Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок второй: Храм в Силоме

Географическое расположение Силома на карте Древней Палестины
Географическое расположение Силома на карте Древней Палестины

В 30-е гг. XIX в. группа европейских ученых прибыла в Палестину, чтобы найти места, упомянутые в тексте Библии. Поиск вели по трем направлениям. Во-первых, сравнивали названия арабских деревень с именами населенных пунктов, упомянутых в Библии, так как некоторые названия сохранились издревле. Бетин идентифицировали как Вефиль, Рамалла оказалась Рамой. Таким же образом обнаружили и другие места. В 1838 г. Эдвард Робинсон приехал в арабскую деревню Сейлун, расположенную недалеко от холма (теля) с древними руинами. По его мнению, это был библейский город Силом.

Второй критерий – географическая информация, которая есть в Библии. Например, в Книге Судей подробно описано географическое положение города Силома: «каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля, и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны» (Суд. 21:19). Сейлун находится в 16 км на север от Вефиля, восточнее современной дороги, ведущей из Вефиля в Сихем, а Левоной оказалась деревня Аль-Любан аш-Шаркия на северо-востоке от Сейлуна.

Современное поселение рядом с курганом, где располагался древний Силом
Современное поселение рядом с курганом, где располагался древний Силом

Третий источник информации – записи древних историков и мозаичная карта в греческой церкви в Мадабе (Иордания). В IV в. н.э. епископ Евсевий упоминал о Силоме, который располагается в «12 милях от Наблуса (Сихема)».

Обнаруженные совпадения не оставили у Робинсона сомнений относительно расположения древнего Силома. Позднее археологи раскопали этот холм и обнаружили артефакты, подтвердившие его предположения.

Что такое «тель»?

Сегодня от древнего Силома остался лишь «тель» – это арабское слово означает холм из остатков древних строений и напластований культурного слоя. Иисус в Нагорной проповеди упомянул, что город строится обычно на возвышении: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Племена, обитавшие в древности в Палестине, выбирали для строительства своих поселений холмы, потому что высокое место легче оборонять в случае нападения.

От древнего Силома остался лишь «тель»
От древнего Силома остался лишь «тель»

В древних палестинских поселениях не было архитектурного планирования. Дома пристраивались друг к другу, их стены легко разрушались вражескими завоевателями, крыши проседали. В таких поселениях отсутствовали места для сбора отходов, мусор выбрасывали прямо за порог, улицы не убирали. Со временем мусор накапливался, поднимая уровень улиц. После разрушительных набегов захватчиков развалины обычно не разбирали, а лишь разравнивали их и сверху строили новые дома. Встречаются тели, поднятые на 30 м по сравнению с первоначальным уровнем. Большинство улиц современного Иерусалима сегодня находятся на 10 м выше уровня тех улиц, по которым ходил Иисус 2000 лет назад.

Исторические периоды

Археологи, роя шурф или углубляясь в тель, выявляют различные культурные слои. По виду, составу и структуре обнаруженных керамических фрагментов ученые могут определить эпоху, к которой принадлежал тот или иной слой. Самые ранние поселения ученые относят к каменному веку. По-гречески «камень» – «литос», поэтому корень этого слова входит в названия таких эпох, как палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

Просторная долина у подножия холма - остатков древнего Силома
Просторная долина у подножия холма - остатков древнего Силома

Название «каменный век» неправильно понимать как время, в которое жили недоразвитые, дикие пещерные люди. В археологической терминологии это просто означает время, когда люди еще не научились плавить металл. Орудия труда, оружие и утварь изготавливались из камня. Древние люди были искусными мастерами, созданные ими вещи свидетельствуют о высоком интеллектуальном уровне и художественном вкусе.

Позже люди научились добывать медь и плавить медную руду, которая оказалась намного универсальнее и практичнее камня. Затем стали смешивать медь с оловом, получилась бронза, а эпоху стали называть бронзовым веком. Переходный период называют халколитом – от двух греческих слов «медь» и «камень» (или энеолитом). Бронзовый век разделяется на ранний, средний и поздний.

Серьезный технический прорыв произошел, когда ремесленники научились плавить железо, температура плавления которого выше, чем меди. Эпоху, когда широко стали использовать изделия из металла, назвали железным веком.

Границы перечисленных эпох точно определить непросто, до сих пор ученые дискутируют относительно датировки тех или иных исторических периодов.

Силом - первая столица

КТабличка на месте раскопок с надписью: «Силом — первая столица Израиля»
Табличка на месте раскопок с надписью: «Силом — первая столица Израиля»

В истории еврейского народа Силом, по своей важности, уступает лишь Иерусалиму. В Силоме происходили самые эпохальные события для еврейского народа. Прежде всего, на протяжении почти четырёх сот лет там находилась скиния со скрижалями, на которых был начертан Закон Божий.

Святилище было возведено и посвящено в то время, когда народ израильский стоял станом у горы Синай, тогда же в нем началось служение. Когда народ израильский отправился в путь к земле обетованной, святилище разобрали. Нести части разобранной скинии поручено было священникам. Когда израильтяне останавливались, святилище вновь собирали и возобновляли обрядовое служение.

Когда израильтяне пришли в землю обетованную, святилище установили в Силоме – самом сердце Палестины, в центре территории, которую заселили двенадцать колен народа израильского. «Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими» (Ис. Н. 18:1). Силом стал первой религиозной столицей Израиля, духовным центром еврейского народа. Здесь была резиденция первосвященника, во время ежегодных праздников сюда приходили евреи со всей страны. Центр в Силоме объединял колена народа в единый союз.

Предположительное место скинии в древнем Силоме
Предположительное место скинии в древнем Силоме

В Силоме Иисус Навин, ученик и последователь Моисея, разделил земли Израиля между коленами еврейского народа: «Иисус бросил им жребий в Силоме пред Господом, и разделил там Иисус землю сынам Израилевым по участкам их» (Ис. Н. 18:10).

Самая известная личность, связанная с Силомом - это пророк Самуил, выросший здесь при дворе святилища.

Раскопки Силома

Предположительное место скинии в древнем Силоме
Предположительное место скинии в древнем Силоме

Более ста лет тому назад археолог Чарльз Вильсон посетил Силом. Он обратил внимание на ровную прямоугольную площадку шириной в 25 метров, которая выделялась среди руин на северной стороне теля. Ее более длинные стороны были сориентированы с востока на запад. Так как размеры площадки соответствовали размерам и направлению святилища в древнем Израиле, он заключил, что это и есть место, где когда-то стояло святилище.

Двор скинии был «длиною во сто локтей по одной стороне» и «в ширину двора с передней стороны к востоку – завесы пятидесяти локтей» (Исх. 27:9, 13). Поскольку локоть равнялся приблизительно полуметру, площадь основания святилища как раз соответствовала размеру площадки, обнаруженной Вильсоном.

Другие ученые не соглашались с ним, поскольку полагали, что скиния была установлена на вершине теля. Вильсон еще раз сверился с библейским текстом. Там сказано, что когда святилище было учреждено на горе Синай, Моисей «поставил себе шатер вне стана, вдали от стана» (Исх. 33:7). Этот текст опровергал возражения, что святилище в Силоме не могло быть расположено у подножия теля. К тому же ясно, что гораздо больше людей могли собраться вокруг святилища у подножия теля, чем на маленькой площадке в верхней части города. В любом случае, не найдено никаких признаков расположения святилища на вершине теля.

Израильский археолог Зев Йевин убежден, что подножие теля – именно то место, где стояло святилище в древнем Израиле.

Основание церкви византийского периода
Основание церкви византийского периода

С 1926 по 1932 гг. в Силоме производила раскопки экспедиция из Дании. К северу от теля они обнаружили основание двух церквей византийского периода, которые когда-то стояли на этом месте. Одна из них - на предполагаемом месте расположения скинии. Позже здесь начали возводить новую церковь, но строительство так и не завершили, сегодня можно увидеть лишь часть недостроенной стены. Обнаружены также остатки мозаичных полов византийских церквей. На полу одной из церквей была найдена мозаичная надпись, упоминающая название города. После арабского завоевания мусульмане заимствовали традицию Силома как культового центра. Местность была названа ими Хирбет-Сейлун, одна из византийских церквей превращена в мечеть.

Мозаичные полы византийских церквей
Мозаичные полы византийских церквей

Раскопки Финкельштейна

В 1981 г. к исследованиям в Силоме присоединился археолог Израиль Финкельштейн. В результате раскопок были найдены остатки поселения среднебронзового периода (19 в. до н. э.), руины города позднебронзового периода - остатки стен, жилых и складских помещений, виноградных и масличных давилен. В ходе раскопок было установлено время разрушения Силома филистимлянами - 11 в. до н. э. (железный век I), подтверждено возобновление жизни в городе в период Царств (железный век II) и окончательное уничтожение ассирийцами (721 г. до н. э.). Во время археологических раскопок на кургане были найдены стены города, построенные 3500 лет назад. Археологами были найдены дома и склады, многочисленная посуда и другие предметы быта были. За четыре сезона раскопок Финкельштейн обнаружил, что население города было небольшим, но массивные широкие стены города свидетельствовали о том, что для их постройки требовалось большое число людей. Ученый предположил, что небольшой по численности населения Силом был местом массового паломничества. Обнаруженные им кости животных привели его к выводу, что в Силоме совершались культовые жертвоприношения, и это происходило рядом со святилищем.

Массивные стены древнего Силома, построенные в 1650-1600 гг. до н.э.
Массивные стены древнего Силома, построенные в 1650-1600 гг. до н.э.
Массивные стены древнего Силома, построенные в 1650-1600 гг. до н.э.
Массивные стены древнего Силома, построенные в 1650-1600 гг. до н.э.

Священная история повествует, что Силом подвергся нападению филистимлян, которые захватили ковчег завета и поставили его в храме своего бога Дагона. Однако сразу после этого на жителей страны обрушились загадочные болезни и бедствия, и они разрешили израильтянам забрать Ковчег обратно (см. 1 Цар. 5:1 – 7:1).

Около 1000 г. до н.э., во время царствования Давида, ковчег завета был перенесен в Иерусалим. Сын Давида, Соломон, построил величественный Храм в Иерусалиме, и ковчег завета, в котором находились Десять заповедей, был помещен в Храме (см. 3 Цар. 6:19).

Назначение святилища

Во дворе святилища находился жертвенник, на котором каждое утро и вечер сжигались принесенные в жертву животные (см. Исх. 29:38, 39). Человек, который испытывал вину за совершенный грех, приводил животное, исповедовал свои грехи над его головой и затем закалывал животное (см. Лев. 4:27–29). Между жертвенником и святилищем находилась умывальница: прежде чем войти в святилище и предстать перед Богом, священник должен был омыться в умывальнице. Ритуальная чистота священника была столь важной, что нарушение повеления влекло за собой смерть (см. Исх. 30:18–21).

Масличный пресс, обнаруженный на месте раскопок
Масличный пресс, обнаруженный на месте раскопок

Святилище представляло собой небольшое строение и не предназначалось для общественного посещения. В нем должны были совершать предписанные обряды только священники. Помещение святилища, длина которого была 15 метров, а ширина 5 метров, состояло из двух отделений (см. Исх. 26:15–22). В первом отделении находился стол, на котором размещались 12 хлебов (см. Исх. 25:23), жертвенник курения (30:1) и семисвечник (25:31). В первое отделение святилища священник входил каждый день. Там он должен был воскурять фимиам, приводить в порядок и наполнять маслом лампады, чтобы они постоянно горели (см. Лев. 24:2–4). Один раз в неделю лежалые хлебы заменялись свежими (см. Лев. 24:5–8).

Агнец Божий

В отличие от жертвоприношений, которые приносились языческими народами, жертвенные животные в израильском святилище не предназначались для того, чтобы умилостивить разгневанное божество.

Виноградная давильня
Виноградная давильня

Согласно замыслу Господа, жертвенные животные напоминали людям о грядущем Мессии, о котором сказано: «как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53:7). Когда Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Подобно невинному агнцу, кровь которого проливалась за вину грешника, Иисус Христос, безгрешный Сын Божий, умер за грехи всего человечества. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Разрушение святилища

Когда вавилоняне разрушили Иерусалим в 586 г. до н.э., Храм Соломона, построенный вместо переносной скинии, также был разрушен, священные сосуды унесли в Вавилон (см. 4 Царств 25:8–15).

В апокрифической книге Маккавеев, представляющей историческую ценность, говорится о том, что непосредственно перед разрушением Храма пророк Иеремия и некоторые верные помощники унесли священный ковчег с каменными скрижалями, на которых были начертаны Десять заповедей, и спрятали в пещере на горе Нево. Автор книги выразил надежду, что, возможно, ковчег когда-нибудь найдут.

Руины древних строений на вершине теля
Руины древних строений на вершине теля

Когда иудеи возвратились из Вавилонского плена, они заново отстроили Храм, но Ковчег был утерян и не найден до сих пор. Царь Ирод украсил Храм, и это был именно тот Храм, который однажды очистил от торговцев Иисус.

Подлинное святилище

В 70 г. н.э. римляне разрушили Иерусалим. Храм также был разрушен до основания. Разрушение святилища было допущено по провидению Божьему. Земное святилище было лишь моделью величественного Храма на небе, а земной священник являлся прототипом Иисуса Христа. В послании к Евреям сказано: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1, 2).

Апостол Иоанн получил видение, в котором он видел небесный Храм, его устройство и служение в нем Христа. «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (Откр. 15:5). В небесном Храме «семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5).

Иоанн видел, как «пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр. 8:3).

Апостолу Иоанну также был показан ковчег завета: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его…» (Откр. 11:19).

Реконструкция переносной скинии
Реконструкция переносной скинии

В этих видениях представлены различные предметы небесного Храма: семисвечник, жертвенник курения и ковчег завета. На небе находится подлинное святилище, по образцу которого Моисей построил копию. И хотя мы с вами не видели, как Иоанн, святилище Бога на небе, исследуя устройство земного святилища, можем составить представление о строении и убранстве небесного святилища. И что еще более важно, мы можем понять, что Христос совершает в этом святилище для нас.

Наш великий Первосвященник

Мы все – грешники, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), а «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Но Христос приглашает нас прийти к Нему и получить прощение всех наших согрешений. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15, 16).

Капитель, обнаруженная на месте раскопок
Капитель, обнаруженная на месте раскопок

Мы не должны искать защиты и заступничества у Богородицы или святых, не следует также исповедоваться перед земным священником, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Нашим заступником, согласно Библии, может быть только Иисус Христос, потому что лишь Он понес наказание за грехи людей. В тот момент, когда мы исповедуем наши грехи и верим, что Христос умер за нас, Небесный Первосвященник представляет Свои раны и Свои заслуги перед престолом Отца Небесного. Господь вменяет нам праведность Иисуса Христа, и мы предстаем перед Богом такими, как если бы никогда не согрешали. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…» (Рим. 8:1); «…оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1)




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Храм в Силоме




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Помпеи | Описание курса | Элам