликт уходитсвоими корнями в прошлое на четыретысячи лет.

Лот тем временем неосмотрительно перебрался жить в город Содом. Этот городнастолько погряз во зле, что Бог вознамерился разрушить этот город и истребить

Соляные столпы в окрестностях Мертвого моря, под водами которого, возможно, и были погребены Содом и Гоморра
Соляные столпы в окрестностях Мертвого моря, под водами которого, возможно, и были погребены Содом и Гоморра
живущих в нем нечестивцев. О Своем намерении Господь сообщил Аврааму. Тот, помня о своих родственниках, проживающихв Содомской долине, стал ходатайствоватьперед Богом о том, чтобы гибель не постигла невинных, порядочных и честных людей,которые, по его мнению, могли находитьсяв обреченном городе (см. Быт. 18:16-33). В это время небесные посланники - ангелы - были уже у ворот Содома. Именно здесь увидел их Лот и, будучи человеком гостеприимным, пригласил к себе домой, приняв за обыкновенных странников. Жители Содома заметили, что к Лоту пришли два приветливых и симпатичных незнакомца, и к вечеру толпа мужчин собралась вокруг его дома. Они сталитребовать, чтобы хозяин выдал своих гостей горожанам, пожелавшим подвергнутьпришельцев сексуальному насилию. Вот почему гомосексуализм и сегодня иногданазывают "содомией". Лот отказался выполнить их требование, и толпа пришла вярость.

Тогда ангелы, которых все принимали за двух странников, повелели Лоту немедленно покинуть город вместе с женой и двумя дочерьми. "Спасай душу свою, неоглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей" (Быт. 19:17).

"И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба"(Быт. 19:24). Интересно, что сегодня в окрестностях Мертвого моря имеются значительные скопления серы. Современный Израиль экспортирует ее в большом количестве на мировой рынок. Упомянутый в данном библейском тексте "огонь"скорее всего имел сверхъестественную природу, хотя наличие в близлежащей пустынеглыб вулканического происхождения наталкивает некоторых исследователей на мысль,что Бог мог привлечь к уничтожению городов разрушительную силу вулканических

Не прилагая усилий, можно лежать на воде Мертвого моря, читая журналы по археологии
Не прилагая усилий, можно лежать на воде Мертвого моря, читая журналы по археологии
извержений находившегося поблизости огнедышащего холма.

"Жена же Лотова оглянулась позади егои стала соляным столпом" (Быт. 19:26). Сегодня в долине у Мертвого моря можно видеть тысячи соляных столпов. Все, чтооставляется там на некоторое время, довольно скоро пропитывается солью идругими минералами и в конце концовприобретает форму соляного столпа.

В настоящее время ученые не располагают информацией о точном месте расположения городов Содома и Гоморры.Недавно археологи обнаружили двадревних города Баб эд-Дра и Нумейра,расположенных на юго-восточном берегу Мертвого моря. Было раскопано огромное кладбище и обнаружен толстый слойпепла. Это натолкнуло некоторых исследователей на предположение, что найденные города и есть те самые Содом и Гоморра. Правда, конкретных свидетельств впользу такого предположения найдено не было.

Бежавшие из Содома Лот и две его дочери жили некоторое время на склонахблизлежащих холмов. Жизнь в таком уединении вызвала у дочерей Лота опасения,что теперь им никогда не удастся вступить в брак. Тогда девушки приняли решение, которое, возможно, было навеяно развращенной атмосферой Содома, где онипрожили не один год. Прибегнув к хитрости, дочери вступили в кровосмесительную связь с собственным отцом.

Одна из дочерей Лота родила сына, назвав его Моав. Другая также родила сына,

Севернее Беэр-Шевы археологи раскопали древний колодец, возможно, тот самый колодец Авраама
Севернее Беэр-Шевы археологи раскопали древний колодец, возможно, тот самый колодец Авраама
которому дала имя Бен-Амми. От них и произошли два народа: моавитяне и аммонитяне.

Тем временем Авраам двинулся далее на юг и на новом месте выкопал колодец,назвав его Беэршева (Вирсавия), что значит "колодезь клятвы". Данное названиебыло связано с клятвенным соглашением, заключенным между Авраамом и Авимелехом, царем Герарским. Все это происходило на месте, называемом теперь Телльэс-Себа, примерно в пяти километрах севернее нынешнего израильского городаБеэр-Шевы. В 1969 году Археологическийинститут при Тель-Авивском университете начал проводить здесь раскопки. Однако найденный город нельзя было отнестико времени жизни Авраама. Самые древние его элементы относились примерно к1200 году до н. э., т. е. к железному веку.Но при этом археологи нашли чрезвычайно глубокий колодец, сооружение которого, несомненно, потребовало огромныхусилий. Колодец представлял собой круглой формы шахту диаметром два метра.Верхняя часть его внутренней поверхностибыла обложена камнями, а далее колодезнаяшахта проходила сквозь твердую скальнуюпороду и спускалась на глубину около 40метров. Археологи убедились, что данныйколодец превосходил по возрасту обнаруженные вокруг него постройки, и пришлик выводу, что он ровесник самых ранних израильских поселений. В официальномотчете экспедиции говорилось: "Поскольку мы установили, что данный колодецсоздан во времена самых ранних израильских поселений, можно со всем основанием утверждать, что время сооружения колодца относится к эпохе патриархов".

Когда Сарра умерла, Авраам купил землю с имевшейся на ней пещерой, в которой он решил похоронить свою жену. Сам Авраам после смерти был похоронен

Монастырь св. Екатерины у подножия Джебель Муса (вероятной горы Синай)
Монастырь св. Екатерины у подножия Джебель Муса (вероятной горы Синай)
там же. В том же месте были похоронены и его сын Исаак с женой Ревеккой. Сведения о месте расположения данной пещеры имеются у историка Иосифа Флавия.На указанном им месте сегодня расположена мечеть. Нижняя часть кладки зданиямечети датируется временем правления царя Ирода, т. е. возраст нижней части здания мечети составляет не менее двух тысяч лет. Верхняя же ее часть, оштукатуренная и выбеленная, датируется XIV веком н. э. Во времена крестовых походов зданиезанимала христианская церковь. Позже здесь обосновалась мусульманская мечеть.Туристам сегодня разрешается входить в эту мечеть, и внутри они могут видеть кенотафии, украшенные богатой вышивкой (кенотафий - погребальный памятникв виде гробницы, в действительности не содержащий тела умершего; сооружался втом случае, когда прах покойного оказывался недоступным для погребения). Самиже могилы находятся под полом, на котором располагаются эти кенотафии.

Побывавшие в нижней части гробницы уверяли, что видели там гробы. К сожалению, ни один из этих свидетелей не был археологом. Эксперты же так и не высказали своего мнения по поводу подлинности данных гробниц. Тем не менее естьбольшая доля вероятности, что указанное место захоронения Авраама и членовего семьи является подлинным.

У Исаака, сына Авраама, также родился сын, которого назвали Иаков, и егоимя со временем было изменено на Израиль. У Иакова родились 12 сыновей,ставших отцами двенадцати колен Израиля. Однажды одному из младших сыновей, Иосифу, приснились два сна, в которых был явный намек на то, что его11 братьев поклонятся ему. Иосиф пересказал содержание своих снов братьям, что,разумеется, вызвало их негодование. Некоторое время спустя, когда он встретился сбратьями, пасшими овец вдали от дома, вДофане, они сбросили его в глубокий ров,из которого юноша не мог самостоятельно

Стрелкой указаны руины древнего Иерихона
Стрелкой указаны руины древнего Иерихона
выбраться. Они вознамерились жестокоотомстить родному брату и решили оставить его там, обрекая на скорую смерть отжажды. Но в это время они увидели проходивший мимо караван мадианитян, и братья Иосифа посчитали, что будет лучшепродать его в рабство и тем самым не оказаться виновными в братоубийстве. ТакИосиф попал в Египет, где впоследствии стал советником самого фараона. Позже,спасаясь от голода, в Египет переселяются отец Иосифа, Иаков, и все его родственники. Здесь их потомки жили в течение 215 лет.

В настоящее время в 80 километрах севернее Иерусалима расположен ТелльДофан. Теллями археологи называют холмы, образованные обломками домов,строившихся поверх остатков других домов, в результате чего с веками постепенно возрастал уровень всего города и место расположения города превращалось вхолм, телль. Раскопки, проводившиеся д-ром Фри с 1963 года, показали, что данный город был населен начиная с периода патриархов. Д-р Фри обнаружил древний ров, в который, по его утверждению, и бросили когда-то Иосифа. Это единственный ров, существующий в тех окрестностях, и, вполне возможно, именно нанего ссылается библейская летопись.

Особо знаменательным в процессе становления Израиля как нации является"исход" из Египта. Под водительством Моисея евреи прошли через воды Красногоморя и приблизились к горе Синай, где Бог провозгласил и начертал на каменныхскрижалях Десять Заповедей. Затем последовало 40-летнее странствование еврейского народа по Синайской пустыне. К тому времени его численность составлялаоколо двух миллионов человек. Но все это множество имело в достатке пищу благодаря ежедневному ниспосланию манны, появлявшейся на земле каждое утро в

Мощные ворота Мегиддо
Мощные ворота Мегиддо
течение шести дней недели. Причем в шестой день появлялось двойное количество манны, а в день седьмой, то есть в субботу, манна отсутствовала.

Все попытки объяснить с научной точки зрения удивительное "прохождение"через Красное море, а также регулярное и в течение столь продолжительного времени появление манны в пустыне остались неубедительными, в результате чего напрашивается определенный вывод о сверхъестественной природе обоих явлений.

Точное расположение горы Синай остается невыясненным. Дело в том, что естьнесколько горных вершин, которые моглибы носить это название. Обычно знаменитую древнюю гору отождествляют с вершиной Джебель Муса высотой 2 231 метрнад уровнем моря, но вблизи этой горынет долины, где могло бы собраться большое число людей, чтобы выслушать провозглашение закона. С большей вероятностью на звание горы Синай претендуетблизлежащая вершина Рас Эс-Сафсафех. Напротив нее раскинулась широкая долина, с которой четко видна вся гора. Рассматривались версии и с другими вершинамисеверного Синая и Иордании. У подножия горы Джебель Муса в 527 году императорЮстиниан основал монастырь в честь святой Екатерины, христианской мученицы,которую колесовали, а затем обезглавили в 307 году в Александрии.

Путешествие израильтян, вышедших из Египта, уже близилось к завершению,когда они подошли к реке Иордан. Хотя река была полноводной, им было веленоначать переход на другой берег, словно перед ними находилось лишь высохшеерусло. И действительно, когда священники, шедшие впереди, ступили в воду, течение реки остановилось с одной стороны, а с другой вода иссякла, и народ беспрепятственно перешел через реку по дну высохшего русла реки. В Библии об этомсобытии сказано: "Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма

60-метровый туннель, ведущий за пределы Мегиддо к подземному источнику воды
60-метровый туннель, ведущий за пределы Мегиддо к подземному источнику воды
большое расстояние, до города Адама" (Ис. Нав. 3:16).

До сих пор предпринимаются попытки объяснить данное явление действиеместественных сил природы, в частности, возможной временной остановкой течения воды внезапно образовавшейся плотиной из громадных камней, упавших вреку с нависающих по берегам скал.Такие запруды действительно случалисьв 35 километрах севернее Мертвого моря,где река как бы с трудом "протискивается" между высоких берегов. Так, 8 декабря 1267 года утес, возвышавшийся надводами реки, рухнул в них и создал своеобразную плотину, вследствие чего в течение 16 часов к югу от этого места врусле реки не было воды. Подобное случалось в 1546 и в 1906 годах, а также попричине землетрясения - в 1927 году.Библия же говорит не просто об осушении русла, а о том, что вода стала стеной. Чудо древней истории заключалось

Тело погибшего царя Саула филистимляне повесили на стене Беф-Сана (1 Цар. 31:8-10)
Тело погибшего царя Саула филистимляне повесили на стене Беф-Сана (1 Цар. 31:8-10)
в том, что именно тогда, когда израильские священники ступили в воды Иордана, течение реки в том конкретном месте остановилось.

Первым укрепленным городом, стоявшим на пути израильтян, был оченьдревний город Иерихон, возникшийеще на заре истории. По современныммеркам Иерихон нельзя считать большим поселением: 350 метров в длину и 150метров в ширину. Города в те далекие времена не были большими. Иерихон отличался тем, что, во-первых, занимал стратегически важное положение, во-вторых,был хорошо укреплен. Его небольшие размеры объясняют библейское повествование о том, что Иисус Навин, ставший вождем Израиля вместо Моисея, сумелобойти со своей армией вокруг города семь раз в течение одного дня, а потом "народ воскликнул, и затрубили трубами... и обрушилась стена города до своего основания... и взяли город... и все, что в нем, сожгли огнем" (Ис. Нав. 6:19-23).

Профессор Джон Гарстанг занимался раскопками этого города с 1930 по 1936годы и обнаружил каменные стены, разрушившиеся и упавшие во внешнюю сторону города. Кроме того, все было покрыто толстым слоем пепла, что свидетельствует о сильнейшем пожаре. Гарстанг пришел к выводу, что разрушение произошлов поздний период бронзового века, и это полностью совпадает с библейскими датами завоевания Иерихона Иисусом Навином.

С 1952 по 1957 годы раскопками наместе Иерихона занималась д-р КэтлинКеньйон. Она пришла к выводу, что пепел и остатки стен относятся к концу

Письмена на этом камне датируются IX в. до н. э. В них упоминается израильский царь Давид
Письмена на этом камне датируются IX в. до н. э. В них упоминается израильский царь Давид
раннего периода бронзового века.

Согласно Библии, исход израильтяниз Египта произошел за 480 лет до построения храма Соломона (см. 3 Цар.6:1), соответственно, это событие произошло в 1445 году до н. э. Следовательно, завоевание Иерихона имело место в 1405 году до н. э.

Согласно традиционно принятой хронологии относительно Египта и Палестины, данные события происходили в середине позднего периода бронзового века.Вследствие того, что Иерихон не был в то время заселен, некоторые ученые считают необходимым подвергнуть пересмотру хронологию Египта и Палестины. Д-рДжон Бимсон относит завоевание Иерихона к концу среднего периода бронзовоговека, приводя свои аргументы, основанные на результатах раскопок. Д-р РудольфКохен, заместитель управляющего Израильского центра древностей, относит датуисхода к концу раннего периода бронзового века, что полностью совпадает с датировками профессора Гарстанга в отношении рухнувших стен и слоев пепла древнего Иерихона. В своей книге "Археология Святой земли" д-р Кеньйон пишет:"Крушение стен Иерихона раннего периода бронзового века произошло катастрофически быстро. Последние части стен раннего периода бронзового века возводились с большой поспешностью, с использованием старых и битых кирпичейи, вероятно, не были окончены до разрушения огнем. Практически все внутри города было разрушено. Все эти находки свидетельствуют о полном разрушении ипоявлении после этого других людей на месте прежних погибших жителей города. Каждый древний город Палестины, исследованный до сих пор, несет следы подобных разрушений. Пришельцы, очевидно, вели кочевой образ жизни и не проявляли интереса к заселению городов". Вероятнее всего, "пришельцами" являлись

Акабский залив Красного моря. В этих местах царь Соломон построил корабль, перевозивший золото (см. 3 Цар. 9:26-28)
Акабский залив Красного моря. В этих местах царь Соломон построил корабль, перевозивший золото (см. 3 Цар. 9:26-28)
израильтяне, которые потеряли интерес к заселению городов после долгих лет кочевой жизни.

В то время тремя самыми важными городами северной Палестины были Хазор,Мегиддо и Бетшан. Иисус Навин завоевал Хазор и разрушил его огнем. Мегиддопредставляет особый интерес для исследователей Библии вследствие своей связи сбитвой при Армагеддоне, на которую есть ссылка в 16-й главе Книги Откровение.В переводе с еврейского "Армагеддон" буквально означает "холм (или гора) Мегиддо". Город Мегиддо был построен на холме, возвышающемся над долиной Изреель. С 1925 по 1939 годы его раскопками занимались исследователи Чикагскогоуниверситета. Они разработали грандиозный план работ, решив раскопать всеимеющиеся уровни (слои) этого телля. Из двадцати уровней Мегиддо им удалосьполностью снять лишь четыре, после чего стало ясно, что подобный проектнеосуществим. В противном случае для археологов будущего не осталось бы никакого материла для исследования.

Тем не менее им удалось извлечь большой округлый каменный алтарь ханнанейского периода, предшествовавшего вступлению израильтян в эти земли; обнаружить огромный каменный зерновой закром более позднего периода и две конюшни (поначалу их датировали периодом царствования Соломона, но позже отнесли

Построенный Соломоном в северной Сирии Тадмор (или Фадмор, см. 3 Цар. 9:18), известный при римлянах как Пальмира
Построенный Соломоном в северной Сирии Тадмор (или Фадмор, см. 3 Цар. 9:18), известный при римлянах как Пальмира
ко времени правления царя Ахава), а также впечатляющую систему водоснабжения. На склоне городского холма древними строителями была вырыта глубокаяшахта. Ее дно находится чуть ниже уровня земли близлежащих окрестностей. Изшахты в твердой породе был проложен 60-метровый туннель, уходящий под землейза пределы города и достигающий подземного источника воды, тщательно замаскированного на поверхности земли. Таким образом, жители города имели постоянный доступ к питьевой воде, источник которой враг едва ли мог отыскать.

После смерти Иисуса Навина Израилем в течение 300 лет правили судьи, в числе которых были Гедеон, Самсон и Самуил. Затем израильтяне пожелали стать похожими на окружающие народы и иметь над собой царя. Вскоре некто Саул, изколена Вениамина, стал их первым царем. Саул проявил себя как энергичный руководитель и повел успешные войны с аммонитянами и филистимлянами. В то жевремя он упорно отказывался исполнять Божественные повеления и в конце концов был отвергнут Господом. Саул и его сын Ионафан пали в сражении с филистимлянами на холмах Гелвуйских. Филистимляне подобрали их тела и повесили настене Беф-Сана (1 Цар. 31:8-10).

Экспедиция Пенсильванского университета вела раскопки в тех местах с 1921по 1933 годы и обнаружила 18 слоев, свидетельствовавших о том, сколько раз заселялись данные места. Городские стены и главные ворота города сохранились посей день.

Царя Саула сменил царь Давид, представитель колена патриарха Иуды. Семь лет

Руины дворца царя Ахава в Самарии
Руины дворца царя Ахава в Самарии
он правил в Хевроне, а затем отвоевал у иевусеев город Иерусалим и сделал его своей столицей. Главный военачальник Давида, Иоав, во время осады Иерусалима пробрался со своим отрядом внутрь города через водопроводную шахту, после чего исход сражения был предрешен. Иевусеи пробили шахту сквозь очень твердую подземную породу на окраине древнего города вниз к полноводному источнику Гихон,который орошает долину Кедрон. Сравнительно недавно эта шахта была обнаружена археологами в восточной части города, и теперь ее могут осматривать туристы. Город, завоеванный Давидом, стоял не на том же месте, где находится нынешний "старый" Иерусалим, а южнее, на вершине хребта, который граничит непосредственно с долиной Кедрон с восточной стороны и долиной Геенна (или долиной Енномовой) - с южной стороны. Сегодня здесь проживает арабское население, но на восточной стороне поселения раскопки выявили часть города, занятогонекогда царем Давидом. Особенно интересной находкой стали гробницы, вырубленные в скальном грунте холма. Некоторые из них были вскрыты и осмотрены.Возможно, одна из них является гробницей самого царя Давида. Общеизвестную сегодня "гробницу Давида" на склоне горы Сион вряд ли можно считать подлинной.

В 971 году до н. э. после 40-летнего правления царя Давида на трон взошел егосын Соломон. При Соломоне Израиль достиг вершины своей славы, экономического процветания и политического могущества. Границы Израиля простирались от"Тадмора, что в Пустыне" (сегодня отождествляемого с Пальмирой в северной Сирии) до границы с Египтом на юге. На западе Израиль владел побережьем Средиземного моря, а на востоке его власть простиралась до сирийской пустыни. Фактически это была империя. Богатство, главным образом в виде дани, стекалось отовсюду и наполняло казну Соломона.

Наиболее заметным достижением Соломона стало возведение величественного храма на горе Сион. Камни для строительства храма, вероятно, поступали из каменоломни, разработка которой веласьна северо-западе нынешнего старого Иерусалима. Сегодня туристы могут войти в

Загадочные мегалиты в Изрееле, где располагался еще один дворец Ахава
Загадочные мегалиты в Изрееле, где располагался еще один дворец Ахава
эту каменоломню, протяженность которой под землей составляет 400 метров, иувидеть места, где некогда высекались каменные блоки. Резка и подготовка всехкамней для строительства производилась под землей, что четко объясняет смыслслов, записанных в Третьей книге Царств, главе 6, стихе 7: "Когда строился храм,на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его".

Во дни правления Соломона его посетила царица Савская. Принято считать,что столица ее царства находилась в городе Мариб в юго-западной Аравии. Американский археолог Вендель Филипс раскопал руины Мариба, но не нашел ничего, что подтверждало бы связь этих мест с царицей Савской. Иисус Христос называл ее "царицей южной" (см. Мф. 12:42). А это, в свою очередь предполагает, чтоона могла быть царицей египетской, поскольку в Книге Даниила, главе 11, стихах8 и 9 "царем южным" назван египетский фараон. Иудейский историк ИосифФлавий писал следующее: "Была в то время женщина царицей Египта и Эфиопии... когда она услышала о достоинствахи мудрости Соломона... она отправилась вИерусалим" (Иосиф Флавий. Иудейскиедревности. Книга 8. Глава 6. Часть 5).

Роскошное царствование Соломона ознаменовано также весьма высокими налогами, которыми было обложено население. После его смерти на престол взошелего сын Ровоам, не пожелавший удовлетворить просьбы израильтян и уменьшитьналоги. Вспыхнул мятеж, в результате которого десять северных колен Израиля отделились, что привело к образованию двухгосударств: Израиля на севере и Иудеи наюге. Стремясь лишить своих граждан желания ходить на религиозные поклоненияв иерусалимский храм, Иеровоам, царьИзраиля, воздвиг золотых культовых тельцов в Дане на севере и в Вефиле на юге истал всячески поощрять поклонение им.

При раскопках, проводившихся в Дане в 1980 году, были обнаружены замечательные арочные ворота, относившиеся к ханаанскому периоду. Может показатьсястранным, но эти ворота сохранились даже с неповрежденной аркой благодаряошибке, допущенной при их строительстве. Похоже, что эти ворота засыпали совсех сторон землей, и весь этот архитектурный элемент, оказавшийся в целости и

Туннель царя Езекии во время осады снабжал Иерусалим пресной водой
Туннель царя Езекии во время осады снабжал Иерусалим пресной водой
сохранности погребенным, превратили в часть крепостного вала. Позже все остатки тех строений оказались под культурными слоями более поздних поселений,благодаря чему ворота прекрасно сохранились. С западной стороны города былиобнаружены ступени, ведущие к алтарю. Данный алтарь вполне мог служить темсамым местом, где совершалось поклонение золотому тельцу, установленномуИеровоамом. К алтарю можно было приблизиться лишь пешком, и даже сам царьдолжен был спешиться, чтобы смиренно подойти к месту поклонения.

В 880 году до н. э. Амврий, царь Израиля, выкупил холм у Семира и построилна нем свою новую столицу город Самарию, назвав его по имени прежнего владельца той земли. Сын Амврия, Ахав, женился на Иезавели, дочери сидонскогоцаря из Финикии, которая ввела в Израиле поклонение богу Ваалу. Пророк Илиявыступил с резким осуждением этогоязыческого культа и бросил вызов пророкам Вааловым, приглашая при этом весьнарод определиться и сделать вывод, чьепоклонение является истинным. Событияразворачивались на "горе Кармил". Этачереда холмов тянется на юго-восток отХайфы и имеет протяженность 30 километров. Точное место тех самых событий остается неизвестным. Библейское повествование гласит, что пророки Ваала оказались неспособны вызвать сверхъестественный огонь. По молитве же пророка Божьего с неба сошел огонь и поглотилжертвенное приношение на алтаре, сооруженном Илией. Пророки Ваала быливскоре убиты, и в Израиле отмечалось истинное религиозное пробуждение.

Ахав, будучи сильным и волевым человеком, оказывал заметное влияние на соседние народы. В союзе с сирийским войском и армиями некоторых других народов он

Поступавшая по туннелю вода заполняла
Поступавшая по туннелю вода заполняла "купальню" Силоам (см. Ин. 9:7)
успешно сразился с ассирийским царем Салманасаром III при Каркаре. Из ассирийских источников известно, что данное сражение произошло в 853 году до н. э., чтопозволяет нам назвать точные даты правления израильских царей того периода.

"Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому посто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. Но когда умер Ахав, царьМоавитский отложился от царя Израильского" (4 Цар. 3:4, 5). Данный отрывок избиблейской истории нашел впечатляющее подтверждение, когда в 1868 году в местечке Дибон, восточнее Мертвого моря, был обнаружен замечательный каменный документ. Однажды немецкому миссионеру Ф.А. Кляйну, находившемуся втех местах, попался на глаза камень, на котором красовались надписи, похожие надревнееврейские. Он не смог забрать и увезти этот камень, так как у него не нашлось той суммы денег, которую затребовали местные арабы. Вернувшись в Германию, он стал собирать необходимые средства.

В это же время некий француз, живший в Иерусалиме, услышал о дибонскомкамне и предложил за него арабам 1 800 долларов. Арабы же начали спорить, комуиз них достанутся деньги, и нашли оригинальный способ разрешения конфликта.Они развели огонь под камнем, а затем облили его холодной водой. Камень раскололся на множество фрагментов, которые и поделили между собой участники спора. Когда француз, которого звали Клермон-Гано, наконец заполучил кусочки камня, выяснилось, что некоторые из них вовсе отсутствовали. К счастью, оказалось,что, когда камень был еще целым, с него успели сделать оттиск, и отсутствующиечасти камня можно было восстановить, заменив искусственными. В настоящее время этот камень хранится в Лувре, в Париже. Вот несколько строк помещенного нанем текста: "Я Меса, сын Кемоша, царя Моавитского, дибонит... Амврий, царь Израиля угнетал Моава многие дни... Но я восторжествовал над ним и домом его".

В VIII веке до н. э. ассирийцы всей своей мощью двинулись на соседей. Тиглатпаласар III вторгся в Израиль и увел в плен многих израильтян (см. 4 Цар. 15:29).Иудейский царь Ахаз, в отчаянной попытке защититься от этой угрозы, отправился в Дамаск к ассирийскому царю и договорился с ним о перемирии (см. 4 Цар.16:8-10). Однако стремление ассирийцев к новым завоеваниям не так-то легкобыло остановить. В 724 году до н. э. ассирийцы под руководством Салманасара Vвновь вторглись в эти земли и осадили Самарию, столицу Израиля. В 722 году Самария пала, и 10 израильских колен были выселены в Ассирию.

Пророк Михей, говоря от имени Бога, предсказывал: "За то сделаю Самариюгрудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основания ее" (Мих. 1:6). Лопаты археологов неоспоримо подтверждают факт исполнения предсказанного пророчества в полном объеме. Спустя время Самария, пережившая ассирийское завоевание, была вновь отстроенаИродом Великим и названа Себастией в честь римского императора.

Позднее, с приходом христианства, в Самарии располагалась резиденция епископа. По окончании эпохи крестовых походов город стал постепенно приходить взапустение. В нынешнее время вблизи бывшей Самарии раскинулось небольшоеарабское поселение. На вершине, где располагался древний город, теперь цветутвиноградники. В 1910 году Гарвардский университет начал там проведение раскопок. Были обнаружены и вскрыты основания царского дворца. Сегодня это местовесьма привлекает туристов, посещающих Израиль.

Однако вернемся к событиям далекого прошлого. Ассирийцы, завоевав Северное царство, обратили внимание и на Иудею. Несколькими годами позже Синаххериб (Сеннахирим) осадил Лахис (Лакиш). Во время этой осады он направилбольшой отряд к стенам Иерусалима и потребовал от его жителей капитуляции.Но царь Езекия подготовился к такому повороту событий. Однажды он уже откупался от нашествия Синаххериба. В тот раз Езекия вынес все золото из храма и отдал его ассирийцам ради сохранения и храма, и города, и народа (см. 4 Цар.

Текст на этой табличке рассказывает о завоевании и полном разрушении Навуходоносором Иерусалима в 586 г. до н. э.
Текст на этой табличке рассказывает о завоевании и полном разрушении Навуходоносором Иерусалима в 586 г. до н. э.
18:16). Через некоторое время он смертельно заболел, но был сверхъестественнымобразом исцелен. Так что теперь сила его веры в Бога могла противостоять возникшей угрозе в лице ассирийских завоевателей. Езекия успел к тому моменту перестроить стены Иерусалима и укрепить город. Он проложил подземный туннельв каменном грунте и обеспечил город водой из потока Гихон. У сегодняшних туристов есть возможность побродить по этому туннелю, длина которого составляет538 метров. На стене южной оконечности туннеля, в месте соединения туннеля иподземного пруда Силоам, Езекия высек описание, рассказывающее о том, как создавалось это удивительное сооружение. Данный текст, высеченный в камне, теперь хранится в Стамбульском музее. Это один из самых древних еврейских текстов, сохранившихся в оригинале.

Итак, Езекия противостал великой ассирийской армии. Учитывая то, с какойужасающей жестокостью ассирийцы обходились с теми, кто осмеливался им сопротивляться, действия иудейского царя были, несомненно, мужественными иисполненными веры. В итоге его вера была вознаграждена. Пророк Исаия принес царю весть, сообщив, что Бог услышал молитву царя и ни одна стрела ассирийцев не упадет на территорию города. "И случилось в ту ночь: пошел АнгелГосподень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч... И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии" (4 Цар. 19:35, 36).

Однако вскоре над Иерусалимом снова нависла смертельная угроза. Восхождение на престол череды нечестивых царей удалило Божественную защиту от города, и в 605 году до н. э. Иерусалим сдался под натиском вавилонян. И хотя сам город тогда был сохранен, многие его жители, включая Даниила, были уведены в Вавилон. Затем последовал ряд мятежей, поднятых иудеями, оставшимися в Иерусалиме, против вавилонского правления. Навуходоносор, царь вавилонский, был вынужден вернуться в Иудею, чтобы добиться полного подчинения. В тот период Лахис был снова осажден. При раскопках, проводившихся в 1935 году на месте Лахиса, удалось обнаружить 18 фрагментов глиняных сосудов, поверхность которыхсохранила написанные чернилами тексты. Эти письма-послания были полученыот армейского офицера, который, очевидно, с чрезвычайным волнением ожидалсигналов из обреченного города и молился о его спасении. Древние скорбныеписьма сегодня известны ученым как "Лакишские письма".

Но Лахис все-таки пал, а в 586 году до н. э. был снова захвачен и Иерусалим. Наэтот раз город был полностью разрушен, а его обитатели угнаны в рабство в Вавилон. Так завершилась история Израиля и Иудеи, предшествовавшая периоду вавилонского изгнания.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Израиль




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 9. Петра | Описание курса | 11. Мессия в пророчествах и истории