Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть II
Урок первый: Джераш

Город Джераш расположен в 30 километрах к северу от Амана, столицы Иордании. Это один из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских городов на Ближнем Востоке, входивший в состав Декаполиса (Десятиградия) – могущественной конфедерации десяти римских городов, которые процветали во дни Иисуса Христа. Сегодня по узким улочкам Джераша можно прогуляться, любуясь памятниками древней архитектуры.

Развалины древнеримского города Джераш
Развалины древнеримского города Джераш
От более крупных городов Гадара и Филадельфии (Города Гадара и Филадельфия находятся на территории нынешнего Аммана) до наших дней сохранилось совсем немного.

История города Джераш уходит корнями во времена неолита(Неолит (от нео – новый и греч. lithos – камень) – эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (Большая Советская энциклопедия).), о чем свидетельствует каменная утварь, найденная в городских предместьях. На вершине одного из близлежащих холмов археологи обнаружили фрагменты дольменов (Дольмен – древнее каменное погребальное сооружение; обыкновенно на трех-четырех поставленных вертикально плитах покоится одна горизонтальная плита, так что сооружение напоминает огромный каменный ящик.), напоминающих Стоунхендж (Стоунхендж – один из так называемых кромлехов (от бретонского crom – круг и lech – камень), мегалитических построек времен неолита и начала бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6-7 м высотой)

Культовый комплекс Стоунхендж в Англии
Культовый комплекс Стоунхендж в Англии
отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда располагается дольмен. Назначение кромлеха спорно. Вероятнее всего, это ритуальное сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца (Большая Советская энциклопедия).) – памятник древнекельтской культуры, расположенный близ британского города Солсбери. С северной стороны Джераша обнаружены следы поселения начала Бронзового века.

Первые письменные свидетельства о городе оставлены иудейским историком Иосифом Флавием. Он упоминает некоего Теодора, сына Зенона, жившего во II веке до н.э.., который хранил свои несметные сокровища в Геразе (Джераше). Как повествует Иосиф Флавий, Иудейский царь и первосвященник Александр Яннай «после того, как завоевал Пеллу – древнюю столицу Македонии, из жадности к сокровищам Теодора отправился в Геразу, обвел ее тройным валом и взял город штурмом» («Иудейские войны». X, IV. 8). Джераш оставался в руках иудеев вплоть до прихода римского полководца Гнея Помпея в 63 году до н.э. С того времени Джераш перестает быть греческим городом и входит в союз десяти свободных римских городов, известных как Декаполис, хотя и переходил на некоторое время под влияние набатеев <Набатея, Набатейское царство, древнее государство группы арабских племён в конце III в. до н. э. – 106 г. н. э. на территории современной Иордании.), особенно во время правления Харитата IV.

Джераш в христианскую эпоху

Колонны Джераша
Колонны Джераша
В I веке н.э. Джераш подвергался постоянной перестройке. Тогда же была построена прямая улица длиной в 600 метров. Она проходила через центр города и сохранилась до настоящего времени. По всей длине этой улицы, начиная от Форума ( Форум (лат. forum) – в городах Древнего Рима главная городская площадь, рынок и центр политической жизни. В императорский период Форум, в частности, в Риме постепенно превращается в сложный по композиции парадный ансамбль-памятник военной славы императора (Большая Советская Энциклопедия). ), по обеим сторонам расположены 260 известняковых колонн. Между колоннами когда-то размещались торговые лавки. По всей вероятности, здесь в древние времена шумела пестрая и многолюдная рыночная площадь.

Улица колонн  – главная улица Джераша
Улица колонн – главная улица Джераша
Под этой улицей проходила хорошо устроенная канализационная система со смотровыми люками, расположенными на равном расстоянии друг от друга. Первоначально в люки были встроены железные кольца, припаянные свинцом. Позже местные жители выломали кольца и соскоблили свинец, чтобы изготавливать из него дробь для кремниевых ружей. Сильно стертые камни мостовой свидетельствуют о том, что когда-то по улице проезжало множество колесниц и повозок.

Форум
Форум
Архитектура Форума вызвала удивление историков и археологов – его площадь не круглая или овальная, как обычно, а многогранная, что позволило ей успешно выдержать испытание временем. Фундаменты колонн, объединенные в единую стену, уходят под землю на десятиметровую глубину.

Ворота города
Ворота города
Город обнесен мощной стеной, надпись на северо-восточных воротах указывает на то, что эта стена была построена в 75 году н.э. Богатые горожане, которые, судя по всему, гордились родным городом, вносили пожертвования на возведения величественного храма Зевсу. Надпись, которая была обнаружена на Форуме, гласит, что некто «Теон, сын Дмитрия пожертвовал 7100 драхм тирского серебра на постройку храма Зевсу». В Джераше был восстановлен и вновь отделан старый храм Артемиды, который стал местом поклонения императору Тиберию.

Храм Зевса
Храм Зевса
тот же период в южной части города был построен театр, вмещавший около 4 тысяч зрителей. Греческие литеры, выдолбленные на сидениях для зрителей, указывают, что их занимали аристократы (патриции), которые предварительно заказывали места на драматические представления. Древний театр обладает потрясающей акустикой. Шепот актеров слышен со сцены даже на самом верхнем ярусе. Надпись на стене сцены гласит, что в 70 году н.э. некий легионер из армии Тита предоставил в дар театру статую победы, она стояла прямо на сцене и обошлась в 3000 драхм.
Южный
Южный театр

Период расцвета

В 106 году н.э. войска императора Траяна вошли в Петру и подчинили себе Набатейское царство. Римляне построили разветвленную сеть великолепных дорог, что способствовало развитию торговли в Джераше и привело к процветанию города. Здесь ежегодно бывало множество гостей, приезжавших на игры и празднества. Согласно некоторым надписям, богатый горожанин по имени Тит Флавиус Куирина устраивал пиршества, на которые приглашались не только победители игр, но и проигравшие.

Высшие слои общества Римской империи не могли представить себе жизнь без посещения общественных бань. В то время бани, или термы, являлись не просто местом для совершения гигиенических и лечебных процедур, но и местом общения и дружеских встреч. В Джераше найдены две такие термы.

В 129 году н.э. Джераш посетил император Адриан. Город ему, должно быть, понравился, потому что он провел в нем целую зиму. Пребывание в городе высокого гостя послужило толчком для строительного бума. Именно в этот период возле южных ворот города появляется триумфальная арка. Архитектор, по-видимому, планировал продлить стену города так, чтобы она соединялась с аркой, но не успел. После отъезда императора энтузиазм местных строителей умерился, а городская стена так и осталась недостроенной.

Триумфальная арка в честь императора Адриана
Триумфальная арка в честь императора Адриана
Эта триумфальная арка до сих пор продолжает украшать Джераш. Надпись на ней гласит о том, что ее возвел Флавиус Агриппа.

Во II веке н.э. Джераш достиг вершины своего расцвета. Различные надписи указывают на то, что знатные горожане, желая прославиться, строили жертвенники, постаменты и статуи для того, чтобы украсить город. В западной части главной улицы сохранился почти целиком великолепный фонтан в форме храма Нимф (Нимфы в древнегреческой мифологии женские божества, олицетворяющие силы и явления природы, живущие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, часто представлялись спутницами Артемиды или Диониса и почитались в многочисленных местных культах. Нимфам приносились жертвы в пещерах, у источников, на морском берегу. Нимфы многократно изображались в скульптуре и живописи. (Большая Советская Энциклопедия)). Вода струилась из отверстий в гроте и стекала в бассейн, украшенный скульптурами в форме львиных голов, а затем вытекала из пасти львов в сточный канал.

Фонтан
Фонтан
В III веке н.э. Джераш был повышен в статусе, став колонией Римской империи (В период Римской империи статус колонии могли получить в виде привилегии и некоторые провинциальные города, что давало их жителям права римских граждан), но вскоре удача, по-видимому, отвернулась от города. С того времени в городе больше не воздвигаются грандиозные строения, к тому же измененный маршрут торговых путей уже не проходил через город.

Христианство в Джераше

В IV веке среди населения города уже было много христиан. Кафедральный собор, построенный в эту эпоху, свидетельствует о том, насколько сильное влияние оказала христианская храмовая традиция на бытовавшие до того архитектурные стили. Некогда в Джераше возвышался храм Дионису, богу вина, рядом с которым помещался двор с фонтаном. Во время ежегодных празднеств в честь этого веселого бога – вместо воды в фонтане текло вино. Праздники, как правило, сопровождались пьяными оргиями. Затем на месте храма Диониса возвели христианский собор, где раз в году горожане отмечали описанное в Евангелии чудо превращения воды в вино, случившееся в Кане Галилейской. Некоторые очевидцы утверждали, что во время этого праздника вода в фонтане возле собора превращалась в вино.

К V веку христианство стало доминирующей религией, и в городе построили еще два больших храма. В VI веке, во время правления императора Юстиниана, было воздвигнуто, по крайней мере, 7 храмов, а затем один из них был переоборудован в иудейскую синагогу. В этот же период, по-видимому, был возрожден, по сути языческий, праздник превращения воды в вино.

В истории Джераша было время, когда его жители стремились к роскоши, но у них не хватало средств, чтобы носить подлинные драгоценности и отделывать здания дорогими строительными материалами. Поэтому стены церквей облицовывались дешевым мрамором, а оконные витражи делали из броской стеклянной мозаики низкого качества. Археологи обнаружили большое количество датируемых этим периодом недорогих ювелирных изделий со стекляшками, имитирующими драгоценные камни. На рынках и в церковных приходах можно было встретить женщин в броских нарядах и с украшениями из позолоченной бронзы.

Колонны храма Артемиды
Колонны храма Артемиды
В христианскую эпоху Джераш по-прежнему изобиловал местами для светских развлечений. Местный епископ Плаккус, посчитав, что его прихожанам нужны заведения, где царила бы более благонравная атмосфера, велел построить новые бани прямо напротив собора Святого Теодора. Верующие охотно посещали церковные бани, духовенство там имело отдельные комнаты для омовений, примыкавшие к внешнему двору.

В конце концов, горожане совсем перестали посещать языческие святилища, так что они пришли в упадок и впоследствии были разобраны на кирпичи, которые использовались как строительный материал для других построек. В живописном внутреннем дворе храма Артемиды устроили печи для обжигания глины.

В 611 году н.э. епископ Генесиус построил еще одну церковь. Но в этот период над христианским миром начали сгущаться тучи: спустя три года в страну вторглись персидские войска. Единственная археологическая находка этого периода – несколько стоек от ворот для игры в мяч.

В Джераш приходит ислам

Предположительно в 635 году Джераш подвергся мусульманскому нашествию, территория города сократились почти на четверть. Ряд мощных землетрясений добавил разрушений. У жителей не было средств на восстановление церквей и жилых домов, так что обвалившиеся здания, в конце концов, превратились в руины.

На руинах Джераша кое-где сохранилась резьба и богатые украшения из драгоценных камней
На руинах Джераша кое-где сохранилась резьба и богатые украшения из драгоценных камней
Последний удар, окончательно разрушивший город, нанес в 720 году исламский халиф Язид II, приказавший уничтожать любые изображения и иконы. Мусульманские фанатики врывались в христианские церкви, опрокидывали статуи и разбивали мозаичные полы. Правда, к этому времени некоторые церкви уже пришли в упадок и от украшений мало что осталось. Археологам удалось раскопать несколько чудом уцелевших фрагментов великолепной мозаики с изображением птиц и растений, которые теперь показывают туристам, приезжающим в Джераш.

В VIII веке некоторые районы города еще были заселены, но к началу XII века город полностью опустел. Уильям Тирский, историк и участник крестовых походов, увидел город опустевшим и разрушенным. В нескольких уцелевших зданиях был расквартирован военный гарнизон Аттабея Дамасского, превратившего храм Артемиды в крепость. Крестоносец Болдуин II захватил эту крепость и уничтожил ее огнем. Так время превратило некогда богатый и славный Джераш в груду развалин, поросших чертополохом. Лишь кое-где возвышаются колонны ушедших в небытие величественных соборов. На многие века это место было предано забвению, пока в 1806 году Джераш не был обнаружен немецким путешественником Зитценом. Тогда археология как наука еще не существовала, и местные жители, не осознавая исторической ценности останков древнего города, использовали добротные обломки древних храмов в качестве строительных материалов.

До сегодняшнего дня на удивление хорошо сохранились колонны, купальни, театры, башни, храмы, площади и фонтаны Джераша
До сегодняшнего дня на удивление хорошо сохранились колонны, купальни, театры, башни, храмы, площади и фонтаны Джераша
В 1891 году американский археолог Готтлиб Шумахер в своем отчете о поездке в Джераш также отметил, что местные жители разбирают обломки главной улицы и взрывают колонны, чтобы использовать каменные блоки для строительства.

В 1920 году Департамент древних ценностей Иордании, при участии зарубежных археологических экспедиций, предпринял первые археологические раскопки на месте древнего города. Рабочие убрали сотни тонн земляной породы, обломков и мусора, под которыми были похоронены улицы. Часть сооружений, которые сохранились лучше, восстановили, в том числе храм Артемиды. Утраченные фрагменты каменной кладки были выполнены заново и заботливо уложены в стены.

Джераш в Библии

Джераш, известный в древние времена как Гераза, не упоминается прямо в Библейском повествовании, хотя некоторые манускрипты называют Геразу местом, куда прибыли Иисус и Его ученики, переправившись через Галилейское море: приплыли «на другой берег моря, в страну Гадаринскую»9 (Марк. 5:1).

По всей видимости, место, где они сошли на берег, все же не имеет отношения к городу Гераза, который находился в 35 километрах на юго-восток от Галилейского моря. Скорее всего, встреча Христа с гадаринскими бесноватыми произошла немного ниже нынешнего селения Курси, расположенного на восточном побережье Галилейского озера.

Однако мы встречаем в Евангелии от Марка косвенное упоминание Джераша. Едва Иисус вышел из лодки, «тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом» (Марк. 5:2). Иисус изгнал из него злого духа и велел исцеленному: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (Марк. 5:19, 20). Джераш, как уже упоминалось, входил в состав Десятиградия. Так что исцеленный человек, вероятнее всего, поведал историю своего освобождения от нечистого духа и жителям Джераша.

Блудный сын

Ипподром
Ипподром
По всей видимости, Джераш подразумевается и в одной из наиболее известных Евангельских притч о блудном сыне, записанной в Евангелии от Луки. В основе этой притчи лежит реальная история. «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение» (Лк. 15:11, 12).

Этот молодой человек был воспитан в строгой иудейской семье. Но, как и большинство молодых людей сегодня, он пожелал вырваться из-под родительской опеки и жить самостоятельно, проводя время в свое удовольствие. Он просил так настойчиво, что отец отдал ему причитающуюся часть имения. И юноша обрел свободу, о которой так страстно мечтал. «По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15:13).

Вот когда началась настоящая жизнь, полагал молодой человек! Он посещал театры, лошадиные скачки, увеселительные мероприятия с блудницами. Он ни в чем себе не отказывал, поскольку денег хватало, а многочисленные друзья помогали ему их тратить.

Северный театр
Северный театр
В притче не сказано конкретно, что это была за «далекая страна». Но мы знаем, что в те дни передвижения совершались на ограниченном пространстве. По меркам того времени римский город Джераш находился от дома юноши на приличном расстоянии и оказался подходящим местом, где молодой еврей мог почувствовать себя свободным от ограничений, принятых в среде его народа. Так что вполне возможно, что он «расточил свое имение» именно в Джераше.

Но однажды деньги закончились. Друзья разбежались. Юноша остался бездомным и нищим, все обстоятельства обернулись против него. Даже природа добавила страданий, ибо, как сказано в тексте, «настал великий голод в той стране…» (Лк. 15:14). Казалось, положение безвыходное. Откуда ждать помощи?

Великолепие Джераша отчасти обусловлено тем, что он входил в состав римского Декаполиса
Великолепие Джераша отчасти обусловлено тем, что он входил в состав римского Декаполиса
И вот еще недавно нарядный, благоухающий модными и дорогими мастями беспечный молодой богач, соривший направо и налево золотом и серебром, оказался в грязном хлеву. Молодого человека давно не мучили угрызения совести по поводу того, что он жестоко поступил с отцом и предал религию своего народа. Но даже при этом он чувствовал себя глубоко несчастным рядом со свиньями, одно упоминание о которых вызывало омерзение в душе всякого иудея. И все же работа свинопаса, должно быть, стала единственной соломинкой, за которую он ухватился, чтобы выжить.

Жернова жизни раздавили юношу, обрекли на сиротство при живом отце, на нищету при богатом родовом имении, на одиночество, унижение и полную изоляцию от людей. Оказавшись в бедственном положении, присматривая за нечистыми животными, он вспомнил родной дом. Теперь он уже не казался ему непривлекательным местом. В доме отца даже наемные слуги могли вдоволь питаться. Именно в этот момент, как сказано в тексте, он пришел в себя и сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). И тогда у него созрело решение.

Возвращение блудного сына

Он твердо решил вернуться в родной дом. В истинном раскаянии он говорит: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19). Не медля, молодой человек оставляет свое унизительное занятие и отправляется в путь.

Он с трепетом думал о том, что его ожидает в родном доме. Старший брат, скорее всего, невероятно возмутится его возвращением. А больше всего юношу страшила мысль о том, как его встретит отец. Но, как повествует притча, «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20). И что самое удивительное, блудный сын не услышал от отца ни слова упрека, отец не выдвинул никаких условий, на которых он мог быть восстановлен в статусе наследника. Ведь все это долгое время отец надеялся и ждал, что сын вернется! И когда это, наконец, произошло, он даже не вспомнил о непростительном поведении сына. Для отца главным было, что сын вернулся!

Блудный сын начал было произносить речь, которую заготовил заранее, среди стада свиней: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21). Но не успел он перейти к униженной просьбе принять его хотя бы в число наемных слуг, как отец велел рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:22-24). С этого момента младший сын был полностью восстановлен в своем статусе.

Репродукция. Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1669
Репродукция. Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1669

Характер Бога

Эта удивительная история многое говорит нам о Боге. Подобно блудному сыну мы тоже можем в том или ином смысле сбиться с пути. Никто из нас не достоин называться сыном или дочерью Бога, но самым удивительным является то, что, возвращаясь к Нему, мы не слышим от Него ни слова упрека. Предваряя притчу о блудном сыне, Христос сказал: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

«Вся праведность наша как запачканная одежда», – заявляет Священное Писание (Ис. 64:6). Поэтому наш Небесный Отец облекает нас в белые одежды праведности Христа, и мы предстаем перед Богом чистыми, как если бы никогда не согрешали. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Священное Писание открывает природу, характер, намерения Бога. Прежде всего, это реальная Личность, Которая страстно желает, чтоб мы стали Его друзьями. В конце Своего земного служения Иисус дает повеление Своим ученикам крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Три личности Божества едины, потому что неразрывно и гармонично связаны друг с другом в общении, едины в характере и целях. Иисус, вознося молитву о своих учениках, сказал: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22). Языческие божества противоречивы, они могут враждовать друг с другом. Между тем, три отдельные личности истинного Божества – воистину во всем едины! Они тесно сотрудничают в Своей любви к потерянному человечеству.

Христос является Творцом

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме совсем не означает, что до этого момента его никогда не было. В Священном Писании сказано, что Он существовал до прихода на нашу землю. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16, 17). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3).

Евангельский текст не оставляет никаких сомнений относительно того, Кто же являлся «Словом», Которое было в начале у Бога: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

Наш ограниченный разум не может постигнуть, каким образом Бог, будучи Творцом Вселенной, мог родиться в древнем Вифлееме беспомощным Младенцем. «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Придя на землю, Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:7, 8).

В 8 метрах от Дамасских ворот в Иерусалиме археологи раскопали еще одни ворота, периода Римской империи. Это узкая полукруглая арка. Стоя возле нее, я пытался представить себе, как люди, толкаясь, проходили через них. Среди толпы в своем воображении я вижу еще одну фигуру: скромного плотника, который в действительности является Творцом Вселенной. Но люди, которые случайно сталкиваются с Ним в воротах, даже не подозревают об этом. Для прохожих Он всего лишь один из многих таких же, как они. И равнодушно следуют мимо Него своим путем.

Несколько лет тому назад, когда наша съемочная группа снимала в Иерусалиме фильм под названием «Раскапывая прошлое», мы наблюдали, как пожилой человек, пошатываясь от тяжелого груза, шел по узкой улочке старого города. Он вызывал сострадание. Однако есть люди, которые несут на своих плечах куда более тяжелое бремя. Это бремя вины за грехи и ошибки, которые они совершили за свою жизнь. Но у них есть надежда! Иисус однажды сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Иисус Христос отдал жизнь ради нас, Он взял на Себя наказание, которое должны были понести мы сами. И когда мы верой принимаем эту Библейскую истину, Он снимает с нас мучительное бремя вины.

Прощение в действии

Однажды рано утром, войдя во двор храма, Иисус сел и начал учить людей, которые собрались вокруг Него. Какая невероятная сцена! Сын Божий, никем не узнанный и не обладающий каким-либо титулом в обществе, сидит на ступеньках храма и наставляет заблудшие души, рассказывает им о любви Небесного Отца.

Слушатели внимали словам Иисуса, когда несколько фарисеев притащили к храму несчастную женщину. Они схватили ее в момент прелюбодеяния, и решили воспользоваться случаем, чтобы уловить на противоречии Учителя из Галилеи.

Толкнув ее к ногам Иисуса, они обратились к Спасителю с напускным благочестием: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» ( Ин. 8:4, 5).

Разумеется, это был лукавый вопрос. Если Иисус предложит побить ее камнями, они поспешат обвинить Его перед представителями римской власти в попытке взять на себя чужие полномочия. Только наместник кесаря имел право приговорить преступника к высшей мере наказания. С другой стороны, если Иисус предложит ее помиловать, они обвинят его в нарушении закона Моисея.

Репродукция. В.Д.Поленов. Христос и грешница. 1888
Репродукция. В.Д.Поленов. Христос и грешница. 1888

Наконец, Иисус взглянул на них и сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7). Для испуганной женщины эти слова, должно быть, прозвучали как смертельный приговор. В мучительном страхе она ждала, что в нее полетят камни. Но к ее удивлению ничего не случилось.

Что же писал Иисус? Возможно, Иисус писал список тех преступлений и согрешений, которые совершили эти на вид благочестивые, но на самом деле лицемерные религиозные вожди. Они самодовольно полагали, что их прегрешения никому неизвестны. Но от всевидящего Бога скрыть ничего невозможно. Чувство вины и страха овладело ими. «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:9).

«Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Ин. 8:10).

Подняв глаза, смертельно напуганная женщина увидела, что бессердечные фарисеи все до одного исчезли. Она удивленно отвечает: «Никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Согрешали ли вы когда-либо? Может быть, вы испытываете стыд, вас мучает чувство вины? Если вы, подобно блудному сыну, подобно раскаявшейся грешнице придете к Иисусу, исповедуете свой грех и уверуете в прощение, которое предлагает вам Господь, то также найдете утешение и покой для своей души, ведь Он говорит вам: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

 



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Джераш




Курс «Раскапывая прошлое II »

Описание курса | 2. Доисторический период