Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Задать вопрос

Раскапывая прошлое с Девидом Доуном часть III
Урок десятый: Финикия

Огонь и вода несовместимы. Либо вода потушит огонь, либо огонь превратит воду в пар. Однако оба этих элемента обладают огромными потенциальными возможностями, как с точки зрения разрушительных свойств, так и с точки зрения полезности. Оба элемента также играли важную роль в истории и археологии.

И. К.Айвазовский. Всемирный потоп. 1864
И. К.Айвазовский. Всемирный потоп. 1864

Тысячи лет тому назад Господь использовал воду для того, чтобы стереть с лица земли весь мир, а в скором будущем Он уничтожит землю огнем. «Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:6, 10). Люди не могут обходиться без воды, используя ее для питья, приготовления пищи, стирки и т.д. Потребность в воде определяла места поселений в ранние века. Люди селились возле рек, озер и родников, накапливали воду в специальных водохранилищах, сооружая плотины, пруды или резервуары. Если врагам удавалось отрезать город от источника воды, это в скором времени приводило его к капитуляции.

Самый первый город был основан на берегу реки Евфрат. О потомках Ноя, пережившего Всемирный потоп, сказано: «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт. 11:2). С горы Арарат, где остановился ковчег Ноя, его потомки двинулись к западу, вниз по течению реки Евфрат, затем повернули к югу и юго-востоку, следуя по течению реки. Когда люди достигли долины Сеннаар (возможно, речь идет о месте Самер в Месопотамии), они приступили к возведению башни, которая стала сердцем Вавилона, великого города.

Во времена царя Навуходоносора река Евфрат протекала прямо через центр Вавилона. Царь Ассирии Синнахериб* завоевал Вавилон в 689 году до н.э., затопив город водами Евфрата, после чего его улицы превратились в огромное болото. А когда персидский царь Кир решил покорить Вавилон, то приказал выкопать для реки новое русло, чтобы его воины могли проникнуть в укрепленный город по обмелевшему старому руслу реки Евфрат, протекавшей под стеной.

Водные ресурсы Ближнего Востока

Плотина Ататюрка и образованное ею озеро
Плотина Ататюрка и образованное ею озеро

Сегодня Евфрат – жизненно важный источник воды для жителей Турции, Сирии и Ирака. В 1990 г. Турция завершила строительство одной из самых больших плотин мира – дамбу Ататюрка. В результате перекрытия плотиной реки Евфрат образовалось водохранилище, которое является третьим по величине озером в Турции. Создание водохранилища повлекло за собой международный кризис, так как уровень воды в Евфрате значительно понизился. Правительства Сирии и Ирака предъявили Турции решительный протест не только из-за того, что их страны вынуждены были сократить потребление воды. Они опасаются, что Турция использует свои водные ресурсы и плотину как политическое оружие, хотя та уверяет соседей, что никогда не станет действовать подобным образом.

Палестина изобилует источниками пресной воды, которые в достаточной степени обеспечивают жителей этого региона чистой водой. Благодаря близости к воде с древних времен процветали такие большие города, как Иерусалим, Асор (Хацор), Мегиддо, Гезер, Гаваон и Лахис. В каждом из этих городов жители прорыли под внутренней стеной города шурф и соединили нижнюю часть шурфа с источником воды горизонтальным тоннелем. Это позволяло иметь доступ к воде, не выходя за городские стены, что позволяло выживать во время военнных действий и осады.

Водная система Асора

Раскопки Асора
Раскопки Асора

Открытие водной системы в Асоре стало археологической драмой. Асор – один из самых больших и значимых городов в древней Палестине. Когда израильтяне пришли в Ханаан, намереваясь его завоевать, царь Асора собрал коалицию царей, а также «…многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много» (Ис. Нав. 11:4), чтобы защитить свои владения.

Спустя 120 лет царь Асора имел «девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3). Спустя 300 лет царь Соломон отстроил Асор, сделав его одним из своих колесничных городов (см. 1 Цар. 9:15, 19).

Израильский археолог Игаэль Ядин производил раскопки Асора с 1955 по 1958 гг., а затем в 1968 г. Он пришел к выводу, что такой большой город должен был потреблять огромное количество воды. С самого начала он поставил перед собой задачу найти водную систему, питавшую город. Но не находил даже признаков воды.

Только к югу от места раскопок обнаружились несколько небольших источников, однако они, по мнению специалистов, не могли снабдить водой то население, которое должно было проживать в городе. К тому же к источникам невозможно было добраться во время осады.

На аэрофотосъемке этой местности была видна впадина на южной стороне холма. Во время начальных работ в 1955 г. это углубление использовали в качестве полевого отхожего места. Туалеты соорудили на положенном расстоянии от раскопок. Ядин предположил, что водная система могла находиться под этим углублением. Но доказать это было возможно, только если изъять тысячи тонн земли. Об этом не могло быть и речи.

И все же, когда в 1968 г. работы возобновились, Ядин попытался удовлетворить свое любопытство. Половину своих усилий и ресурсов он направил на то, чтобы откопать предполагаемые источники воды.

Рискованный эксперимент

Винтовая лестница, ведущая к подземным источникам в Асоре
Винтовая лестница, ведущая к подземным источникам в Асоре

Далеко не все специалисты, которые работали с Ядином, были настроены столь оптимистично. На поверхности почвы в этом месте не было ничего, что позволяло бы надеяться найти воду. Но Ядин проявил настойчивость, ведь в прошлом чутье не раз подтверждало правоту ученого. Однако скептически настроенные коллеги, похоже, были правы: под слоем почвы обнаружилась панель, вымощенная камнем. Края углубления также были выложены камнями, свидетельствуя о том, что сооружение было ничем иным как бассейном для сбора воды.

И все же Ядин продолжал действовать, следуя выбранному курсу. Он вспомнил, что подобный бассейн нашли в Мегиддо, а под бассейном был обнаружен водный шурф. Раскопки все более углублялись. Ядин понимал, что источник воды должен находиться на уровне подземных вод. Раскопки совершались с внешней стороны возвышенности, значит, подземные источники могли обнаружиться на сорок метров ниже вершины возвышенности. По предварительным оценкам, на раскопки до этого уровня уйдет много лет. К тому же время было летнее, стояла жара.

Ядин решил задействовать экскаватор, хотя обычно большой ковш экскаватора не используется археологами в качестве инструмента. Однако в этом случае выбора не было. Вопрос стоял так: либо использовать экскаватор, либо никогда не узнать, что находится под землей. Под пристальным наблюдением экспертов экскаватор начал работать.

Загадка древних инженеров

Тоннель, ведущий к водной системе Асора
Тоннель, ведущий к водной системе Асора

Затем последовало волнующее открытие. Ковш экскаватора достиг нижней части холма и вскрыл вертикальную шахту. Работу экскаватора приостановили, начали вновь копать вручную. Вскоре инструменты рабочих наткнулись на винтовую лестницу, высеченную в каменистой породе вдоль стен шахты.

Было ясно, что ступени должны вести к источнику воды. Одно озадачило археологов: шахта, по которой шла винтовая лестница, должна была, по идее, сужаться по мере углубления или хотя бы немного уменьшиться в диаметре, а лестница должна была закончиться в десяти метрах над уровнем источника воды. Однако, дойдя до конца этой лестницы, археологи обнаружили горизонтальный тоннель, ведущий в сторону от шахты.

Ученые были заинтригованы. Тоннель уходил под наклоном в западном направлении, а совсем не к югу, где предположительно находился источник. Но когда тоннель очистили, оказалось, что он на самом деле вел к удивительно богатым запасам чистой воды. Женщины могли спускаться в тоннель за водой, неся сосуды на голове или на плечах.

Впрочем, посетители Асора не раз подумают, стоит ли им спускаться на дно шахты, чтоб осмотреть ее, так как лестница очень длинная. А ведь потом придется подниматься наверх! Не каждый турист решится на столь утомительное путешествие. Поэтому туристам предлагается просто вообразить, как женщины в древности поднимали наверх тяжелые сосуды с водой.

Остатки колонн дома в Асоре
Остатки колонн дома в Асоре

До сегодняшнего дня остается загадкой, почему древние инженеры, вместо того чтобы прокладывать подземный ход по направлению к источнику, стали рыть тоннель на запад от шахты. Как они поняли, что именно там находятся большие запасы подземных вод? Должно быть, им было известно то, чего мы не знаем сегодня.

В Мегиддо тоннель ведет к источнику воды, расположенному за чертой города. Если бы противники обнаружили этот источник, они могли бы проникнуть в город по тоннелю. В Асоре источник воды был внутри города.

Некоторые города росли рядом с рекой или другими источниками воды. В таких случаях воду хранили в резервуарах грушевидной формы, вырубленных в известняковой породе, с небольшим отверстием на вершине. Воду проводили по каналам от дренажной зоны до этого отверстия.

В более поздний период резервуары покрывали известняковой штукатуркой, чтобы вода не просачивалась сквозь пористый камень. Во времена Римской империи научились строить наземный водопровод – акведук. По акведукам вода доставлялась в город от источников, расположенных за много километров от него. Чтобы запасать воду, в городе высекали огромные резервуары.

Бездна из видения Иоанна

Апостол Иоанн увидел в видении бездну: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20:1–3).

Пон-дю-Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук во Франции
Пон-дю-Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский акведук во Франции

Что это за бездна? Возможно, Иоанн видел очень глубокий колодец. В древности устье колодцев и резервуаров обычно накрывали камнем, чтобы сохранить от загрязнения и неправильного употребления. В книге Бытие рассказывается, что Иаков, придя в Харран, остановился у колодца, «над устьем колодезя был большой камень» (Быт. 29:2). Иаков любезно помог дочерям Лавана, пришедшим к колодцу напоить скот: сдвинул камень с устья.

Разумеется, резервуары, которые Иоанну приходилось встречать, имели дно. Но яма, которую он увидел в видении, была настолько огромной и глубокой, что, казалось, была бездонной. И вот в эту бездну ангел, сошедший с неба, бросил дьявола. А затем накрыл отверстие камнем и запечатал его, так что невозможно было его открыть. И был запечатан тот колодец на тысячу лет.

Опустошение земли на тысячу лет

В видении Иоанну представлены сцены, имеющие символический смысл. Слово «бездна» в греческом оригинале – «áбюссос», а в Ветхом Завете – древнееврейское слово «бохý», что означает «пустота, запустение».

Слово «бохý» в Ветхом Завете используется три раза и означает безжизненную, безлюдную пустыню. Первый раз оно употребляется в рассказе о том, как Господь создал нашу землю из хаоса: земля была «безвидна и пуста (боху)» (Быт. 1:2). Второй раз это слово упоминается в пророчестве Исайи о «дне мщения и возмездия» Господа: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою… и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения (пустоты – «боху») (Ис. 34:8, 9, 11). Пророк Иеремия также видел нечто подобное: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста (боху)… Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись.… Смотрю, и вот, Кармил – пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его» (Иер. 4:23, 25, 26).

«Римский» акведук в Ланкастере
«Римский» акведук в Ланкастере

В этих текстах описывается то, что произойдет с миром во время Второго пришествия Иисуса Христа – на земле будет беспорядок и опустошенность, никого не останется в живых на земле, кроме дьявола и его ангелов, ни одного праведного человека. Люди, которых искупил Христос, будут вознесены на небо, «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес. 4:16, 17). «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4). Народ Божий будет находиться в Царстве Небесном вместе с Христом в течение тысячи лет.

Небесный суд

Небеса – это реальное место, там пребывает Господь. Мы можем не знать, где именно во Вселенной обитает Бог – Вселенная велика и необъятна. Но Библия говорит, что в ней есть место, где находится престол Божий. Апостол Иоанн пишет: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Откр. 20:4). На этом суде будут рассматриваться дела нечестивых: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).

Во время Второго пришествия Христа нечестивые погибнут, как сказал Иисус: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех… Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:26, 27, 30).

Строительство Ноева ковчега. Анонимный французский мастер, ок.1675
Строительство Ноева ковчега. Анонимный французский мастер, ок.1675

Апостол Иоанн описывает события, сопровождающие Второе пришествие: «И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле… И города языческие пали… И всякий остров убежал, и гор не стало» (Откр.16:18–20). Земля станет безжизненной и безлюдной пустыней. На тысячу лет дьявол будет заключен на земле, не имея возможности кого-либо искушать.

Второе воскресение

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли» (Откр. 20:7).

Откуда возьмутся народы, которых будет обольщать дьявол? Иоанн говорит, что народ Божий будет вознесен на небо – и те, кто живыми встретят Христа, и те, кто умерли, они будут воскрешены, чтобы жить в Небесном Царстве. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Откр. 20:5). Иоанн видел, что нечестивые по окончании тысячи лет будут воскрешены, чтобы получить возмездие, которое им назначено на небесном суде. Воскреснув, нечестивые «вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр.20:8). «Город возлюбленный» – Небесный Иерусалим, который сойдет с неба вместе с народом Божьим, населяющим его: «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2).

Озеро огненное

Иоанн описывает последнее противостояние между добром и злом, в котором будет поставлена точка в истории греха. Сатана возглавит великое множество воскрешенных нечестивых людей, «число которых как песок морской», чтобы напасть на Новый Иерусалим. Однако эта атака обречена на поражение: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откр. 20:9).

Как в дни Ноя воды потопа покрыли землю, так и огонь, сошедший с небес, превратит всю землю в огненное озеро. «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:10, 15).

Это и будет пламя, о котором предупреждал Христос. В русском переводе Нового Завета греческое слово «хáдес» переводится десять раз словом «ад»*. Но каждый раз, когда слово «ад» используется в Библии, оно означает «могила». «Ад» – не место вечных мучений грешников, а место успокоения умерших.

Раскопки в Асоре
Раскопки в Асоре

Апостол Иоанн в книге Откровение говорит: «И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр. 20:14). «Смерть» и «ад» используются в этом тексте как синонимы. Смерть и ад являются абстрактными понятиями и не могут быть брошены в огонь или поглощены им. С помощью этого образного языка Иоанн провозглашает окончательное уничтожение смерти и могилы. Если бы под словом «ад» подразумевалось некое «адское пламя», то каким образом оно могло бы быть повержено в озеро огненное?

Огонь ада не будет вечным

В конце тысячелетнего периода нечестивые сгорят в озере огненном. Сгорят один раз и навсегда. Иисус использует для обозначения этого огня слово «геенна», которое означает «огонь ада».

В Ветхом Завете мы встречаем название «Ге-(бен)-Хинном» – «долина (сынов) Еннома» (см. Ис. Нав. 15:8). Геенна – это долина, которая находилась на южной стороне Иерусалима, куда через Навозные ворота выносили весь городской мусор и сжигали. Поэтому огонь на этой гигантской мусорной свалке никогда не угасал. Пищевые отбросы и трупы животных привлекают насекомых, в них заводятся черви. Археолог Дэвид Доун, посетивший Иерусалим в 1958 г., рассказывает, что огонь там горел, как в древние времена. Иисус использовал образ этой отвратительной свалки, чтобы мы могли представить себе последний огонь, в котором окончательно сгорит всякое зло. Он говорил: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:47, 48).

Иисус не говорит, что люди будут мучиться в огне ада всю вечность. Именно так некоторые понимают текст из книги Откровение, где сказано, что в конце тысячелетнего царства люди «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).

В Библии выражение «во веки веков» подразумевает границы. Например, пророк Иона, находясь в чреве кита, говорит: «земля своими запорами навек заградила меня» (Иона 2:7). Но мы ведь знаем, что пророк пробыл в чреве кита только три дня и три ночи (см. Иона 2:1). А ему показалось, что он находился там всю вечность. Когда Господь ответил на молитву Анны, взывавшую о рождении ребенка, она дала Богу обет, что отдаст ребенка на служение Богу в святилище в Силоме и он «останется там навсегда (букв. «навек, на всю вечность)» (1 Цар. 1:22). Но пророка Самуила сегодня там нет. Да и сам город Силом сегодня представляет собой груду развалин. Анна, мать Самуила, имела в виду, что ее сын будет принадлежать Богу «на все дни жизни его» (1 Цар. 1:28).

Джон Мартин. Содом и Гоммора. 1854
Джон Мартин. Содом и Гоммора. 1854

И, наконец, о древних городах, над которыми свершились суды Божии, сказано: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть…» (Иуд. 1:7, 8). В тексте сказано, что нечестивые города «подверглись казне огня вечного». Однако сегодня они не горят. Следовательно, дьявол и его последователи будут страдать в огне ада до тех пор, пока живы. Но когда пламя совершит свою работу, грех и грешники будут уничтожены навсегда. Нечестивые будут гореть до тех пор, пока будет существовать пища для огня. А потом огонь погаснет. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1).

Новая земля

Когда огонь совершит свою очистительную работу и дым рассеется, трагедия греха придет к концу. «Воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают… Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:12, 13). «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).

Трудно помыслить о том, что люди, которых мы знали в этом мире, будут уничтожены в огне. Поскольку они не приняли Христа как своего Спасителя, у них нет надежды на вечную жизнь. Утрата близких и любимых доставит горе спасенным, но Господь «отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Где будешь ты?

Карл Блох. Преображение
Карл Блох. Преображение

Миллионы людей, которые жили на земле, будут в числе живых в это торжественное время. Несмотря на то, верили они в воскресение из мертвых или не верили, нравилось им это или нет, несмотря на то, готовы они были к этому событию или нет, оно наступит. Господь говорит: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29). Библия говорит, что все будут в числе живых в то время. Различие лишь в одном: искупленные будут находиться в городе Бога, а нечестивые – за его пределами. Те, кто приняли Христа и исполняли Его волю, будут жить вечно. А те, кто пренебрегли даром спасения, останутся вне города и будут уничтожены в огне. Это будет необычным делом для Бога!

Господь желает, чтобы каждый человек наследовал жизнь вечную. Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Священное Писание призывает принять Иисуса Христа Своим личным Спасителем, поверить в Него и согласиться исполнять Его заповеди. Во Христе Иисусе вы найдете смысл жизни, будущность и надежду!




Пройдите тест для закрепления знаний по теме:Огонь и вода




Курс «Раскапывая прошлое III»

 
 Финикия | Описание курса | Тесты (10)