Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок шестой: Артемида Эфесская

Адольф Пирш. Проповедь апостола Павла перед храмом Артемиды Эфесской. 1885
Адольф Пирш. Проповедь апостола Павла перед храмом Артемиды Эфесской. 1885

– Велика Артемида Эфесская! – скандировала разъяренная толпа ремесленников, изготавливающих культовые сувениры, посвященные этой богине. Маленькие серебряные модели храма, с изображением языческой богини, продавались в таком количестве, что составляли весьма выгодное занятие. Почитатели богини приобретали эти серебряные изображения как приносящие счастье амулеты. Причиной мятежа стала проповедь апостола Павла, который прибыл в Эфес с целью обращения эллинов в христианство. Апостол выступал против поклонения идолам, в том числе и Артемиде (см. Деян.19:34). Жителей и гостей города, которые обычно посещали великолепный храм Артемиды Эфесской, проповедь апостола убедила настолько, что они перестали приобретать серебряные изображения храма и Артемиды.

Инициатором возмущения стал «серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль» (Деян.19:24). Димитрий пользовался авторитетом в городе, так как, по-видимому, возглавлял цех ремесленников. Он настроил толпу против Павла, который не только поставил под угрозу их ремесло, но и подрывал один из самых распространенных в Малой Азии культов – поклонение богине плодородия Артемиде.

Храм Артемиды был одним из семи чудес света. И хотя он пришел в запустение в 401 году н.э., его великолепие и поныне впечатляет археологов.

Поиск храма Артемиды

Амфитеатр древнего Эфеса
Амфитеатр древнего Эфеса

Археологам, впервые предпринявшим попытку найти храм Артемиды, было известно только то, что он находился за чертой города. Точного расположения никто не знал. Отыскать руины взялся английский археолог Джон Вуд, получивший в 1863 году финансовую поддержку Британского Музея. Он начал раскопки на равнинном участке близ древнего города Эфес, надеясь обнаружить какие-либо остатки древних построек. Шесть лет он безуспешно раскапывал слой за слоем, и, наконец, в мае 1869 года, во время расчистки древнего амфитеатра, обнаружил надпись, которая дала ему ключ к разгадке местонахождения храма. Римский почитатель богини пожертвовал для храма несколько золотых и серебряных статуй Артемиды, и чтобы привлечь внимание публики к своему щедрому дару, жертвователь детально объяснил, как и когда его дары должны были выставляться для всеобщего обозрения.

В честь Артемиды устраивали празднества и шествия, в которых принимал участие весь город. В сопровождении музыкантов, певцов, танцоров, ее статую торжественно несли от храма через Магнезианские ворота к амфитеатру. Затем процессия возвращалась к храму.

Магнезианские ворота древнего Эфеса
Магнезианские ворота древнего Эфеса

Вуд обнаружил ворота и, следуя описанию маршрута, сделанному тщеславным римлянином, он определил место храма, который находился на расстоянии мили к северо-востоку от города. Под восьмиметровой толщей наносов исследователи обнаружили фрагменты напольного покрытия и остатки мраморной колонны. Вид руин соответствовал описанию храма Артемиды у древнего историка Плиния.

Раскопки храма

Работы затруднялись тем, что объект расположен в заболоченной местности недалеко от устья реки Каистр. Продолжая раскопки в последующие четыре года, Вуд нашел фрагменты основания храма, возведенного после 350 г. до н.э.. Вскоре под этим основанием открылся фундамент еще более древней постройки. Святилище было заново воздвигнуто на месте еще более древнего храма. Фрагменты обоих храмов были доставлены в Британский музей. Так было положено начало археологическим исследованиям, которые велись в течение более 100 лет.

Остатки храма Артемиды Эфесской
Остатки храма Артемиды Эфесской

В 1904 году Британский Музей вновь снарядил экспедицию под руководством Дэвида Хогарта. Он продолжил раскопки храма Артемиды и обнаружил под двумя ранними основаниями остатки трех других сооружений, датированных VI веком до н.э.. Это были алтари Артемиды, которые сооружали и разрушали, по крайней мере, трижды, прежде чем на том же самом месте построили первый крупный храм.

Строительство и восстановление храма

Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э.. В 550 г. до н.э. Эфес и другие города Малой Азии захватил лидийский царь Крез, который славился своим огромным богатством. Он отдал приказ построить величественный храм и пожертвовал на строительство средства.

Проект храма, согласно историку Страбону, разработал греческий архитектор Херсифрон, который начал строительство. После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген, а заканчивали постройку архитекторы Пеоний и Деметрий.

Уникальным был способ построения храма. Ранние здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, храм неоднократно восстанавливался. Печальный опыт прежних строений заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при землетрясениях. А чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти. Мягкая «подушка» толщиной в несколько метров оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Храм, обнесенный со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн высотой 18 метров, был более 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение.

Модель храма Артемиды в парке миниатюр в Стамбуле
Модель храма Артемиды в парке миниатюр в Стамбуле

В 356 году до н.е. храм Артемиды Эфесской был сожжен. Его поджег честолюбивый житель Эфеса Герострат, мечтавший прославиться любой ценой. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, навсегда войдет в историю. Согласно преданию, храм сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Римский историк Плутарх писал позже по этому поводу: «богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм». Когда через 25 лет Александр Македонский подошел к городу, он предложил помощь в восстановлении храма, но на условии, если рядом с именем Артемиды на стенах храма будет увековечено его имя. Жители Эфеса дипломатично отказались от его помощи, заявив, что «не подобает богу строить храмы другим богам».

К началу III в. до н. э. храм был восстановлен. Архитектор Хейрократ, руководивший работами, поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Воссозданный храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам и был, пожалуй, самым великолепным из всех существовавших до него вариантов.

Храм представлял собой прямоугольное здание из мрамора, его длина вместе с колоннадой составляла 131 метр, ширина – 78,5 метров. Примечательной особенностью храма являлся фронтон с тремя окнами или отверстиями, которые, вероятно, служили для демонстрации знаменитых бронзовых Амазонок или изображений самой богини. В храм вела лестница, по которой паломники попадали в просторный внутренний двор. Храм окружали два ряда каменных колон. Установленные на мраморных основаниях, 127 искусно украшенных колонн взмывали в небо на 20 метров и завершались роскошными капителями.

Статуя Артемиды Эфесской
Статуя Артемиды Эфесской

В главное помещение храма, где находилась культовая статуя Артемиды и совершались обряды, вели высокие двустворчатые двери, сделанные из полированного кипариса. Они были богато украшены золотом и драгоценными камнями. По обе стороны входа располагались изваяния Амазонок, покровительницами которых считалась Артемида.

Статуя Артемиды высотой более двух метров была сделана из золота и слоновой кости. Богиня изображалась в виде многогрудой девы. В греческой мифологии девственная, всегда юная Артемида почиталась как богиня плодородия, покровительница чадородия и всего живого на Земле.

Храм Артемиды просуществовал несколько столетий, к нему не иссякал поток паломников и путешественников. Храм стал не только религиозным, но и крупнейшим финансовым центром: здесь заключали разного рода сделки, продавали и покупали товары. Слава храма была столь велика, что богатейшие люди со всех концов оставляли в нем на хранение свои сбережения. Здесь же вели крупные ростовщические операции - занимали деньги под большие проценты.

Храм в последующие эпохи

Руины храма Артемиды
Руины храма Артемиды

Еще три столетия храм Артемиды продолжал оставаться центром религиозной и экономической жизни, пока в 262 году н. э. не был разграблен и частично разрушен готами во время их нашествия. В 380 году н. э. римский император Феодосий Великий объявил христианство государственной религией и приказал закрыть языческие храмы. Храм Артемиды полностью утратил свое прежнее значение и превратился в источник строительных и отделочных материалов. Постепенно его поглотило болото и под наносами реки скрылись последние следы лучшего храма древности. Даже место, где он стоял, постепенно забылось. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Апостол Павел в Эфесе

Апостол Павел посетил Эфес в 57 году н.э. (см. Деян. 19:35) и положил начало успешной проповеди Евангелия в этом городе. Благодаря проповеди апостола Павла многие люди отвратились от языческого культа поклонения Артемиде и перестали покупать модели храма с ее изображением. Благая весть охватила город настолько, что образовавшаяся в результате христианская община в Эфесе стала одной из семи церквей, упомянутых в книге Откровение.

Лесюер Эсташ. Проповедь апостола Павла в Эфесе. 1649
Лесюер Эсташ. Проповедь апостола Павла в Эфесе. 1649

Артемида и Мария

В I в. н.э., когда апостолы проповедовали жителям Малой Азии, христианская церковь сохраняла чистоту веры. В книге Откровение Господь дал характеристику духовного состояния церкви в Эфесе в этот период: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных…» (Откр.2:1,2). Христианская Церковь, в том числе и в Эфесе, в этот период отвергала любое проявление идолопоклонства. И так было до начала четвертого столетия.

Однако именно в Эфесе в 431 г.н.э. на Вселенском Соборе было признано официальной доктриной церкви поклонение деве Марии. На Эфесском соборе христианские епископы придали ей божественный статус. Позднее церковь стала учить, что дева Мария была вознесена на небо в телесном виде.

Сегодня многие христиане сооружают тысячи храмов и часовен в честь «богородицы» девы Марии и молятся матери Иисуса Христа, прося ее о помощи. Многие обращаются к ней как к небесной царице-заступнице, утешительнице.

Первоначально в христианской вере не было места культу девы Марии. Мария, мать Иисуса, была посвященной и благочестивой женщиной, особо избранной для воплощения Спасителя мира. Она сама сказала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лук.1:46,47). Здесь Мария называет Христа Своим Спасителем, ибо сама нуждалась в милости и прощении. Никто из Апостолов, ни Сам Иисус никогда не учили о поклонении Марии, о почитании ее как богини или посредницы, заступницы.

Библиотека Цельсия древнего Эфеса
Библиотека Цельсия древнего Эфеса

Чем было обусловлено вхождение культа поклонения деве Марии в учение церкви? Культ богини матери - один из древнейших культов. Многие народы поклонялись женскому божеству в той или иной форме. В различных странах богини-матери назывались разными именами: в древнеегипетской мифологии - Исида; фригийская богиня, олицетворение матери-природы, носила имя Кибела; один из титулов финикийской богини плодородия Астарты - «царица неба». В книге пророка Иеремии о ней сказано: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба…» (Иер. 7:18, см. Иер.44:17-19). Пророк Иеремия упрекал народ Израильский за поклонение этой богине вместо поклонения живому Богу Творцу. Множество памятников Вавилона отображают мать-богиню Семирамиду, держащую на руках своего ребёнка Таммуза. В Эфесе великая мать всего живого была известна под именем Артемида, а в Риме – Диана.

Культ поклонения богини-матери, присущий многим народам под разными названиями и формами, процветал во всей Римской Империи. Не только в Эфесе, но и во всей Азии поклонялись богине Артемиде. Не так просто разубедить людей, если они придерживались языческих поверий столетиями. И для того, чтобы привлечь больше последователей в христианство, в IV в.н.э. культ поклонения богине матери был заменен поклонением Деве Марии. Язычникам приходилось только слегка изменить свои убеждения, чтобы они в чем-то совпадали с христианским учением. Люди продолжали молиться и поклонятся богине-матери, только теперь называли ее Марией, вместо прежних имен. Незаметно культ языческой богоматери, стал культом девы Марии.

Арка храма Адриана
Арка храма Адриана

Церковь во многом отступила от первоначальной веры, о чем ранее и предупреждали апостолы: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.4:1).

Это «отступление» наступило, когда христианство впитало в себя языческие учения. Одним из примеров допущения языческих культов в церковную среду является исповедание церковью культа великой матери, только в несколько иной форме и под другим именем! Ранее, когда Павел приходил в Эфес, люди по-настоящему обращались в христианство и разбивали изваяния языческой богини. Печально, что спустя три столетия в Эфесе культ древней матери богини продолжил свое существование в христианской церкви, внедрившись в нее с именем Девы Марии. Культ Марии в этом городе был столь почитаем, что ее именем назвали два храма.

Истинный Заступник и Покровитель

В современных традиционных христианских храмах люди поют песнопения в честь девы Марии и обращаются к ней с просьбой: «Пресвятая богородица спаси нас». Однако Библия учит, что пророки и праведники Божьи на протяжении всей истории человечества, апостолы и первые христиане молились не богине-матери и каким-то другим святым, а непосредственно Небесному Отцу. Иисус Христос повелел: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:10).

Священное Писание говорит, что есть только один посредник между Богом и людьми: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5); «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Несмотря на эти ясные заявления Библии, отступнические церкви учат, что Мария также является «посредницей». Исповедь грехов перед священником – это еще одно ложное учение, проникшее в церковь. Библия ясно учит, что «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Поэтому верующему нет необходимости идти к земному священнику за отпущением грехов. У нас есть милостивый Спаситель, Который желает, чтобы мы исповедовали свои прегрешения только Ему. Христос учил: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6).

Мраморная дорога в Эфесе
Мраморная дорога в Эфесе

Какими бы многочисленными и тяжелыми ни были наши грехи, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Нам не надо ждать, пока мы станем лучше, чтобы заслужить милость Божью. Бог принимает нас таких, какие мы есть. Иисус ждет нас, чтобы даровать нам прощение. Апостол Иоанн пишет: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан.2:1,2). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9).

Царь Давид глубоко раскаивался в грехе прелюбодеяния с Вирсавией и убийстве ее мужа. Осознав свою вину, он написал покаянный псалом, который распространил среди народа. В нем есть такие строки: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» (Пс.31:5). Давид не перед земным священником и человеком исповедовал свои грехи, а непосредственно перед Богом: «я сказал: "исповедаю Господу преступления мои"»; «Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5).

Посредником между Богом и человеком, согласно Библии, может быть только воскресший и вознесшийся живой Иисус Христос. Он умер за наши грехи и поэтому лишь у Него есть право представлять Свои заслуги перед Отцом Небесным. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Священное Писание говорит: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23); «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23). Будучи грешными людьми, Дева Мария, апостолы и мученики сами спасались искупительной кровью Христа и сами нуждались в Его заступничестве и покровительстве. Более того, Библия учит, что все умершие, в том числе и дева Мария, находятся в могиле и после смерти уже не принимают участия в земных делах.

Колоннада
Колоннада

Учение Библии о состоянии умерших

Еще одним ложным учением в христианской церкви, заимствованным в греческой мифологии, является доктрина о бессмертии души, которая после смерти переселяется либо в рай, либо в ад. Именно это небиблейское учение побуждает многих верить в то, что вознесшиеся в теле дева Мария и души святых являются заступниками на небесах. Однако в Священном Писании сказано, что «единый имеющий бессмертие» (1Тим.6:16) – только Господь Бог. Яркое описание состояния умерших дает мудрый Соломон: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5,6); «…в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). В книге Псалтирь о смерти человека сказано: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). В этих стихах смерть представлена как полное прекращение всякого бытия. Поскольку после смерти «исчезают все помышления», поскольку соз¬нательное бытие прекращается, зна¬чит нет и никакой души, продолжающей сознательное суще¬ствование вне тела. Если бы мыслительный процесс, который обычно ассоциируется с душой, протекал и после смерти тела, то помыслы святых не исчезали бы. Они могли бы помнить о Боге, общаться с Ним и славить Его. Однако в Библии сказано, что после смерти невозможно прослав¬ление Бога: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6). Об этом же сказано в книге пророка Исаии: «Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя» (Ис. 38:18,19).

За смертью не следует сразу ни блаженство рая, ни муки ада, а только бессознательный покой до дня возвращения Христа. Согласно Библии, христиане призваны уповать на воскресение из мертвых в теле. Преобразование естества праведных в бессмертное состояние произойдет лишь во время Второго пришествия Христа. Библия дает надежду каждому, кто уверовал во Христа, исповедал свои грехи и оставил их: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”» (1 Кор. 15:53,54).

Джованни Паннини. Проповедь апостола Павла. 1744
Джованни Паннини. Проповедь апостола Павла. 1744

Учение о посреднической роли богоматери и «святых», а также учение о бессмертии души являются заблуждениями, которые не только не имеют библейского основания, но, напротив, в корне противоречат учению Священного Писания. Эти и другие лжеучения являются содержимым чаши, о которой сказано, что она «наполнена мерзостями и нечистотой» (см. Откр. 17:4). Блудница из книги Откровение символизирует отступнические церкви, она «яростным вином блудодеяния своего… напоила все народы» (Откр.18:2). Вот почему церкви, отступившие от чистоты библейского учения, представлены в Библейском пророчестве как противники Бога.

Ложные вероучения, исказившее истину о характере, намерениях Бога и плане спасения, неизбежно привело к широкому реформационному движению. Главной целью реформаторов церкви стало возвращение к Евангельским принципам, согласно которым человек спасается исключительно верой в заслуги Иисуса Христа. Нашей единственной надеждой является жертва Иисуса Христа на кресте. Евангелие – это Благая Весть о том, что Христос умер за наши грехи, Он является единственным Заступником и Первосвященником, и «дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Артемида Эфесская




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Печати и маркировочные знаки | Описание курса | Древнегреческая цивилизация