Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок девятый: Финикия

Финикия (от греч. «фойнике», букв. «страна пурпура») - древняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Название страны связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, в изобилии обитавших у побережья Финикии. Производство пурпура было одним из основных промыслов местных жителей.

О происхождение этой страны говорится в Библейском тексте. «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета… Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан… От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хетт… И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы» (Быт.10:1,6,15,19).

Развалины древнеримского города Джераш
Колонны древнего храма в Библосе

Сим являлся отцом семитских народов, а Хам был отцом Хананеев. Финикийцы были потомками Ханаана, поэтому именовались хананеями, «Финикия» – греческий эквивалент названия «Ханаан». У Гомера «финикийцы» – синоним «сидонян». В V–IV-м тысячелетии до н. э. финикийцы основали на побережье Средиземного моря поселения, выросшие постепенно в крупные ремесленные и портовые центры: Сидон, Тир и другие. Поэтому Финикию часто представляли по названию ее важных портовых городов – Тир и Сидон.

Несмотря на то, что хананеи были потомками Хама, их язык относится не к хананейской группе, а к семитской. Несомненно, причиной тому было вторжение Саргона Аккадского, семитского военачальника, который, по всей видимости, насадил свою культуру и язык среди хананеев. Хананеи переняли арабский язык и культуру после того, как были завоеваны арабами. Однако позже под влиянием греческой культуры они стали известны как Финикия, в наше время территория этой страны нам известна как Ливан.

Четыре основных города Финикии – Гевал, Беритус (Бейрут), Сидон и Тир. Финикийские поселения преимущественно размещались в прибрежной зоне Палестины, поэтому финикийцы стали превосходными знатоками морского промысла. Их торговые суда плавали по всему Средиземному морю, они вели самую большую торговлю на Ближнем Востоке. Один из самых значимых товаров, которым они привозили, был папирус из Египта. Английское слово бумага (paper) произошло от слова папирус. Гевал был самым крупным центром производства бумаги, и когда Греция вышла на мировую арену, город стали называть «Библос», что с греческого языка переводится как «свиток». Слово Библия – производное от слова «Библос».

История Финикии

Храм Обелисков в Библосе
Храм Обелисков в Библосе

Нам известно немного о ранней истории финикийцев. Самые первые упоминания встречаются в Египте в письмах Аммарны, в которых они называют себя как Кинаху, или Кинану (Хананеи). Согласно Библейскому тексту, когда Израильский царь Давид основал свою столицу в Иерусалиме в 1004 году до н.э., то «прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду» (2Цар.5:11). Для строительства дворца в Иерусалиме царь Давид привлек мастеров из Тира, которые славились своим мастерством и могли помочь осуществить первый крупный строительный проект.

Сын Давида, царь Соломон, который правил с 971 по 931 годы до н.э., находился еще в большей зависимости от финикийских мастеров, когда строил величественный храм в Иерусалиме. Царь Соломон обратился к Хираму, царю Тирскому: «Прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне» (3Цар.5:6). «И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год» (3Цар.5:10,11).

На Ближнем Востоке ливанский кедр являлся особо ценным материалом для строительных целей. Взамен этого Соломон поставлял ежегодно в Финикию 4400 тонн пшеницы и 4400 литров оливкового масла. Хирам морем переправлял дерево до порта Яффа, откуда Соломон по суше доставлял его в Иерусалим.

Руины древнего Библоса
Руины древнего Библоса

Историк Иосиф Флавий пишет, что Хирам I правил с 970 года по 936 годы до н.э.. Иосиф Флавий цитирует также более раннего историка Менандра, который говорит: «По смерти Абибаала его сын Хирам принял царство. Он также шел и вырубал деревья с гор, которые назывались Ливан, и доставлял кедровое дерево для строительства крыш храмов» (Апион, книга 1, параграф 18). Это упоминание имеет отношение и к храму Соломона в Иерусалиме.

Эшбаал вступил на трон в 887 году до н.э. и сделал своей столицей Сидон. Он основал первую финикийскую колонию в Северной Африке. Спустя два поколения, Пигмалион (860-814 годы до н.э.) убил мужа своей сестры Елиссы, после чего она убежала в Северную Африку и основала Карфаген. Хирам похоронил своего отца, которого также звали Хирам, в Библосе. Обнаружить эту могилу помогло одно интересное стечение обстоятельств.

Археологические раскопки в Финикии

В 1921 году Пьер Монте начал археологические раскопки в Библосе. 16 февраля 1922 года на месте раскопок произошел оползень. То, что можно было расценить как неприятность, обратилось в преимущество, когда обнаружили, что оползень открыл древние захоронения. Одно из них принадлежало Хираму, царю Тирскому.

Саркофаг царя Ахирама
Саркофаг царя Ахирама

Проход, вырубленный в скале, привел к погребальной камере, которая имела необычную надпись, высеченную на стене: «Внимание! Здесь вас постигнет беда». Такие предостережения писали в гробницах фараонов, чтобы защитить их от расхитителей. Конечно же, грозные предупреждения не особенно пугали грабителей, да и археологи их тоже не боялись. Предупреждение тем, кто покусится осквернить захоронение, было высечено также на крышке найденного захоронения: «Саркофаг, который Эшбаал, сын Ахирама, царя Гевала, сделал для своего отца как его вечное жилище. И если какой-либо царь, или правитель, или военачальник разрушит или вскроет этот саркофаг, да будет свергнут его скипетр, да будет повержена его царская корона, да удалится мир из Гевала и пусть кочевник сотрет его надписи».

Религии финикийцев

«Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему» (3Цар.16:29-31).

Культ поклонения Ваалу был настолько неотъемлемой частью жизни финикийцев, что имя божества присоединяли к именам правителей. Дочь Эшбаала (Ефваала) царя Сидонского звали Иезавель, что означало «Остров Ваала». Известного правителя Карфагена, который вел успешные Пунические (Финикийские) войны против Рима, звали Ганибал, или же Хани-Баал.

Слово Ваал в семитских языках означает «хозяин», «владыка». Этот термин обозначал верховное божество хананеев, который, по их мнению, управлял природными стихиями. Основой для культа Ваала была полная зависимость жизни Ханаана от дождей, которые расценивались как щедрость этого божества. С поклонением Ваалу связаны жестокие и аморальные обычаи, например, храмовая проституция, которая была также частью поклонения богине плодородия Астарте (Иштар). Священный деревянный столб Ашера – символ мужского детородного органа – был неотъемлемым предметом ханаанских капищ и, возможно, храмов Финикии.

Храм Ваала в Пальмире
Храм Ваала в Пальмире

«Финикийская религия постоянно требовала жертву: девушки лишались девственности в храмах Астарты, веря, что таким образом смогут умилостивить божество и завоевать ее благорасположение» (1964 Британская Энциклопедия, часть 17, стр. 769). Не удивительно, что приверженцы Яхве, живого Бога, чья религия провозглашала высокие нравственные нормы, остро реагировали на подобную практику. Когда царь Ахав учредил в Израиле культ поклонения Ваалу, который исповедовала его жена Иезавель, язычница, пророк Илия возвысил свой голос, протестуя против непотребства.

Пророк Илия и царь Ахав

Пророк Илия неожиданно явился во дворец к царю. «И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар.17:1). Не дожидаясь, пока смущенный царь осознает грозное предупреждение, мужественный пророк ушел к потоку Хораф, который впадает в реку Иордан.

Живой Бог бросил вызов языческому божеству природных стихий, Ваалу: три с половиной года в стране не было дождей, солнце безжалостно палило в безоблачном небе, трава высохла, источники воды пересохли. Страна оказалась на грани вымирания от голодной смерти. Менандр, цитируя Иосифа Флавия, упоминает эту опустошительную засуху в период правления Иезавели: «Во время ее правления все ожидали дождя от месяца Гиперберет до месяца Гиперберет следующего года» (Древности, книга XIII, параграф 2).

В конце указанного срока пророк Илия вновь явился перед Ахавом и потребовал, чтобы собрались пророки Ваала и пророки Бога, чтобы померяться силой. «Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар. 18:17). Ахав обвинил в засухе Илию, который ее предсказал. Но Илия обвинение не принял. «И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18:18-19).

Иоганн Генрих Шенфельд. Пророк Илия бросает вызов пророкам Ваала. 18 век
Иоганн Генрих Шенфельд. Пророк Илия бросает вызов пророкам Ваала. 18 век

Ахав не мог проигнорировать брошенный ему вызов, ведь это означало признать несостоятельность пророков Ваала. «И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Цар. 18:20, 21).

Противостояние на Кармиле

Пророк Илия предложил, чтобы каждая сторона построила жертвенник и принесла на нем жертвоприношение, после чего пророки Ваала должны воззвать к своему богу, а пророк Бога Яхве должен призвать имя своего Бога. Доказательством истинности божества будет, если он сможет послать гром и молнии, а также ниспошлет огонь с неба, чтобы забрать жертву. Пророки Ваала совершали свои обряды с утра до вечера, но ответа не последовало. «Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (2 Цар. 18:29).

Когда изможденные пророки Ваала отступили, потерпев поражение, пророк Илия приготовил свою жертву. А чтобы доказательство было убедительным, вылил на жертвенное животное и на жертвенник двенадцать сосудов воды. Затем он склонился и произнес простую молитву: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день люди сии, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему» (1 Цар. 18:36). И тут же молния, сверкнув в безоблачном небе, ударила в жертвенник. Небесный огонь испепелил не только жертвенное животное, но даже камни жертвенника, а вода, вылитая в ров вокруг жертвенника, вмиг испарилась. Для израильтян больше доказательств не потребовалось, они схватили всех пророков Ваала и, спустившись с горы, умертвили их.

Финикийские мореплаватели

В 868 году до н.э. жестокий ассирийский царь Ашурнасир-пал II вторгся в Финикию и обложил страну данью. Надписи его сына, Салманасара III, указывают, что он брал дань с царей Тира, Сидона и Библоса.

Порт и древняя морская крепость в Сидоне
Порт и древняя морская крепость в Сидоне

В VII веке до н.э. Финикийская флотилия под командованием египетского фараона Нехао, совершала плавание вокруг Африки. Геродот записал: «Финикийцы совершали плавание от Красного моря до Северного океана и каждую осень они заходили в порт в том месте Африканского (Ливийского) побережья, где они находились. Там они засеивали участок земли и ожидали урожая до следующего года. Затем, собрав и погрузив зерно, они снова выходили в море, и, спустя два полных года, обогнув Гибралтар, возвращались в Египет. Эти люди делали заявление, в которое лично я не верю, хоть другие могут доверять: они утверждали, что они совершали плавание в западном направлении неподалеку завершения северной части Ливии, что солнце было видно справа – с севера от них» («Истории», стр. 284).

Геродот сомневается, так как ничего не знал о южном полушарии, где солнце всегда видно с севера. Он мыслит с точки зрения северного полушария, где солнце больше видно на юге. По-видимому, история о путешествии не вымышленная, равно как и сами финикийцы, совершившие это путешествие.

Тир и Сидон

Могущество Финикии заключалось не в ее военных возможностях, а в торговле и в искусстве мореплавания. Города Тир и Сидон находились на острове, поэтому были неуязвимы для врагов. Однако в 678 году до н.э. ассирийский царь Эсархадон подавил восстание финикийцев, направив на его подавление своего преемника Эшбаала Абд-Милька, и тот успешно завоевал островной порт Сидон. Захватчики полностью разрушили город и сделали своим владением. Остров и поныне находится на том же месте, но никогда впредь он не был заселен.

Тир был самым успешным торговым центром и самой неуязвимой крепостью Финикии. Он выдержал осаду Эсархадона, а в 668 году до н.э. – осаду Ашурбанипала, однако они не могли одержать победу над финикийским флотом и завоевать остров. В 605 году до н.э. Вавилонский царь Навуходоносор предпринял осаду острова, желая покорить Тир. Блокада длилась тринадцать лет, но в конечном итоге Навуходоносор отказался от своих попыток, лишь достигнув некоторых уступок на основе взаимных соглашений.

Колонны палестры в Тире
Колонны палестры в Тире

Библейский пророк Иезекииль, современник этих событий, писал о гордости Тира, который кичился своей непобедимостью. Господь Бог через пророка предупреждал город о дне расплаты. «За то, так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря… И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду… И не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки, говорит Господь Бог» (Иез.26:3-6,12,21).

Александр Македонский и Тир

Во время правления Артаксеркса III персы сумели проникнуть в Тир. Однако оккупация продлилась недолго. Александр Македонский пересек пролив Дарданеллы в 333 году до н.э. и одержал победу над персидским царем Дарием III в битве при Гранике и Иссе. Прибрежные города нынешней западной Турции, в которых проживало немало греков, охотно открыли свои ворота Александру. Когда он достиг Финикии, города Арад, Библос и Сидон также сдались. Жители Тира тоже согласились покориться Александру, однако отказались позволить завоевателям войти в их островной город. Александр решил преподать им урок, чтобы знали, какая участь постигнет тот город, который посмеет сопротивляться его воле.

Александр разрушил строения материковой части города, а из обломков построил дамбу, которая соединила берег с островом. Когда строительство дамбы завершилось, Александр, призвав на помощь корабли других финикийских городов и Кипра, атаковал Тир.

Исход битвы был предречен: гордый островной город пал. Однако отважные защитники сдерживали натиск македонской армии еще семь месяцев, а когда защита пала, 8 тысяч жителей Тира были убиты в жестоком сражении. Оставшиеся 30 тысяч были проданы в рабство как расплату за долгое сопротивление.

Сбывшееся пророчество о Тире

«И не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки, говорит Господь Бог» (Иез.26:21). Такие слова записаны в пророчестве о Тире. Что они означают?

Триумфальная арка в Тире (II в. н. э., реконструкция)
Триумфальная арка в Тире (II в. н. э., реконструкция)

Материковая часть города, где Александр брал землю для дамбы, была застроена во времена Римлян, но сегодня это место безлюдно, там проводятся лишь археологические раскопки. Австралийский археолог Дэвид Доун посетил раскопки древнего Тира, сделал много фотографий, беседовал с археологом, ответственным за исследования, который показал ему римские руины. Дэвид Доун спросил его: «Нашли ли вы что-либо на месте города, что может относиться ко времени Ветхого Завета?»

Прозвучал ответ: «Нет, и никогда этого не произойдет. На протяжении веков береговая линия в этом месте была занесена песком, и когда мы попытались произвести раскопки под слоем римских руин, шурфы наполнились водой. Из этого следует, что вряд ли когда-либо будут возможными раскопки древнего Тира». Подобное заявление сразу напоминают слова Господа: «…но уже не найдут тебя во веки, говорит Господь Бог» (Иез.26:21).

Илия в последние дни земной истории

Древняя Финикия утратила свою силу. Но борьба между истинным Богом и ложной религией Ваала продолжается и до сего дня. Она будет продолжаться до конца времени.

В последней книге Ветхого Завета – книге пророка Малахии – написано: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:1,5).

Римский театр в Библосе
Римский театр в Библосе

Пророк Илия не узнал смерти. Библия говорит, что «вознесся Илия в вихре на небо» (4Цар.2:11). В Евангелиях сказано о том, что Илия являлся Иисусу и Его ученикам: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф.17:1-3).

Ученики сразу вспомнили пророчество Малахии, и когда сходили с горы, спросили Иисуса: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Мф.17:10).

Иисус сказал, что Илия не возвратиться в буквальном смысле, но придет пророк в духе Илии: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11,12). Иисус говорил об Иоанне Крестителе.

Перед рождением Иоанна ангел явился его отцу, престарелому священнику Захарии, и предрек рождение Иоанна, который приготовит путь Господу, «предъидет пред Ним в духе и силе Илии…, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17). То есть, придет не сам Илия, а пророк, подобный Илии, который будет возвещать в духе и силе Илии. Применение этого пророчества по отношению к Иоанну было условным. Иисус сказал: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:14).

Древняя крепость в Библосе
Древняя крепость в Библосе

Однако иудеи не приняли весть Иоанна. Подобная ситуация повторится перед Вторым пришествием Христа. Снова будет «звучать глас, вопиющий в пустыне» – весть, призванная приготовить людей ко Второму пришествию Христа.

Этот «глас» звучит в 14 главе книги Откровение, в вести первого ангела: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр.14:7).

Илия и Закон Божий

Пророк Илия. Савольдо Джироламо. Пророк Илия. 1510
Пророк Илия. Савольдо Джироламо. Пророк Илия. 1510

Во дни пророка Илии основная проблема народа израильского была связана с тем, что они перестали соблюдать Закона Божий. Когда царь Ахав обвинил пророка Илию в том, что он «смущает Израиль», Илия заявил: «не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Валам» (3Цар.18:18). Подобная ситуация наблюдается и сегодня. Люди отвергают весть Христа, они перестали следовать требованиям Десяти заповедей Закона Божьего.

Сегодня как никогда актуальна весть пророка Илии. Однажды пророк Илия обратился к народу с такими словами: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21). Библия призывает нас возвратиться к Христу и соблюдению Десяти заповедей. Иисус Христос – свет миру, Он может исцелить больную грехом душу.

Осознали ли вы, что Иисус Христос скоро грядет, и что Господь призывает нас соблюдать Его заповеди, включая и заповедь о субботе? Если да, то не медлите, придите к Христу сегодня, потому что завтра может быть поздно. «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2).




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Финикия




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Иудейское святилище | Описание курса | Огонь и вода