Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном
Урок 3: Гора Синай

Гора Синай широко известна, прежде всего, благодаря библейской книге Исход.

Возможный маршрут исхода израильтян и предполагаемое расположение горы Синай
Возможный маршрут исхода израильтян и предполагаемое расположение горы Синай
В ней рассказывается о выходе израильского народа из Египта, где они находились в рабстве, и их путешествии в Ханаан. Рассказ об Исходе – одно из самых величайших эпических повествований и одно из самых значимых событий в мировой истории. Все упоминания об Исходе и в Ветхом, и в Новом Заветах отмечают это событие как важнейшую историческую веху. Еврейский народ, рассеянный по всему миру, в память об исходе из Египта до сих пор ежегодно отмечает праздник Песах.(Буквально с евр. «прохождение мимо»; по-гречески и по-русски - Пасха. >

Место, где по христианской традиции, находится гора Синай и признаваемый многими исследователями маршрут исхода израильтян
Место, где по христианской традиции, находится гора Синай и признаваемый многими исследователями маршрут исхода израильтян
Маршрут выхода евреев из Египта начинался в египетской земле Гесем и подробно описан в книге Исход. Однако когда современные историки попытались реконструировать путь, по которому шли израильтяне, они столкнулись с проблемой идентификации упоминаемых в Библии мест. К сожалению, ни одно из географических названий на маршруте Египет – Ханаан, упомянутых в Библии, точно не установлено до настоящего времени. Ученые даже не пришли к единому мнению по поводу того, что это за Чермное море, через которое посуху переправились израильтяне.

Для обозначения Чермного моря в древнееврейском языке используется слово «ям суф», что буквально означает «Тростниковое море». Многие исследователи полагают, что речь идет о поросших тростником Горьких озерах, расположенных между Средиземным морем и северной оконечностью Красного моря. По другой версии имеется в виду глубоководный залив Красного моря под названием Акаба, но там не растет тростник. И само название «Тростниковое море» не обязательно подразумевает наличие тростника в упомянутом месте.

Где Израиль перешел через Красное море?

Если Чермное море, о котором говорит Библия, действительно является Красным морем, тогда где именно израильтяне переправились через него? До начала археологических исследований существовало несколько предположений относительно места переправы. Но когда ученые, изучив западное побережье Красного моря, составили подробную карту местности, ответ на вопрос стал очевидным.

В 10 километрах южнее современного города Суэц, у селения Адаби, Красное море сильно сужается. Его ширина в этом месте всего 7 километров. К самому берегу здесь примыкает высокая гряда отвесных скал, что соответствует библейскому повествованию, в котором сказано, что путь евреям, уходящим от преследования египтян, преградили горы. Израильтяне с ужасом обнаружили, что оказались в ловушке: дорогу на юг преграждал горный хребет, с восточной стороны оказалось Красное море, а с севера надвигались египетские колесницы. Не удивительно, что «весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу» (Исх. 14:10). Им оставалось надеяться только на чудо.

И.Н.Крамской. Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861
И.Н.Крамской. Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861
Дальше произошло следующее: «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). Из безнадежной, казалось бы, ситуации открылся выход. Археологи нашли обмелевший риф – подтверждение тому, что именно здесь Господь провел народ израильский, наведя сильный ветер, благодаря которому «расступились воды» моря. Израильтяне смогли по дну перейти на другой берег Красного моря, а когда египтяне устремились за ними, «вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море» (Исх. 14:28).

Небольшая ширина моря в этом месте позволила огромному количеству людей пересечь море за одну ночь. И она оказалась достаточной для того, чтобы египетская армия не успела пересечь море до того, как на нее обрушилась возвратная волна. Осталось выяснить, какая глубина моря в месте перехода. Глубина должна быть достаточной, чтобы колесницы и всадники фараона утонули. При этом спуск на дно моря должен быть достаточно пологим, чтобы его могли одолеть пожилые люди, женщины с детьми, повозки и домашний скот, который прихватили с собой израильтяне.

Трёхмерная модель дна Красного моря на предполагаемом месте перехода
Трёхмерная модель дна Красного моря на предполагаемом месте перехода

Репродукция. И.К. Айвазовский. Переход евреев через Чермное море. 1891
Репродукция. И.К. Айвазовский. Переход евреев через Чермное море. 1891
На карте Красного моря указывается, что севернее от предполагаемого места перехода глубина моря достигает 20 метров, южнее – 30 метров. А на дне узкой части Суэцкого залива лежит поперечный риф шириной в половину километра. Здесь наибольшая глубина не превышает 8 метров. Это открытие с большой определенностью подтвердило, что люди переходили море именно здесь.

Джебель Муса и Джебель Катарина

В христианской традиции место, где Моисей получил каменные скрижали Завета, отождествляют с горой Джебель Муса
В христианской традиции место, где Моисей получил каменные скрижали Завета, отождествляют с горой Джебель Муса
Дальше произошло следующее: «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21). Из безнадежной, казалось бы, ситуации открылся выход. Археологи нашли обмелевший риф – подтверждение тому, что именно здесь Господь провел народ израильский, наведя сильный ветер, благодаря которому «расступились воды» моря. Израильтяне смогли по дну перейти на другой берег Красного моря, а когда египтяне устремились за ними, «вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море» (Исх. 14:28). Дальнейший путь продвижения израильтян определить труднее. Принято считать, что, перейдя море, израильтяне прошли 120 километров в южном направлении вдоль восточного побережья Красного моря, а затем еще 90 километров на восток к горе Синай. Такое представление восходит к II веку н.э., когда благочестивые монахи решили поселиться на горе Синай, входящей в самую высокую горную цепь Синайского полуострова. Христианская традиция отождествляет гору, на которой Моисей получил каменные скрижали Завета, со второй по высоте вершиной (2300 м) этой цепи – горой Джебель Муса (по-арабски – «гора Моисея»). У подножия самой высокой горы Синайского полуострова, Джебель Катарины (2642 м), построен монастырь святой Екатерины. Снизу трудно представить, что по ее скалистым склонам проложена тропа, по которой поднимаются паломники. С вершины Джебель Катарины открывается захватывающий вид на Акабский залив Красного моря.

В раннехристианский период монахи основали поселение у подножия этих гор.

Монастырь у подножия горы
Монастырь у подножия горы
Племена диких кочевников не раз нарушали их уединение, немало монахов погибло в столкновениях с ними. Так продолжалось до IV века н.э., когда Елена, мать римского императора Константина, посетила Святую землю. Услышав о бедственном положении монахов, она построила для них крепость-убежище, а на месте, где Господь впервые явился Моисею в образе горящего куста и открыл ему Свое имя «Яхве», небольшую часовню. В 530 году император Юстиниан строит здесь церковь, обнесенную крепкими стенами для защиты от набегов.

В III веке н.э. богатая жительница Александрии (Египет) по имени Екатерина обратилась в христианство и приняла мученическую смерть за свою веру. По преданию, тело Екатерины вскоре после казни исчезло, а затем чудесным образом было перенесено на самую высокую точку Синайских гор. Три века спустя монахи Синайского монастыря заявили, что обнаружили ее останки, спустили их вниз и поместили в золотую раку, которая сейчас находится в церкви монастыря. Вот почему гора и монастырь у ее подножия названы именем святой Екатерины.

В 1934 году монастырь перешел во владение греческих монахов. Они вырастили внутри монастыря сад. Внутри сада расположено монастырское кладбище и склеп, где хранятся останки монахов, скончавшихся в монастыре на протяжении многих веков. Умерших сначала хоронят на маленьком кладбище, затем кости переносят в склеп. Этот странный обычай призван постоянно напоминать монахам о бренности земного бытия.

Синайский кодекс

Монастырь располагает богатой библиотекой, в которой хранятся самые древние Библейские рукописи.

Фрагменты Синайского кодекса.
Фрагменты Синайского кодекса.
Здесь был обнаружен знаменитый Синайский кодекс, который сегодня хранится в Британском музее в Лондоне. Манускрипт содержит полный текст книг Нового завета на греческом языке и большую часть Ветхозаветных книг. Интересна история обнаружения манускриптов.

В 1844 году немецкий богослов Константин фон Тишендорф посетил монастырь Святой Катерины в надежде найти древние манускрипты. Работая в монастырской библиотеке, фон Тишендорф заметил старые пергаментные листы. Он взял один лист и с первого взгляда узнал текст одной из Книг Библии. Найденная кипа страниц содержала часть текста Септуагинты (Септуагинта - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии.). Ученый уговорил монахов отдать ему все 43 листа. Фон Тишендорф обнаружил, что в библиотеке имеются еще страницы со схожим текстом. Однако монахи на этот раз не пожелали отдать манускрипт графу. Вернувшись из поездки, фон Тишендорф передал пергаментные манускрипты своему покровителю, королю Саксонии Фридриху Августу.

В 1853 году фон Тишендорф предпринял второе путешествие на Восток, в том числе в Египет и на Синай. В этой поездке он попытался приобрести оставшиеся части кодекса, но получил отказ. Тогда учёный обратился за помощью к русскому правительству и приехал в монастырь уже как представитель российского императора, покровительствовавшего монастырю святой Екатерины. В итоге ученый нашёл почти полный кодекс, содержавший большую часть Ветхого Завета и полный Новый Завет.

В 1859 году фон Тишендорф привёз рукопись в Санкт-Петербург. В письме, подписанном фон Тишендорфом, указывается, что он обязался передать манускрипты русскому императору в дар от монахов. В 1933 году советское правительство продало древние манускрипы Британскому Музею за 100 тысяч фунтов стерлингов.

История пергаментов продолжилась в 1977 году, когда в монастыре вспыхнул пожар. Во время восстановительных работ в разрушенной монастырской стене обнаружили хранлище древних рукописей. Однако о сенсационном открытии мир узнал только через два года, когда монастырь посетил греческий профессор Агуридес. Он заявил журналистам, что держал в руках несколько библейских пергаментов, тех самых, которых не доставало в комплекте, хранящемся в Британском музее. Однако после случая с графом фон Тишендорфом монахи стали более осторожными с передачей кому-либо ценных манускриптов.

По месту находки рукописи из Синайского монастыря получили название Синайский кодекс. До фон Тишендорфа мир не знал подобных открытий. Ни в Ватиканском, ни в Александрийском списках нет полного текста Нового Завета. К тому же найденные рукописи были, бесспорно, самыми древними. Фон Тишендорф тщательно сравнил четыре кодекса: Синайский, Александрийский, Парижский и Ватиканский. Он доказал, что Новый Завет, входящий в состав современной Библии, – не поздняя небрежная работа, изобилующая ошибками, но древнейший текст, дошедший до наших дней без малейших смысловых искажений благодаря внимательному и бережному отношению нескольких поколений христиан-переписчиков.

Где находится гора Синай?

Восхождение на гору Моисея (Джебел Муса) занимает около двух часов. На вершине находится небольшая греческая часовня.

Некоторые ученые считают, что Джебель Муса – это вовсе не библейская гора Синай, так как у ее подножия недостаточно места для огромного лагеря израильтян, расположившегося там. Библейское повествование, кажется, подтверждает это предположение. «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его…ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:10, 11).

Репродукция. Жан Леон Жером. Моисей на горе Синай
Репродукция. Жан Леон Жером. Моисей на горе Синай
По версии этих ученых подлинной горой Синай является одна из вершин горного массива на юге Синайского полуострова Рас-Ес-Сафсафех, у подножия которого расстилается обширная равнина Эр-Раха, где вполне мог бы расположиться станом израильский народ. Однако и эта версия вызывает сомнения, так как исследователи предлагают, по крайней мере, 10 мест, которые можно было бы отождествить с горой Синай.

Кстати, нет никаких сведений о том, что гора Синай – самая высокая среди соседних вершин. Это замечание сделал известный итальянский археолог Эмануэль Анати, который много лет ведет археологические раскопки на горе Хар-Карком в пустыне Негев, северо-восточная часть Синайского полуострова. Он обнаружил там большое количество предметов религиозных культов, наскальные рисунки и камни древних алтарей, которые относятся к раннему бронзовому веку. По мнению итальянского профессора, часть находок в районе горы имеет прямое отношение к библейским событиям.

Ранний бронзовый век, как полагают многие исследователи (кроме Эммануила Анати), предшествовал событиям книги Исход. Поэтому гора Синай не могла располагаться там, где указывает Анати, тем более что указанная им возвышенность представляет собой покатый холм, который едва ли похож на библейское описание горы Синай.

По моему мнению, наиболее правдоподобным местом расположения горы Синай являются высокие остроконечные вершины горы Джебель Багир, расположенной восточнее залива Акабы. Именно их известный британский путешественник и богослов Чарльз Беке отождествил в 1878 году с подлинной горой Синай.

Другая гора в этой местности высотой 1750 метров называется Джебел Рам. Когда-то здесь была земля мадианитян, где Моисей пас стада своего тестя Иофора и увидел горящий куст. «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Исх. 3:1). Хорив – это другое название горы Синай. В новозаветнем послании к Галатам Апостол Павел замечает, что гора Синай находится в Аравии.

Обратим внимание на то, что гора Синай, как сказано в книге Второзаконие, находилась на «расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни» (Втор. 1:2). Это расстояние никак не соответствует путешествию от Джебел Муса, но именно такой путь такое вы пройдете, если предположить, что гора Синай расположена возле залива Акабы.

Десять заповедей

Где бы ни располагалась гора Синай, важность этого места определяется тем, что именно там Господь Бог дал людям Десять заповедей. Дарование Закона – одно из самых значимых и торжественных событий в Священной истории Израиля. Господь провозгласил Свои уставы двум миллионам человек и записал перстом Свое Слово на каменных скрижалях, которые вручил Моисею. «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исх.32:16).

Репродукция. Гвидо Рени. Моисей со скрижалями. ок. 1624
Репродукция. Гвидо Рени. Моисей со скрижалями. ок. 1624
Вот как описано в Библии событие, когда Господь провозгласил Свои уставы народу Израильскому. «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей…

И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали» (Исх. 19:16- 20:18).

Мир нуждается в Законе Божьем

В Законе Божьем отражена Божья любовь, Его воля и намерения в вопросах поведения человека и его взаимоотношений с Богом и ближними. Наш мир стал бы совершенно иным, если бы все в точности следовали его предписаниям. К сожалению, далеко не многие люди признают Божественный авторитет. Закон Божий с легкостью преступается, люди больше поглощены собственными эгоистичными интересами и очень мало времени уделяют Богу и нуждающимся ближним.

Репродукция. Василий Иванович Суриков. Милосердный самаритянин. 1874 (См. Лук. 10:25-37)
Репродукция. Василий Иванович Суриков. Милосердный самаритянин. 1874 (См. Лук. 10:25-37)
Богохульство сегодня распространено повсюду, имя Господа безнаказанно произносится всуе, суббота, день Господень, не отличается от прочих дней и находится в полном пренебрежении, и порой кажется, что жизнь человеческая ничего не стоит. Настораживает растущее число самоубийств. Беспочвенные убийства становятся обычным явлением, невинных людей убивают в их собственных домах. Заповедь «не убей» чужда миру криминала.

Границы заповедей Божьих весьма размыты в нашем «свободном» обществе. Добрачные интимные отношения сегодня стали нормой жизни. Прелюбодеяние можно встретить сплошь и рядом. Печальным результатом таких отношений становятся разбитые сердца, неполные или деструктивные семьи, несчастные дети.

Закон, данный Богом Моисею, осуждает гомосексуализм. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев.20:13). Гомосексуализм – не новое явление. Одной из причин, приведшей к уничтожению города Содома, как повествует Библия, явилось то, что большинство его жителей были повинны в этом грехе.

Репродукция. Джон Мартин. Гибель Содома и Гомморы.  1852
Репродукция. Джон Мартин. Гибель Содома и Гомморы. 1852
Но сегодня противоестественные половые отношения мужчин и женщин уже не являются чем-то предосудительным, больше того, в ряде стран узаконивают гомосексуальные «браки», такие пары даже венчают в церкви.

Заповедь «не кради» также зачастую не выполняется. Стали обыденным явлением не только банальные кражи, но и воровство в государственном масштабе, во всех странах процветают взяточничество и коррупция. Честность сегодня – редкое явление.

Иисус Христос подтвердил значимость десять заповедей

Как ни удивительно, Закон Божий умаляется не только неверующими. Даже люди, которые исповедуют христианство, отрицают свои обязательства по отношению к заповедям. Они заявляют, что Закон Божий был отменен Христом после Его смерти на кресте. Поэтому мы больше не должны подчиняться закону, потому что находимся под благодатью, вера в Христа освобождает нас от обязанности исполнять Закон. Но тогда возникает вопрос: является ли подобная точка зрения Библейским учением?

Следует определенно сказать, что Иисус не дал и намека на то, что отменяет Закон Божий. В евангельском повествовании мы находим слова, с которыми Он обратился к богатому молодому человеку: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). И далее Христос перечислил заповеди, провозглашенные на горе Синай: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего как самого себя» (Мф.19:18, 19).

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар.12:31).

Репродукция. Евграф Семенович Сорокин. Нищая девочка-испанка. 1852
Репродукция. Евграф Семенович Сорокин. Нищая девочка-испанка. 1852
Некоторые христиане полагают, что Нагорная проповедь Христа заменила Закон, данный на горе Синай. Но эта идея не имеет никаких оснований. Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17,18).

На самом деле Сын Божий не отменил закон, данный Моисею, но даже расширил его. Он сказал: «Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27, 28). Иисус подтвердил значимость Десяти заповедей. Более того, в Своем учении Он подчеркнул, что заповеди относятся не только к поступкам, но и к сфере нашего сознания и мотивов.

Новый Завет, который хочет заключить с нами Господь, в действительности не заменяет собой Десяти заповедей. Его смысл в том, что Господь наделяет нас силой исполнить заповеди. Об этом прекрасно сказано в Священном Писании: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).

Апостолы Христа о Законе Божьем

Апостолы Христа также не учили, что Закон Божий отменен смертью Спасителя. Апостол Павел утверждает: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай"… Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:7, 12).

Репродукция. Моллер Федор Антонович. Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос. Фрагмент. 1856
Репродукция. Моллер Федор Антонович. Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос. Фрагмент. 1856
Апостол Иоанн, которого по преданию называли апостолом любви, писал: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:3, 4). Это сильное высказывание не дает никакого основания считать, что христиане не обязаны более соблюдать закон Божий.

Закон и благодать

Христианам не следует падать духом, если они совершили грех. Кто-то может поддаться плохому настроению, сорвавшись в раздражение, произнести оскорбительные слова или совершить другой скверный поступок, как случилось с иудейским царем Давидом, совершившим прелюбодеяние с чужой женой Вирсавией. Однажды сын Давида царь Соломон сказал: «Нет человека, который не грешил бы» (3 Царств 8:46). То же пишет Апостол Иаков, утверждая, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).

Репродукция. Лосев Николай Дмитриевич. Блудный сын. 1882
Репродукция. Лосев Николай Дмитриевич. Блудный сын. 1882
Евангелие Иисуса Христа обращено к человеку, его нуждам и проблемам. Евангелие предлагает удивительное решение проблемы греха – милость и благодать Господа. В Евангелии сказано: «Ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Мы не в состоянии заработать прощение, у нас нет никаких заслуг, которыми мы могли бы заслужить благоволение Господа. «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Мы можем быть приняты Богом и наследуем Его праведность только благодаря заслугам Иисуса Христа, Сына Божия, Который пришел в этот мир, прожил жизнь совершенного послушания, и умер на кресте во искупление наших грехов. В послании к Евреям сказано, что Он «подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15,16).

Принимая Христа как нашего личного Спасителя, веруя в Его жертву за наши грехи, мы получаем прощение. Его праведная жизнь вменяется нам, словно мы сами прожили ее. И мы предстаем перед Богом очищенными, будто никогда не согрешали. Именно так милость и благодать Господа проявляется в нашей жизни. Мы уже не находимся под осуждением закона, который требует справедливого возмездия, но под благодатью и милостью Иисуса Христа.

Кто-то может спросить: «А что, если, приняв Христа, мы оступимся и вновь согрешим? Что же, Господь тогда отменит Свое прощение и удалит праведность, которой нас наделил?» Нет, никоим образом. Если мы покаемся в грехе, благодать и милость Господа снова проявят себя. В Евангельском тексте мы находим замечательное высказывание апостола Павла: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…» (Рим. 8:1). Это же отмечает и Апостол Иоанн: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:1).

Репродукция. Аскназий Исаак Львович. Блудница перед Христом. 1879
Репродукция. Аскназий Исаак Львович. Блудница перед Христом. 1879
И вот еще одна цитата: «Нам еще не раз придется повергаться к ногам Иисуса и оплакивать свои промахи и ошибки. Но мы не должны падать духом. Даже если враг побеждает, мы не оставлены и не отвергнуты Богом. Нет, Христос находится перед лицом Бога, чтобы ходатайствовать за нас» (Е. Уайт. Путь ко Христу).

Безусловно, мы свободны сделать любой выбор. Но, отвернувшись от Иисуса, мы лишаемся праведности, которую Он нам желает дать. Выбирая путь послушания Закону Бога, мы остаемся Его детьми и Господь никогда не оставит нас без помощи, поддержки и защиты. Поэтому с Божьей помощью делайте все возможное, чтобы остаться верным и послушным Его воле.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Гора Синай




Курс «Раскапывая прошлое II »

 
 2. Доисторический период | Описание курса | 4. Капернаум