Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок восьмой: Иудейское святилище

Иерусалимский храм был центром религиозной жизни еврейского народа между X в. до н. э. и I в. н. э. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская мечеть Куббат-ас-Сахра («Купол над Скалой»). После Исхода евреев из Египта и до строительства храма в Иерусалиме временным храмом служила переносная Скиния* собрания. Иудейское святилище было установлено Самим Господом Богом. Моисей получил следующее постановление от Господа: «Все, как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:9).

Модель переносного иудейского святилища
Модель переносного иудейского святилища

Территория скинии разделялась на две части – внешний двор и святилище, которое состояло из двух отделений: Святого и Святая святых*. Обряды и ритуалы были связаны с различными предметами для священнослужения – жертвенник всесожжения находился во дворе святилища, а в первом отделении – светильник и жертвенник для курения.

Израильское святилище отличалось от языческих храмов. В каждом из ближневосточных храмов в самом свя¬том помещении, закрытом от постороннего взгляда, находился идол – главное изображение боже¬ства, которому посвящен храм. В греческих храмах в отличие от ближневосточных статуя божества была доступна обозрению. Однако в израиль¬ском храме не было никакого изображения. Данный факт являлся уникальным для изра¬ильского храма, не имеющий аналогов в других культурах. Народ Израильский был единственной нацией, которая поклонялась живому Богу. Изображение истинного Творца неба и земли запрещалось второй заповедью Закона Божьего, поскольку это умаляло бы сущность Бога.

В израильском храме была также уникальной система ритуалов и обрядов, к которым относились жертвоприношения, ритуальное очищение священников, поддержание священниками огня на семисвечнике, служение священников у стола с хлебами предложений, перед жертвенником курения и другие.

В 586 г. до н. э. Иерусалим захватили вавилоняне и разрушили Храм Соломона до самого основания. Восстановление Второго Храма было начато в правление персидского царя Кира Великого. Позже в 22 г. до н. э. Ирод Великий начал реконструкцию храма, однако спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, великолепного храма, в 70 г. н. э., он был разрушен после штурма Иерусалима римской армией, возглавляемой Титом.

Стена плача и мечеть «Купол над Скалой»
Стена плача и мечеть «Купол над Скалой»

После разрушения римлянами Второго Храма уцелела часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме. Сегодня эта стена известна как «Стена Плача» или «Западная Стена», поскольку здесь евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля. В 2009 г. археологи обнаружили каменоломни, где добывался материал для строительства Храма.

Обряд жертвоприношения

Во дворе скинии между входными воротами и медным умывальником стоял жертвенник. Каждая часть святилища была устроена согласно Божественному образцу. Господь дал Моисею указания: «Как показано тебе на горе, так пусть сделают» (Исх. 27:8). «И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей» (Исх. 27:1). Жертвенник был обложен медью.

Модель жертвенника
Модель жертвенника

Главным элементом жертвенного ритуала было приношение в жертву животного. Для жертвоприношения годился крупный рогатый или мелкий домашний скот, выращенный специально на убой и не имеющий физических изъянов. Размер жертвы устанавливался в зависимости от достатка жертвователя. Первосвященник приносил в жертву тельца – самое дорогостоящее из жертвенных животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин – козу или овцу. Малоимущим разрешалось приносить в жертву пару голубей (см. Лев 5:7–10) или даже ограничиваться мучным приношением. Подобное установление давало возможность приносить жертву за грех каждому члену общества, независимо от его социального или экономического положения.

Значение ветхозаветных обрядов

Израильские ветхозаветные обряды были наполнены глубоким смыслом и духовным содержанием. Через ритуалы и обряды Бог открывал взору человека Свой замысел спасения мира от греха и смерти. Вся система обрядов в иудейском святилище символически представляла служение грядущего Мессии, Спасителя мира.

Когда израильтянин приходил к осознанию своего греха или своей вины, ему необходимо было выбрать из своего стада животное без порока и прийти во двор святилища. Затем приносивший жертву возлагал руки на голову животного и исповедовал свои грехи, символически перенося тем самым свою вину на жертву: «…и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют козу в жертву за грех на месте…» (Лев 4:29). Как только тяжесть бремени греха было перенесена на жертву, наносился роковой удар. Кровью окроплялся жертвенник со всех сторон, большая же часть ее выливалась к подножию жертвенника и частью вносилась во святилище. Это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, следовательно, вина оплачена.

Когда первые люди, Адам и Ева, преступили повеление Господа, они должны были умереть. Священное Писание утверждает: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23); «ибо возмездие за грех – смерть…» (Рим. 6:23). Но у Бога, не желавшего смерти согрешивших своих созданий, был уже замысел спасения. Изгнав первую чету из Эдемского сада, Бог установил систему жертвоприношений, символически представлявшую средство искупления.

В Ветхом Завете было ясно указано, что Бог не может простить произвольно ни одного греха, ибо Закон Божий требует справедливого возмездия. Простить возможно лишь в том случае, если правосудие получит за грех полное удовлетворение. Основной смысл жертвоприношений заключался в том, чтобы наглядно показать, что вместо грешника умирает невинный.

А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857
А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857

Обряд жертвоприношения символизировал служение, которое исполнил Иисус Христос, Сын Божий. Когда Христос пришел к Иордану в начале Своего общественного служения, Иоанн Креститель провозгласил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Автор Послания к Евреям говорит: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Жертвенные животные были лишь символом, который указывал на истинного Мессию. Принося в жертву агнца, человек не пытался умилостивить разгневанного Бога, как это практиковалось в языческих культах, а выражал покаяние и веру в обетованного Спасителя мира.

Праведный Сын Божий пришел в этот мир, прожил праведную жизнь и понес на кресте наказание, которое заслуживает каждый человек. Этим самым Он удовлетворил справедливые требования Закона Божьего и поэтому может прощать и даровать жизнь вечную. Каждый человек, исповедующий свой грех и принимающий спасительный дар Иисуса Христа, получает оправдание и надежду на жизнь вечную. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Как заметил Мартин Лютер, «Христос сделался тем, чем Он никогда не был, а именно взявшим на себя наш грех, я же сделался тем, чем никогда не мог бы сделаться, т.е. праведником».

С приходом Иисуса Христа, истинного Агнца Божьего, жертвоприношения утратили свое значение.

Ритуальное омовение

Модель медного умывальника
Модель медного умывальника

Помимо жертвоприношений была учреждена церемония омовений. Между жертвенником и входом во святилище был установлен медный умывальник, в котором священник, прежде чем войти в скинию, должен был омыть водой руки и ноги (см. Исх. 30:18–20). «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения… и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть…» (Исх. 30:17–21). Наказанием за совершение служения на жертвеннике или внутри скинии без омовения в умывальнике была смерть (см. Исх. 30:20, 21).

Столь серьезное отношение Бога к данному ритуалу свидетельствовало о том, что омовение, как и все остальные обряды, имело глубокий смысл. Священник исполнял роль посредника между Богом и человеком, он представлял весь народ в целом и в частности каждого согрешившего человека перед Господом Богом, внося в святилище жертвенную кровь. Но чтобы предстать пред Богом, у умывальника священник получал очищение и только после всего этого он мог вступать в святилище для служения. В этих двух видах служения: жертвоприношении и омовении священника, – символически выражалась важная истина: человек разделен с Богом и повинен смерти, он запятнан, нечист и не смеет предстать пред Богом, пока не будет прощен, омыт и очищен. И только после получения примирения и очищения открывалась дверь в святилище для предстояния перед Богом и служения Богу.

В Послании к Евреям сказано: «Кровь Иисуса сделала так, братья, что теперь мы можем смело и уверенно входить в небесный Храм. Христос открыл нам новый, живой путь сквозь завесу, через Свое собственное тело. И раз такой великий у нас Священник… пойдем теперь к Богу с твердой верой, с сердцем искренним, освобожденным от грехов оскверненной совести, и с омытым, образно говоря, чистою водою телом» (Евр. 10:19–22, пер. под ред. М.П. Кулакова). В этих текстах автор указывает на ритуальное служение: жертвоприношение, кропление кровью жертвенника («кроплением очистив сердца от порочной совести») и ритуальное омовение священников («и омыв тело водою чистою»). Наблюдая за тем, как священники окропляют кровью жертвенник и омываются водой, прежде чем совершать служение в святом месте, собравшийся во дворе святилища народ учился истине, которую Иисус Христос преподал однажды Никодиму: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5; см. Тит. 3:5; Еф. 5:26).

Франциско де Сурбаран. Распятие. 1627
Франциско де Сурбаран. Распятие. 1627

В книге Откровение о Христе сказано: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею» (Откр. 1:5). Помимо указания на Голгофский крест, где Христос отдал Себя в жертву для очищения наших грехов Своей кровью, в Послании апостола Павла к Ефесянам упоминается служение Христа, Который очищает нас Своим Словом и символически омывает нашу нечистоту в водах крещения: «Христос возлюбил Церковь, так что Самого Себя за нее отдал, чтобы освятить ее, очистив водою крещения и словом Своим, и сделать ее для Себя Церковью… не имеющей ни пятна, ни порока и ничего подобного, но чтобы была она свята и безупречна» (Еф. 5:25–27, пер. под ред. М.П. Кулакова). Говоря о прошлой жизни в нечистоте и пороках, апостол говорит: «И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11).

В книге Откровение в пророческом видении апостолу Иоанну было представлено великое множество спасенных людей, стоящих в белых одеждах пред престолом Божиим. Причина, по которой они удостоились предстать пред престолом Божиим – подобно земным священникам они двояко омыты, о них сказано: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7:14). Они не только были оправданы, но и освящены.

Кто хочет служить Богу, должен быть омыт Самим Христом Иисусом «от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор.7:1). Только приближаясь к Богу в чистом хождении и святых действиях, мы можем вступать в Его святилище. Именно об этом наглядно свидетельствует нам медный жертвенник и медный умывальник.

Мертвая обрядовость

Сегодня нередко можно встретить представление о том, что какой-либо религиозный обряд или культ сам по себе может очистить человека или сделать его достойным предстать пред Богом. Подобно тому, как в языческих верованиях человек пытался заслужить милость богов посредством обрядов и ритуалов, сегодня суеверие побуждает человека к совершению различных форм мертвой обрядовости.

Как Бог относится к такой религии, можно судить по некоторым текстам из Священного Писания. Господь обращался к десяти коленам дома Израилева через пророка Амоса: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Ам. 5:21–23).

Подобные слова Господь выражал и через пророка Исайю (см. Ис. 1:11, 12, 14). Господь Сам повелел израильтянам устраивать праздники и торжественные собрания, приносить жертвы. Но теперь Он говорит, что «ненавидит, отвергает» их. Песни, прекрасно исполняемые хором под аккомпанемент музыкальных инструментов, музыку, которая ласкала слух евреев, Бог назвал «шумом» и не хотел слушать.

Почему обряды, установленные Самим Богом, не были Ему угодны? Господь отсылает народ прочь от Себя со словами: «…ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1:15, 16) и, наконец, заключает Он: «Тогда, придите – и рассудим» (Ис. 1:18).

Мертвая обрядовость – это попытка обрести благоволение Бога и жизнь вечную своими силами, посредством исполнения определенного обряда или ритуала. Однако в Священном Писании сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9). Сами по себе обряды и ритуалы не способны очищать нас от греха и приближать нас к Богу. Обряд – это всего лишь внешний символический акт. И если при этом не будет происходить внутреннего раскаяния, оставления греха и принятия Христа верой, ритуальное служение не будет иметь никакого смысла. На это указывает Давид, предлагая два вопроса: «Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его?» И далее он дает ответ: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто; кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно» (Пс. 23:3, 4).

Обряды, праздники и жертвоприношения наполнялись смыслом и принимались Господом лишь тогда, когда совершались людьми, грехи которых были исповеданы и оставлены, сердца которых были очищены живой верой. Без этого обряды, установленные Богом, становятся пустой формальностью.

Джеймс Тиссо. Обличение фарисеев и книжников. 1886
Джеймс Тиссо. Обличение фарисеев и книжников. 1886

Помимо формального исполнения жертвоприношений, иудеи разработали множество установлений, предписаний и правил, тщетно надеясь достичь Божественного благоволения через их исполнение. Следуя определенным предписаниям, не установленным Богом, они считали, что сам по себе обряд способен приблизить их к Богу. Считая себя намного лучше, чем остальной народ, евреи превозносили себя над язычниками. Но какова была их жизнь в действительности? Она была полна несправедливости и угнетения, злобы и зависти, ссор и соперничества. Они хвалились законом, «а нарушением его бесчестили Бога» (см. Рим. 2:23). Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25–28).

Подобным образом вскоре после образования христианской Церкви сформировалась искаженная религиозная система обрядов, не установленных Богом. Чистота христианского учения было утрачена из-за тысяч новых традиций и постанов¬лений: епитимьями, паломничеством, почитанием мощей, которые якобы обладают чудотворной силой и многим другим. Многие полагают, что для прощения и обретения благоволения в глазах Бога человек должен совершить целый ряд подобных ритуальных действий и от того, насколько правильно и ревностно он исполнит определенные обряды, будет зависеть принятие его Богом. Цитируя Книгу пророка Исаии, Христос однажды сказал относительно желания получить помощь от Бога посредством исполнения постановлений, не установленных Богом: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8, 9).

Ритуальное служение в Святилище

Одна из главных тем последней книги Библии – Откровения – это весть о служении Христа в небесном святилище! Книга Откровение начинается со слов: «Откровение Иисуса Христа…» (Откр. 1:1). Уникальность книги Откровение заключается в том, что это единственная книга, в которой Иисус Христос являет Себя, открывает Свое служение непосредственно с небес после вознесения! Во время земного служения Иисуса Христа, которое завершилось Его смертью на кресте, воскресением и вознесением, спасение человечества только началось, но далее оно продолжается в небесном храме. Четыре евангелиста описывают земное служение Христа, в то время как книга Откровение продолжает описание служения Христа уже в небесном святилище после вознесения.

Диего Веласкес. Евангелист Иоанн на Патмосе. 1619-1620
Диего Веласкес. Евангелист Иоанн на Патмосе. 1619-1620

В книге Откровение Христос представляет Себя как «Первенец из мертвых», «омывший нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:5). Служение Христа начинается на земле, если говорить языком святилища, служение Христа начинается с жертвенника во дворе. И далее, через «отверстое небо» (см. Откр. 4:1) Иоанн в видении следует за Христом в небесное святилище. И что же он видит?

В 1-й главе книги Откровение представлено первое видение апостола Иоанна, который видел на небе Христа посреди светильников (см. Откр. 1:12, 13). В 8-й главе опять открывается сцена на небе: здесь показано служение Христа перед жертвенником курения в небесном святилище (см. Откр. 8:2, 3). И наконец, в 11-й и 15-й главах книги Откровение показан уже ковчег завета – это служение Христа во Святом Святых небесного святилища (см. Откр. 11:19). Каждое новое видение, данное апостолу Иоанну, начинается с ритуального служения Христа в небесном святилище; мы можем даже наблюдать направление – от светильника к жертвеннику курения, от жертвенника курения во Святое Святых, т.е. Первосвященническое служение Христа красной нитью проходит через всю книгу.

Давайте кратко рассмотрим некоторые части ритуального служения Христа в небесном святилище.

Ритуал поддержания огня на семисвечнике

Менора (букв. с евр. «светильник») – золотой семиствольный светильник – находилась в Скинии собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Когда Вавилонский царь Навуходоносор разрушил Храм Соломона в 586 г. до н. э., в Библии сказано, что он «изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» (4 Цар. 24:13). Вероятно, при этом была уничтожена и золотая менора. Позднее менора не упоминается в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире.

Изображение меноры на рельефе арки Тита в Риме
КИзображение меноры на рельефе арки Тита в Риме

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах Антигона II, последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.).

Начиная со II в. н.э., в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II–IV вв. н.э.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II–IV вв. н.э.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры.

Первое видение апостола Иоанна, описанное в книге Откровение, – явление Христа посреди семи светильников: «…Обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану*, как раскаленные в печи, и голос Его – как шум вод многих» (Откр. 1:12–15). Подир – это длинная льняная одежда или же хитон, который носили первосвященники в земном святилище. Поэтому Иоанн сразу понял – это небесное святилище, и Христос выполняет в нем служение Первосвященника посреди светильников в Святом, первом отделении небесного святилища.

В Евангелиях Христос заявляет о Себе: «Я – свет миру» (Ин. 9:5), а в книге Откровение Он говорит Иоанну: «…семь светильников …суть семь церквей» (Откр.1:20). В первом случае Христос называет светильником Себя, а в книге Откровение Он называет светильником Церковь. Этим Христос указывает, что после вознесения Он остался в этом мире в лице Его последователей! Христос говорит, что Его Церковь – единственный свет в этом темном мире!

Книга Откровение написана языком символов. Числа имеют также символическое значение. Цифра семь – число полноты и совершенства. В данном контексте семь церквей в книге Откровение символизирует Церковь Христа в различные времена всемирной истории.

Что же означает сцена в видении Иоанна, где Христос явился посреди семи светильников в небесном святилище? Дело в том, что в земном святилище каждое утро и каждый вечер священник подливал масло в светильнике и очищал ее лампады. Светильник должен был гореть непрестанно. Ритуал поддержания огня на семисвечнике имел глубокий духовный смысл. В своем первом видении апостол Иоанн видит исполнение этого образа: Небесный Первосвященник непрестанно присутствует среди Церкви, чтобы восполнять различные ее духовные нужды для непрестанного служения.

Изображение меноры в некрополе Бет-Шеарима
Изображение меноры в некрополе Бет-Шеарима

Все наши источники – во Христе Иисусе. Служитель небесной Скинии постоянно служит ради восполнения наших нужд, ради восстановления Его образа и подобия в нас: мы недостойны – у Него слава; мы слабы – Он силен; мы слепы, заблудились, не знаем, куда идти – Он исполнен семи очей (см. Откр. 5:6); мы не слышим Его стук в наше сердце – у Него, как сказано, громкий голос, «как шум вод многих» (Откр. 1:15); у нас недостает мудрости – Он есть свет на нашем жизненном пути! Суть служения Христа у небесного светильника заключается в том, чтобы восполнять любой духовный недостаток в жизни Его последователей!

Церковь Христа во все времена встречала серьезные затруднения и вызовы. Однако с какими бы затруднениями ни столкнулись последователи Христа, какой бы безнадежной ни казалась ситуация, апостол Иоанн видел, что Христос «…держал в деснице Своей семь звезд…» (Откр. 1:16). Семь неугасимых звезд, семь неугасимых светильников в руке Христа! Церковь Христа в надежных руках, ей ничто не угрожает, ничто не сможет помешать продвижению Благой вести!

Ритуал служения перед жертвенников курения

Золотой алтарь, или жертвенник курения, находился перед завесой, которая разделяла первое и второе отделение святилища – Святое и Святая святых.

Ритуал, связанный с жертвенником воскурения, описан следующим образом: «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30:7, 8). Каждое утро и каждый вечер священник наполнял кадильницу углями с жертвенника всесожжения во дворе, входил во святилище и высыпал на жертвенник курения для воскурения фимиама. Фимиам – мелко истолченные благовонные масти, которые возлагались на горящие угли и которые при сжигании непрерывно распространяли заключенное в них благовоние. Только Первосвященник мог исполнять священную обязанность возложения фимиама пред Господом на золотой жертвенник.

Жертвенник курения
Жертвенник курения

Золотой жертвенник был «жертвенником постоянного ходатайства», который символизировал молитвы народа Божия, постоянно восходящие перед Ним. Давид понимал, прообразом чего было курение, он молился: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).

Жертвенник и благовонное курение в земном святилище было прообразом служения небесного Первосвященника (см. Евр.8:5). Помимо служения перед светильниками, Иоанну было также показано заступническое служение Христа у золотого жертвенника: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу…» (Откр. 8:3).

«Иной Ангел…» – это Небесный Первосвященник, потому что никто, кроме священника, не мог совершать служение перед жертвенником курения. В книге Откровение Христос назван также Ангелом Михаилом, что значит с иврита «Кто как Бог».

Далее апостолу Иоанну было показано служение Небесного Первосвященника: «…и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3,4). Если до этого Иоанн видел Христа у светильника, то теперь Его служение показано у жертвенника курения. В земном святилище жертвенник курения находился напротив ковчега Завета в Святая святых, что символизирует Престол Божий. Подобным образом золотой жертвенник и престол Отца Небесного на небе расположены относительно друг друга, с тою лишь разницей, что завесы на небе не существует. Как сказано в тексте, фимиам на жертвеннике курения – это символ заступнического служения Христа. Золотой жертвенник символизирует Христа, благовонные же масти – Его свойства и совершенства. В небесном святилище Христос перед жертвенником курения смешивает молитвы святых с фимиамом, т.е. со Своим заслугами и потом молитвы и Своими ранами, которые Он представляет пред Престолом Отца.

В Библии сказано, что мы имеем «ходатая пред Отцом» (1 Ин. 2:1); что «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34); что Он «всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» (Евр. 7:25). Пред лицом Отца Небесного предстоит Христос, возносящий за людей моления.

Григорий Халасов. Христос Заступник и Утешитель.
Григорий Халасов. Христос Заступник и Утешитель.

В прообразном служении дым фимиама восходил постоянно, символизируя то, что в любое время дня или ночи, когда человек взывает о помощи или же просит о милости, эти молитвы бывают услышаны.

Утром, когда начинается день и обязанности, искушения и испытания дня кажутся настолько тяжелыми, что человеческие силы едва могут их снести, мы можем помнить, что из небесного святилища придет помощь на этот день, если просим во имя Иисуса. Вечером, когда мы пересматриваем всё, что было днем, и находим, что прошедший день запятнан грехом, мы имеем благословенное утешение, когда мы склоняемся в молитве, исповедуя наши грехи, и мы знаем, что на небе благовонное курение Христовой праведности будет приложено к нашим молитвам и Христова праведность покроет все недостатки прошедшего дня.

Однажды человек общался с Богом лицом к лицу. Но после грехопадения мы лишились этой возможности. И всё же Господь оставил нам возможность общаться с Ним посредством молитвы. Когда Иисус приготовлял Своих учеников к Своему личному отшествию в небеса, то Он, уверяя их, сказал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23.) Во имя праведности Христовой наши покаянные молитвы принимаются Отцом. Иоанн видел молитвы святых, возносящиеся к Богу с дымом курения. Наши молитвы принимаются Отцом Небесным только посредством праведности Христа, нашего Спасителя.

Наши молитвы – это не поток слов, растворяющихся во вселенском безразличии. Молитва – это не просто слова, это прямая связь с небом. Молитва возносит наши просьбы к престолу Божьему на небесах, где никакая проблема не является слишком большой, чтобы ее решить.

Христос – истинный Первосвященник

В.Д.Поленов. Христос и грешница. 1888
В.Д.Поленов. Христос и грешница. 1888

Сегодня широко распространено представление о заступнической роли Богородицы и святых. Святые, согласно этому учению, ходатайствуют перед Богом за живых и умерших грешников. Поэтому многие христиане молятся Богородице и святым о защите и спасении. Почитание святых включает в себя различные обряды и ритуалы, такие, как почитание мощей и другие. Однако подобная практика вступает в противоречие с библейским учением о том, что «нет праведного ни одного… потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10, 23). Только о Боге сказано: «Ты един свят» (Откр. 15:4). Посредником между Отцом Небесным и человеком, согласно Библии, может быть только Иисус Христос, единственный праведник, потому что только Он умер за грехи людей и, соответственно, имеет право представлять Свои заслуги перед престолом Отца. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Будучи людьми, Богородица, апостолы и мученики сами спасались искупительной кровью Христа и сами нуждались в Его посредничестве. Библия учит, что все умершие находятся в могиле и после смерти уже не принимают участия в земных делах.

Священное Писание провозглашает: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Новом Завете сказано, что «мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). «Сей (Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24, 25).

Благодаря служению Иисуса Христа в небесном святилище, мы можем в лице нашего Представителя, Христа-Первосвященника с дерзновением приходить к Богу, раскаявшись и приняв спасительный дар Христа.




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Иудейское святилище




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Древнегреческая цивилизация | Описание курса | Финикия