Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном часть II
Урок 5: Четыре великие империи

Вавилонская империя просуществовала с 612 по 539 годы до н.э. Наибольшего расцвета и величия она достигла при царе Навуходоносоре. Во время правления этого царя произошло событие, нашедшее отражение на страницах Священного Писания.

Вавилонскому царю Навуходоносору во второй год его правления Господом был дан сон, забытый им к утру, но продолжавший тревожить его. Созванные тайноведцы, гадатели и чародеи не смогли истолковать сон, поскольку не знали его содержания. И все же тайна ночного видения была открыта Навуходоносору благодаря пленному израильскому юноше Даниилу, которого Господь избрал Своим пророком.

В том сне было предсказано падение Ассирии, а после нее расцвет и падение следующих четырех великих империй на Ближнем Востоке. Эти четыре мировые империи были представлены в образе огромного истукана, состоящего из различных металлов.

Набонид, последний царь нововавилонского царства, правил с 555 по 539 гг. до н.э. В 553 г. Набонид поставил вавилонским наместником своего сына Валтасара, поскольку сам на протяжении десяти лет воевал в Аравии и захватил некоторые ее области.

«И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7: 3).
«И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7: 3).
Пророк Даниил продолжал жить в Вавилоне и во время правления Валтасара. Спустя 52 года после первого видения, которое он истолковал царю Навуходоносору, Бог послал Своему пророку подобное удивительное видение. Вот как об этом сказано в книге пророка Даниила: «Видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море. И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан. 7: 2-3).

Как истолковывать Библейские пророчества

Сон, который был дан пророку Даниилу, имеет символическое значение. Для верного истолкования этого сна необходимо придерживаться одного важного принципа: Библия должна истолковывать сама себя. Нам не следует строить догадки, опираясь на собственные домыслы или воображение. Если мы встречаем в Библии пророческие символы, которым тут же не дано истолкование, надо искать объяснения в других местах Священного Писания.

Четыре больших зверя

Даниил во сне видел четырех зверей, выходящих из моря. Здесь морская стихия – это символ, но пророк не объясняет, значение этого символа. Однако мы находим его истолкование в новозаветной пророческой книге «Откровение», написанной апостолом Иоанном, которому была показана «блудница, сидящая на водах многих» (Откр. 17:1). В 15 стихе 17-й главы дается пояснение: «Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки». Из этого следует вывод, что символ моря из книги пророка Даниила, тождественный «многим водам» из Откровения, также означает людей, народы и племена.

Четыре ветра, борющиеся на море, олицетворяют войны и международные конфликты. Однажды Господь сказал пророку Иеремии: «И наведу на Елам четыре ветра» (Иер. 49:36), а в следующем 37 стихе объясняет, что имеет в виду: «пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их».

Даниил получил ясное объяснение, что символизируют четыре великих зверя. «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» (Дан. 7:17). Под «царями» следует понимать и царства, которыми управляют эти цари, поскольку в 23 стихе этой главы прямо указывается, что «зверь четвертый – четвертое царство».

Итак, нам представлено пророчество о четырех великих царствах мира, которые достигнут могущества в результате своей завоевательной политики. Теперь следует выяснить, какие именно царства представляют в этом видении звери.

Лев с орлиными крыльями

«Первый – как лев, но у него крылья орлиные» (Дан. 7:4). Не забудем, что ключ к истолкованию этого символического образа мы должны искать в самом Священном Писании.

Пророк Иеремия, современник Даниила, в своем видении также видел зверя, похожего на льва. Вот как он описывает приближающееся к границам Иудеи вавилонское войско: «Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов: он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею… Вот, поднимается он подобно облакам, и колесницы его как вихрь, кони его быстрее орлов» (Иер.4:7,13). Орлиные крылья символизируют стремительность, с которой это царство захватило весь цивилизованный мир.

Древний каменный монумент, обнаруженный археологами во время раскопок на месте города Вавилона
Древний каменный монумент, обнаруженный археологами во время раскопок на месте города Вавилона
Символом Вавилонского царства был лев. Во время раскопок на месте города Вавилона археологи обнаружили древний каменный монумент – лев, стоящий над распростертым человеком, похожим на женщину. Большинство вавилонских находок хранится сегодня в самых известных музеях мира, но огромный каменный лев остался на месте и стал национальным символом современного Ирака, на территории которого находился древний Вавилон.

В то время, когда пророк Даниил получил это видение от Бога, Вавилон уже утвердил свое превосходство над всеми странами Ближнего Востока. В 612 году до н.э. войска вавилонского царя Набопаласара завоевали и разрушили Ниневию, столицу великой Ассирийской империи. В 605 году до н.э. вавилонское войско окончательно разбило остатки ассирийской армии и завоевало Иерусалим. Таким образом, к тому времени «лев с орлиными крыльями» уже доминировал над «племенами и народами», которые представлены символическим морем.

Вот что пророк Даниил увидел дальше: «Я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» (Дан. 7:4). Итак, лев потерял крылья – символ стремительности и уподобился слабому и беззащитному человеку.

Репродукция. Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара. 1635
Репродукция. Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара. 1635
Вавилонский царь Навуходоносор мечтал о городе, который никто не сможет завоевать, и о вечной власти, которая будет сохранена за всеми потомками его династии. Он достигал своей цели в завоеваниях с мощью и быстротой льва с орлиными крыльями. Однако не прошло и двух поколений после его правления, как мощь Вавилона пошла на убыль. Персидский царь Кир подступил со своей армией к великому городу, окружил и захватил его, хотя Вавилон считался неприступным. Город был окружен широкими крепостными стенами, а с другой стороны его защищали широкие озера и река Ефрат. Не удивительно, что жестокий и легкомысленный вавилонский царь Валтасар, ничуть не похожий на своего разумного деда Навуходоносора, чувствовал себя в безопасности. Валтасар был расточительным и беззаботным правителем. В ту ночь, когда войска Кира подступили к стенам города, он устроил грандиозный пир для своих приближенных, чтобы продемонстрировать, что никого не боится. Валтасар был абсолютно уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу. Пока приглашенные ели, пили и веселились, прославляя своих богов, царь Кир приказал отвести воды Ефрата в другое русло, а по осушенному старому руслу проник в город. Гости еще сидели за столами, когда в зал явился посланец и сообщил, что в город вошли враги. Сопротивление вавилонских воинов было сломлено, отряды персов и мидийцев захватили царский дворец. И как сказано в книге пророка Даниила: «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан.5:30). Власть в стране перешла в руки царя персов и мидийцев. Великая Вавилонская империя пала за одну ночь. Так исполнилось пророчество о падении государства, некогда наводившего ужас на все окружающие народы.

Зверь, подобный медведю

Развалины Вавилона
Развалины Вавилона
Далее пророк Даниил увидел в своем видении другого зверя: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его» (Дан. 7:5). В оригинальном тексте сказано, что у него одна сторона тела была выше другой. Вавилонскую империю сменила Мидо-Персия, которая вполне отражала образ кособокого медведя. В состав империи входили две народности: мидяне и персы.
Гробница Кира
Гробница Кира

Первыми появились на исторической арене, судя по историческим хроникам, мидяне. В 836 году до н.э. ассирийский царь Салманасар III оставил запись о своем походе против мидян. Именно мидийский царь Киаксар вступил в союз с вавилонским царем Набопаласаром, чтобы овладеть ассирийской столицей Ниневией. В 612 году до н.э. союзные войска разрушили ассирийскую столицу, а все ее жители были убиты. Сын Киаксара, Астиаг, сохранял господство Мидии над подвластной ей Персией, но внук Астиага, Кир, в 553 году до н.э. захватил власть. Незадолго до решающих событий Кир собрал персидских вельмож и военачальников и приказал им прополоть поле от сорных трав. На второй день был устроен пир, на который Кир пригласил тех же вельмож. В разгар пира Кир обратился к гостям с вопросом: «Какой из этих двух день вам больше понравился?» «Второй», – дружно ответили пирующие гости. Тогда Кир обещал, что такие дни у них будут всегда, если они, персы, овладеют всеми странами Ближнего Востока. Начавшиеся вскоре военные действия между мидийской и персидской армиями, возглавляемыми дедом Астиагом и внуком Киром, закончились полной победой персов. К Киру перебежали воины и большинство вельмож Астиага, признав его внука своим владыкой. В те дни, когда Даниил видел в ночном видении медведя, который «стоял с одной стороны» (Дан. 7:5), в союзе двух народов доминировали персы.

Рельеф персидского царя на стене дворца в Персеполе
Рельеф персидского царя на стене дворца в Персеполе
Однако с первых дней своего правления новый царь дал понять, что мидяне и персы должны образовать единый народ. Подтверждая это заявление, Кир принимает в 550 году до н.э. титул «царя мидян и персов». Ко времени завоевания Вавилона правителем объединенного Мидо-Персидского государства был Кир, хотя в Библейском тексте сказано, что «Дарий Мидянин принял царство» в завоеванном Вавилоне (Дан.5:31). В надписях, найденных археологами, вообще не упоминается Мидийский царь по имени Дарий. Однако вполне возможно, что последующие открытия смогут пролить свет на загадку библейского текста, указывающую на иную расстановку политических сил в Мидо-Персидском царстве.

Позднее господствующая позиция персов только утвердилась. Правители Дарий I, Ксеркс и Артаксеркс были персидскими царями. Поэтому символический образ медведя, лапы которого длиннее с одной стороны, несомненно, подразумевает доминирующую роль персов в союзе двух народов, входивших в состав Мидо-Персидской империи. Персы, изначально бывшие вассалами мидян, затем стали господствовать над ними.

В Библии сказано, что у медведя было «три клыка во рту…, между зубами его» (Дан. 7:5). Мидяне и персы совершили много завоевательных походов, в результате чего они, по сути, полностью искоренили три народности, дабы окончательно утвердить свою власть на Ближнем Востоке. Другими словами Мидо-Персидское царство представлено в образе прожорливого зверя, чьи три клыка – это завоеванные персами Лидия, Вавилон и Египет. Первым царством, которое пало под ударами персов, стала Лидия (Лидия - территория современной Турции). Столицей Лидии был город Сардис, а царством правили легендарный царь Крез, его предшественником был Алиатт. В 546 году до н.э. столица Лидии была захвачена Киром, а сам Крез взят в плен. После этого в 539 году до н.э. пал Вавилон, а за ним в 525 году до н.э. - Египет. Камбиз, сын Кира, наследник престола, захватил Египет и основал 27-ю династию.

Барс с четырьмя крыльями и четырьмя головами

Репродукция.  Шарль Лебрен. Александр вступает в Вавилон.  Фрагмент. ок. 1664
Репродукция. Шарль Лебрен. Александр вступает в Вавилон. Фрагмент. ок. 1664
Далее Даниилу было показано восхождение новой политической силы в лице Александра Македонского. «Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан. 7:6).

В 480 году до н. э. персидский царь Ксеркс, известный по Библейской книге Есфирь как Артаксеркс, собрал огромную армию и флот для завоевательного похода против Греции. Переправив армию через Геллеспонт (Дарданеллы) по мосту и проведя флот мимо опасного места при мысе Афон по прорытому каналу, он направился вглубь Греции. По свидетельству греческого историка Геродота, Ксеркс располагал пятимиллионной армией, включая вспомогательные отряды и сопровождающие армию обозы с кухней, госпиталем и прочим персоналом. Греческое союзное войско, численностью около 5 тысяч человек, во главе со спартанским царём Леонидом преградило у Фермопил путь многотысячной армии Ксеркса. С помощью перебежчика персам удалось выйти в тыл грекам. Тогда Леонид отправил войско на защиту Афин, а сам вместе с 300 воинами-спартанцами продолжал держать оборону, пока весь отряд не погиб в бою. Подобно могучему медведю, мощная армия Ксеркса миновала Фермопилы и приблизилась к пределам Аттики, грабя и сжигая встречающиеся на пути города.

Вскоре персы опустошили Аттику и сожгли Афины.

Однако исход персидского вторжения решился не на суше, где персы были непобедимы, а на море. Возле острова Саламин корабли персов встретились с афинским военным флотом. По свидетельству участника сражения, знаменитого поэта Эсхила, персы храбро сражались, но их огромные корабли не могли оказать сопротивления окружавшим их с обоих бортов проворным кораблям эллинов. В узком, изобилующем подводными камнями и мелями Саламинском проливе, неуклюжие корабли персов беспомощно толпились и не могли воспользоваться своим численным превосходством. Афинянин Ликомед первым захватил вражеский корабль. Бой длился весь день, греки захватывали и топили один за другим корабли персов. К вечеру остатки персидских кораблей начали отступать. И эллины одержали при Саламине блестящую победу над превосходившим их по численности противником. Объятый ужасом Ксеркс приказал остаткам своего флота немедленно отступить. Он оставил в Элладе только часть сухопутного войска под командой полководца Мардония. Но вскоре армия Мардония потерпела поражение при Платеях, и остатки ее воинов также покинули Элладу.

Репродукция. Гаспар Дизиани. Семья Дария перед Александром Великим. XVIII век
Репродукция. Гаспар Дизиани. Семья Дария перед Александром Великим. XVIII век
Греки не могли простить персам сожжение Афин, и в 333 году до н.э. юный сын македонского царя Филиппа II, Александр, во главе 35-тысячной армии перешел Геллеспонт и одержал победу над персами на реке Граник. Однако царю Дарию III удалось бежать, после чего он собрал свежие силы, чтобы снова сразиться с войском Александра. В большом сражении у города Исс Александр разбил наголову армию персидского царя Дария III, взяв в плен его мать, жену и детей.

Перед Александром пали Тир и Газа, и в 332 году до н.э. он вошел, не встречая сопротивление, в Египет. Решающее сражение между войском Дария III и Александра произошло в 331 году у селения Гаугамелы (Арбела) в Месопотамии. Здесь его ожидал Дарий III с огромной армией, численность которой, по сведениям античных историков, доходила до миллиона воинов. Однако Дарий снова потерпел сокрушительное поражение, и в отместку за сожженную столицу греков Александр предал огню величественную столицу древней Персии город Персеполь.

Мы видим, насколько символы медведя и барса соответствуют каждому из этих царств. Несмотря на свою силу, медведь (Персия) весьма – неповоротливое животное, а барс (Греция) – ловкий и быстроногий. Успех Александра главным образом определялся точной стратегией и стремительностью его хорошо организованной армии, в то время как огромная армия персов оказалась довольно трудно управляемой.

Но и власть Александра Македонского не была бесконечной. Он внезапно умирает предположительно от малярии в возрасте 32 лет, в то время, когда весь цивилизованный мир лежал у его ног. После смерти великого полководца и императора начались междоусобные распри среди полководцев македонской армии, поскольку император не оставил после себя наследника престола. Следующие 22 года империю раздирала борьба за власть. Но среди сподвижников Александра не оказалось достаточно сильного лидера, который смог бы занять его место на престоле.

Территории мировых империй
Территории мировых империй

Политическое и экономическое единство, которого достиг Александр Македонский на захваченных землях, оказалось непрочным. В 301 году до н.э. произошло неизбежное: великая империя начала распадаться. Она разделилась на четыре части, правителями в которых стали бывшие соратники Александра, полководцы Кассандр, Лисимакус, Селевк и Птоломей. В этот период империя Александра вполне соответствовала образу барса с четырьмя головами.

Весьма страшный зверь

Десять европейских государств, которые появились на территории Западной Римской империи после ее распада
Десять европейских государств, которые появились на территории Западной Римской империи после ее распада
Распавшаяся древнегреческая империя не могла рассчитывать на сохранение независимости, поскольку в это время уже усилилась власть Рима – нового игрока на политической арене. Вот, что увидел Даниил: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный, и ужасный, и весьма сильный; у него большие железные зубы» (Дан.7:7).

В 168 году до н.э. римская армия разгромила македонские войска царя Персея у города Пидна, после чего Рим полностью подчинил Македонию и установил контроль над всем Ближним Востоком. Более четырех веков кряду Рим безраздельно и беспощадно правил миром. Но, несмотря на мощь и величие, железной монархии Рима также суждено было пасть. На смену Риму, «ужасному зверю», в видении пророка Даниила, явился следующий зверь, у которого было «десять рогов» (Дан. 7:7). «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7:24).

Позднеримская империя была ослаблена внутриполитическим расколом и внутрицерковным противоборством. Господствующая аристократия переживала глубокое нравственное разложение, некогда сильное государственное управление постепенно деградировало, общество и власть переживали отчуждение. Великая империя уже не могла противостоять напору варваров, напиравших с севера и запада. Армии готов, вандалов, свевов, саксов, франков прорвали границы Римской империи и образовали собственные королевства на западе Европы – десять государств, о которых и говорится в пророчестве Даниила. В 476 году н.э. последний император Рима был свергнут с престола, и Великая Римская империя прекратила свое существование.

Малый рог

В то время, когда на политической арене развивались все эти события, в религиозном мире начали складываться обстоятельства, которые затем оказывали влияние на мир политический. Пророку Даниилу в ночном видении был показан выход на арену истории новой силы.

«Я смотрел на эти рога, – пишет пророк Даниил, – и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним» (Дан.7:8).

Идентифицировать малый рог не составляет проблемы, поскольку в его библейском описании, как ни в одном другом представлении предшествующих царств, присутствует исчерпывающее количество отличительных примет. В 24 стихе 7 главы сказано, что малый рог представляет собой царство, которое будет «отличным от прежних» (Дан.7:24). О чем говорит нам этот признак? Все предыдущие государства носили политический характер. Значит, новое царство должно носить религиозный характер. К тому же, исходя из текста, это царство должно было возникнуть между десятью прежними царствами, три из которых уничтожит.

Учитывая эти три характеристики, можно дать однозначное истолкование малого рога. В пророчестве предсказано ничто иное, как возникновение новой политической силы в лице христианской церкви, центр которой в то время находился в Риме.

На протяжении почти трех столетий языческий Рим пытался уничтожить христианскую веру. Однако, несмотря на это, Церковь продолжала расти. Пришедший к власти император Констатин, увидев, насколько распространенным стало христианство, принял решение сделать его государственной религией. При нем христианство впервые было признано официально, и прежняя языческая империя стала превращаться в империю христианскую. В последующие годы почти все европейские народы также приняли христианство. И только три государства продолжали придерживаться арианского учения, согласно которому Иисус Христос являлся не Сыном Божьим, единосущным с Отцом, но сотворенным существом, подобным людям. Три народа – вандалы, остготы и герулы – отказались признать авторитет папы Римского и главенство папского престола над всеми христианами. По приказу папы Римского непокорные народы были полностью уничтожены, как Библия уточняет – «с корнем» (Дан. 7:8).

Уста, говорящие высокомерно

Пророк Даниил продолжает описание ночного видения: «и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7:8). Высокомерные слова, как сказано далее, были направлены «против Всевышнего» (Дан. 7:25).

Обвинение в высокомерии ни коим образом не относится к прихожанам римско-католической церкви, среди которых немало глубоко верующих христиан. Характеристика относится непосредственно к некоторым положениям учения римско-католической церкви, которые, с точки зрения Неба, являются хулой на Бога и Его Сына Иисуса Христа.

В 1943 году «Австралийское католическое общество истины» издало небольшую брошюру, которую написал католический священник Роберт Нэш. В брошюре находим следующее заявление: «Евхаристическое священнодействие, прежде всего, совершается силой священника, вследствие чего происходит реальное превращение освященного хлеба в Тело Иисуса Христа. Эта сила превосходит все другие силы, когда-либо данные человеку или ангелам. Священник, облаченный в специальные одежды, каждое утро стоит у жертвенного алтаря и призывает с неба вторую личность святой Троицы. На священническую просьбу Иисус Христос отвечает незамедлительно и послушно. ?О, священник, – восклицает святой Августин, – Тот, Кто сотворил тебя, дает тебе силы сотворить Самого Себя (Христа) в освященном хлебе!?»

Речь идет о догмате из учения католической церкви о преосуществлении, согласно которому освященный хлеб – это не просто символ тела Христа, но реальное тело Спасителя, в которое превращается хлеб во время причастия. Только на первый взгляд это учение не несет в себе ничего предосудительного. Но если вникнуть глубже, то мы увидим, что подобное исповедание веры унижает Бога. Нам предлагают поверить, что священник обладает силой сотворить тело Христа!

Может ли христианин принимать учение, которое утверждает, что священник становится подобным Христу в способности творить? В таком заявлении звучит голос малого рога, произносящего высокомерные слова против Всевышнего.

Репродукция. Василий Шебуев. Тайная вечеря. 1839
Репродукция. Василий Шебуев. Тайная вечеря. 1839
Во время Вечери Иисус Христос использовал пресный хлеб как символ Своего пречистого тела, за нас ломимого. Спаситель заповедал нам совершать Вечерю Господню, чтобы мы сохранили в наших сердцах память о Его великой жертве. В Евангелии говорится: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

Иисус прибегал к метафорам и притчам, когда преподавал небесные истины. О себе Он говорил: «Я есмь путь» (Ин. 14:6); «Я есмь дверь» (Ин. 10:9); «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1); «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Конечно же, эти выражения, так же как и выражение «сие есть тело Мое» (Лук. 22:19), нельзя понимать буквально, поскольку Христос не присутствует в каждой двери или лозе. Сравнения и метафоры Христа иллюстрируют Божьи истины, помогая нам лучше понять их.

В книге пророка Даниила (7:25) указан еще один отличительный признак маленького рога: папская церковь будет «угнетать святых Всевышнего».

Никто не может отрицать тот факт, что римско-католическая церковь в течение многих столетий фанатично боролась с любым инакомыслием. Как это не удивительно, но на протяжение всей христианской эры за свои убеждения было замучено и предано смертной казни гораздо больше людей, чем за всю историю языческого Рима. Вальденсы в Италии, гугеноты во Франции, замученные инквизицией в Испании, протестанты в Англии – все они стали жертвами преследований католической церкви.

Покушение на закон Божий

Репродукция. Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей со скрижалями законов. 1659
Репродукция. Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей со скрижалями законов. 1659
Еще малый рог, как сказано в тексте, «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан. 7:25). Любой парламент в силе изменять существующие законы хоть каждый день. Но в данном случае, очевидно, упоминается какой-то другой закон. Как мы уже сказали, малый рог символизирует религиозную власть. Соответственно, здесь речь должна идти о законе Бога, а точнее, о Десятисловном законе, который Господь дал Моисею на горе Синай.

Десять заповедей являются основой всех государственных законов. Первые четыре заповеди Декалога показывают, как человек должен относиться к своему Творцу. Следующие шесть заповедей оговаривают отношения человека с человеком.

Прочтите Десять заповедей, записанные в книге Исход (20 глава с 1 по 17 стихи), и вы увидите, что только одна из десяти касается отношения человека к времени – четвертая. Временной отрезок, упоминаемый в Десятисловном законе – это седьмой день недели, суббота. Четвертая заповедь закона Божьего гласит: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:9, 10).

Есть ли у нас свидетельства о том, что католическая церковь пыталась изменить время поклонения? Да, согласно заявлениям самой римско-католической церкви, названный факт имел место в истории.

В 1939 году было издано 13-е, самое распространенное издание католического вероучения под названием «Катехизис католических доктрин для новообращенных». Давайте снова зададим вопрос католической церкви: «Изменяли ли вы празднование субботы как дня Господня на воскресенье?» В одном из разделов этого катехизиса мы найдем следующий ответ: «Да, действительно, мы изменили празднование субботнего дня на воскресенье, постановлением церковного собора в Лаодикии в 336 году н.э.».

Как субботу изменили на воскресенье

Перенос празднования субботы как дня Господня на воскресенье Лаодикийским церковным собором еще не говорит о том, что к IV веку н.э. все христиане во всем мире сразу же перешли к празднованию первого дня недели. На самом деле это был постепенный процесс. Первые христиане соблюдали субботу как день, освященный Самим Господом. По мере того как христианство распространялось по территории Римской империи, к ним присоединялись новообращенные из язычества. Многие продолжали поклоняться солнцу как божеству в первый день недели. Этот день, в славянских языках получивший название «воскресенье», во многих европейских языках до сих пор называется «день солнца».

Переносу празднования субботы на воскресенье способствовали гонения, которые обрушились на христиан и иудеев со стороны Римской империи.

Христиане, изрядно пострадавшие от многочисленных притеснений, решили как-то отмежеваться от иудеев, которые соблюдали субботу, и стали практиковать соблюдение воскресного дня как дня Господня. Одобряя эти изменения, католическая церковь издала указ, принятый церковным собором в Лаодикии о праздновании воскресенья взамен субботы. Заодно этот закон служил мерой противодействия иудейству.

Иисус не отменял празднования субботы как дня Господня

Многие христиане, соблюдающие воскресенье, очень удивляются, обнаружив, что этот обычай установлен лишь авторитетом католической церкви. Но, может быть, спрашивают они, это изменение произведено с одобрения Самого Иисуса Христа? Ответ мы находим в Библии: Иисус ясно указал, что не собирается ничего изменять в законе Божьем. В Нагорной проповеди Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Даже перед Своей смертью на кресте Он напомнил: «Я соблюл заповеди Отца Моего» (Ин. 15:10).

Далее в Нагорной проповеди Иисус уточнил относительно закона: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Иота – самая маленькая по размеру буква древнееврейского алфавита. Иисус утверждает, что даже черточки не изменит в законе Божьем! Следовательно, седьмой день недели остается и поныне христианской субботой.

Апостолы не изменяли празднование дня Господня

Некоторые полагают, что Апостолы наделены властью изменить день Господень после воскресения Господа. Но мы не находим ни одного места в Священном Писании, которое бы указывало на изменение субботы на воскресение, или что они сами соблюдали первый день недели как день поклонения. Напротив, Апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9).

Греческое слово, которое используется в тексте оригинала для передачи слова «субботство», звучит «саббатимос» и означает «соблюдение субботы». В этом же значении слово «суббота» используется и в других авторитетных переводах Библии. Из этого следует вывод, что седьмой день недели, суббота, не был отменен или изменен Апостолами. Этот день и поныне остается днем покоя для народа Божия.

Какая разница, в какой день поклоняться Богу?

Возникает вопрос: «Действительно ли имеет значение, какой именно день необходимо соблюдать?»

Признавая авторитет Священного Писания, мы придем к выводу, что на самом деле важно, какой именно день мы посвящаем Господу. Апостол Павел однажды задал вопрос членам Римской церкви: «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). Исходя из этого, мы должны также задать вопрос себе: «Если Господь заповедал нам святить седьмой день недели, можем ли мы ожидать, что Он одобрит, если мы решим соблюдать первый день?»

Завершив творческую неделю, «благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт.2:3). Нигде в Священном Писании мы не находим, что Бог освятил первый день недели. Ни один человек не обладает правом наделять святостью тот или иной день. Человек может почитать тот или иной день как святой, но никто не может сделать эти дни особыми, благословенными, если их не благословил Господь.

И, наконец, соблюдение истинного дня Господня является выражением любви человека к Богу. Иисус Христос является не только Сыном Бога, но и Самим Богом. Самым непостижимым образом Он, будучи Богом, стал человеком. Какое невероятное смирение и уничижение! Помыслите о Нем, претерпевшем такие страдания на кресте ради нас! Это невольно должно пробуждать в нас признательность к Нему и благоговение. Поэтому Иисус говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди!» (Ин. 14:15)



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Четыре великие империи




Курс «Раскапывая прошлое II »

 
 4. Капернаум | Описание курса | 6. Древняя Греция и жизнь после смерти