Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Дэвидом Доуном часть II
Урок 7: О чем рассказали мумии

Погребальные обычаи народностей, упоминаемых в Библии

Погребальные обычаи народностей, упоминаемых в Библии, существенно отличались один от другого. Как правило, они брали свое начало из представлений, которые бытовали у того или иного народа относительно состояния человека после смерти.

У египтян были сложные и противоречивые представления о загробной жизни, поскольку в Древнем Египте не было единой религии. В каждом номе (административном округе) Египта, даже в каждом городе имелся собственный пантеон богов и среди них один особо почитаемый, поэтому исследователи предлагают весьма разнообразные идеи насчет египетских похоронных обычаев и традиций. Мы можем составить представление об этих верованиях на основании надписей и рисунков на стенах усыпальниц и свидетельства древних папирусов. Основные источники сведений о богах и погребальных обрядах древних египтян – это «тексты пирамид» (рисунки и надписи, сделанные на стенах внутренних помещений пирамид), «тексты саркофагов» (рисунки, орнаменты и тексты на саркофагах) и «Книга мертвых» (Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник религиозно-правовых норм, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести просветлённое бессмертие. Представляет собой ряд несвязанных между собой 186 глав, различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами (Википедия).).

Древние египтяне верили в бессмертие души и тела. По их представлениям, душа состоит из нескольких субстанций, которые продолжают жить после смерти человека – Ба, жизненной субстанции, и Ка, духа-хранителя, он же – невидимый (духовный) двойник человека. Субстанцию Ба изображали в виде сокола с человеческой головой. После смерти человека сокол-Ба покидает тело и улетает в мир вечного блаженства, чтобы слиться с великим Ра – богом Солнца, из которого и произошла вся жизнь. В своей книге «Когда Египет господствовал на Востоке» немецкий египтолог Георг Штайндорф приводит погребальную песнь, звучавшую на похоронах фараона Тутмоса III: «Пришел его час, и он воспарил на небеса, соединился с сотворившим его Солнцем и слился с ним воедино».

Второй компонент человеческой сущности, Ка, после смерти человека оставался на земле. Обычно он жил в гробнице, в теле усопшего, но мог по своему желанию покинуть тело и свободно передвигаться. Египтяне верили, что субстанция Ка в загробном мире ведет полноценную жизнь, точно, как живой человек: может работать, развлекаться, нуждается в пище и воде. Они помещали в усыпальницу предметы домашнего обихода, кухонную утварь, цветы и пищу не просто как символические приношения. Все это могло, по их мнению, на самом деле пригодиться Ка в загробном мире. А то, что пища в усыпальницах оставалась нетронутой, совсем не противоречило их вере. Египтяне считали, что Ка насыщается не самой пищей, а ее духом.

Стены усыпальниц украшались рисунками и барельефами со сценами пиров и охоты, изображавшими музыкантов и танцующих девушек. Вот управитель посылает слуг на работу, вот слуги заботятся об усопшем. Вот хозяин усыпальницы объезжает на колеснице свои обширные владения. И это не просто украшение. Египтяне верили, что изображения действительно иллюстрируют занятия умершего в загробном мире и приносят удовольствие субстанции Ка усопшего.

Заупокойные сооружения для мумий

Как только очередной фараон восходил на престол, для него начинали строить пирамиду-усыпальницу. Египтянин начинал готовиться к смерти с самого рождения. Главным для простого человека было накопить средства на бальзамирование тела, ведь бессмертие считалось гарантированным, пока тело оставалось нетронутым тлением. Египтяне верили, что тление тела означает гибель души. Тлен означал небытие вместо продолжения жизни в загробном царстве, поэтому самой страшной карой считалось не быть после смерти мумифицированным. По свидетельству археолога Энн Герри Уайт, египтяне не считали труп «износившимся футляром жизни». По их мнению, телесной оболочкой можно было пользоваться до тех пор, пока она оставалась в сохранности.

Предотвратить тление тела умершего нужно было для того, чтобы Ка – невидимый двойник человека – мог, когда захочет, вернуться в тело и снова жить в нем. Остановить разложение тела египтяне пытались с помощью мумифицирования трупов и помещения мумий в такие условия, где они могли бы сохраняться очень долго, практически вечно. Для этого и возводили пирамиды. Эти гигантские сооружения со сложной системой ходов служили не только надежной защитой захоронения. Внутри пирамид создавался необходимый для сохранения органической материи микроклимат.

Пирамиды
Пирамиды
Однако ни одна из пирамид не смогла сохранить доверенного ей содержимого. К началу царствования 18-ой династии в Египте не осталось ни одной царской усыпальницы, которая не была бы разграблена, ни одной мумии, с которой не были бы сорваны «магические покровы». В захоронениях фараонов, правивших в эпоху пирамид, не уцелела ни одна мумия. Грабители, хорошо знавшие о несметных богатствах, захороненных вместе с царями и вельможами, расхищали сокровища пирамид. Выносили из усыпальниц и тела фараонов, так как мумии были, как правило, наряжены в те украшения, которые человек носил при жизни. Зачастую драгоценности помещались в пелены, которыми оборачивали тело.

На западном берегу Нила, недалеко от города Луксор (Луксор - современное название Фив, древней столицы Египта в Среднем и Новом царствах.), среди голых скал в лабиринте пустынных ущелий находится знаменитая Долина Царей – некрополь царских гробниц. Здесь захоронены фараоны, начиная с 18-ой династии, которые отказались от тысячелетней традиции находить успокоение под сенью рукотворной каменной горы. Они, видимо, осознали, что пирамиды не могут обеспечить сохранность мумиям. По замыслу создателей нового типа заупокойных сооружений – скальных гробниц – покой фараону должна была обеспечить глубочайшая тайна места захоронения. Поэтому с XVI в. до н.э. доверенные лица фараонов строят гробницы в мрачных ущельях безлюдной долины, среди неприступных отвесных скал. Фото 2. Долина царских гробниц

Долина царских гробниц
Долина царских гробниц
Но и эти каменные мешки не стали надежным пристанищем для государственных покойников. Несметные богатства, окружавшие мумию фараона в его подземном дворце, снова притягивали взоры искателей сокровищ. Грабители готовы были рисковать, ведь при удаче одно обнаруженное захоронение могло обеспечить смельчаков на всю оставшуюся жизнь.

Погребальные ладьи

Распространенным атрибутом похоронного ритуала была погребальная ладья. Большинство погребальных лодок имели небольшой размер. Но фараон Хеопс, который отличался глобальным мышлением, заказал себе целую флотилию. В его похоронной процессии участвовали 6 огромных лодок. В Гизе, к востоку от пирамиды Хеопса, можно увидеть три углубления в форме лодки. Именно там стояли ладьи фараона. Самих лодок там давным-давно нет. По всей видимости, местные жители использовали деревянные части в качестве дров. В 1954 году к югу от пирамиды Хеопса археологи обнаружили еще два подобных углубления. Там были найдены разобранные погребальные ладьи, деревянные детали которых были связаны веревками. В одном из углублений обнаружена 651 деталь ладьи. Несколько лет ученые потратили на то, чтобы собрать эту ладью снова, ведь многие детали оказались утрачены. Теперь похоронная ладья установлена на своем месте, для нее сооружено специальное музейное помещение. Другое углубление было вскрыто в октябре 1990 года. В одной из каменных плит, закрывавшей углубление, сделали отверстие, в него установили видеокамеру, позволяющую видеть то, что находится внутри. В будущем ученые планируют восстановить и эту ладью из деталей, покоящихся под плитой.

Погребальная ладья
Погребальная ладья
В 1991 году начались раскопки восточнее пирамиды Хеопса, для чего археологам пришлось вскрыть асфальт проходящей рядом автомобильной дороги. Там обнаружено еще одно углубление для погребальной ладьи. Раскопки продолжаются.

В 1992 году в Абидосе, недалеко от гробниц 1-ой династии фараонов, под толстым слоем песка обнаружили еще 12 погребальных лодок. Из древних источников известно, что погребальные лодки символизировали идею перехода человека в мир иной. Чтобы попасть в загробное царство, души умерших должны преодолеть водную преграду. Река, разделяющая царства живых и мертвых, фигурирует в мифах многих народов. У древних египтян дорогой в царство бога Осириса служила река Нил, в пути умершего сопровождали тексты из священной “Книги мертвых”, выдержки из которой можно встретить на саркофагах.

Почти во всех мифологиях встречается упоминание о лодке мертвых. Причем, в некоторых сказаниях лодка, уносящая души умерших в царство теней, движется на Запад. Как раз на закат солнца плыли по реке Нил погребальные ладьи фараонов. Согласно другим верованиям, эти ладьи предназначались также для путешествий фараона в потустороннем мире. И в этом случае Ка-двойник фараона мог перемещаться днем по реке и ночью – по небу.

Погребальные обычаи в Ассирии

Римские катакомбы
Римские катакомбы
О том, какие верования относительно состояния человека после смерти были у древних ассирийцев, известно немного. В барельефах и настенных надписях, сохранившихся до наших дней, в основном представлены сцены военных баталий или отчеты о строительных достижениях. Ранее предполагалось, что они кремировали тела умерших, однако в 1988 году на территории северного Ирака, на месте древнего города Нимруд, археологи натолкнулись на могилу царицы Аталии, жены Саргона II. В августе 1989 года иракские исследователи открыли подземный склеп и обнаружили в нем золотые и серебряные украшения: серьги, кольца, ожерелья, диадемы, браслеты, броши, перстни общим весом 25 килограммов. Помимо этого в склепе нашли ритуальные сосуды и столовую посуду из меди, слоновой кости, стекла и керамики. Золотой сосуд на золотой цепи располагался в руках царицы. Всего в склепе было найдено около 10 000 изысканных ювелирных изделий, включая роскошную корону и косметические принадлежности. По мнению иракских историков, эту ценнейшую находку, названную «сокровищем Нимруда», можно сравнить только с сокровищами из гробницы фараона Тутанхамона.

На мраморной плите размером 26 на 20 см выгравирована надпись: «Во имя Самаса и Аннунаки (имена ассирийских богов – ред.) я, Аталия, женщина при дворе Саргона, царя Дур-Шаррукина (Дур-Шаррукин – ассирийский город, построенный царём Саргоном II в 713-707 до н. э.), царя Ассирии, встретила свою судьбу и покидаю этот мир, следуя по стопам моих отцов». Как мы видим, царица не была кремирована. Возможно, в Ассирии, как и в наши дни, вопрос о способе захоронения был делом личного выбора каждого.

Погребальные обычаи хеттов и индусов

Хетты практиковали кремацию, но при этом нередко хоронили своих мертвых в земле. В Алака Хуук (азиатская часть Турции) обнаружена могила, в которой хранились изысканные сокровища. В Янарларе крестьяне, распахивая поле, наткнулись на большое хеттское кладбище. Вначале они никого не оповестили о своей находке. Обнаруженные в могилах большие керамические сосуды взяли себе и хранили в них корм для скота и зерно.

Позже археологи установили, что в эти сосуды помещались останки умерших. Драгоценности умершего иногда помещали внутри сосуда, а иногда рядом с ним. Находили в захоронениях и маленькие керамические сосуды, в которых, предположительно, оставляли пищу для умерших. Вполне вероятно также, что из этих сосудов производились ритуальные возлияния во время погребальных обрядов.

В других местах были обнаружены кремированные тела, прах помещали в специальные сосуды и хоронили в земле. Каким именно образом происходила кремация, неизвестно.

Однажды в Индии я наблюдал традиционные похороны. Там сооружают высокий погребальный костер из поленьев мангового или сандалового дерева – в зависимости от состоятельности семьи, совершающей погребальный обряд. Тело покойного помещается на вершину костра, сверху набрасывают хворост. Траурный костер поджигают горящей джутовой тростью, затем в огонь подбрасывают семь поленьев сандалового дерева, вливают очищенное топленое масло и ароматические эссенции. Похороны – это одновременно жертвоприношение богу огня. Старик, совершающий священнодействие, сказал мне, что костер горит от трех до шести часов, и что для индуса быть сожженным после смерти считается высшим благом, о котором он мечтает всю свою многотрудную жизнь. Индусы верят, что, когда пепел погребального костра высыпается в священные воды реки Ганг, душа отправляется прямо на небеса.

Индусы верят, что состояние души умершего зависит от того, насколько точно потомки по мужской линии совершат похоронный обряд, как будут поминать. Правильно исполнив обряд, они могут спасти душу родителя от вечного скитания по земле, которое, по их мнению, хуже ада. Жертвоприношения позволят душе умершего облечься в загробную оболочку, а затем, в зависимости от прижизненных заслуг, спуститься во «временный ад», пройти через огонь чистилища или подняться во «временное небо», где душа будет дожидаться новых перерождений, блаженствуя в обществе богов.

Погребальные обычаи Древнего Рима

У древних римлян забота о надлежащем погребении умерших считалась священным долгом. Римляне практиковали кремацию: тело сжигали, урну с прахом замуровывали в стену или ставили в нишу колумбария, а рядом помещали табличку с именем покойного. Урны были керамические, стеклянные, бронзовые, мраморные. Колумбарии строились различных размеров и видов – небольшие фамильные (такие, как гробница Неволеи Тихи в Помпеях) или общественные (например, колумбарий, построенный супругой Августа Ливией). В больших колумбариях могло быть до нескольких сотен ниш, в каждой по две урны. Погребальные комплексы часто оформляли как парк, украшали павильонами, скульптурами и портиками. Именно такой некрополь был построен для императора Августа и его семьи.

В Риме некрополи часто располагались под землей, в катакомбах (с греч. – углубление). Происхождение римских катакомб связано с погребальными обычаями древних. В древнем мире существовали два главных способа погребения: сожжение трупа (crematio) и погребение в землю (inhumatio). Семитские народы предпочитали хоронить тело неповрежденным. В Риме, особенно в больших городах, где была высока угроза эпидемий, преобладала кремация трупов. Христиане верили в телесное воскресение во время второго пришествия Христа, поэтому считали необходимым сохранить тело покойного целым.

Согласно римскому закону (Закон Двенадцати таблиц), по гигиеническим соображениям запрещалось хоронить в черте города. Поэтому кладбища устраивались за городом. Христиане также выкапывали тоннели и хоронили своих мертвых в склепах под землей. Известно несколько очень больших подземных кладбищ с множеством ходов и галерей. В катакомбах собирались на богослужения и скрывались от преследования первые христиане.

Оссуарий Каиафы
Оссуарий Каиафы
Многочисленные надписи и рисунки на стенах и сводах этих подземелий указывают места захоронений, здесь имена римских епископов и простых верующих.

Погребальные обычаи у древних иудеев

В древнем Израиле остаться без погребения, быть брошенным на растерзание диким зверям считалось величайшим позором. Отказать кому-либо в погребении считалось ужасным надругательством. Тот, кто прикасался к мертвому телу, считался по закону оскверненным, и должен был пройти через церемонию ритуального очищения.

Из-за жаркого климата умерших хоронили в день смерти. Если в Египте и Вавилоне усопшего укладывали в гроб, то израильтяне окутывали тело пеленами, пропитанными бальзамирующим составом и на носилках несли к гробнице, которая чаще всего представляла собой каменный склеп.

В некоторых случаях тело умершего хоронили в земле. Спустя положенное время останки доставали, кости перемывали и складывали в специальные короба – оссуарии, которые хранились в погребальных пещерах. Археологи часто находят древние каменные оссуарии на земле Израиля. В 1990 году во время раскопок в южной части Иерусалима археологи наткнулись на хорошо сохранившийся семейный склеп времен Иисуса Христа. В этом склепе находилось несколько оссуариев. На одном из них, украшенном изысканной резьбой, дважды выгравировано имя “Каиафа”. После тщательных исследований ученые пришли к выводу, что в оссуарии находятся останки того самого первосвященника Каиафы, который, как написано в Новом Завете, осудил Иисуса на смерть.

В некоторых случаях умерших помещали в большие керамические гробы, сделанные по форме тела человека, с изображением лица на крышке. Такие гробы хоронили в земле.

Нередко могилы высекались в известняковых скалах. Погребальные пещеры состояли из нескольких камер, соединенных коридорами. В Иерусалиме есть «Сад Гроба Господня», в нем вам покажут погребальный склеп, который считается могилой Иисуса Христа. Есть мнение, что в саду хоронили еще во времена железного века, за сотни лет до Христа, и что эта могила была переделана для вторичного захоронения в византийский период.

Гробница в Кедронской долине
Гробница в Кедронской долине
Во времена Христа могилами служили пещеры, которых немало в горах Палестины. Могилы высекались в скалах и имели вид комнаты с небольшими боковыми камерами-склепами (кохим). Комнаты соединялись коридорами, в которых располагались ниши. Вход в пещеру закрывал большой круглый камень (галаль). Над могилами иногда ставили памятники, сделанные из камней или высеченные в скале. Например, в Кедронской долине земля усыпана древними могильными камнями и памятниками. У евреев считалось приличным быть погребенным в могиле своих отцов.

После зимних дождей могилы заново белили мелом, чтобы предупредить от случайного осквернения при прикосновении к могиле. Иисус Христос однажды уподобил лицемерных фарисеев окрашенным, т. е. побеленным снаружи, гробам.

Сегодня туристам, приезжающим в Израиль, показывают типичные семейные захоронения, такие, как склеп царя Ирода, и «царские гробницы», высеченные в скале к северу от Иерусалима. Самые древние из них датируются 60 г. н.э.

Одним из удивительных событий того времени был переход в иудаизм членов царской династии небольшого государства Адиабены в северной Месопотамии. Царь Монбаз и его супруга Елена отправили своего сына Изата на воспитание ко двору одного из наместников. Там Изат тайно перешел в иудаизм и увлек за собой царицу-мать Елену. После смерти Монбаза в 48 году н.э. Изат стал царем Адиабены. Он во всеуслышание объявил о своем обращении в иудаизм, и по его пути пошли остальные члены царской семьи. Изат правил 24 года, после него на трон взошел его брат Монбаз.

Гробница Адиабенских Царей
Гробница Адиабенских Царей
Царица Елена много лет прожила в Иерусалиме. Она пожертвовала значительную сумму денег, чтобы помочь беднякам Иудеи. Царская семья сделала и богатые подношения Храму. После смерти царицы Елены Монбаз перевез ее останки в Иерусалим и похоронил в гробнице, построенной еще при ее жизни. Остатки захоронений царской династии Адиабены известны и по сей день под названием «царские гробницы». В этой гробнице насчитывалось большое количество склепов, поскольку у принца Изата было 24 наследника. У входа в могилу можно и сегодня увидеть большой круглый камень, которым обычно закрывали вход.

В подобной могиле некогда был похоронен и Христос. Библейское повествование гласит о том, что богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф положил тело Иисуса «в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60).

Бет-Шеарим – город мертвых

Раскопки города Бет Шеарим
Раскопки города Бет Шеарим
Недалеко от Назарета есть место под названием Бет-Шеарим (буквально – «Дом игр»). Веками иудеи в Иерусалиме хоронили своих мертвецов на Масличной горе напротив запечатанных Золотых ворот, в которые, по преданию, должен войти Мессия. Римляне, захватив Иерусалим, закрыли это кладбище. Во II в. н.э. национальным еврейским некрополем (местом погребения) стал Бет Шеарим. В 1936 г. во время раскопок на восточном склоне горы Кармель совершенно случайно был обнаружен огромный Город Мертвых.

Подземные коридоры в национальном некрополе Бет Шеарим
Подземные коридоры в национальном некрополе Бет Шеарим
Расцвет Бет-Шеарим наступил в конце II в. н. э., когда рабби Иехуда ха-Наси (Рабби Иехуда ха-Наси (ок. 135 г. - ок. 220 гг. н.э., по другим данным — 217г.) - наси («князь», «патриарх»), глава Синедриона. Главный труд Рабби Иехуды ха-Наси заключался в систематизации Устного Закона. Эта работа завершилась составлением Мишны, в которой все законы иудаизма были разделены на трактаты и сведены в шесть тематических разделов. (Википедия)) перевел в город синедрион. После этого город обнесли стенами, построили жилые кварталы и синагогу. Именно здесь Иехуда ха-Наси завершил труд всей своей жизни – Мишну.

Город мертвых был вырублен в скале и с начала III в. н. э. Бет-Шеарим служил центральным местом погребения евреев – в том числе и евреев из других стран. Удивительно, с какой точностью древние инженеры создали сеть коридоров и тоннелей. С этим некрополем, поражающим своими размерами, одиночными и групповыми гробницами, саркофагами первого тысячелетия, связанно множество преданий и легенд. Большая часть саркофагов найдена в катакомбах, но попадаются и могилы, вырытые прямо в земле или высеченные в нишах.  Всего найдено более 200 саркофагов, большинство из которых выполнены из камня, некоторые сделаны из мрамора, встречаются и свинцовые гробы. Эти саркофаги украшены различными изображениями – это геометрические узоры, изображения животных, человеческие лица и семисвечники. На каждом саркофаге указано, кто в нем погребен, как жил и умер. Надписи сделаны на иврите, древнегреческом и арамейском языках. Обнаружено всего около 250 эпитафий. В одной из таких эпитафий содержится предупреждение: «Кто нарушит покой усопших, тот умрет страшной смертью».

Саркофаги в катакомбах Бет-Шеарим
Саркофаги в катакомбах Бет-Шеарим
В Бет-Шеариме хоронили покойников из элиты общества: купцов, врачей, священников и их детей.

Рядом с большим некрополем откопан мавзолей, от которого остался только нижний этаж. Мавзолей был роскошным, с треугольной аркой и каменным барельефом, часть которого, с изображениями зверей и растений, находится в музее Бет-Шеарим. Среди обнаруженных пещер одна – самая просторная и наиболее почитаемая. Именно здесь находится могила рабби Иехуды ха-Наси, которая является местом поклонения, а также захоронения членов его семьи. Вход в пещеру закрыт тремя каменными дверями, украшенными арками. Благодаря могиле рабби Иехуды некрополь в Бет-Шеариме очень посещаем.

Изображения Меноры в подземных коридорах  Бет-Шеарим
Изображения Меноры в подземных коридорах Бет-Шеарим
Город был разрушен римским императором Галлом во время подавления еврейского восстания 352 года. Меньше всего пострадал некрополь, обитель мертвых не повредили даже землетрясения. А пещера саркофагов считается самым безопасным местом в Израиле.

Бет-Шеарим в Библии не упоминается. Но вполне возможно, что этот город существовал еще до вавилонского плена, а его безвестность в древние времена объясняют тем, что через него не проходили торговые пути.

Что нас ждет после смерти?

Ответ на этот вопрос есть в Библии.

Одна из надписей в пещере саркофагов в Бет-Шеарим гласит: «Никто не живет вечно». Рано или поздно каждому живущему суждено умереть, и поэтому человек во все времена задавался вопросом, что ждет его после смерти. Сегодня существуют различные попытки дать ответ на этот вопрос, однако ни один гений мысли, ни наука, ни различные религиозные традиции – никто и никогда не смогут дать определенного ответа на этот вопрос. Есть только один верный способ получить ответ на вопросы: «Что такое человек?» «Бессмертна ли душа?» и «Что нас ждет по ту сторону смерти?»

Господь Бог, Творец неба и земли, Один знает, что есть человек и что происходит после смерти. Это знание Господь открывает нам на страницах Священного Писания.

Репродукция. Карл Вениг. Положение во гроб. 1859
Репродукция. Карл Вениг. Положение во гроб. 1859
Первый урок, который Господь желает нам преподать относительно смерти на страницах Библии, заключается в том, что мы не должны бояться смерти. Иисус Христос однажды умер и воскрес. Нет сомнений в том, что распятый на кресте, Иисус действительно вкусил смерть. Об этом свидетельствует Апостол Иоанн в своем Евангелии: «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). К исходу пятницы тело Господа сняли с креста и положили в могилу, где Он оставался до утра первого дня недели. Этот день позже получил название воскресенье, поскольку именно тогда произошло славное воскресение Христа.

После Своего воскресения Иисус Христос неоднократно являлся Своим ученикам и многим другим людям. А много лет спустя Иисус Христос явился Своему ученику Иоанну на острове Патмос, куда его сослали за веру. Иоанн рассказывает в книге Откровение: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17, 18).

Смерть – это сон

Священное Писание неоднократно обращается к нам с утешительным словом: «Не страшитесь смерти». Почему человек не должен бояться того, что всегда считалось самым страшным врагом человека? Священное Писание называет смерть всего лишь сном. Иисус Христос уверяет нас в том, что у Него есть ключи ада (Слово «ад» в Библии всегда подразумевает могилу или само место захоронения) и смерти. Он обладает властью разорвать узы смерти и позволить нам войти в жизнь вечную. Иисус однажды сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25).

Во время Своей земной жизни Христос был дружен с семьей Лазаря, у которого были сестры – Марфа и Мария. Жили они в городе Вифания. Однажды Христу сообщили, что Лазарь тяжело болен. Обеспокоенные сестры Лазаря ожидали, что, узнав об этом, Христос немедленно отправится к ним. Ведь Спаситель любил бывать в их доме и очень любил их брата. К тому же, они верили, что Сын Божий обладает способностью исцелить Лазаря. Но поведение Иисуса обескуражило их. Как сказано в евангельском тексте: «Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился» (Ин. 11:6). Только спустя два дня Иисус решил отправиться в Вифанию, при этом сказав ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11).

Ученики не поняли того, что он сказал, и ответили: «Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Иоан.11:12-14).

Репродукция. Леон Бонна. Воскрешение Лазаря
Репродукция. Леон Бонна. Воскрешение Лазаря
Мы видим, что Иисус говорит о смерти как о сне. Неужели это одно и то же? Никто не испытывает обеспокоенности, каждый вечер отправляясь спать в свою комнату. Никто из нас не огорчается, увидев спящего человека, потому что знаем, что он проснется бодрым и отдохнувшим. Иисус утверждает, что смерть – это тоже сон, только более продолжительный и без сновидений. Именно поэтому христиане не должны страшиться смерти. Иисус обещал в день Своего Второго пришествия разбудить умерших и возвратить их к жизни.

Апостол Павел верил в эту великую истину, а потому с уверенностью смотрел в будущее. Однажды он написал: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1Фесс.4:16-18).

Что происходит с нами после смерти?

Столкнувшись с вопросом, чем же на самом деле является смерть, не пытайтесь найти ответ у многочисленных предсказателей и экстрасенсов, а также у различных религиозных учителей. В подавляющем большинстве они ответят вам, что человек обладает бессмертной душой. Многие считают, что душа является некой обособленной сущностью, которая после смерти может существовать вне тела, обладает памятью, мышлением, может общаться с Богом и влиять на жизнь живых людей. Так ли это на самом деле?

Чтобы узнать, что происходит с человеком после смерти, нам необходимо, прежде всего, понять, что представляет собой человеческая личность. Библейское повествование о сотворении мира дает нам понимание природы человека. В книге Бытие говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Мы можем вывести Библейскую формулу жизни: прах (химические элементы земли) + дыхание жизни = живое существо или живая душа.

Что в Библии подразумевается под словом «душа живая»?

В Библии словосочетание «душа живая» зачастую является синонимом слова «человек». Душа – это живой человек, личность со своей индивидуальностью, совокупность его интеллекта, страстей, инстинктов, эмоций и желаний. Другими словами, в Библии душа человека – это его внутренний мир.

Важно отметить, что в библейской истории творения нет ни единого намека на то, что человек получил душу как некую обособленную сущность, которая соединилась с человеческим телом. Душа человека не существует вне тела и без тела.

Чем же тогда такое – «дыхание жизни»?

Древнееврейское слово «руах» («дух») подразумевает искру жизни, жизненную энергию, которая исходит от Бога и необходима для существования человека. «Руах», дыхание жизни или же дыхание от Господа нигде в Ветхом Завете не обозначает некую разумную сущность, способную существовать независимо от тела.

Что происходит с человеком в момент смерти?

Когда наступает смерть, с человеком происходит процесс, обратный творению. В Библии об этом сказано так: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:3, 4). Когда человек умирает, «руах» («дыхание жизни») возвращается к Богу, а тело предается тлению.

Таким образом, в библейском понимании смерть выглядит так: душа живая минус дыхание жизни = безжизненное тело. Соответственно, когда тело человека лишается духа жизни, перестает существовать и внутренний мир человека, то есть его душа. Библия говорит: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли» (Еккл.9:5,6). Псалмист Давид пишет, что «в тот день исчезают все помышления его (человека)» (Пс. 145:4). «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс.6:6).

Библейское понятие смерти можно представить следующей иллюстрацией. Электрическая лампочка дает свет лишь в том случае, если подключена к источнику питания. Без тока лампочка светить не может. То же самое происходит и с человеческой личностью в момент смерти. Душа человека не возносится на небеса, как многие утверждают. Она не спускается в ад. Она никуда не уходит, не переселяется в другое тело или место и не переходит в то или иное состояние. Душа просто перестает существовать.

Распространенное представление о том, что душа обладает бессмертием, не находит подтверждения в Библии. В книге порока Иезекииля определенно сказано, что «душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:4). В Священном Писании говорится о том, что только Господь Бог обладает бессмертием. «Единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:15, 16). Только Господь обладает бессмертной сущностью.

Репродукция. Михаил Соловьев. Воскресение. 1884
Репродукция. Михаил Соловьев. Воскресение. 1884
Тогда почему во многих христианских церквях придерживаются совершенно иного, небиблейского взгляда на этот вопрос?

На христианское вероучение долгое время оказывали влияние древние религии, в частности, представления о смерти, бытовавшие в древнем Египте. Египтяне верили в загробную жизнь, качество которой зависело от деяний, совершенных при жизни. Они верили в то, что необходимо заботиться о сохранности тела умершего человека, чтобы бессмертным составляющим души человека, Ба и Ка, было, где жить. Все эти ложные представления сохранились до появления христианства, а позже незаметно внедрились в христианство в виде веры в бессмертие души, почитания святых и их мощей.

В Библии сказано, что «нет праведного ни одного; … потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:10, 23). Только о Боге сказано, «Ты един свят» (Откр.15:4). Поскольку душа человека после смерти перестает существовать, а также по причине греховности, никто из людей – живых или мертвых – не может быть посредником между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Воскресение в теле – суть христианской надежды

Надежда христианина заключается не в том, что его душа после смерти останется бессмертной, и не в том, что душа некоего святого будет его покровителем. Его надежда основана на вере, что он воскреснет в теле при втором пришествии Христа. В тот славный день повторится акт сотворения, как в самом начале, при сотворении мира.

Однажды пророк Иезекииль в видении был перенесен на поле, усыпанное сухими костями. «Вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи» (Иез. 37:2). Возможно, на этом поле произошло великое сражение, и тела погибших не были преданы земле. А затем перед нами разворачивается величественная картина творения. Пророк Иезекииль получает повеление: «Изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете… И когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них» (Иез. 37:4, 5, 7, 8).

В данном описании показано, как Господь воскресит умерших, как пересотворит тела погибших людей. Однако соединенные кости – это еще мертвые тела. Только после того, как Господь вдунул в них дух жизни, тела вновь стали живою душою. «И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез. 37:10). Снова перед нами наглядный пример того, что происходит в момент творения: тело + дух жизни = душа живая.

В мумификации тела нет необходимости

Ну, а если тело вообще будет уничтожено в результате несчастного случая, либо при кремации? Возможно ли тогда его воскрешение? Например, сможет ли Господь воскресить жителей Тибета, обитающих высоко в горах? Там везде каменистая почва, снег и лед. В таких условиях вырыть могилу крайне трудно, нет и дров для кремации тела. Для захоронения тела нанимают особого человека, который расчленяет на части тело умершего и разбрасывает их на съедение хищным птицам.

Для Господа нет ничего невозможного. Для воскрешения нет никаких препятствий, Он может восстановить даже уничтоженное тело человека. Господь знает наш генетический код, согласно которому Он сможет воссоздать любое тело из элементов земли. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Нам не стоит тревожиться. Господь силен образовать новый набор атомов и клеток, сотворив нас вновь в том же теле, которое мы имели в этой жизни. Мы сохраним ту же внешность, тот же голос, тот же, присущий только нам, внутренний мир. Мы останемся самими собой, уникальными личностями, с тем лишь отличием, что наследуем совершенный характер и бессмертное тело. В Священном Писании сказано, что «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Библейский Иов, переживший неимоверные страдания, был уверен в своем воскресении независимо от того, что произойдет с его телом. Он сказал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27).

Два воскресения

По поводу воскресения мертвых Библия утверждает, что состоится два воскресения. «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29). На какое из двух воскресений мы можем рассчитывать?

В послании Апостола Павла к Римлянам сказано, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), а потому «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Вы можете прожить вполне порядочную жизнь, заслуживающую уважения, ваши поступки могут соответствовать нравственным принципам, однако и в этом случае ваше моральное состояние далеко от непорочного характера Иисуса Христа, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петра 2:22).

Ни один человек не обладает совершенством, каждый из нас – грешник, и участь наша – это вечная смерть. Единственная надежда заключается в том, чтобы мы поверили в заслуги Христа, взявшего на Себя грехи каждого человека. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петра 2:24). Приняв Христа верою как Своего личного Спасителя и раскаявшись в своих грехах, проявите послушание Его заповедям, чтобы быть в числе тех, кто войдет в воскресение жизни.



Пройдите тест для закрепления знаний по теме:О чем рассказали мумии




Курс «Раскапывая прошлое II »

 
 6. Древняя Греция и жизнь после смерти | Описание курса | 8. Оккультизм в древности