Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном часть II
Урок 9: Монеты в древности

Древние монеты
Древние монеты
Монеты начали чеканить примерно во второй половине VIII века до н. э. В более древние времена торговые сделки совершались посредством обмена товарами. Торговец, имевший излишек какого-либо товара, к примеру, зерно или скот, мог обменять его на какой-либо другой товар, который был ему необходим.

Однажды израильский царь Соломон приступил к строительству величественного храма в Иерусалиме. Для строительных целей ему необходима была древесина из Ливана. «И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров (1 (один) кор равен примерно 220 литрам) оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год» (3 Цар. 5:10-11).

Также за товар можно было рассчитаться, отработав его цену у хозяина в течение определенного времени. В Библии сказано, что сын Исаака Иаков отрабатывал у своего тестя 7 лет, чтобы выкупить уже заработанные у него стада овец. Однажды Иуда, сын патриарха Иакова, отдал козленка за оказанные ему услуги. На протяжении многих веков обмен товарами был основой торговых отношений. мВо все времена существовал универсальный товар, которым можно было непосредственно расплатиться за любой другой товар. Такой товар получил название всеобщего эквивалента. У разных народов и на разных этапах истории одного и того же народа в роли всеобщего эквивалента выступали различные продукты – скот, меха и шкуры, слоновая кость, зерно, драгоценные камни и т.п. Развитие товарного производства, повышение регулярного обмена товарами привели к тому, что начал выделяться товар, который чаще всего становился всеобщим эквивалентом. Со временем эта роль почти повсеместно закрепилась за ценными металлами – серебром и золотом, а затем и монетами из этих металлов, что привело к учреждению денежной формы стоимости.

Все цивилизации рано или поздно приняли денежную форму стоимости товаров, деньги стали «товаром товаров», позволяющим расплатиться за любой товар. Вначале денежные единицы и их названия были связаны с весом благородных металлов, поэтому слитки этих металлов стали наиболее распространенным средством оплаты товаров или всеобщим эквивалентом. Их можно было обменять на тот или иной товар в крупных торговых сделках или использовать в качестве платы за выполненную работу. Наиболее крупной счетно-денежной единицей выступал талант – мера веса чуть более 30 кг серебра.

Репродукция. Густав Бауерфинд. Рынок в Яффе
Репродукция. Густав Бауерфинд. Рынок в Яффе
В Библии находим описание торговой сделки израильского царя Амврия, который приобрел возвышенность, чтобы построить на нем столицу своего царства – Самарию: «И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы» (3 Цар. 16:24).

Слитки металла использовались и для внесения податей. Например, когда ассирийский царь Сеннахирим осадил Иерусалим около 700 г. до н.э., иудейский царь Езекия решил от него откупиться: «В четырнадцатый год царя Езекии пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота» (4 Цар. 18:13-14).

Весы и система подсчета

В более мелких торговых сделках использовали слитки благородного металла, которые оценивались по весу. Нередко слитки серебра или золота имели форму колец и различных фигур. Определение ценности слитков металлов по весу распространилось по всей Средней и Восточной Азии.

В Библии чаще всего упоминается такая денежная единица, как сикль (шекель), что в переводе означает «вес»; один сикль состоял из двух бек или полусиклей, можно было расплачиваться также третьей или четвертой частью сикля. В беке насчитывалось 10 гер, так что 20 гер составляли полный или так называемый священный сикль. «Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер должно быть в сикле» (Лев. 27:25). Сикли, обнаруженные археологами, весили около 10-12 граммов. Таким образом, гера, самая мелкая денежная единица, весила чуть меньше половины грамма. В небольших торговых сделках древневавилонский вес сикля был различным. Тяжелый сикль был равен 16,8 граммам, легкий сикль – 8,4 граммам. У евреев эпохи Маккавеев сиклем называлась серебряная монета весом в 14,5 грамм. Таким образом, в Ветхозаветные времена сиклем называли не чеканные монеты, а слитки драгоценных металлов определенного веса.

Кроме мелких единиц веса были в употреблении и более крупные. К ним, прежде всего, относилась мина, состоявшая из 60 сиклей; 60 мин, в свою очередь, составляли талант – самую большую единицу веса. На иврите талант – киккар, что значит круглый, как гиря для весов, которая имела, по всей вероятности, круглую форму. В таланте было, соответственно, 3 600 сиклей.

Патриарх Авраам, желая похоронить свою жену Сарру, приобрел за серебро пещеру Махпела: «Авраам поклонился пред народом земли той, и говорил Ефрону вслух (всего) народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою» (Быт. 23:12,13). В данном случае речь не идет о чеканных монетах, но о слитках благородного металла определенного веса: «Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Авраам выслушал Ефрона и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов» (Быт. 23:14-16).

Репродукция. К. Д. Флавицкий. Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855
Репродукция. К. Д. Флавицкий. Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855
В Бытии, первой книге Библии, повествуется еще об одной сделке. Сыновья патриарха Иакова продали своего родного брата мадиамским купцам: «И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет» (Быт. 37:28).

В то время когда народ израильский совершал переход из Египта в обетованную землю, у горы Синай им дано было повеление о том, чтобы каждый трудоспособный мужчина отдал в святилище половину серебряного сикля, или одну беку. Таким образом, они собрали 100 талантов и 1775 сиклей. «С шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсикля с человека, считая на сикль священный. Сто талантов серебра употреблено на вылитие подножий святилища и подножий у завесы; сто подножий из ста талантов, по таланту на подножие» (Исх. 38:26,27).

Однажды израильский царь Давид приобрел амбар, на месте которого поставил жертвенник, а позже его сын Соломон устроил там храм. «И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра» (2 Цар. 24:24).

Еще одна библейская история рассказывает о том, как израильский воин Ахан взял после военного похода в качестве добычи «прекрасную Сеннаарскую одежду, и двести сиклей серебра, и слиток золота весом в пятьдесят сиклей» (Иисус Навин 7:21).

Для взвешивания какого-либо товара были необходимы весы и общепринятая система определения веса. Гири у израильтян сначала были каменные. Чтобы все торгующие могли пользоваться единой мерой веса, Моисей установил при скинии эталонные весы и гири, с которыми народ должен был в случае спорных ситуаций сравнивать свои весы и гири. Эталонный вес назывался священным. Эти весы и гири впоследствии были перенесены в храм и поручены охране священников. Неизвестно, какую форму имели эти гири. У ассирийцев и египтян они обычно отливались в виде изображений животных (львов, волов и пр.). При повседневных торговых сделках и продавцы, и покупатели обычно пользовались своими собственными весами, которые постоянно носили за поясом или в сумке.

Весы, которые использовали в древности, были почти такими же, какими пользуются и поныне во многих странах Востока – равноплечное коромысло с подвешенными чашками. Изображения таких весов можно встретить в египетских гробницах (2 тыс. лет до н. э.) и на памятниках Древнего Вавилона (2,5 тыс. лет до н. э.) и Египта. Изображение таких весов можно встретить во многих гробницах в Египте. При взвешивании на одну чашу весов помещались гири, а на другую какой-либо товар. Уравновешивая гири и товар, определяли вес товара. Такой метод взвешивания был в ходу еще и в Римской империи.

На территории древнего Вавилона были найдены стандартные гири весом в талант в виде каменных уток. В селении Бурж эс-Сур, в 30 км от Иерусалима были обнаружены шарообразные гири с нанесенными на них надписями. Как уже было сказано, в библейском тексте денежная единица в пол-сикля называлась бека. Одна из гирь в Бет-Суре была обозначена литерами «bqa». Исходя из нынешней меры весов бека составляла 5, 8 граммов.

Предупреждение от нечестности

В древние времена вы не могли быть уверены, что при купле-продаже товар взвешивается правильно, так как еще не существовало единого стандарта, гарантировавшего точность меры веса. Отсутствие единой меры веса неизбежно влекло за собой злоупотребления, продавцы часто в целях наживы использовали фальшивые гири. Нечестные купцы использовали более тяжелые гири, когда продавали, а когда покупали сами, использовали более легкие гири. Вот почему в израильском народе бытовало следующее предписание: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие; в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая; гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий неправду» (Втор. 25:13-16).

Первые отчеканенные монеты

Использование драгоценных металлов в качестве всеобщего эквивалента имело определенные преимущества. Металл не портился и занимал мало места при хранении и перевозке. Он легко делился на части для мелких торговых операций. Однако при использовании слитков был соблазн добавить в серебряный или золотой слиток медь и олово, или изготовить слиток облегченным. Учитывая возможность подделки, покупателям приходилось делать пробу металла и проверять слиток на вес. Во избежание подделки, слитки стали клеймить. Это подтверждало, что в слитках содержится металл определенного качества и веса. Со временем государственные власти осознали необходимость защитить своих граждан от бессовестных торговцев. Это стало возможным благодаря выпуску в обращение чеканных монет, подлинность которых гарантировало государство. Тогда-то кусочки металла оделись в «национальный мундир». Так появились первые монеты.

Введение в денежный оборот чеканных монет в качестве всеобщего эквивалента товара упростило торговые отношения, а также сделало торговые сделки более безопасными. При чеканке монет государственный штемпель на них подтверждал вес, стоимость, а также качество металла.

По утверждению Геродота, первые монеты, на которых имелось изображение, были отчеканены царем Лидии Гигесом в конце VIII в. до н. э. (территория современной Турции). Археологические материалы подтверждают свидетельство античных авторов и точно датируют появление древнейших монет VIII-VII вв. до н.э. Несколько позже, в VII в. до н.э., монеты начал чеканить аргосский царь Фейдон на острове Эгина. Первые монеты, отчеканенные в Лидии, были сделаны из электра – сплава золота с серебром.

К концу VII – началу VI вв. до н.э. уже многие греческие города чеканили собственные монеты. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции и греческим колониям от Испании и Галлии до Северного Причерноморья, Индии и Египта, они попали даже в Иран. Затем чеканные деньги появились у римлян и у многих варварских племен.

Динарий Тита Каризия с изображением Юноны-Монеты и инструментами монетной чеканки (46 г. до н.э.)
Динарий Тита Каризия с изображением Юноны-Монеты и инструментами монетной чеканки (46 г. до н.э.)
Часто на лицевой стороне монеты отображалась заглавная буква города, в котором она была отчеканена. Например, монеты с буквой «К» чеканились в Коринфе, с буквой «А» – в Афинах. Позже каждая страна начала чеканить собственные монеты, на которых делались уже более сложные изображения: животных, птиц, насекомых, местных божеств. В VI в. н.э. в Сиракузах чеканилась монета с портретом греческой богини Аретузы. Этим портретом отмечали также слитки металлов, используемые как денежный эквивалент, что и подтвердила недавняя находка в Хайфе.

Греки приписывали изобретение первой монеты героям своих мифов, римляне – богам Янусу или Сатурну. Они считали, что древнейшие монеты с головой двуликого бога и носом корабля выбил Янус в честь Сатурна, популярного божества того времени, который прибыл в Италию с Крита на корабле.

А вот как появилось слово монета. На лицевой стороне серебряной монеты римского магистрата Тита Каризия (45 г. до н. э.) изображена голова богини, а под ней написано слово «Монета» – одно из имен богини Юноны, что означало «предупредительница». В храме Юноны-Монеты располагался одно время монетный двор. В честь богини Юноны чеканные деньги и стали называться монетами.

Римская медная монета асс, чеканка 78 г. н.э. На обороте – женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея)
Римская медная монета асс, чеканка 78 г. н.э. На обороте – женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея)
На оборотной стороне римского динария изображали набор инструментов монетного двора: клещи, которыми держали раскаленный слиток, и четырехгранный столбик – нижний штемпель. Здесь же остроконечный головной убор с лавровым венком, принадлежащий богу Вулкану, покровителю кузнечного ремесла.

В древнем Израиле впервые чеканная монета появляется при Маккавеях. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до н.э. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету и от его времени до нас дошло много монет, которые можно увидеть в музеях. На лицевой стороне Маккавейских сиклей написано: «Сикль (или полусикль) Израильский»; а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах в Иудее также чеканились монеты, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или иного римского императора, а на обороте — женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея).

Денежные единицы во времена Нового Завета

Репродукция. Рембрандт. Иуда, возвращающий сребреники. Фрагмент. 1629
Репродукция. Рембрандт. Иуда, возвращающий сребреники. Фрагмент. 1629
В новозаветное время в Палестине в основном имели хождение греческие и римские монеты. В книгах Нового Завета упоминается десять видов монет: одна монета иудейской чеканки, пять греческой и четыре римской.

Тетрадрахма (статир)
Тетрадрахма (статир)
Ходовой иудейской монетой служил серебряный сикль или серебренник, наследник Маккавейской чеканки. Сикль был национальной монетой, имевший предпочтение при всех храмовых расчетах. Именно за тридцать таких серебренников Иуда предал Христа. По тогдашним ценам это была сумма, достаточная для того, чтобы купить небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима.

Из греческих монет основной денежной единицей выступала драхма – серебряная монета, равная римскому динарию. В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес, к тому же в разное время вес монеты и ее цена также колебались. Серебряная монета достоинством в две драхмы называлась дидрахма. Дидрахма приравнивалась к полусиклю, и соответственно принималась вместо последнего в уплату храмовой подати. Четыре драхмы составляли один статир – серебряную монету, называвшуюся также тетрадрахмой. Статир приравнивался к полному священному сиклю или серебреннику. Такой статир был найден Апостолом Петром в пойманной им рыбе и отдан в уплату храмовой подати за Иисуса Христа и за себя.

Древнеримский серебряный динарий в честь победы над Иудеей, чеканка 70 г. н.э. С лицевой стороны – голова императора Веспасиана. На обороте – плачущая Иудея сидит справа от трофеев
Древнеримский серебряный динарий в честь победы над Иудеей, чеканка 70 г. н.э. С лицевой стороны – голова императора Веспасиана. На обороте – плачущая Иудея сидит справа от трофеев
В новозаветное время в Палестине имели хождение и римские монеты. Динарий – серебряная монета, часто упоминаемая в Евангелиях. По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме и равнялся одной четверти сикля, но во время земной жизни Иисуса Христа он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император. Динарий составлял ежедневную плату римского воина, а драхма – ежедневную плату афинского воина. Одному динарию равнялась обычная поденная плата рабочим. Подать размером в один динарий был обязан платить каждый иудей в римскую казну. Благовония, которые Мария Магдалина вылила на ноги Иисуса, были оценены собравшимися в 300 динариев. Серебряный динарий разделялся на десять, а позднее на шестнадцать медных ассариев или асов. Еще более мелкая монета – кодрант – составляла четвертую часть ассария. На медных монетах также изображался император. Самой мелкой денежной единицей была минута или лепта, равная половине кодранта. Две лепты положила в сокровищницу храма бедная вдова, за что получила одобрение Иисуса.

Изображения и надписи на монетах

У монет различают лицевую сторону – аверс, и оборотную – реверс. Первоначально на монетах выбивались заглавные буквы того города, где монеты чеканились, затем более сложные изображения. Наиболее распространенным изображением был портрет действующего правителя, а в V веке до н.э. на монетах появились надписи. Обычно лицевой стороной монеты считают ту, на которой помещено изображение, отражающее государственную власть или официальную религию. Надписи, или монетные легенды, располагались и на аверсе, и на реверсе.

Монеты – свидетели эпох, они могут рассказать о форме правления, хронологии царств и государственных переворотах. В изображениях и надписях часто отражались события политической и общественной жизни – войны, завоевания, борьба за власть внутри государства, государственные или религиозные реформы. Например, в эпоху эллинизма на аверсе помещался портрет правителя государства.

Монеты помимо всего прочего использовались и как политическая реклама. Римские кесари чеканили монеты, отображающие их победы, программы общественных преобразований, деяния в пользу бедных слоев населения.

Израильский серебряный сикль первого года восстания, чеканка 66-73 гг. н.э., 13,38 грамм
Израильский серебряный сикль первого года восстания, чеканка 66-73 гг. н.э., 13,38 грамм
Монеты выпускались в обращение, чтобы продемонстрировать независимость государства. Еврейский народ, даже когда находился под чьей-то оккупацией, всегда поддерживал в себе дух независимости, а потому использовал всякую возможность, чтобы сбросить с себя чужеземное владычество и оказывал сопротивление тем завоевателям, которые претендовали не только на политическую, территориальную, но и на духовную власть. Еврейское восстание, нанесло поражение римской армии в 66 г. н.э. и в 132 г. н.э. В честь этих событий были пущены в обращение монеты, открыто выражавшие пренебрежение оккупационному режиму римлян.

При изготовлении монет в древности применялась чеканка. Штемпели изготавливали из закалённого металла с глубокой гравировкой негативного изображения. Раскаленный металл будущей монеты, помещался между нижним и верхним штемпелями, по которым наносили удар молотом. Реже, преимущественно при изготовлении крупных монет, применялось литьё в глиняных и гипсовых формах (римские монеты V-IV вв. до н. э.).

Репродукция. Тициан. Динарий Кесаря. около 1515
Репродукция. Тициан. Динарий Кесаря. около 1515
Представители фарисейской партии, желая уловить Иисуса на противоречиях, потребовали ответа на вопрос: «Итак, скажи нам, как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать» (Мф. 22:17-19). Ему протянули динарий и Иисус, взглянув на монету, спросил: «Чье это изображение и надпись?» (Мф. 22:20). На одной стороне серебряного римского динария было написано «Цезарь Тиберий», а на другой стороне отчеканен портрет цезаря. Иисус сказал: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Фарисеям в очередной раз не удалось скомпрометировать Иисуса и загнать Его в угол. Если бы Иисус сказал, что иудеям следует платить подать, фарисеи обвинили бы Его в отсутствии патриотизма и поддержке ненавистного им оккупационного режима. Но если бы Иисус посоветовал не платить подать, его обвинили бы в нелояльности римским властям и уклонении от уплаты налогов, что могло спровоцировать репрессии. Мудрый ответ Христа лишил их обвинение смысла.

Монеты в археологии

В археологии находка монет считается самой ценной, так как помогает с точностью определись возраст сопутствующих находок и исторических памятников. После обнаружения в Кумранских пещерах свитков Мертвого моря исследователи вели жаркие споры относительно датировки древних манускриптов. Там же, в Кумране, были найдены монеты, выпущенные примерно между периодом правления Иоанна Гиркана в 132 -104 гг. до н.э. и 132-135 гг. н.э., временем второго восстания иудеев. Именно этот факт опроверг предположение тех ученых, которые относили время изготовления свитков к более поздней эпохе.

Вот еще пример того, как найденные монеты помогли определить датировку археологической находки. Из Евангельского повествования мы узнаем, что римский сотник построил синагогу для иудеев в Капернауме. И когда в современном Капернауме откопали древнюю синагогу, некоторые археологи утверждали, что это то самое здание, которое построил римский сотник. Другие специалисты, учитывая особенности архитектурного стиля синагоги, датировали ее II в. н.э. Дискуссия продолжалась бы и дальше, но археологи обнаружили под полом тайник, а в нем 30 000 монет, датируемых IV в. н.э. Находка позволила уточнить датировку постройки – синагога была построена гораздо позднее.

Многие годы подземные развалины, которые находятся под зданием церкви Богоматери Сиона (Dames de Sion) на виа Долороса в Иерусалиме, считались судебным залом, в котором Пилат допрашивал Иисуса Христа. Но однажды под настилом пола были найдены монеты. Эта находка указала на то, что памятник построен примерно в IV в. н.э., не ранее.

Монеты и исторические сведения

Греческая монета с изображением Александра Великого
Греческая монета с изображением Александра Великого
Монеты дают нам информацию о культуре своего времени. Например, на древних монетах часто изображался маяк в Александрии – одно из семи чудес света. Благодаря монетам мы знаем, как выглядел Александр Македонский. В период его правления выпускалось много монет, правда, император не позволял изображать на монетах себя самого. Но после смерти Александра его преемник этим запретом пренебрег и поручил художнику, хорошо помнившему, как выглядел Александр, сделать его портрет-штамп для монеты, тем самым, увековечив лицо великого полководца. Правитель Египта Птоломей I был первым, кто отчеканил свое изображение при жизни, было это в 306 году.

Находки археологов свидетельствуют, что во все времена существовали и фальшивомонетчики. Стоило появиться в обращении новой монете, как тут же кто-то изготавливал подделку. И государству приходилось придумывать средства защиты подлинных денег, чтобы отличить их от фальшивых.

Меновщики денег

Путешественники и торговцы, переезжая из одной страны в другую, вынуждены были обменивать свои деньги на местную валюту. В новозаветную эпоху в Израиле, как уже упоминалось выше, использовались три денежные единицы: имперские или римские деньги, провинциальные греческие деньги и местные иудейские деньги.

Сегодня обмен валют производится по общепринятому курсу, поэтому, путешествуя или совершая коммерческие сделки, люди могут не беспокоиться – курс валюты во всех обменных пунктах практически постоянный, с незначительной разницей. Однако в древности меновщики, пользуясь незнанием торговцев и купцов, назначали свой собственный обменный курс, часто значительно превышавший реальную цену денег.

Репродукция. Рембрандт. Христос, изгоняющий менял из храма. 1626
Репродукция. Рембрандт. Христос, изгоняющий менял из храма. 1626
Примером подобного поведения может служить случай, описанный в Евангелии. Это происходило в Иерусалимском храме во времена земного служения Христа. Каждый год по традиции паломники-иудеи из разных мест Римской империи стекались в Иерусалим, чтобы принять участие в ежегодных религиозных праздниках. Как правило, паломники не могли приводить с собой жертвенных животных, а потому должны были приобретать на месте, чаще всего во дворе храма. Торговцы животными назначали за них завышенную цену. К тому же они требовали, чтобы паломники платили той монетой, которая ходила в Иудее. Храмовые пожертвования также принимались только в иудейской валюте или дидрахмами. При обмене валюты менялы неслыханно наживались и, конечно же, процветали.

Однажды Иисус, наблюдая за деятельностью нечистых на руку меновщиков и алчных торговцев жертвенными животными, возмутился. «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:13-16).

Божье средство против скупости

На протяжении всей истории человечества деньги зачастую приобретали над людьми безграничную власть. Поэтому во все времена Господь обращал внимание на такие пороки человека как скупость, алчность и зависть. Одна из Десяти заповедей Закона Божьего гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).

В Своем законе Господь предписывает нам проявлять щедрость. Однажды пророк Моисей повелел народу израильскому: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37).

Ревностное и посвященное выполнение религиозных обрядов и ритуалов никогда не сможет заменить проявления милости и щедрости по отношению к бедным. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6-7).

Репродукция. Мохов М.А. Подача милостыни. 1842 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу…» (Прит.19:17).
Репродукция. Мохов М.А. Подача милостыни. 1842 «Благотворящий бедному дает взаймы Господу…» (Прит.19:17).
Иисус, находясь на этой земле, жил как самые бедные слои населения. Он сказал о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Поэтому Христос каждое наше доброе дело расценивает так, словно оно проявлено непосредственно по отношению к Нему. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Зная склонность несовершенной человеческой природы к алчности, зависти и скупости, Господь однажды установил определенную систему приношений, которая помогла бы нам преодолеть эти недостатки – возвращение десятины. Однажды в далекой древности, когда в обращении еще не было монет, обращаясь к народу израильскому, который в то время занимался в основном сельским хозяйством и скотоводством, Господь сказал: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; …и всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27:30,32).

Десятина сегодня

В наше время большинство людей получают доход и зарплату в денежном эквиваленте. А принцип возвращения десятины, который Господь установил еще в древности, остается в силе и поныне: одну десятую часть заработанных нами средств следует возвращать Богу, Который дает нам все. В действительности все, чем мы обладаем, принадлежит Создателю. Однажды Господь сказал: «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:10-12). Однако, несмотря на то, что все принадлежит Ему, Он, по Своей милости, позволяет нам пользоваться девятью частями из десяти от всего нами приобретенного. Но Всевышний предупреждает, что десятая часть должна быть возвращена Ему. Десятина – не дар, который мы должны принести Богу. Все, чем мы владеем, на самом деле принадлежит Богу. Но лишь одну десятую Господь просит вернуть Ему: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30). Следовательно, с нашей стороны правильно и честно возвратить Богу то, что по праву принадлежит Ему.

Для чего предназначена десятина? Творец совершает Свою работу в мире греха и зла через служителей Своей церкви. Пастыри и миссионеры, посвящая все свое время проповеди Евангелия, нуждаются в пропитании и материальной поддержке. Господь поручает заботу о служителях Своему народу: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:21). Десятины идут на поддержку священнослужителей, поэтому верующие, по установлению Господа Бога, должны приносить свои десятины непосредственно «левитам».

Универсальность принципа десятины

Сегодня некоторые считают, будто принцип возвращения десятины утратил свое значение и не имеет никакого отношения к христианской церкви.

По словам апостола Павла, система возвращения Богу десятин, служившая во времена Ветхого Завета, не утратила своего значения и для верующих Нового Завета: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:13-14).

Принцип приношений и возвращения десятин, установленный некогда Самим Господом, актуален сегодня в христианской церкви так же, как и во времена ветхозаветной и первоапостольской церкви. Десятины следует приносить в церковь, из них священнослужители получают средства к существованию.

Можем ли мы позволить себе платить десятину?

Некоторые считают, что не могут позволить себе отдавать такую большую часть заработка на дело Божье. Безусловно, немало случаев, когда человек по тем или иным причинам не имеет никакого дохода и ввиду своего материального положения на самом деле не может возвращать десятину. Но если человек, имеющий хотя бы какой-то доход, не возвращает определенную часть Богу, он не только проявляет нечестность, присваивая ту часть денежных средств, которая ему не принадлежит, но и не позволяет Господу исполнить Его обетование излить на него Свои благословения. Вот что однажды сказал Господь через пророка Малахию: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?

Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:8-11).

Кто удостоится Божьего покровительства?

<Обетование: «Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные» (Мал. 3:11) сегодня исполняются так же, как и раньше. Я не раз удостоверился в истинности этих слов на личном опыте, а также на опыте других людей, которые мне рассказывали об этом.

Много лет тому назад я посетил одну семью в Австралии. Мы разговорились на тему Божественных благословений, которые Господь посылает нам. Хозяин дома, фермер, пригласил меня выйти с ним во двор и показал на изгородь на другом краю загона для скота. Он рассказал, что несколько лет назад на окрестные поля напала саранча. Стаи прожорливых насекомых двигались, словно огромная черная туча, мешая движению автомобилей на дорогах и уничтожая на своем пути всю растительность.

Пытаясь воспрепятствовать движению саранчи, некоторые фермеры копали ямы и канавы, наполняли их водой и набивали их вереском, сучьями и всяким горючим материалом. Другие применяли в огромных количествах химические средства от насекомых. Однако ничего не помогало. Саранча продолжала двигаться мощным разрушительным потоком.

Узнав из сводки новостей о том, что тучи саранчи движутся к его угодьям, мой друг, фермер, собрал всю свою семью и заявил, что надеяться они могут только на Бога. Он открыл Библию и зачитал знакомый уже нам текст из книги Малахии: «Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:11). Затем он упал на колени и сообщил Создателю, что его семья многие годы верно возвращала Ему десятину. В своей молитве он взывал к Богу, прося Его выполнить Свое обещание.

Затем, продолжал фермер, вся его семья увидела удивительную картину: туча саранчи, едва достигнув изгороди его имения, неожиданно разделилась на два потока, которые полетели в обход его земель. Ни один листочек, ни одна былинка на его полях не были повреждены.

После всего случившегося к моему другу приходили фермеры со всей округи, чтобы узнать, как ему удалось отвадить полчища саранчи. В ответ он открывал Библию и показывал удивительное обетование Господа. Многих из тех, кто приходил спрашивать о действенном средстве против саранчи, этот ответ не удовлетворил. Они-то надеялись получить какой-то особенный рецепт, позволяющий уничтожать вредных насекомых. А им предлагали просто поверить в Бога! Однако они не могли отрицать, что стали свидетелями Божьего чуда.

Печально осознавать, что люди сегодня сознательно обкрадывают Бога. Господь так много сделал для каждого из нас и для всего мира. Самым высшим проявлением Его любви по отношению к человеку, самым высшим Его даром человеку было то, что Он отдал Сына Своего Единородного на крест, для того, чтобы мы могли наследовать жизнь вечную. Сознательно обкрадывать Того, Кто является подателем всех благ – крайне неблагодарно. Неразумно так пренебрежительно относиться к обетованиям, которые Господь оставил, желая нам успеха и процветания.

Любовь и доверие к Господу

Один из самых впечатляющих уроков о жертвенности Иисус преподал ученикам в храме, наблюдая за бедной вдовой, которая пришла сделать приношение. Прямо перед ней богатые фарисеи демонстративно опускали свои немалые приношения в сокровищницу. Существовал даже такой обычай: когда кто-то приносил в храм богатые приношения, перед ним шел музыкант и громко трубил, привлекая внимание к щедрому дарителю.

Но вот к сокровищнице, стесняясь и стараясь не попасть на глаза случайным зрителям, подошла бедная вдова. Ее очень смущало, что по сравнению с дарами фарисеев ее приношение крайне скудно. Но она любила Бога и искренне хотела выразить свою благодарность Ему. Улучив момент, когда рядом никого не было, она поспешно бросила две маленькие монетки в сокровищницу и поспешила удалиться. Бедная женщина принесла в храм всего лишь две лепты, две самые мелкие монеты того времени. Однако Иисус высоко оценил ее дар, завив, что приношение вдовы больше самых богатых даров. Как такое может быть? Каким образом две лепты могут быть больше полновесных драхм, сиклей и талантов? А вот как. «Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12:43, 44).

Разве не безрассудно поступила вдова, отдав все, что имела? Между тем в ее поступке сокрыта великая правда: имеет значения не размер даяния, а мотив. Важно, с каким сердцем человек дает пожертвование, какой смысл вкладывает в него. Христос оценил искреннюю любовь вдовы к Богу, безграничное доверие женщины Тому, Кто никогда не оставит нуждающегося. История о двух лептах вдовы рассказывает о посвященности, жертвенности и благодарности. Иисус показал, что для Господа имеет особое значение не размер приношения, а верность Ему, посвященность и искренность, с которыми мы приносим наше приношение. Иисус говорит: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Монеты в древности




Курс «Раскапывая прошлое II »

 
 8. Оккультизм в древности | Описание курса | 10. Медицина и здоровье в древности