Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 11: Мессия в пророчествах и истории

В течение 1 500 лет израильский народ пребывал на Земле обетованной. Всеэто время, несмотря на многие потрясения, Израиль сохранялся как нация исключительно благодаря надежде на пришествие обещанного Мессии. Это упование, по сути, появилось еще на заре человеческой истории. Прежде чем согрешившие Адам и Ева были изгнаны из Едемского сада, им свыше был обещан Избавитель, Который однажды сокрушит голову Змея, то есть дьявола (см. Быт.3:15). Позже патриарх Иаков пророчествовал о наступлении дня, когда придетПримиритель из колена Иудина (см. Быт. 49:10). Когда Израиль вступил в землюобетованную, пророк Валаам провозгласил: "Восходит звезда от Иакова" (Чис.24:17). Незадолго до смерти Моисеем было сказано: "Пророка из среды тебя, избратьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте"(Втор. 18:15).

После того, как израильский народ поселился в Палестине, так называемые

Вифлеем. Церковь Рождества Христова
Вифлеем. Церковь Рождества Христова
мессианские пророчества звучали еще более определенно. В словах пророчестваИсаии, которые использовал Георг Фридрих Гендель в своей знаменитой оратории "Мессия", говорится следующее: "Ибо младенец родился нам - Сын даннам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Богкрепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9:6). Пророк Михей предсказал месторождения Христа: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле иКоторого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).

Пророк Захария предсказал триумфальный въезд Мессии в Иерусалим и последующее предательство Сына Божьего за жалкие 30 серебряных монет: "Ликуйот радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет ктебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице..." (Зах. 9:9). "И ониотвесят в уплату Мне тридцать сребреников" (Зах. 11:12).

Царь Давид написал псалом, которыйво все времена почитался иудеями как"мессианский". В нем говорится: "Ибопсы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои... делят ризы мои между собою иоб одежде моей бросают жребий... Божемой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" (Пс. 21:17, 19, 2). Исаия такжепророчествовал о страданиях Мессии ради спасения грешников: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Все мы блуждали, как овцы,совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание... Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" (Ис. 53:5-7, 9).

Слово "Мессия" - еврейского происхождения и означает "Помазанник".Слово "Христос" - греческий эквивалент еврейского слова "Мессия" в НовомЗавете и также означает "Помазанник". При рождении Иисус Христос получилимя Иешуа, означающее "Яхве (или Иегова) спасает". По-гречески это имя произносится "Иэсус". Пророк Даниил предсказал точное время пришествия Помазанника Божьего (см. Дан. 9:25). Данное пророчество относится к помазанию

В зимнее время в окрестностях Иерусалима и Вифлеема иногда бывает довольно холодно
В зимнее время в окрестностях Иерусалима и Вифлеема иногда бывает довольно холодно
Мессии в начале Его служения по исполнении Ему 30 лет (см. Деян. 10:37, 38).

Точная дата рождения Христа остается неустановленной. Известно лишь, чтоИрод Великий, пытавшийся убить младенца Иисуса, умер в 4 году до нашей эры,или, как говорят, до Рождества Христова. Иисус, безусловно, родился до смертиИрода Великого. В связи с этим выявляется довольно парадоксальный на первый взгляд факт: получается, что Христос родился до нашей эры, то есть "доРождества Христова". Причина такогонесоответствия заключается в следующем. В 525 году н. э. папа Иоанн I поручил итальянскому монаху ДионисиюЭкзигусу составить новый календарь.Дионисий взял за точку отсчета Рождество Христа, разделив время на "до" и"после" этого события. Однако в процессе работы он допустил ошибку в расчетах. К тому времени, когда его ошибкаобнаружилась, было уже слишком поздно менять сложившуюся хронологическую систему. Так, мы получили данноенесоответствие, а именно: Христос родился в 4 году до н. э., то есть "до Рождества Христова".

Что же касается месяца и дня, то маловероятно полагать, будто Иисус и в самом деле родился в ночь на 25 декабряпо западному летоисчислению, или в ночь на 7 января по восточному. Во-первых,в середине зимы в Палестине часто на земле лежит снег, и, следовательно, пастухи не стали бы в это время держать свои стада на полях, как о том сказано в библейском повествовании. Во-вторых, именно 25 декабря во многих нехристианских религиях праздновали день рождения Солнца. Поскольку точная дата рождения Иисуса не была известна, христиане просто соотнесли день РождестваХристова с ежегодным праздником в честь дня рождения Солнца.

Иосиф и Мария жили в Назарете, расположенном в северном Израиле, и казалось, что именно здесь Марии и предстоит родить ребенка. Но библейское пророчество однозначно предсказывало, что Мессия родится в городе Вифлееме. Ивот за тысячи километров от Палестины, в Риме, издается указ, который изменяет все планы будущей матери. "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле" (Лк. 2:1). Данный указ вынудил Иосифа и Мариюидти в Вифлеем, город их предков, где вскоре и родился Мессия.

В центре Анкары, столицы Турции, сохранился очень древний архитектурныйпамятник, известный как "храм Августа". Он был возведен во II веке до н. э. ипосвящен Сивилле, божественной покровительнице Анатолии, местности в

Назарет. Церковь Благовещения, в которой можно увидеть множество изображений Девы Марии и Младенца Иисуса
Назарет. Церковь Благовещения, в которой можно увидеть множество изображений Девы Марии и Младенца Иисуса
Малой Азии. Позже данный храм посвятили римскому императору Августу. Наодной из его стен красуется длинное описание достижений правителя. В нем упоминаются три переписи населения, указыо которых были изданы Августом в 28 и8 годах до н. э., а также в 14 году н. э.По всей видимости, указ, вышедший в 8 году до н. э.,исполнялся не очень быстро и достиг Палестины какраз в надлежащее время, указанное пророчествами.Иосиф и Мария достигли Вифлеема именно в те дни,когда Младенцу надлежало родиться.

В Вифлееме сегодня можно увидеть большую каменную церковь - "Храм Рождества Христова".Многими христианами этот храм почитается как место рождения Спасителя. Под церковью есть пещера, вкоторой, считается, находились те самые ясли, илихлев, где и произошло рождение Иисуса. Следует отметить, что почитание святых мест, в той или инойстепени связанных с жизнью Сына Божьего, не практиковалось первыми христианами, к тому же у них ине было для этого соответствующих возможностей.Они жили во враждебно настроенном окружении иподвергались постоянным преследованиям. Своибогослужения они часто были вынуждены проводить скрытно, порой даже с риском для жизни. Такпроисходило до того времени, пока наконец император Константин не объявил христианство государственной религией. Его мать, Елена, отправиласьв Палестину, чтобы побывать в местах, связанных сжизнью Христа, и установить там памятники в честьЕго великого подвига спасения. Однако к тому времени было уже исключительно трудноопределить нахождение тех самыхмест. В наше время археологи установили подлинность лишь некоторых изних, другие оказались недостоверными, большинство же пока не поддаетсяточному определению, и к таковым относится упомянутый "Храм РождестваХристова".

Нечто подобное можно сказать и о

Мексиканская интерпретация сцены благовещения
Мексиканская интерпретация сцены благовещения
Назарете. В этом городе есть маленькаягреческая церковь, внутри которой сохранился источник. Говорят, что из негов свое время черпала воду мать Иисуса -Мария. Такое утверждение звучит вполнеправдоподобно, поскольку это единственный источник воды в окрестностяхдревнего Назарета. В этой связи можноупомянуть еще об одной маленькой греческой церкви, называемой "синагогальной", поскольку она стоит на месте старой синагоги, куда, как считается, на богослужение приходили Иисус и членыЕго семьи (см. Лк. 4:16). Нет основанийоспаривать подлинность таких мест. Однако весьма сложно говорить о том, что "благовещение" произошло именно там,где теперь высится величественное церковное здание. Невозможно также со всейопределенностью указать место, где находился дом, в котором жил Иисус, или гдерасполагалась плотницкая мастерская Иосифа.

Несмотря на то, что в Вифлееме и Назарете сейчас многое изменилось и продолжает меняться, прекрасная атмосфера библейских времен все же ощутима.Хотя плотницкие мастерские теперь оснащены современными инструментами,но почти в неизменном виде сохраняются старые базары и узкие улочки. Гостеприимные арабы, живущие в этих небольших городах, с удовольствием показывают исторические места, почти не изменившиеся со времен Христа.

Не вызывает никаких сомнений подлинность Галилейского озера, с которымсвязаны многие события времен земного служения Христа. Его размеры: 13 километров в длину и 8 в ширину. Это озеро славится чистой водой, и оно до сихпор изобилует рыбой. Не было ничего удивительного в том, что ученики Иисуса,забросив по Его повелению сети, поймали так много рыбы, что их снасти сталирваться. Чудо же состояло в том, что такой улов пришелся на дневное время. Поночам все озеро исчеркано огнями с рыбацких судов, которые при удачном ловеза одну ночь могут поднять на борт до двадцати тонн рыбы. Но едва ли можноувидеть рыбацкую лодку в дневное время. Неудивительно, что в ответ на повеление Иисуса Петр поначалу возразил: "Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть" (Лк. 5:5). Так проявилась вераПетра. Петр ясно сознавал, что без Божественной помощи нет никаких шансов

Японская версия изображения Девы Марии и Младенца Иисуса
Индийская версия изображения Девы Марии и Младенца Иисуса
Украинская версия изображения Девы Марии и Младенца Иисуса
Сверху вниз: японская, индийская и украинская версии изображения Девы Марии и Младенца Иисуса
на улов рыбы в дневное время.

В Библии описаны два случая, когда неожиданно налетевший шторм угрожалуничтожить лодки с учениками Иисуса. Человеку, неосведомленному о местныхпогодных условиях, подобная угроза кажется просто невероятной. Тех же, ктоздесь живет и постоянно трудится на озере, такой поворот событий нисколько неудивляет. В обоих случаях, описанных вЕвангелии (см. Мф. 8:24; 14:24), непогодабушевала ночью. Подобное действительнослучается, когда яростные ветры вырываются из ущелий с восточной стороны озера и неожиданно вздыбливают поверхность озера, поднимая волны высотой вчетыре метра. Однако подобные катаклизмы случаются только в ночное время.

В своем обычном состоянии Галилейское озеро являет собой воплощение мираи красоты. Искрящиеся голубые воды, обилие на берегах диких цветов, буйноцветущих весной, а также ласкающие взгляд виды банановых плантаций и оливковых рощ, цветущих в условиях субтропиков, - все это создавало возвышенноенастроение и способствовало особому восприятию наставлений Нагорной проповеди Иисуса Христа. Ежедневно от пристани Тиверии отходит деловито пыхтящий баркас, который направляется к Айн-Геве и другим местам на противоположном берегу. Путешествие на судне позволяет туристу вернуться к тем дням,когда Иисус Христос ходил по воде этого озера и усмирял бурю или насыщал пятитысячную толпу голодных слушателей.

В 1987 году на северо-западном берегу Галилейского озера была найдена лодкавремен Иисуса. Недавно одна из коммерческих фирм создала несколько увеличенных копий этой лодки, назвав их "лодками Иисуса". Теперь туристы могут путешествовать по озеру на них.

Близ северной оконечности озера сохранились руины древнего города Капернаума. В Библии сообщается, что здесь Иисус исцелил тещу своего ученика

Греческая церковь в Назарете, внутри которой сохранился древний источник
Греческая церковь в Назарете, внутри которой сохранился древний источник
Петра (см. Мк. 1:30), а также больного проказой (см. Мк. 1:42-43), вернул утраченные силы парализованному (см. Мк. 1:1-12), исцелил сына некоего царедворца (см. Ин. 4:46-54), воскресил из мертвых дочь Иаира (см. Лк. 8:41-56)и исцелил от болезни слугу римского сотника (см. Лк. 7:1-10). Об этом сотнике иудейские старейшины отозвались так: "Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу" (Лк. 7:5). В Капернауме действительно были раскопаны развалины синагоги, которая сейчас частично восстановлена. Из-под плит внутреннего двора археологи извлекли тайник с двадцатью тысячами монет, датируемых концом IV века. Ежегодно сюда приезжает до полумиллиона туристов.К сожалению, данная синагога никак не может быть той самой, которую построил упомянутый римский сотник. Впрочем, вполне вероятно, что существующая ныне синагога построена как раз наместе, упомянутом в Евангелии.

Сегодня тут обосновались францисканские монахи, построившие у самой синагоги свою церковь. Между 1968 и 1977 годами они проводили здесь раскопки и обнаружили шестиугольное здание, на стенекоторого значилось имя "Петр". Трудносказать, действительно ли этот дом принадлежал апостолу Петру. Но паломникипрежних веков верили, что это и есть домПетра, и именно они начертали имя апостола на одной из стен. До начала проведения раскопок практически все постройки древнего города находились под землей.

Интересно, что в Капернауме Иисус совершил немало удивительных чудес, ивсе же жители города отвергли Его. Тогда Христос произнес пророчество о будущем этого города: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф. 11:23). Очевидно, именно так все и произошло. Жизнь в Капернаумеугасла, и город оказался полностью погребенным под землей. Археологам удалосьраскопать лишь малую толику. Капернаум и поныне покоится под многовековымслоем праха.

Самые впечатляющие римские развалины на Ближнем Востоке сохранилисьблиз Джараша, приблизительно в 35 километрах севернее Аммана. Здесь располагался один из десяти городов римского Десятиградия, или Декаполиса. В этихместах проповедовал Иисус (см. Мк. 7:31), и из этих городов вышли многие Егопоследователи (см. Мф. 4:25). Однажды Иисус изгнал "легион" бесов из человека, одержимого дьяволом. Человек тот был из Гадаринской области, Гадара - этоеще одни город, входивший в Десятиградие. Получив исцеление, он "пошел и начал проповедовать в Десятиградии, чтосотворил с ним Иисус; и все дивились"(Мк. 5:20). Вполне вероятно, что он донес свидетельство о своем исцелении доулиц и огромной рыночной площади

Галилейское озеро
Галилейское озеро
римского Джараша.

В 19-й главе Евангелия от Луки рассказывается о сборщике налогов Закхее, отличавшемся маленьким ростом, которому очень хотелось увидеть Иисуса, когдаразнесся слух, что Учитель пришел вИерихон. Не видя ничего поверх головмножества людей, он забежал вперед по

В 1987 г. была найдена рыбацкая лодка времен Иисуса
В 1987 г. была найдена рыбацкая лодка времен Иисуса
пути следования толпы и влез на сикомору, чтобы увидеть Иисуса, когда Онбудет проходить под деревом. К изумлению Закхея, Христос остановился у дерева, поднял голову, "увидел его и сказалему: Закхей! сойди скорее, ибо сегоднянадобно Мне быть у тебя в доме" (Лк.19:5). Как известно, сборщики налогов,или мытари, собирали деньги в пользу ненавистных римлян, и многие иудеи относились к ним с большим презрением. Поэтому в толпе возникло недовольство, вызванное желанием Христа побывать в доме столь неприятного для всех человека итем самым выразить ему доброе расположение. В свою очередь, Закхей, устыдившись такой расположенности Спасителя, пообещал исправиться в своих делах ипоступках, а Христос сказал ему: "ныне пришло спасение дому сему... ибо СынЧеловеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:9, 10).

Любопытно, что истории известно существование целых трех Иерихонов. Первый из них - древний город, завоеванный еще Иисусом Навином. Во времена

Автор данных уроков (справа) и Увал, один из двух археологов, обнаруживших древнюю лодку
Автор данных уроков (справа) и Увал, один из двух археологов, обнаруживших древнюю лодку
Иисуса Христа этот город представлял собой груду развалин. Существует и современный Иерихон, заселенный арабами. Большинство туристов приезжают посмотреть именно на эти два города. Но есть еще один Иерихон, существовавший во дниИисуса Христа. Он находится юго-западнее современного Иерихона и покоится навершине холма. Очень немногие туристы заезжают в эти места. Именно здесь ИродВеликий возвел свой дворец. Ирод жил в постоянных подозрениях и страхе бытьсвергнутым с престола. Стоило лишь появиться слуху, что кто-то из его родственников готовит заговор и переворот, как Ирод немедленно предавал того человекасмерти. Среди таких неудачников оказались жена Ирода Мариамна, его сыновьяАристобул, Александр, Антипатр, а такжебрат жены Аристобул. Последнего Иродприказал утопить в дворцовом бассейнеИерихона. Однажды Ирод, находясь вИерихоне, почувствовал приближениесмерти, тогда по его указанию были арестованы сотни иудейских старейшин ираввинов. Ирод приказал запереть их натерритории ипподрома и поручил своейсестре Саломее предать всех их смерти вмомент его собственной кончины. Онзнал, что иудеи очень обрадуются егосмерти, но данная мера могла гарантировать всенародный траур в этот день. Надо
Останки древней синагоги в Капернауме
Останки древней синагоги в Капернауме
сказать, что этот изуверский приказ всеже не был приведен в исполнение. Тем неменее сам факт возникновения такойидеи подтверждает, что характеру Иродавполне соответствовал другой исполненный ранее приказ, а именно - убийствомладенцев в Вифлееме, в связи с вероятной угрозой появления среди них претендента на трон.

Из Иерихона Иисус направился вверх по склону холма на иудейскую возвышенность в деревню, называемую Вифанией, где Он оставался в течение субботы.В Вифании Христос гостил в доме Лазаря, Марфы и Марии Магдалины. За несколько месяцев до этого Лазарь умер и, будучи похоронен, пробыл в семейномсклепе четыре дня. К моменту прихода Иисуса тело Лазаря уже начало разлагаться. Когда Марфа, сестра умершего, стала протестовать против того, чтобы открывали склеп, Иисус успокоил и обнадежил ее, сказав: "Я есмь воскресение ижизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25). Говоря это, Христосподразумевал прежде всего будущее воскрешение в конце времени. Тем не менее,

Подлинные арочные своды купальни Вифезды
Подлинные арочные своды купальни Вифезды
желая засвидетельствовать свою способность воскрешать из мертвых, Он возгласил: "Лазарь! иди вон [(т. е. выходи из могилы)]. И вышел умерший, обвитый порукам и ногам погребальными пеленами" (Ин. 11:44). Кажется невероятным, носила предубеждения оказалась столь велика, что вместо признания Иисуса какМессии иудейское священноначалие решило предать Его смерти, а чтобы заставить молчать о происшедшем Лазаря, решили убить и его (см. Ин. 11:53; 12:10).

Сегодня Вифания - это арабская деревушка на южном склоне Масляничнойгоры (или Елеонской горы), расположенная на пути из Иерусалима в Иерихон.По левой стороне дороги находится Церковь Лазаря, а в стороне и чуть выше ееможно увидеть могильную пещеру, в которой, как утверждают, и был похоронен

В 2002 г. был найден гроб, на котором сохранилась надпись:
В 2002 г. был найден гроб, на котором сохранилась надпись: "Иаков, сына Иосифа, брат Иисуса". Очевидно, в нем был похоронен сводный брат Иисуса
Лазарь. Доказать подлинность этого места не представляется возможным. Имеются даже некоторые сомнения в том, что данная пещера вообще когда-либо служила могилой.

За несколько дней до распятия Христа состоялся Его триумфальный въезд вИерусалим на осле. Толпы людей в тот момент радостно восклицали: "ОсаннаСыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!" (Мф. 21:9). Спустя некоторое время Иисус побывал на вершине Елеонской горы и плакал там, глядяна город, который упорно отвергал своего Спасителя. С вершины горы открывался великолепный вид на город, раскинувшийся внизу; на переднем планекрасовался величественный храм, построенный Иродом. Но взор Христа застилали слезы. Он спустился по западномусклону и, перейдя через поток Кедрон,вошел в городские ворота.

Современный Иерусалим располагается на высоте от 5 до 15 метров выше

В долине Кедрон был найден гроб с прахом первосвященника Каиафы
В долине Кедрон был найден гроб с прахом первосвященника Каиафы
уровня города времен Иисуса. Тот, старый город, был полностью разрушен римской армией в 70 году н. э. Ныне существующие стены построил в XVI веке Сулейман Великий. Сегодня ученики Иисуса не смогли бы узнать в этом городе тотсамый Иерусалим. Сохранилось лишь несколько исторических мест, за подлинность которых можно поручиться.

Одним из них, вне всяких сомнений, является "купальня Вифезда", большойпруд, находившийся в черте старого города. Вскоре после начала Своего земногослужения Иисус пришел туда в субботу и повстречал там жалкого страдальца, болевшего долгие 38 лет. В то время существовало любопытное поверье. Считалось,что, когда вода в пруде начинала волноваться, первый окунувшийся в нее обрететчудесное исцеление от любой болезни. Неудивительно, что как только вода начинала волноваться, вокруг пруда устраивалась суматоха и страшная давка. У больного, о котором повествует Евангелие, не было помощников, чтобы вовремя добраться до воды. Из жалости к нему Иисус склонился над ним и спросил: "Хочешь ли быть здоров?" (Ин. 5:6). Бедняга в ответ пробормотал, что в нужныймомент у него не находится помощников, чтобы помогли ему встать с постели и добраться до воды. Тогда Иисуссказал ему: "Встань, возьми постельтвою и ходи" (Ин. 5:8). В то же мгновение все тело того человека налилось силой, он поднялся и начал ходить.

В Библии говорится, что этот пруднаходился близ "Овечьих ворот" и былобрамлен пятью портиками (см. Ин. 5:2).К северу от храма действительно существовал пруд, обнаруженный в 1888 году.Впоследствии там были произведеныземляные работы для расчистки места.

В Кесарии сохранился камень, на котором можно прочитать имя Понтия Пилата
В Кесарии сохранился камень, на котором можно прочитать имя Понтия Пилата
Археологам удалось раскопать пять арочных сводов, и сегодня практически нетсомнений в том, что это - та самая купальня Вифезда, упомянутая в Библии.

Отпраздновав со своими ученикамииудейскую Пасху, в четверг вечеромИисус направился в Гефсиманский сад. Втом месте сада, где, как принято считать, молился Иисус, построено две церкви,хотя точное место, где совершалась молитва, едва ли можно установить. Известно лишь общее месторасположение, где разворачивались события, описанные вБиблии. Писание упоминает, что Иисус перешел через поток Кедрон и пошел наЕлеонскую гору (см. Ин. 18:1; Мф. 26:30), и где-то в том месте появился предатель Иуда с разъяренной толпой и воинами, арестовавшими Иисуса.

Из Гефсимании Иисуса повели на допрос обратно той же дорогой через потокКедрон во дворец Анны (см. Ин. 18:12), который приходился тестем Каиафе, апотом во дворец к самому первосвященнику Каиафе для дальнейшего дознания.Тем временем на свой совет собрался синедрион - своего рода местный парламент в Иудее (см. Ин. 18:24). Неподалеку от места заседания синедриона апостолПетр отрекся от своего Господа (см. Ин. 18:25-27).

Едва члены синедриона собрались, Иисуса сразу же подвергли предварительному допросу, и, воспользовавшись услугами подкупленных свидетелей, предъявили Ему обвинение в угрозе разрушить храм. Правда, лжесвидетели так увлеклись, что наговорили множество очевидных противоречий. Отчаявшись заполучить желанное обвинение, Каиафа предпринял решительную попытку добитьсятого, чтобы Иисус обвинил Себя Сам.Провозгласив судебную клятву над Пленником, Каиафа спросил: "Заклинаю ТебяБогом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" (Мф. 26:63). Первосвященник, таким образом, стремилсяповести дело так, будто смиренный

Старые оливковые деревья Гефсиманского сада
Старые оливковые деревья Гефсиманского сада
Плотник клялся, что Он - Мессия. Делов том, что наряду с пророчествами острадающем Мессии в Библии имеются и пророчества, предсказывавшие полнуюи окончательную победу Мессии над злом и последующее возвещение о началевечного мира и непреходящей жизни. Иудеи, сосредоточившись лишь на частипророчеств, лелеяли надежду на то, что Мессия подчинит всех врагов Израиля ивозвысит израильский народ. Каиафа, со своей стороны, стремился доказать, чтоИисус из Назарета - лишь обычный проповедник, а вовсе не тот избавитель, которого ожидал израильский народ.

Не ответить на столь явный вызов было невозможно. "Ты сказал, - ответилОн первосвященнику, тем самым открыто заявляя о Себе как о Мессии. - Дажесказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных". Именно на такой ответ и рассчитывал Каиафа. Онне замедлил продемонстрировать свой притворный ужас, который якобы охватилего от услышанных слов. "Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал:Он богохульствует!.. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам"(Мф. 26:64-67).

Согласно иудейскому закону, суд, произведенный ночью, нельзя было считать

"Голгофа Гордона", где находится "Сад с могильной пещерой" (справа)
полноценным. "Когда же настало утро,все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобыпредать Его смерти; и, связав Его, отвелии предали Его Понтию Пилату, правителю" (Мф. 27:1). Точное расположениедворца Каиафы в настоящее время не известно, но зато можно с уверенностьюуказать на место, где Пилат совершал судебное разбирательство. О Пилате как обисторической личности сохранилось довольно много информации. Так, например, при раскопках римского театра в Кесарии было найдено описание, сделанное на камне, в котором упоминается имя Понтия Пилата. Этот камень находится сейчас в Еврейском музее Иерусалима. У историка Иосифа Флавия также сохранились свидетельства о деятельности Пилата в Палестине и о том, как он вконце концов был смещен со своей должности и сослан за свои многочисленныенесправедливости, совершенные по отношению к иудейскому народу. Скореевсего, на момент допроса Иисуса Пилат находился в крепости Антония, которая
"Голгофа Гордона", где находится "Сад с могильной пещерой" (справа)
располагалась с северной стороны храма.

Выслушав обвинение в адрес Иисуса, Пилат заявил: "Я не нахожу никакой вины в этом человеке" (Лк. 23:4). Подобный вердикт вызвал необычайное возбуждение толпы. "Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места", - зашумели начальники иудейские (Лк. 23:5). Услышав слово "Галилея", Пилат ухватился за возможность избежать ответственности за осуждениеневиновного Человека и отослал Иисуса к Ироду, правителю Галилеи, которыйнаходился в те дни в Иерусалиме на празднике Пасхи. Ирод, со своей стороны,также не обнаружил никакой вины в Иисусе и направил Его вместе с обвинителями обратно к Пилату.

Пилат еще раз попытался снять с себя ответственность, предложив иудейским начальникам по традиции в честь праздника освободить одного из заключенных. "Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" - предложил Пилат, явно намекая на то, что желает отпустить Иисуса. Но толпа истошно закричала: "Варавву!" "Пилат говорит им: чтоже я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят"(Мф. 27:22).

Распятие являло собой очень жестокую и мучительную казнь и обычно предназначалось лишь для самых отъявленных преступников. И даже Пилат, которыйзачастую не слишком утруждал себя тем, чтобы восстановить справедливость,ощутил тяжкий груз вины и ответственности, сознавая, что приходится предаватьтакой мучительной смерти совершенно невиновного человека. "Правитель сказал:

Церковь Святого Гроба Господня в Иерусалиме, стоящая на предполагаемом месте горы Голгофы
Церковь Святого Гроба Господня в Иерусалиме, стоящая на предполагаемом месте горы Голгофы
какое же зло сделал Он?" Но священники не желали выслушивать такие вопросы.Они жаждали осуждения Человека, Который обличал их в лицемерии, и "ещесильнее кричали: да будет распят" (Мф. 27:23). Прокуратор Иудеи, впав в нерешительность, сдался под нарастающим давлением начальников и народа. "Пилат,видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл рукиперед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы"(Мф. 27:24). "Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейскиГолгофа; там распяли Его и с Ним двухдругих, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса" (Ин. 19:16-18).

В буквальном переводе с еврейскогоязыка слово "голгофа" означает череп.Точное место расположения горы Голгофы сегодня определить практически невозможно. Церковный историк Евсевийутверждал, что прежде на том месте располагался храм Венеры. Впоследствии император Константин ликвидировал его и воздвиг там церковь. Позже на том жеместе построили Церковь Гроба Господня.

В 1883 году генерал Гордон, находясь в Палестине, был поражен видом холма,возвышавшегося чуть севернее "старого" города. Очертания этого холма походили на череп. Поблизости находилась пустая могильная пещера. Генерал написалоб этом своим друзьям в Англию, которые принялись собирать средства для покупки столь красочно описанного места. Его сегодня порой называют "ГолгофаГордона" или "Сад с могильной пещерой". Храм Гроба Господня, упомянутый выше, принадлежит католикам, а "Сад с могильной пещерой" находится в распоряжении протестантов.

Иисус был пригвожден ко кресту около 9 часов утра, а умер около 3 часов пополудни. "Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем

Фамильный склеп Ирода
Фамильный склеп Ирода
Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф. 27:57-60).

Многие считают, что Туринская плащаница и есть те самые погребальные пелены, которыми Иосиф обвил тело распятого Иисуса. Состоялось немало исследований Туринской плащаницы самыми различными экспертами. Но, несмотряна многочисленные заключения, не существует неопровержимых доказательствтого, что это и есть та самая ткань, в которой было обернуто тело Спасителя.Между прочим, радиоуглеродный анализ датирует Туринскую плащаницу приблизительно 1300 годом.

Хотя невозможно точно определить место расположения могилы Христа, захоронения подобного типа встречаются в Иерусалиме довольно часто. Одно изних - фамильный склеп Ирода с огромным овальным камнем, который можноподкатить к входу и закрыть его. Другой пример - "Гробница царей", рядом свходом в которую также находится округлый камень, но меньшего размера.

"И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший снебес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем" (Мф. 28:2). Совершенно очевидно, что никаких археологических доказательств воскресения измертвых быть не может. Тот факт, чтомогила "Сада с пещерой" и могила вцеркви Гроба Господня пусты, не стоитпереоценивать. Существует множество

На месте вознесения воскресшего Христа, на Елеонской горе, возведена часовня в виде башни, устремленной в небо
На месте вознесения воскресшего Христа, на Елеонской горе, возведена часовня в виде башни, устремленной в небо
могил, как в Иерусалиме, так и в его окрестностях, которые также сегодня пусты. Но едва ли можно объяснить происхождение христианства, отрицая воскресение Христа из мертвых. Ученики Иисуса ожидали славного Мессию, Который победит их врагов, а вовсе не страдающего Искупителя, Который умрет за их грехи.

И даже после воскресения Иисуса они спросили Его: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6). Кроме того, ученики снедоверием отнеслись к известию о том, что Учитель воскрес, и поначалу не поверили этому. В Евангелии написано о реакции апостолов на сообщении Марии,что она видела Христа воскресшим, следующее: "Но они, услышав, что Он жив иона видела Его, - не поверили" (Мк. 16:11).

Конечно же, им и в голову не могло прийти сочинить историю о Воскресшем.Достоверно известно, что большинство первых учеников Христа погибли мученической смертью. Трудно представить, что где-то найдутся люди, с готовностьюотдающие свои жизни за ложь, которую сами сочинили. Ясно и то, что враги первых учеников не стали бы придумывать или поддерживать идею о воскресении.Достаточно было просто продемонстрировать мертвое тело, чтобы напрочь разбить идею о воскресении из мертвых Учителя из Галилеи.

Иными словами, Иисус Христос исполнил все предсказания пророчеств о Мессии, и вполне разумно заключить, что евангельская история о Его воскресенииостается единственным логичным объяснением возникновения христианскойЦеркви.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Мессия в пророчествах и истории




Курс «Раскапывая прошлое I»

 
 10. Израиль | Описание курса | 12. Свитки Мертвого моря