Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок седьмой: Древнегреческая цивилизация

Древнегреческая цивилизация, одна из крупнейших цивилизаций древнего мира, стала основой для возникновения европейской цивилизации и оказала огромное влияние на развитие современного мира. В Древней Греции зародились демократия и основы наук, она является родиной западной философии, Олимпийских игр, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, искусства театра и т. д.

На берегах Средиземноморья обитало около 20 народов, у каждого из которых была попытка создания своей цивилизации.

Микены

Львиные ворота в Микенах
Львиные ворота в Микенах

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря - на острове Крит и полуострове Пелопоннес. С середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населенные греками-ахейцами. Город располагался в 90 км к юго-западу от Афин. Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Город назван в честь женщины по имени Микена – героини, воспетой Гомером.

Микены возглавили ахейцев в Троянской войне. В гомеровской поэме «Илиада» рассказана история Агамемнона, могущественного царя Микен, у которого был брат Менелай, женившийся на Елене Прекрасной из Спарты. Парис, сын царя Трои Приама, похитил Елену, в результате чего Агамемнон объявил троянцам войну. Во время войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега. Конь был приношением богине Афине. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Троянцы втащили коня в город. Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота и впустили вернувшихся на кораблях воинов. Так пала легендарная Троя.

Усыпальница микенских царей
Усыпальница микенских царей

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен. Микены открыл немецкий археолог Генрих Шлиман, проводя раскопки в поисках Трои. Шлиман начал раскопки Микен в 1876 году и нашел золотую усыпальницу микенских царей - гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами.

Спарта

Следующий период истории Древней Греции с XI по IV вв. до н. э. называют полисным. В этот период начали формироваться полисы - суверенные города-государства. Самыми крупными полисами были Спарта и Афины. Спарту называют военизированным государством, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рождать новых спартанцев. Это было одним из самых могущественных государств в Древней Греции.

Секрет непобедимости спартанцев заключался в строгом воспитании и тренировках молодого поколения. Выносливость прививались с первых дней жизни ребенка. По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах. Воспитанников били палками и плетьми, приучая скрывать свою боль и забывать о жалости. Суровое воспитание и условия жизни, ориентированные на выносливость, и сегодня называют спартанскими.

Мальчиков до семи лет воспитывали дома, а потом ответственность за их образование брало на себя государство. В программу обучения входили только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков, моральной выдержки, стойкости, смелости, силы духа – качеств необходимых для будущего воина. Детей немного учили музыке и литературе, но главным была физическая и военная подготовка.

Раскопки в Спарте
Раскопки в Спарте

Именно благодаря такой подготовке спартанцы считались непобедимыми воинами. Одна из героических страниц Древней Греции - мужественное сопротивление персам спартанского отряда во главе с царем Леонидом в Фермопильском ущелье в 480 г. до н.э. Несмотря на численный перевес вторгшегося персидского войска, спартанцы стояли насмерть и в течение двух дней успешно отбивали атаки врага в узком ущелье. Когда персидский царь Ксеркс думал о дальнейших действиях, к нему доставили местного жителя. За денежное вознаграждение предатель показал персам обходные горные пути, которые вывели противника в тыл оборонявшихся. Услышав эту новость, царь Леонид отпустил всех защитников, которые отступили к Афинам. На месте остались лишь 300 воинов. Персы окружили отряд Леонида и уничтожили его в неравном бою. Ни один спартанец не сдался персам. Царь Ксеркс лично осмотрел поле боя. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову и посадить на кол.

Археологические раскопки в Спарте начались в 1906 году. В 1939 году греческими археологами под руководством Спиридона Маринатоса были проведены раскопки на предполагаемых местах сражения в Фермопильском ущелье. Ими найдены многочисленные свидетельства битвы, описанной более чем два тысячелетия назад.

Олимпия

Руины храма Зевса в Олимпии
Руины храма Зевса в Олимпии

Еще одним важным древнегреческим городом, расположенным на северо-западе полуострова Пелопоннес, была Олимпия. Именно там зародились Олимпийские игры, составлявшие часть ритуального поклонения Зевсу. В древнегреческой мифологии Зевс - царь богов и людей, грома и молний, жил, согласно мифологии, на горе Олимп.

Храм Зевса в Олимпии, один из самых почитаемых эллинских святилищ, был возведен в V в. до н.э. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости. Эту скульптуру высотой более 10 метров относили к одному из cеми чудес античного мира.

Каждые четыре года из Олимпии отправлялись вестники, они шли из города в город, приглашая греков принять участие в спортивных состязаниях в честь верховного олимпийского бога Зевса. Олимпийские игры были самым известным общегреческим праздником. С момента объявления священного месяца игр объявлялось перемирие – прекращались всякие военные действия между греческими полисами.

К участию в играх допускались только свободные греки, никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках. Атлеты, которые желали участвовать в Олимпийских играх, много тренировались под руководством строгих тренеров. В отдельных видах соревнований выявлялся только один победитель – Олимпионик. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком. Победителю игр соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры.

Древняя Олимпия
Древняя Олимпия

Первое документально подтвержденная дата Олимпиады относится к 776 году до н. э. хотя известно, что игры проводились и раньше. VI-V века до н.э. - период наибольшего расцвета игр. После этого времени игры постепенно теряли религиозный характер и становились чистым спортом, перестали быть редкостью подкуп судей и прочая коррупция.

После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества. Римский император Феодосий I запретил языческие культы, в результате чего после 393 года н.э. перестали проводиться Олимпийские игры, которые были главным спортивным праздником в Древней Греции на протяжении более чем 11-ти веков.

Так пришел конец культу Зевса, посвященный ему храм был сожжен в 426 году н.э. по приказу Феодосия II, а разрушен окончательно землетрясениями 522 и 551 годов и разливами реки Алфея. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Афины

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV века до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины, названные в честь богини мудрости и войны Афины. Вершины своего могущества и культурного расцвета Афины достигли в V век до н. э., когда во главе государства стоял выдающийся политический деятель, полководец Перикл (494-429 г. до н. э.). После «золотого века» Афины не утратили своего значения вплоть до расцвета Римской империи.

Парфенон
Парфенон

Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего Афинского морского союза. Комплекс сооружений на афинском акрополе считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные ворота - Пропилеи, храм богини победы Ники. Здесь же возвышались Эрехтейон - храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею (отсюда его название - Эрехтейон) и главное сооружение Акрополя – Парфенон - храм Афины-Девы. В центре Парфенона находилась статуя богини, выполненная Фидием. Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну - бронзовую фигуру Афины-воительницы, грозной и суровой защитницы своего города.

Эрехтейон
Эрехтейон

Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, Смирна и Эритрея, имели свои традиции и форму правления. Греческие города-государства соперничали между собой: Афины со Спартой соперничали за главенство в Греции, между Афинами и Коринфом шла экономическая борьба в сфере торговли.

Коринф

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - этап эллинизма - начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. С утверждением Римской империи в 27 до н. э. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя. Полуостров Пелопоннес отделял от материка лишь Коринфский перешеек, ширина которого в самом узком месте всего шесть километров. Здесь был расположен один из важнейших городов Греции – Коринф. После образования римской провинции Ахайи Коринф стал её главным городом.

Коринф был связан с Ионическим морем, а через портовый город Кенхреи (см. Деян 18:18) в Эгинском заливе - с Эгейским морем. Таким образом Коринф стоял на пересечении важнейших торговых и культурных путей, связывавших Испанию, Италию, Сицилию с Малой Азией и Египтом. На его улицах можно было встретить сотни купцов и ремесленников из Рима, Греции, Палестины, Сирии, Египта. Как и в большинстве крупных портовых городов, нормы общественной морали были невысоки. Безнравственность коринфян вошла даже в поговорку.

Храм Аполлона в Коринфе
Храм Аполлона в Коринфе

Особенно почиталась в Коринфе богиня любви Афродита. На акрополе находился главный храм, посвящённый этой богине. Храмовая проституция являлась составной частью культа Афродиты. По некоторым источникам, при храме состояло более тысячи жриц, предававшихся распутству в честь языческой богини. В городе было великое множество храмов со статуями Аполлона и Венеры. Не было недостатка и в культах восточных божеств - Исиды, Мелькарта, Кибелы, Сераписа, - завезенных сюда финикийцами. Самые низкие страсти боготворились в лице языческих богинь.

Вблизи Коринфа один раз в два года в честь бога Посейдона проводились общегреческие Истмийские игры (от греч. «истмос», перешеек), привлекавшие толпы безнравственных чужеземцев.

Во время археологических раскопок, которые начались в Коринфе в 1896 году Американской школой изучения классических древностей в Афинах, были обнаружены остатки многочисленных храмов, в том числе и храм Аполлона, римская агора, греческие и римские жилые кварталы, театр.

Благовестие апостола Павла в греческих полисах

Рафаэль Санти. Проповедь апостола Павла в Афинах. 1513
Рафаэль Санти. Проповедь апостола Павла в Афинах. 1513

Апостол Павел прибыл в Коринф около 52 г. н.э. До приезда сюда апостол Павел посетил другой культурный центр – Афины. В книге Деяний апостолов сказано, что «в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). Утверждали, что в Афинах было больше богов, чем во всей остальной Греции, а Павсаний, древнегреческий писатель второго столетия н.э., говорил, что на главной улице в Афинах было легче встретить бога или богиню, чем человека! Даже сегодня сохранившиеся остатки храмов и религиозных скульптур подтверждают замечание Павла. Его проповедь в ареопаге на Марсовом поле, направленная на то, чтобы возвестить об истинном Боге, «сотворившем мир и все, что в нем» (см. Деян.17:24), была образцом логики и красноречия. Павел начал издалека, чтобы подвести своих слушателей к сообщению о воскресении Христа из мертвых. Однако «услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17:32). Результат его служения в Афинах был незначительным – небольшое число людей приняли весть.

Из Афин апостол Павел направился в Коринф. Его путь лежал вдоль берега лазурного мора, успокаивающего слух шумом прибоя. Однако Павел был озабочен. Что же нужно, чтобы его проповедь в Коринфе была успешнее, чем в Афинах? Размышляя над этим вопросом, он решил придерживаться совсем другой линии поведения. Позже он писал членам церкви в Коринфе: «Когда я приходил к вам, братья, то приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:1,2).

Афинский ареопаг
Афинский ареопаг

Именно этот план и возымел действие. «Во всякую… субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов… И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян.18:4,11). В этом городе Павел трудился с большим успехом. Благодаря Евангельскому благовестию, он основал известную Церковь, к которой и написал впоследствии два обширных послания.

Из посланий апостола Павла к Коринфянам можно понять, что многие члены молодой христианской общины были подвержены пагубному влиянию безнравственности, которая царила в городе. Апостол Павел увещевал членов коринфской церкви: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего… Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:9-11,18-20).

Противник и победитель

Направляя свое первое послание христианам, жившим в Коринфе, апостол Павел писал: «На соревнованиях, как вы знаете, состязаются в беге многие, но награду получает только один. Бегите же так, чтобы получить» (1Кор.9:24, пер. под ред. М.П.Кулакова). Жизнь христианина апостол Павел сравнивал с атлетом, участвующим в Олимпийских, а также в Истмийских играх, проводившихся на Коринфском перешейке и уступавших по значению только Олимпийским.

Помимо сравнения с атлетом, Павел проводит параллель и сравнивает себя с боксером, перед которым стоит настоящий противник, а не бой с тенью, не бессмысленное сотрясание воздуха: «Я веду свой кулачный бой не так, чтобы попусту бить воздух» (1 Кор. 9:26). В этом случае апостол кратко излагает философию жизни: жизнь – это духовная борьба. Для Павла главным противником было собственное тело с его греховными желаниями: «Плотский ум Богу враждебен: он закону не покоряется Божьему, да и не может…» (Рим. 8:7, пер. под ред. М.П.Кулакова).

Арка входа на арену стадиона в Олимпии
Арка входа на арену стадиона в Олимпии

Даже после того, как человек верою принимает Христа и исповедует свои грехи, подобно апостолу Павлу каждый христиан осознает, что в нем продолжает нечто противиться Богу. Апостол Павел называет это законом греха, который пребывает в нашем естестве и от которого апостол все время искал избавления. В момент выбора, когда встречаются в борьбе воля Божия и воля человека, апостол Павел обнаружил серьезную проблему: «Как ни хочется мне делать доброе, я не в силах… Несчастный я человек! Кто избавит меня от сего состояния смерти?» (Рим. 7:24, пер. под ред. М.П.Кулакова).

Наверное, каждому знакомо состояние, которое стало извечной проблемой человека: он хочет измениться, но не может этого сделать. Апостол Павел находит единственное решение главного вопроса жизни в Иисусе Христе: «Благодарю… Господа нашего Иисуса Христа… Так что нет никакого осуждения тем, которые живут во Христе Иисусе, не по плоти живут, но по Духу. Закон Духа, дарующий жизнь во Христе Иисусе, освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 7:25; 8:1,2, пер. под ред. М.П.Кулакова).

Между Духом Божиим и нашим греховным естеством, как пишет апостол, происходит непрерывная непримиримая борьба. Как одержать победу в этом духовном противостоянии? Апостол Павел указывает на средства для борьбы с грехом и злом: «Подобно атлету, я не щажу свое собственное тело и его порабощаю…» (1 Кор. 9:27, пер. под ред. М.П.Кулакова). В борьбе с грехом человек должен усмирять свое тело, «не щадить», держать его в порабощении. Что дает христианину силу противостать греховной силе и победить ее?

На спортивных состязаниях, как и сегодня, присутствовало множество зрителей, в том числе цари и вельможи. Апостол Павел используя данный образ, говорит, что мы также находимся «на арене… мы стали зрелищем для всего мира: для ангелов и для людей» (1 Кор. 4:9, пер. под ред. М.П.Кулакова). Творец Вселенной, мириады небесных ангелов являются свидетелями «игры жизни», христианского «забега» и воинствования. С неослабным интересом они наблюдают и с нетерпением ожидают, кто же добьется успеха, кто одержит победу, останется верным Богу и будет увенчан неувядающим венцом славы. В связи с этим в послании к Евреям звучит призыв: «Окруженные столь многими свидетелями, отрешимся и мы от всего, что гнетет нас, вырвемся из сетей греха, в которые так легко попадаем, и с упорством атлета устремимся к поставленной перед нами цели, видя всегда перед собой Иисуса, Который есть Начало и Венец нашей веры. В чаянии грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор и унижение, но теперь воссел по правую сторону престола Божия. Дабы не изнемочь вам и не пасть духом, думайте о том, Кто подвергся такому поруганию от грешников» (Евр. 12:1-3, пер. под ред. М.П.Кулакова).

Стадион древней Олимпии
Стадион древней Олимпии

Снова апостол прибегает к сравнению и говорит, что подобно атлету-спринтеру, мы должны видеть перед собой более сильного, на которого мы бы ровнялись. Однажды апостол Иоанн воскликнул «Смотрите, какую любовь дал нам Отец…» (1Иоан.3:1). Христос пожертвовал собственным миром, собственным комфортом и собственной жизнью ради нашего мира, счастья, комфорта и нашей жизни, Он «принял крестные муки, пошел на позор и унижение». На кресте Христос понес наказание за наши грехи. Он сделал это не из чувства долга, а потому, что любит нас.

Любовь Христа способна вызывать ответное чувство в сердце человека. Подобно спортсмену христианин знает, ради чего отказывается от греховного побуждения. Если человек осознает, что произошло на кресте, если человек осознает, какая любовь была явлена за него на кресте, он увидит зрелище, которое имеет силу преодолеть любое искушение и любой грех. В этом кроется секрет победы над грехом! В другом месте, когда апостол Павел говорит о духовной борьбе, он пишет: «Мы все должники… но не плоти, чтоб ей подчиняться; вам известно: ее должникам предстоит умереть. Вы же умерщвляете Духом греховные дела тела, и поэтому будете жить» (Рим. 8:12,13, пер. под ред. М.П.Кулакова). По словам апостола Павла, мы должники не греховной плоти, а Иисусу Христу, Который претерпел крестные муки и позор за нас и Которому и подчиняем свои желания и волю. «Итак, да не царствует грех в теле вашем» (Рим. 6:12).

В послании к Евреям автор говорит, что согрешающие «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:6). Тот кто, получив познание истины, произвольно грешит – тот «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет…» (Евр.10:29).

Эти тексты говорят, что любой наш выбор, любой поступок – это наше отношение ко Христу. Есть люди, которые за выгоду, чтоб угодить себе могут «предать Христа», распинать Его, ругаться Ему, попирать Его святыню, а есть люди принципиальные, которые оценили любовь Христа и верны Ему до смерти!

В Священном Писании сказано об Иисусе Христе: «достоин Агнец закланный» (Откр. 5:12). Это заявление обращает вопрос к каждому человеку: «Кем для нас является плотник из Назарета? Кто для нас - Муж скорбей, изведавший болезни и Который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:3,4)?» От ответа на этот вопрос и будет зависеть победим ли мы в духовной борьбе, будем ли идти по пути самоотречения и самопожертвования.

Тленный и нетленный венец

Афинский акрополь
Афинский акрополь

Жизнь многих людей не имеет никакой цели и никакого смысла, не ведая ради чего, они пассивно плывут по течению жизни, что приводит лишь к разочарованию и отчаянию. Апостол Павел говорит: «Бегу я не как тот, кто не видит цели…» (1 Кор. 9:26, пер. под ред. М.П.Кулакова). Павел сравнивает жизнь христианина с преодолением дистанции бегуном, который знает, куда и ради чего бежит! Соответственно апостол предостерегает от бесцельного участия в «забеге жизни». Необходимо знать свою подлинную цель и смысл жизни.

В общегреческих спортивных состязаниях считалось большой честью завоевать лавровый или миртовый венок, который увядал через несколько часов. Спортсмен всегда видит перед собой цель – он стремится получить лавры победителя. В христианском «забеге» подлинная цель и смысл жизни, на¬града – жизнь вечная! Апостол Иаков писал: «Блажен, кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12, пер. под ред. М.П. Кулакова).

Человек однажды потерял связь с Творцом, утратил святость, бессмертие и Эдемский сад. Поэтому великий смысл истории и смысл жизни каждого человека заключается в воссоединение творения со своим Небесным Отцом и обретение потерянного рая.

Апостол Павел писал, что стремится «к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). В Истмийских или в Олимпийских играх побеждал один. Но в христианском забеге все могут участвовать и все могут достичь цели и получить награду, если только выполнят необходимые условия. Покаяние и вера в заслуги Иисуса Христа, который отдал Свою жизни ради нашего спасения, верность Богу до конца дистанции жизни дают надежду на получение жизни вечной.

И, тем не менее, апостол указывает на то, что есть опасность «сойти с дистанции», потерять обетованный венец жизни вечной. Многие хотели бы получить награду, обещанную Богом, но при этом не готовы отказаться от греховного образа жизни, преодолевать испытания и трудности ради того, чтобы остаться верным Христу, прилагать для этого усилия. В таком случае автор послания к Коринфянам призывает сопоставить цели и сделать важный вывод, он говорит: «Всякий состязающийся обязывает себя строгому воздержанию. Но делают они это, чтобы получить в награду венец земной и тленный, мы же хотим стяжать себе венец неувядаемый». (1 Кор. 9:25, пер. под ред. М.П.Кулакова).

Коринф. Сооружения на Агоре
Коринф. Сооружения на Агоре

Если спортсмены готовы терпеть высокие нагрузки и выносить лишения, подчинять себя суровой дисциплине и строгому режиму, без устали тренироваться, отказывать себе во всем только ради того, чтобы остаться в форме перед стартом, победить и заслужить лавровый венец, который завянет через несколько часов, то не должны ли участники великого христианского «забега», надеющиеся на венец нетленной славы и одобрение неба, с гораздо большим желанием и готовностью отказываться от греховных привычек и самоугождения?

Нам обещана несравненно более драгоценная и славная награда – вечное бессмертие, нетление, непреходящая честь и слава. Поэтому Священное Писание призывает настолько же превзойти соискателей любых земных наград в рвении, усердии, настойчивости, мужестве, энергии, самоотречении и жертвенности, насколько наша цель возвышенней и драгоценней их целей. Все земное недолговечно, преходяще и быстротечно, тогда как то, что предлагает Бог – вечно и нетленно. Поэтому Священное Писание призывает устремить свой взор вверх, на венец бессмертия. Если мы всегда будем иметь перед глазами великую цель, то можем «бежать», нисколько не сомневаясь в том, что получим награду.

Христос, обращаясь к Своей Церкви, провозглашал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Древнегреческая цивилизация




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Артемида Эфесская | Описание курса | Иудейское святилище