Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок пятый: Печати и маркировочные знаки

Печати были изобретены на заре человечества. Как и сегодня, печати служили для того, чтобы защитить важные письма, юридические документы, товар или помещения. Обнаруженные археологами печати многое могут рассказать о жизни древних цивилизаций. Так, например, документы перевязывались шнурком, поверх которого налеплялся кусок глины, на него ставилась печать для идентификации отправителя и обеспечения безопасности документа. Печати делали также на расплавленном воске или сургуче. Торговцы использовали печати, чтобы защитить продукт от подделок и воровства. Так, например, отверстие сосуда закупоривали, наносили мягкую глину, на которой хозяин ставил оттиск своей печати. Вскрыть кувшин или бутыль с разлитым в них вином или маслом было невозможно без повреждения печати.

Древние печати, найденные в Израиле и Ближнем Востоке
Древние печати, найденные в Израиле и Ближнем Востоке

Печати могли использоваться для предотвращения доступа посторонних в кладовые. В книге Второзаконие Господь Бог использует подобный образ, подразумевая, что Он не снимет ответственности за совершенное зло: «Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих?» (Вт. 32:34). Здесь Господь говорит о надежной сохранности информации, которой Он обладает.

Разновидности печатей

Ассирийская цилиндрическая печать
Ассирийская цилиндрическая печать

Печати обычно изготавливали из твердых материалов – камня, кости или металла. Печати были в основном двух типов: штемпельные и цилиндрические. Цилиндрические печати представляли собой небольшой цилиндр из твердого камня с отверстием вдоль продольной оси. На поверхности цилиндра гравировалось графическое изображение или текст. При горизонтальном прокатывании цилиндра по сырой глине получался нужный оттиск. Большинство таких печатей было обнаружено в Месопотамии, использовались они также в Египте, Вавилоне и Ассирии. Подобные печати использовали при оформлении сделок, которые фиксировались на глиняных табличках. Продавец, покупатель и свидетели удостоверяли акт сделки своими индивидуальными печатями. Ими опечатывали сосуды и двери, защищая таким образом склады и запасы.

Штемпельные печати вырезали на плоской поверхности круглой, овальной или прямоугольной формы, печать прижимали к глине и получали оттиск. В Древнем Египте на штемпельных печатях часто изображали жука скарабея, который был одним из священных символов у египтян. Наблюдая за поведением жука скарабея, египтяне заметили, что он обрабатывает бесформенную массу навоза, настойчиво и упорно перекатывая ее перед собой так, что она постепенно превращается в круглый шарик. Затем самка откладывает в него яйца, катит в вырытую норку-гнездо, после чего вход засыпает. Появившиеся личинки питаются навозом. Когда запас еды подходит к концу, личинка в шаре окукливается, а примерно через месяц из куколки появляется жук.

Древняя керамическую печать с изображением меноры из Иерусалимского храма
Древняя керамическую печать с изображением меноры из Иерусалимского храма

Считалось, что жук скарабей повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всём сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад в земляную нору, где зародыши созревают и на свет появляются взрослые насекомые. Скарабей считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни.

В Египетской мифологии скарабей был олицетворением бога утреннего Солнца – Хепри, одним из самых почитаемых богов Древнего Египта. Часто на древних рисунках можно увидеть Хепри за работой - толкающим днем Солнце по небу. Ночью Хепри не прекращал свою работу, катая Солнце под Землей. Изображения Хепри с головой жука-скарабея встречаются в росписи гробниц, на папирусах. В виде скарабея сохранились скульптуры, ювелирные украшения, многочисленные магические предметы, амулеты и печати. По древнеегипетским религиозным представлениям, только скарабей мог препроводить бессмертную душу в загробный мир и дать ей толчок для нового возрождения, поэтому печати - скарабеи клали в гроб вместе с умершим владельцем.

Находки археологов

Печать в форме жука - скарабея
Печать в форме жука - скарабея

При раскопках в Египте было найдено множество подобных печатей. Египетские печати-скарабеи имели овальную форму и были двусторонними, на одной стороне которых было вырезано изображение священного жука-скарабея, а на другой – имя владельца и его титул. Подобные печати использовали писцы правителей для маркировки частной собственности, юридических документов или личных писем.

Печати с именами фараонов представляют особую ценность для историков, потому что могут пролить свет на возраст культурного слоя, в котором они обнаружены. И все же использовать печати с изображением скарабеев для установления датировки надо внимательно. Порой печати терялись, либо хранились просто как фамильная реликвия, которую не использовали по прямому назначению. Они могли пролежать в сокровищницах много веков и попасть в более поздний культурный слой. Таким образом, находка печати с изображением скарабея не может являться решающим аргументом в определении возраста культурного слоя.

Древняя печать и ее оттиск
Древняя печать и ее оттиск

Но даже печати с изображением скарабея, не имеющие царских знаков, представляют собой ценность, поскольку могли принадлежать знатным людям и торговцам, которые часто наносили на свою собственную печать имя фараона, в эпоху которого жили. Полезной находкой будет любая печать-скарабей, даже без царского имени или со стертой надписью, потому что по стилю изображения скарабея можно установить хронологическое соответствие.

Печати-скарабеи, под влиянием Египта, были распространены и в других странах ближневосточного региона и известны как скарабеевидные печати, напоминавшие по форме печати-скарабеи, но уже без символа священного жука, с надписью на иврите, арамейском или финикийском языке. Часто надписи декорировались мифологическими персонажами – грифонами или сфинксами, химерами, крылатыми змеями и даже крылатым Солнцем.

Перстень с печатью Тутанхамона
Перстень с печатью Тутанхамона

Печати в Библии

В Библии неоднократно упоминаются печати. Царица Иезавель «написала от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе» (3Цар.21:8). Аман - высший сановник при дворе персидского царя Артаксеркса разослал письма в провинции Персидской империи. «И призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и написано было, как приказал Аман… все было написано от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем» (Есф.3:12).

Часто вместо печати употреблялось кольцо или перстень. Когда пророк Даниил был брошен в львиный ров, «принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле» (Дан.6:17). Позже, когда библейский пророк Даниил закончил писать свое последнее пророчество, Господь повелел ему: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:4).

Древнеегипетская перстень-печатка
Древнеегипетская перстень-печатка

Гробницу, в которую положили после распятия Христа, тщательно охраняли. В Евангелиях написано, что первосвященники и фарисеи «пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф.27:66).

Печать Бога и начертание зверя

Один из самых интересных текстов, где упоминаются печати, находится в книге Откровение. Перед апостолом Иоанном предстают четыре ангела, держащие четыре ветра земли. После этого он видит «иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:2,3).

В книге Откровение упоминается и другая печать – с начертанием зверя: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр.13:1). Этот зверь обладает всеми характеристиками маленького рога из книги пророка Даниила. В 3-м уроке, где объясняется пророчество из 7-й и 8-й глав книги пророка Даниила, мы говорили, что маленький рог представляет собой отступническую религиозную систему, вдохновленную дьяволом. Зверь, которого видит апостол Иоанн, символизирует ту же самую силу. В 13-й главе книги Откровение сказано: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр.13:16).

Значение слов «печать» и «начертание» в книге Откровение

Печать с изображением египетского бога солнца Ра
Печать с изображением египетского бога солнца Ра

Характер, послушание. О праведниках, унаследовавших вечную жизнь в Царствии Божием, говорится: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр.22:3,4). В древние времена имя несло в себе информацию о его владельце. Однажды Моисей спросил Бога: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх.3:13,14). В другой раз Господь открыл Свое имя на горе Синай. «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:6). Имена Бога многогранно открывают Его свойства и характер. Так же и в книге Откровение печать, или же имя Бога на челах праведных людей – это свидетельство о характере, подобном Божьему. Запечатление в Новом Завете недвусмысленно понимается как присутствие Духа Святого в сердце человека: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21,22).

Подобно и печать зверя на челе и руке человека также содержит имя своего властелина: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр.13:16). Начертание зверя противопоставлено печати Бога. Так же, как Бог запечатлевает Своих детей, так и сатана помечает своих последователей. Печать Бога на челах народа Божия и знак на челах поклонников зверя (см. Откр. 7:1-4) указывает на различия между двумя этими группами людей во время конца.

Перстень-печатка периода Нового Царства с изображением фараона, стоящего перед символом богини неба Хатор и бога Хоруса
Перстень-печатка периода Нового Царства с изображением фараона, стоящего перед символом богини неба Хатор и бога Хоруса

Выражение «малым и великим… положено будет начертание» (Откр.13:16) означает, что ни один человек не будет стоять в стороне, в великой борьбе Христа и сатаны нет нейтральных территорий.

Книга Откровение говорит, что знак будет нанесен «на правую руку их или на чело их» (Откр.13:16). Что символизирует собой чело и правая рука? Образ заимствован из книги Второзаконие, где речь идет о верности закону Божьему. Господь обращался к народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор.6:4-9). Чело – символ разума, рука – символ действия, поступков. Эта метафора означают полноту отклика – на ментальном, эмоциональном и поведенческом уровне. Силы добра и зла борются за наш разум и влияют на наше поведение. И если на челе и руке человека стоит печать Божья, это означает, что он верен Богу, что Закон Божий вписан в его разум и сердце, отражается в поведении. Послушание заповедям Бога – это главный вопрос в конфликте между Христом и сатаной. Истинные последователи охарактеризованы «как соблюдающие заповеди» (Откр. 14:12).

Соответственно, начертание зверя – знак, представляющий характерные особенности врага душ человеческих, что подразумевает самовозвышение, дух гордости и независимости от Бога и Его заповедей. Начертание зверя означает послушание зверю и противопоставлено послушанию Богу.

Итак, в конфликте добра и зла каждый человек будет носить либо Божественный, либо демонический образ, либо печать Бога, либо начертание зверя. Делая выбор, остаться верным Христу и соблюдать Закон Божий, или уступить дьяволу и нарушать заповеди Божьи, мы выбираем и последствия: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откр.14:9,10).

Собственность.

Запечатление в Библии связано также с идеей собственности. В древних документах при заключении договора ставилась печать с указанием имени собственника товара или раба и его властных полномочий.

Орудие клеймения. Древний Египет. После 1500 г. до н.э.
Орудие клеймения. Древний Египет. После 1500 г. до н.э.

Вот постановление относительно рабов: «Пусть господин его… поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Исх.21:6). В древности на теле животного, раба, товара или объекта недвижимости ставили клеймо с именем владельца. Клеймо или прокол на ухе человека означали, что он раб, принадлежит своему хозяину.

В книге пророка Исаии сказано, что Бог запечатлел Израиль на Своих дланях как знак принадлежности: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих…» (Ис.49:16). «Так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис.43:1). Запечатление – это отделение людей, принадлежащих Богу как Его собственности, от остальных людей. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал.3:17).

Печать зверя также подразумевает, что враг душ человеческих претендует на владение душой человека. Поэтому главный вопрос нашей жизни: кто является нашим господином, кому мы подчиняем свой дух? Апостол Павел пишет: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16).

Защита.

Отметка на товаре или на теле человека была знаком не только собственности, но и защиты. Любая собственность, на которой стояла печать владельца, считалась защищенной. Причем, защита была гарантирована настолько, насколько авторитетной была власть владельца. Идея запечатления как знака защиты ярко представлена в образе Пасхального Агнца. Во время Исхода из египетского плена Господь дал повеление: «И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его… А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд… И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:7,12,13). Кровь закланного агнца на косяке двери была знаком принадлежности Богу, и ангел-губитель проходил мимо. То есть, это был знак защиты.

Лоуренс Альма-Тадема. Смерть первенца фараона. 1872
Лоуренс Альма-Тадема. Смерть первенца фараона. 1872

Печать Бога призвана защитить детей Божиих от злых сил. Верные Богу люди запечатлены, что делает их неприкосновенной собственностью Божьей. Народ Божий защищен также от семи последних язв, которые изольются на тех, кто поклоняется зверю (см. Откр. 16:2). Печать на челе праведных гарантирует их безопасность во время великого испытания. Они не изменят Господу.

Печать Бога – это защита от врагов и судов Господа, но не от гнева дракона (см. Откр. 13:15,17). И наоборот, печать зверя – это защита от гонений зверя, но не от гнева Бога (см. Откр. 14:9-11).

Итак, общая функция печатей: указать на отличительные черты, принадлежность и покровительство.

Суббота: печать Бога и отличительный знак

Истиной, испытующей мир в последнее время, будет вопрос поклонения. В конце времени люди разделятся на две группы: те, кто поклоняются Богу, и кто поклоняется сатане. У каждой группы – свое начертание и печать. Знак верности Богу – это соблюдение Закона Божьего. Послушание Богу особым образом выражается в исполнении заповедей. Поэтому не удивительно, что враг обрушивается на поклоняющихся Богу с особой силой. Об этом в книге Откровение сказано: «И рассвирепел дракон на жену , и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).

Дирк ван Бабюрен. Коронование Христа терновым венцом. 1623
Дирк ван Бабюрен. Коронование Христа терновым венцом. 1623

Четвертая заповедь, где говорится о субботе как дне поклонения, находится в центре Закона Божьего. Эта заповедь напоминает о том, что Господь – наш Творец: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11). В книге Откровение звучит призыв поклониться Творцу: «И говорил он (ангел) громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу… и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр.14:7). Следовательно, соблюдение заповеди о субботе является неотъемлемой частью поклонения Богу как Творцу неба и земли, а также неотъемлемой частью запечатления, поскольку печать Бога подразумевает любовь к Богу и полное послушание Ему, включая соблюдение заповеди о субботе.

В Священном Писании суббота описана как отличительный знак, который отделяет народ Божий от других людей. Суббота была знаком принадлежности истинному Богу и знаком особого завета Бога и Его народа. «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез.20:20). Соблюдение субботы и в последнее время будет тестом на верность Богу.

В начертании зверя обозначен другой день поклонения - воскресенье, который выдается за истинный. Нигде в Библии не встречается указания соблюдать воскресенье как День Господень. На самом деле это является подделкой заповеди о субботе. Господь ясно сказал: «помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Последователи зверя будут подчиняться подделке закона Бога. Тот, кто сознательно принимает человеческую традицию относительно соблюдения воскресенья, носит на челе знак зверя.

Джеймс Тиссо. Нагорная проповедь
Джеймс Тиссо. Нагорная проповедь

Последняя битва добра и зла – это битва за послушание. Если мы принимаем авторитет Бога и Священного Писания, то будем праздновать субботу, если примем авторитет человеческой традиции – будем соблюдать воскресенье. Выбор дня поклонения – это намного больше, чем соблюдение того или иного дня. Речь идет о том, кому мы подчиняемся: принимаем авторитет человеческой традиции, либо авторитет Бога и Священного Писания.

В последнем испытании каждый, кто считает, что поклоняется Богу, но не принял печать Бога, на самом деле поклоняется врагу душ человеческих. Истинный народ Божий будет отличаться полным посвящением Богу и исполнением всех Его заповедей. Все остальные будут подвержены обману.

Итак, быть запечатленным именем Отца Небесного означает иметь характер Бога, принадлежать Ему, иметь защиту от гнева Божьего, быть послушным заповедям, в том числе почитать и субботу как день Господень в знак верности Богу - Творцу и Искупителю.




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Печати и маркировочные знаки




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Римская империя | Описание курса | Артемида Эфесская